Коррекционно-образовательная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
статья на тему

Макарова Татьяна Владимировна

В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось количество детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА). Нестабильность шейного отдела позвоночника, кривошея, нарушение осанки и другие диагнозы всё чаще встречаются в амбулаторных картах.

Коррекционно-логопедическая работа является одной из частей лечебной педагогики и направлена на коррекцию речевой патологии, которая выявляется у детей с нарушением ОДА. Подтверждение данному высказыванию мы находим в работах Рубцовой А.Д. (1955г.), Спагиной Н.Г. (1978г.), Страковской В.Л. (1987г.), Левченко И.Ю., Приходько О.П. (2001г) и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_s_naruusheniem_oda.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-образовательная работа с детьми,

имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Макарова Т.В., г. Астрахани

В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось количество детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА). Нестабильность шейного отдела позвоночника, кривошея, нарушение осанки и другие диагнозы всё чаще встречаются в амбулаторных картах.

Коррекционно-логопедическая работа является одной из частей лечебной педагогики и направлена на коррекцию речевой патологии, которая выявляется у детей с нарушением ОДА. Подтверждение данному высказыванию мы находим в работах Рубцовой А.Д. (1955г.), Спагиной Н.Г. (1978г.), Страковской В.Л. (1987г.), Левченко И.Ю., Приходько О.П. (2001г) и др.

Обследование речи таких детей, проведенное по методике Захаровской А.Г. (критерии: артикуляторная моторика, двигательная активность, темп, ритм речи), Кузминой Ю.И. (интонационные особенности детской речи) свидетельствуют о том, что у детей с ортопедической патологией редко встречается бедность лексических единиц (исключение дети с тяжёлой формой ДЦП и ЗПР), но всегда присутствуют нарушения темпа, ритма, неумение контролировать силу голоса, полторны (запинки), которые при чрезмерно интенсивной работе над звуковой стороной речи переходят в заикание. Звуковая сторона речи нарушена за счёт звуков полного онтогенеза (ж, ш, ч, л, р) и произношения слов сложной слоговой структуры. Поэтому коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушением ОДА направлена на решение следующих задач:

  1. формирование речевого дыхания и работа над темпом и ритмом речи;
  2. развитие артикуляционного аппарата, совершенствование чёткого звукопроизношения;
  3. увеличение лексических единиц, совершенствование лексических конструкций;
  4. развитие связной, интонационно обогащенной, логически-грамотной речи.

Результатом решения оздоровительных задач на занятиях логопеда и воспитателя с детьми с нарушением ОДА должны стать:

  1. укрепление костно-мышечного аппарата;
  2. развитие дыхания;
  3. моторных, сенсорных функций;
  4. воспитание чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движений.

Всему этому может способствовать использование технологии согласования слова с движением. В практику работы логопедов этот приём вошёл под названием «речь с движением».

Одной и первых задач является развитие правильного дыхания.

Обучение дыхательным упражнениям следует начинать в покое. Статические упражнения усваиваются лучше, если вначале их проводить лёжа, затем стоя и сидя. Желательно включить упражнения, улучшающие осанку ребенка, способствующие релаксации мышц шеи, плеч, кистей рук, нижней челюсти, языка.

Речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и длительным выдохом. Для каждого человека свойственен индивидуальный тип дыхания (считается, что в среднем: 1 - вдох, 1-2 – задержка воздуха, 1-2-3 - выдох), но вариаций может быть больше. Дошкольник не может управлять работой дыхательных мышц. Научить малыша вбирать большое количество воздуха и длительно выдыхать его – одна из задач логопедических занятий. Некоторые авторы не настаивают на диафрагмальном дыхании, так как при речи человек в основном пользуется комбинированным носоротовым дыханием.

Результатом работы по развитию речевого дыхания должно стать естественное дыхание при говорении – вдох ртом (короткий и бесшумный без подъема плеч), выдох длинный и плавный. Чтобы не вызвать отрицательных реакций в процессе выполнения упражнений необходимы паузы.

Проводя ежедневно дыхательные упражнения необходимо помнить, что у трёхлетнего ребенка выдох короткий и слабый, длящийся 1 или 1,5с., в четыре года - 3-5с. (ребёнок может произнести 2-3 согласных звука). С 5 лет выдох удлиняется до 7с. (3-4 гласных звука), с 6 лет выдох длится 4-8с., что даёт возможность произносить любые звукосочетания и фразы.

