Работа с учащимися с нарушением опорно-двигательного аппарата на уроках технологии
статья по технологии на тему

Илюхина Ирина Николаевна

В данной статье представлены осовные принципы работы с учащимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с учащимися с нарушением опорно-двигательного аппарата на уроках технологии

Илюхина Ирина Николаевна

Учитель технологии

МБОУ ЦО № 21 г. Тула


Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата неоднородна по составу в связи с наличием у них значительного разброса первичных и вторичных нарушений развития. По типологии двигательных нарушений выделяются:

  1. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит.
  2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипозы.
  3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Для детей с ДЦП характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия обучения и воспитания. Эти дети очень часто не уверены в себе, для них характерна ограниченная самостоятельность и повышенная чувствительность.

Во многих образовательных учреждениях встречаются дети с заболеваниями нервной системы (ДЦП). Эти дети требуют к себе особого отношения педагога, поэтому для их успешного развития необходимо выполнение следующих принципов:

  1. Соблюдение непрерывности в развивающих занятиях.
  2. Индивидуализация обучения
  3. Использование наглядно-действенного характера содержания образования
  4. Упрощение системы выполняемых заданий.
  5. Тесное сотрудничество с семьей ребенка.

Одним из наиболее эффективных методов развития навыков и умений у детей с нарушениями нервной системы является проведение занятий по декоративно-прикладному творчеству. На таких занятиях вся работа должна быть построена с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. В процессе работы у учащихся формируются следующие умения и навыки:

  1. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов.
  2. Распределение рабочего времени.
  3. Контроль и корректировка хода работы.
  4. Анализ задания.
  5. Организация рабочего места в зависимости от вида работы.
  6. Планирование трудового процесса.
  7. Экономное использование материала.
  8. Умение оценивать выполненную работу.
  9. Соблюдение последовательности выполнения технологических операций.
  10. Формирование навыков рационального и безопасного использования инструментов.
  11.  Воспитывается Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов.

Для оценки эффективности занятий предлагается использовать Диагностическую карту сформированности трудовых навыков, представленную ниже.


Диагностическая карта сформированности трудовых навыков

Фамилия, имя ____________________________        Дата рождения___________________

Дата проведения начальной диагностики ________________

Дата проведения заключительной диагностики_______________

Базовый уровень

Начальная

Заключитель-ная

1

Качество выполненной работы

2

Умение рационально планировать работу

3

Самостоятельность выполнения работы

4

Умение организовать свое рабочее место

5

Соблюдение нормы времени

6

Умение работать аккуратно, красиво, ритмично

7

Точность соблюдения технологической последовательности и трудовых приемов

8

Умение своевременно контролировать качество своей работы

9

Умение пользоваться технической документацией (семы, шаблоны, выкройки и т.д.)

10

Умение экономно расходовать материалы

11

Бережное отношение к оборудованию

12

Умение анализировать результаты своей работы

13

Умение предупреждать и исправлять недочеты

14

Соблюдение правил безопасности труда

15

Умение использовать, анализировать образец изделия (технология соединения деталей, обработка краев, выделение отделки)

16

Уровень развития общетворческих способностей (подбор цвета, подбор ткани по фактуре, использование самостоятельной отделки)

17

Уровень и специфика мотивации трудовой деятельности:

А) мотивация

Б) устойчивость интереса

В) выраженный интерес к определенным видам работы

Г) зависимость интереса от успешности работы

Д) зависимость интереса от похвалы преподавателя

Е) зависимость интереса от отношения товарищей

Педагог ____________________________________________

Считается целесообразным проводить диагностику сформированности трудовых навыков учащихся 2-4 раза в год.

Таким образом, залогом успеха работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата является применение индивидуального подхода к каждому учащемуся, что позволит ему приобрести умения и навыки, необходимые для дальнейшей социализации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы леворуких детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата на уроках столярного дела в 5 классе

Данный проект предназначен для проведений занятий по предмету «Технология» в 5 классе. Внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий по техническому творчеств...

Адаптированная рабочая программа по предмету " История и культура родного края" для 9 класса для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями.

Данная адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов книги "Культура родного края" авторов В.Н.Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой....

"Инновационная технология БАК (биоакустическая коррекция) в работе с учащимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата"

Говоря о современных технологиях реабилитации особых детей и взрослых, можно перечислить большой ряд форм и методов, созданных как зарубежными, так и отечественными производителями.Сегодня, на нашей в...

Дементьева Татьяна Валентиновна Педагогические технологии сопровождения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Дементьева Татьяна ВалентиновнаГБОУ общеобразовательная школа   № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга Педагогические технологии  сопровождения учащихся с н...

Развитие критического мышления на уроках географии у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Урок является формой реализации педагогических взаимодействий, где происходит общение учителя и ученика. Современные образовательные стандарты предъявляет новые требования к современному уроку. Теперь...