"Инновационная технология БАК (биоакустическая коррекция) в работе с учащимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата"
презентация к уроку

Бабушкина Елена Николаевна

Говоря о современных технологиях реабилитации особых детей и взрослых, можно перечислить большой ряд форм и методов, созданных как зарубежными, так и отечественными производителями.

Сегодня, на нашей встрече, мы остановимся на одном из отечественных аппаратов, который на рынке работает уже более 20 лет, это аппарат биоакустической коррекции - БАК.

   - Данное оборудование было разработано и запатентовано специалистами - нейрофизиологами Института экспериментальной медицины РАМН,

отдела Физиологии им. И.П. Павлова, группой нейродинамической коррекции патологии мозговых функций, в городе Санкт-Петербург, на базе аппаратно-компьютерного комплекса «Синхро-С».

Хочется сразу отметить, что данный аппарат успешно применяется в:

·        3 Центральном военно-клиническом госпитале имени Вишневского МО РФ (Москва),

•      Региональном сосудистом центре скорой помощи (Набережные Челны),

•      Центре восстановительного лечения «Детская психиатрия им. Мнухина» (СПб),

•      Психиатрической больнице № 3 им. И.И.Скворцова-Степанова (подростковое   отд.)   (СПб),

•      Санатории «Янган-Тау» (Республика Башкортостан),

•      МСЧ № 18 - отделение нейрореабилитации (СПб),

•      "НИИ детской курортологии и физиотерапии "(СПб),

•      Центре медицинской реабилитации "Движение"(Москва),

•      Детском неврологическом центре "Прогноз" (СПб),

и др. лечебно-восстановительных учреждениях социальной защиты населения РФ.

   -  Области применения аппарата достаточно обширны.

•      Восстановительная медицина и реабилитация

•      Неврология

•      Психиатрия

•      Наркология

•      Кардиология

•      Профессиональная деятельность и спорт

•      Специальная (Коррекционная) педагогика

(в т.ч. олигофренопедагогика и логопедия)

- нас, конечно, волнует непосредственно наша специальная коррекционная педагогика.

  – Аппаратно-компьютерный комплекс биоакустической коррекции «Синхро – С» представляет собой устройство преобразования суммарной электрической активности головного мозга в звук музыкального диапазона для биоакустической нормализации психофизиологического состояния человека. Это компьютер или ноутбук, оснащенный программой «Синхро-С», блоком регистрации биопотенциалов головного мозга, их здесь 4. (Надо сказать, что сейчас производитель готовит новый аппарат на 12 каналов

), стереофоническими наушниками, отводящими и заземляющими электродами и электродный гель для лучшей проводимости.

-  Суть метода биоакустической коррекции.

И так мы видим, что активность головного мозга пациента регистрируется в 4 точках отведений: 2 лобных и 2 – затылочных. Все каналы одновременно и независимо преобразуются в акустический образ в реальном времени и предъявляются через наушники. В ходе сеанса пациент в течение 20 минут прослушивает музыкальный фрагмент, преобразованный аппаратным комплексом «Синхро-С» из электрических сигналов собственного головного мозга. В случае, когда сигналы человека имеют отклонения от нормы, синтезированный музыкальный сигнал воспринимается головным мозгом как «неприятный и раздражающий», и единственным способом убрать это раздражающее воздействие является приведение параметров электрических сигналов к нормальным показателям. Поступающие музыкальные сигналы постепенно активизируют механизмы обратной связи, в результате он самостоятельно и непроизвольно корректирует электрическую активность головного мозга, что приводит к гармонизации звуковой картины.

Применяется несколько вариантов наборов звуковых стимулов. Например, возможно музыкальное и немузыкальное озвучивание текущей ЭЭГ. Использование определённой системы ранжирования звуков позволяет заранее формировать акустический образ ЭЭГ в мажорном или минорном ладу. В немузыкальном варианте каждому периоду колебания ЭЭГ соответствует звуковой сигнал с определённой частотой, что представляется как монотонный звук, меняющийся по тембровой окраске.

 В зависимости от развитости воображения, звучащие в наушниках звуки для каждого отдельно взятого пациента воспринимаются по-разному: кто-то слышит звон колоколов, кто-то шум прибоя или сильного ветра, звучание органа или труб.

     – Каковы же лечебные эффекты воздействия данного аппарата?

