«Организация двигательно-оздоровительных мероприятий в группе»
консультация

Кудякова Юлия Анатольевна

      Рекомендации призваны оказать педагогу посильную помощь в организации двигательно-оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе. Это могут быть занятия по изобразительной деятельности, развитию речи, формированию элементарных математических представлений и др. Некоторые из предлагаемых ниже упражнений, заданий и игр допустимо использовать на разных видах занятий, так как по своим целям они носят многофункциональный характер.

   На занятиях в дошкольных учреждениях традиционно применяются физкультминутки. Ее задачи способствовать снятию психического (интеллектуального и эмоционального) перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой. Повышению общей работоспособности и т.д.

   Предлагаемые в данных рекомендациях нетрадиционные формы работы наряду с решением этих задач служат достижению и более широких воспитательно-оздоровительных целей. Среди последних следует особо выделить:

- развитие осмысленности, эмоциональной регуляции и произвольности тех движений и действий ребенка, формирование которых осуществляется на данном занятии;

- обогащение творческого потенциала детей, прежде всего- возможности их воображения;

- создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;

- культивирование у детей ценностного отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям. Формирование осознания их значимости и уникальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_0.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             

         

Консультация для воспитателей

«Организация двигательно-оздоровительных мероприятий в группе»

(Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки)

                                                                         Выполнила:

учитель-логопед

                                                                                                     Кудякова Ю.А.

        г. Южноуральск

      Рекомендации призваны оказать педагогу посильную помощь в организации двигательно-оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе. Это могут быть занятия по изобразительной деятельности, развитию речи, формированию элементарных математических представлений и др. Некоторые из предлагаемых ниже упражнений, заданий и игр допустимо использовать на разных видах занятий, так как по своим целям они носят многофункциональный характер.

   На занятиях в дошкольных учреждениях традиционно применяются физкультминутки. Ее задачи способствовать снятию психического (интеллектуального и эмоционального) перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой. Повышению общей работоспособности и т.д.

   Предлагаемые в данных рекомендациях нетрадиционные формы работы наряду с решением этих задач служат достижению и более широких воспитательно-оздоровительных целей. Среди последних следует особо выделить:

- развитие осмысленности, эмоциональной регуляции и произвольности тех движений и действий ребенка, формирование которых осуществляется на данном занятии;

- обогащение творческого потенциала детей, прежде всего- возможности их воображения;

- создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;

- культивирование у детей ценностного отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям. Формирование осознания их значимости и уникальности.

   В рекомендациях представлены материалы по развитию мелких мышц руки. Мимики, элементы психогимнастики, физкультминутки. В них раскрывается содержание двигательно-оздоровительных моментов, имеющих место в перерывах между занятиями.

Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки.

   Среди разнообразных двигательно - оздоровительных моментов, организуемых на дошкольных занятиях. Особое место принадлежит тем из них. Которые связаны с развитием мелкой моторики руки. Они имеют непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивалось психологами, педагогами, физиологами, медиками. В частности, уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность изобразительных, музыкально-исполнительских., конструктивных и трудовых умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и т.п.

   Однако этот развивающий потенциал может быть реализован лишь в том случае, если движения рук дошкольника будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения. Активно участвуя в зарождении и передаче образов воображения. Движущиеся руки способны в буквальном смысле слова приоткрыть дверь в завтрашний день ребенка и очень многому научить его голову. Впрочем, по словам великого немецкого мыслителя И.Канта, рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом.

   Желательно, чтобы ребенок не только создавал и воплощал посредством движений собственных рук те или иные образы, но еще и эмоционально вживался в них, больше того. Входил в целостное психосоматическое состояние, задаваемое образом, прислушивался к своим телесным ощущениям.

   Для начала следует предложить ряд простейших упражнений., заданий и игр, которые требуют от ребенка хотя бы минимальной фантазии и осмысленности при построении соответствующих движений. Их можно использовать практически на всех занятиях в разных группах дошкольного учреждения. При этом будут достигаться цели активизации и развития творческого потенциала дошкольника, обогащения его эмоциональной сферы, психофизической релаксации.