У детей с нарушением ОДА часто встречаются нарушения голоса – носовое звучание, крикливость. Для устранения дефектов, для естественного звучания голоса необходимы дыхательные упражнения, которые хорошо начинаются с гласных звуков У-О-И-Ы, затем согласных Ф-М-В-Ж–З, затем слоги, однослоговые слова и заканчивать всё использованием стихов, что подчёркивает в своих работах Вансовская Л.И («Практикум по технике речи», 1999г.)

Требования к выполнению дыхательных упражнений:

  1. во время упражнения не должно быть никакого напряжения;
  2. фиксировать внимание на вдохе и выдохе только на первом этапе;
  3. добиваться непроизвольного вдоха и выдоха;
  4. после выдоха перед новым вдохом обязательно сделать остановку примерно на 2-3с.;
  5. каждое упражнение выполнять 1-2 раза;
  6. продолжительность упражнения 1-2 мин;
  7. дыхательные упражнения проводить ежедневно.

Цели и задачи

Игры и упражнения

1

Выработать диафрагмально-ребёрный тип дыхания. Отработать вдох носом – выдох носом, вход носом – выдох ртом (при этом плечи не поднимать)

Лёжа на спине (на ровной твёрдой поверхности) контролировать движение живота помещенной на него игрушкой. Нельзя паузой отделять вдох от выдоха. Необходимо, чтобы вдох сразу переходил в выдох

2

Отработать диафрагмально-ребёрный тип дыхания. Учить делать вдох и выдох плавно, не поднимая плеч, бесшумно

Сидя на стульчике повторять упражнение вдох носом – выдох носом, вход носом – выдох ртом. Контролировать вдох ладонью руки, помещенной на область диафрагмы

3

Развивать умение произносить один гласный звук на выдохе. Произносить его спокойно, ровно, без изменения силы голоса

Вдох носом. Выдох – А

……………………….О

……………………….У

……………………….Э

………………………..И


Цели и задачи

Игры и упражнения

4

Развивать умение направлять выдыхаемую струю воздуха вперёд, вверх, вниз, изменяя положение губ. Подготавливать к паузе между вдохом и выдохом

Игры:

1. «Чей пароход лучше гудит?» (Дуть в горлышко пузырька. Пузырёк – 7 см. Ширина горлышка – 1,5 см. Дуть вниз)

2. «Одуванчики» (дуть перед собой)

3. «Сдуй ватку с носа» (Дуть вверх)

5

Вырабатывать умение направлять выдыхаемую струю воздуха по средней линии языка. Отрабатывать дыхание сидя и стоя (подготовительный этап к упражнению фараона)

1. Вдох носом. Выдох – Ф

…….."…………"……….С

……."………….."…...….Ш

……."………….."……….Х

……."………….."….…..Ж

2. Сидя на стульчиках или стоя делать вдох-паузу-выдох при счёте 2:1:2

6

Вырабатывать умение слитно произносить 2 гласных звука, при этом делать лёгкий переход от одного звука к другому

Вдох носом.

Выдох – А_О…………..

.. "……..А_У……………

.. "……..А_Э……………

.. "……..А_И……………

Повторить упражнение фараона (3:1:3)

7

Отрабатывать умение направлять выдыхаемую струю воздуха по средней линии языка, а также учить детей контролировать силу выдыхаемой струи воздуха (щеки не надувать) и делать добрый вдох

Игры: «Птички летят», «Подул ветер», «
Загони мяч в ворота», «На взлётной полосе», «Соревнование жуков», «Осень», «Мельница», «Бабочки», «Вертолётчики», «Вертушки».

Повторить упражнение Фараона

8

Учить слитно произносить три гласных звука, делая плавный переход от первого звука ко второму и второго к третьему. Третий звук произносить протяжно

Вдох носом. Выдох – А_О_У…..

……………………….А_У_О…..

……………………….А_О_И…..

……………………….О_А_У…..

………………………..У_И_А…..

9

Вырабатывать умение произносить на одном выдохе четыре гласных звука (три звука мягко переходят один в другой и произносятся не длительно, а четвёртый звук произносить, используя остаток воздуха). Фиксировать внимание детей на положении губ при произнесении гласных звуков

Повторить упражнение фараона (2:1:2), (3:1:3)

Вдох носом. Выдох – АОУЭ…..