стимулирующий и восстановительный (стимуляция психического и речевого развития у детей с задержками речевого и психоречевого развития, эффективное восстановление речевых и когнитивных функций после органического поражения головного мозга и др.)

восстановление функционального состояния ЦНС -  нормализация всех параметров

нормализация психофизиологических и психологических показателей (улучшение психоэмоционального состояния, улучшение настроения, повышение активности, снижение эмоциональной напряженности и утомляемости, нормализация сна и аппетита, уменьшение фиксированности на своем состоянии, снижение показателей невротичности, депрессивности и др.);

гемодинамический (центральная и вегетативная регуляция кардио-респираторной системы, улучшение сосудистой реактивности, нормализация артериального давления и т.д.);

иммуномодулирующий;

анальгезирующий (головные боли напряжения, функциональный головные боли и ангинозные боли при стенокардии и инфаркте миокарда, другие виды боли);

обменно-трофический.

 – каковы же основные ритмы головного мозга?

Бета-ритм- высокочастотные колебания ЭЭГ человека и является неотъемлемой частью биоэлектрической активности мозга человека в бодрствовании. Этот ритм доминирует в ЭЭГ пациентов, находящихся в состоянии тревоги.

Альфа – ритм – основа ритмической активности мозга, доминирует в ЭЭГ затылочных областей коры. Этот ритм выявляется в расслабленном состоянии и затухает в состоянии умственного напряжения пациента.

Тета-ритм- регистрируется при снижении активности ЦНС (в состоянии засыпания). Также тета- активность может быть признаком патологии головного мозга. Выраженность этого ритма в ЭЭГ человека зависит от возраста.

Дельта-ритм- регистрируются во время сна, преимущественно в передних, иногда- в задних областях коры. Появление билатеральносинхронной активности говорит о поражении подкорковых структур 

 - Преимущества метода БАК- это

1. Отсутствие привыкания, побочных эффектов и возрастных ограничений; И, если мы говорим «не навреди», то к БАКу это будет вполне уместно.

2. Высокая эффективность, доказанная многолетним использованием;

3. Совместимость и ускорение других видов лечения, уменьшение медикаментозной нагрузки, при некоторых нозологиях возможность замены медикаментозного лечения.

4. Каждая процедура БАК проходит под контролем записи   по 4-м каналам в режиме on-line (обзор и анализ). После каждой процедуры есть возможность оценить изменение различных параметров.

 – Показания к применению метода БАК….

Неврология, психиатрия:

Ø  Нарушения психического развития (задержка умственного развития, умственная отсталость, аутистический синдром)

Ø  Нарушения речевого развития (дизартрия, дислалия, ОНР, алалия, дисграфия, дислексия)

Ø  Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Ø  Неврозоподобные нарушения (тики, энурез)

Ø  Головные боли напряжения. Мигрень

Ø  Последствия органического поражения головного мозга, черепно-мозговых травм

Ø  Гипоксически - ишемические поражения ЦНС перинатального генеза

Ø  Адаптация к школьно - дошкольным учреждениям

Ø  Общее оздоровление организма и психопрофилактика: повышение и поддержка оптимального уровня адаптационных возможностей организма, процесса саморегуляции (в период подготовки к ЕГЭ)

Ø  Синдром «хронической усталости»

Гастроэнтерология:

Ø При язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, хронических гастритах, колитах (уменьшения психоэмоционального напряжения и повышения саморегуляции, снятие болевого синдрома, нормализация аппетита, нормализация вегетативного статуса)

Ø  При синдроме раздраженного кишечника (нормализация работы кишечника, устранение болей)

Ø  Функциональный запор

Дерматология:

Ø При атопическом дерматите (эффективное устранения зуда, сокращение времени лечения, увеличение продолжительности периода ремиссии).

Пульмонология:

Ø  Бронхиальная астма (улучшение функционального состояния центральной нервной системы у больных бронхиальной астмой, сопровождающееся улучшением показателей функции внешнего дыхания (уряженное дыхание, увеличение жизненной емкости легких и показателей бронхиальной проходимости, уменьшение проявлений гипоксемии и гиперкапнии).

Ø Состояние после перенесенной пневмонии.

 -  специфика метода БАК в коррекционной практике

По слайду. Активация речевых функций предполагает в каждой программе включение определённого набора слов, как с первой минуты сеанса, так и с любой другой.