……………………….ОАУИ…..

……………………….УОАЭ…..

………………………..ЭАУИ…..

………………………..ИОАУ…..


Цели и задачи

Игры и упражнения

10

Отрабатывать диафрагмальное дыхание, использовать звукосочетания губной звук + гласный. Учить детей размыкать губы струей выдыхаемого воздуха

Вдох носом. Выдох – ПА

……………………….МА

……………………….ПО

……………………….БО

………………………..ПУ

………………………..БУ

Повторить упражнение фараона (4:2:4)

11

Отработать струю выдыхаемого воздуха, используя звукосочетания глухих согласных + гласные (слоговые упражнения)

Вдох носом. Выдох –

Та-то-ту-ты-тэ

Са-со-су-сы-сэ

На-но-ну-ны-нэ

Фа-фо-фу-фы-фэ

Ша-шо-шу-ши-шэ

12

Учить детей озвончать согласные в словах упражнениях. Слитно, на одном выдохе произносить группу слогов

Вдох носом. Выдох –

Да-до-ду-ды-дэ

За-зо-зу-зы-зэ

Ба-бо-бу-бы-бэ

Ва-во-ву-вы-вэ

Га-го-гу-гы-гэ

13

Произношение на одном выдохе предложений (наращивание слов от одного до 5-7 слов). Ребенок произносит фразы самостоятельно, с использованием наглядности по образцу логопеда

Вдох носом (картинка - роза)

Выдох → пахнет!

………………….Ах,_как_пахнет!

………………….Ах,_как_пахнет_цветок!

Выдох →Ах,

как_пахнет_цветок_роза. И т.д.

14

Научить детей произносить слитно, плавно, спокойно сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Научить, сделав вдох, сразу же, не задерживая дыхания, произнести на выдохе часть предложения, а после дополнительного вдоха, продолжить его.

Вдох носом. Выдох – произнести часть предложения, затем вдох → продолжение предложения.

Вдох носом. Выдох – мы сегодня не пойдём гулять → дополнительный вдох → потому что на улице холодно.

Упражнение Фараона (6:3:6)

15

Отработка речевого дыхания. Закрепить умение делать дробный вдох и выдох, согласовать слово с движением руки, отрабатывать речевое дыхание при ходьбе. Закрепить умение добавлять воздух (делать дополнительный вдох) во время произнесения сложных фраз

Вдох носом. На выдох произносить:

1. счёт до 10 и обратно с паузой после 5.

2. название месяцев:

Вдох – январь______________ апрель

Вдох – май_________________ август

Вдох – сентябрь_____________ декабрь

3. дни недели: Вдох – пон…, вт…, ср…, чет. Вдох – пятн…, суб…, воскресенье

Упражнение Фараона (7:3:7)

Литература

  1. Аванесян Р.Д., Румянцева (Юнтунен) О.А., Сизова О.Б. "Программа первого года коррекционной работы с трехлетними детьми, имеющими системное недоразвитие речи"/ Диагностика и коррекция речевых нарушений: методические материалы научно-практической конференции "Центральные механизмы речи", СПб, 1997.
  2. Анатомия человека Р.П. Самусев Ю.М. Селин М. : Медицина 1995.
  3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А.. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Логопедия" - М., 1998.
  4. Большая медицинская энциклопедия. 1981г. Москва.
  5. Гвоздев А.Н. / Вопросы изучение детской речи. - М. 1959.
  6. Генинг М. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1966.
  7. Герела, Н.Ф.Дыхание, движение, самомассаж. Методика самооздоровления на основе парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н.Стрельниковой,- Издательство: СПб: Петрополь
  8. Жолондза М. Я. Астма. От непонимания к излечению.-М., 2000
  9. Здоровье. Популярная энциклопедия. 1990.
  10. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте, пер. с чешек. М., Медгиз, 1962.
  11. Казьмин В.Дыхательная гимнастика при вашей болезни,- Бао, Баро-Пресс: Ростов-на-Дону, 2004
  12. Каменев Ю. Я. Парадоксальная дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой (методические рекомендации) СПб.: "Изд-во KN",1996.
  13. Каменев Юрий Яковлевич - "Дыхательная гимнастика в системе натуротерапии»
  14. Каше Г. А. Формирование произношения с общим недоразвитием речи М, Изд-во АПН РСФСР, 1962