  – противопоказания

•      острый послеоперационный период;

•      гипертонический криз;

•      острые инфекционные заболевания;

•      острые нарушения мозгового и спинномозгового кровообращения;

•      инфаркт миокарда в остром периоде;

•      острые и подострые воспалительные заболевания головного и спинного мозга, его оболочек (миелит, менингит и т.п.);

•      острые кровотечения, повышение температуры

•      онкозаболевания

        С осторожностью: эпилепсия

        Рекомендуемый курс: от 10 до 15 сеансов, по 15 - 25 минут

Улучшился фон настроения. Дети чаще стали смеяться, радоваться, уменьшились тревожность и напряжение на фоне эмоциональных нагрузок.

Положительная окраска фона настроения стала более выраженной и стабильной. Эмоциональные реакции стали яркие, живые.

Эмоциональные проявления стали более адекватными. Уменьшились аффективные реакции, исчезли импульсивные агрессивные действия, направленные на окружающих людей, близких.

Уменьшение стереотипий, как в эмоциональных проявлениях, так и в поведении в    целом. Появился интерес к деятельности окружающих.

Курс процедур АРФ на основе БАК в сочетании с традиционным медикаментозным лечением и с логопедическими занятиями в 3 – 4 раза ускоряет процесс речевого развития у детей с нарушениями речи различной этиологии.

Являясь эффективным и немедикаментозным методом реабилитации больных, направленным на восстановление функционального состояния центральной нервной системы и мобилизацию естественных резервов организма, способствует повышению эффективности медицинской реабилитации в комплексной терапии, а при ряде заболеваний может использоваться самостоятельно

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация318.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные технологии реабилитации: зарубежный и отечественный опыт. БИОАКУСТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ мастер – класс: учитель-логопед ГКОУ СКОШИ № 31, г.Москва Бабушкина Елена Николаевна

Слайд 2

Метод биоакустической коррекции Р азработан и запатентован специалистами – нейрофизиологами Института экспериментальной медицины РАМН, отдел Физиологии им. И.П. Павлова, группа нейродинамической коррекции патологии мозговых функций.

Слайд 3

Области применения БАК Восстановительная медицина и реабилитация Неврология Психиатрия Наркология Кардиология Профессиональная деятельность (в т.ч . у личного состава подразделений особого риска) Специальная (Коррекционная) педагогика (в т.ч . олигофренопедагогика и логопедия) Спорт

Слайд 4

Лечебный эффект воздействия стимулирующий и восстановительный (стимуляция психического и речевого развития у детей с задержками речевого и психоречевого развития, эффективное восстановление речевых и когнитивных функций после органического поражения головного мозга и др.) восстановление функционального состояния ЦНС - нормализация всех параметров нормализация психофизиологических и психологических показателей (улучшение психоэмоционального состояния, улучшение настроения, повышение активности, снижение эмоциональной напряженности и утомляемости, нормализация сна и аппетита, уменьшение фиксированности на своем состоянии, снижение показателей невротичности, депрессивности и др .); гемодинамический ( центральная и вегетативная регуляция кардио-респираторной системы, улучшение сосудистой реактивности, нормализация артериального давления и т.д .); иммуномодулирующий ; анальгезирующий (головные боли напряжения, функциональный головные боли и ангинозные боли при стенокардии и инфаркте миокарда, другие виды боли); обменно-трофический ;

Слайд 5

Основные ритмы головного мозга Бета-ритм - высокочастотные колебания ЭЭГ человека и является неотъемлемой частью биоэлектрической активности мозга человека в бодрствовании. Этот ритм доминирует в ЭЭГ пациентов, находящихся в состоянии тревоги. Альфа – ритм – основа ритмической активности мозга, доминирует в ЭЭГ затылочных областей коры. Этот ритм выявляется в расслабленном состоянии и затухает в состоянии умственного напряжения пациента. Тета-ритм - регистрируется при снижении активности ЦНС (в состоянии засыпания). Также тета- активность может быть признаком патологии головного мозга. Выраженность этого ритма в ЭЭГ человека зависит от возраста. Дельта-ритм - регистрируются во время сна , преимущественно в передних, иногда- в задних областях коры. Появление билатеральносинхронной активности говорит о поражении п одкорковых структур

Слайд 6

Преимущества метода биоакустической коррекции Отсутствие привыкания, побочных эффектов и возрастных ограничений Высокая эффективность, доказанная многолетним использованием Совместимость и ускорение других видов лечения, уменьшение медикаментозной нагрузки, при некоторых нозологиях возможность замены медикаментозного лечения Каждая процедура БАК проходит под контролем записи по 4-м каналам в режиме on-line (обзор и анализ). После каждой процедуры есть возможность оценить изменение различных параметров

Слайд 7

Показания: Неврология, психиатрия: Нарушения психического развития (задержка умственного развития, умственная отсталость, аутистический синдром ) Нарушения речевого развития (дизартрия, дислалия, ОНР, алалия, дисграфия, дислексия ) Синдром дефицита внимания с гиперактивностью Неврозоподобные нарушения (тики, энурез ) Головные боли напряжения. Мигрень Последствия органического поражения головного мозга, черепно-мозговых травм Гипоксически - ишемические поражения ЦНС перинатального генеза Адаптация к школьно - дошкольным учреждениям Общее оздоровление организма и психопрофилактика: повышение и поддержка оптимального уровня адаптационных возможностей организма, процесса саморегуляции (в период подготовки к ЕГЭ) Синдром «хронической усталости»

Слайд 8

Гастроэнтерология: При язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, хронических гастритах, колитах (уменьшения психоэмоционального напряжения и повышения саморегуляции, снятие болевого синдрома, нормализация аппетита, нормализация вегетативного статуса) При синдроме раздраженного кишечника (нормализация работы кишечника, устранение болей) Функциональный запор Дерматология: При атопическом дерматите (эффективное устранения зуда, сокращение времени лечения, увеличение продолжительности периода ремиссии). Пульмонология: Бронхиальная астма (улучшение функционального состояния центральной нервной системы у больных бронхиальной астмой, сопровождающееся улучшением показателей функции внешнего дыхания (уряженное дыхание, увеличение жизненной емкости легких и показателей бронхиальной проходимости, уменьшение проявлений гипоксемии и гиперкапнии). Состояние после перенесенной пневмонии.

Слайд 9

Противопоказания острый послеоперационный период; гипертонический криз; острые инфекционные заболевания; острые нарушения мозгового и спинномозгового кровообращения; инфаркт миокарда в остром периоде; острые и подострые воспалительные заболевания головного и спинного мозга, его оболочек (миелит, менингит и т.п.); острые кровотечения, повышение температуры онкозаболевания С осторожностью: эпилепсия Рекомендуемый курс: от 10 до 15 сеансов по 15 - 25 минут

Слайд 10

Влияние биоакустической коррекции в сочетании с коррекционно-развивающими занятиями на эмоциональную сферу детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Улучшился фон настроения. Дети чаще стали смеяться, радоваться, уменьшились тревожность и напряжение на фоне эмоциональных нагрузок. Положительная окраска фона настроения стала более выраженной и стабильной. Эмоциональные реакции стали яркие, живые. Эмоциональные проявления стали более адекватными. Уменьшились аффективные реакции, исчезли импульсивные агрессивные действия, направленные на окружающих людей, близких. Уменьшение стереотипий, как в эмоциональных проявлениях , так и в поведении в целом. Появился интерес к деятельности окружающих. Курс процедур АРФ на основе БАК в сочетании с традиционным медикаментозным лечением и с логопедическими занятиями в 3 – 4 раза ускоряет процесс речевого развития у детей с нарушениями речи различной этиологии.

Слайд 11

Биоакустическая коррекция, являясь эффективным и немедикаментозным методом реабилитации больных, направленным на восстановление функционального состояния центральной нервной системы и мобилизацию естественных резервов организма, способствует повышению эффективности медицинской реабилитации в комплексной терапии, а при ряде заболеваний может использоваться самостоятельно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-образовательная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось количество детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА). Нестабильность шейного отдела позвоночника, кривошея, нар...

Работа с учащимися с нарушением опорно-двигательного аппарата на уроках технологии

В данной статье представлены осовные принципы работы с учащимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках технологии....

Дементьева Татьяна Валентиновна Педагогические технологии сопровождения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Дементьева Татьяна ВалентиновнаГБОУ общеобразовательная школа   № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга Педагогические технологии  сопровождения учащихся с н...

"Учиться с пользой для здоровья" Какие технологии обучения использовать с особыми детьми , имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата.

Материал занятия-консультации по теме "Учиться с пользой для здоровья" содержит инфорацию о здоровьесберегающих технологиях в образовательном процессе. Чтобы ребенок учился с пользой, он дол...