 

Средняя группа

Мытье рук.

 Попробуем вместе с детьми проимитировать процедуру мытья рук под струей воды с разным напором. Здесь важно вызвать у детей ощущение контраста.

   Задание может быть включено в занятия, так или иначе связанные с организацией продуктивной и музыкальной (музыкально-ритмической) деятельности дошкольников.

   

Рисование в воздухе кистями пальцами рук.

Смысл этого названия является из его названия. Главной областью применения служат занятия по изобразительной деятельности и конструированию. Можно предлагать детям «рисовать» целые картины. В любом варианте это будет способствовать расширению их творческих изобразительных возможностей. Целесообразно выполнение такого задания под музыкальное сопровождение, передающее характер искомого образа (образов0.

   Наряду с этим детям можно предложить порисовать в воздухе носом, головой, плечом, локтем, ногами и т.д.

Дирижирование.

 Произвольные ритмические движения рук под музыкальное сопровождение или без него. Это упражнение можно включать не только в музыкальные, но и во все остальные занятия. Так., дирижированием полезно сопровождать выполнение упражнений в счете на занятий по развитию элементарных математических представлений и т.п.

Упражнение «Радужные брызги»

   Встряхивание расслабленных кистей в различном ритме, имитирующее разбрызгивание капель воды.

   При этом дети пытаются «обрызгать друг друга. Далее им предлагается представить, как капли воды разлетаются в разные стороны, переливаясь на солнце всеми цветами радуги. Ребятам задаются вопросы: «Куда летят брызги», «какого они цвета?». Затем предлагается «построить» радугу водяных капелек, любуясь их цветом и блеском.

   Это упражнение развивает воображение детей, способствует формированию культуры эмоционального переживания, повышает их общий физиологический тонус. Оно  предназначено для использования прежде всего на занятиях по изобразительной деятельности, музыке, ритмике.

Опознание знакомого предмета на ощупь с завязанными глазами

   Можно предлагать для обследования сходные по форме и размерам, но качественно разные предметы (например, апельсин и мячик, кубик и пирамидка, игрушечные фигурки рыбки и зайчика, кусочки бархатной бумаги.

   Основные области применения задания – занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Лепим умелую и уверенную руку

   Ребенку предлагается побывать в роли скульптора, который воплощает в материале свои представления о таких человеческих качествах, как умелость и уверенность. «Материалом» же является рука самого ребенка. Другая рука выполняет «ваятельские» функции.

   Данное упражнение способствует развитию воображения, уверенности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию положительного эмоционального настроя, активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке. Его рекомендуется применять на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию. При обучении игре на музыкальных инструментах. А также в процессе овладения элементарными навыками письма – преимущественно в тех случаях. Когда детям для усвоения предлагается новый материал.

   Вместе с тем на занятиях по изобразительной и конструкторской деятельности, развитию речи и т.п. дошкольникам может быть предложен ряд элементарных упражнений для пальчиков. Которые имеют общеразвивающий характер:

«Пальчики здороваются», «Слоненок», «Корни деревьев».

Старшая и подготовительная группа

«Встреча друзей»

  Поочередно прикасаться пальцами одной руки к пальцам другой, делая ими нежные вращательные движения (по часовой стрелке).

   Цель этого задания., которое можно предлагать детям на любом занятии, состоит в развитии эмоциональной выразительности движений, создании общего позитивного психосоматического фона, путем воздействия на биологически активные точки кожи.

«Прикосновение»

   Упражнение, способствующее повышению успешности в выполнении изобразительных действий. Дети производят движения кистями рук под стихотворное сопровождение:

Мы так долго рисовали,

                                              Наши пальчики устали,

                                              Мы немного отдохнем,

Снова рисовать начнем.

(Встряхивают кисти рук.)

        Что за странное явленье?

        Появилась вдруг стена -

        Очень прочная она.

(С усиленным напряжением давят на воображаемую стену.)

Это дверь или окно?

        Нам проверить суждено…

(Разглаживая воображаемую поверхность, рисуют ладошками форму прямоугольника, квадрата. Когда же «проверка» завершена…)

Это все-таки окно,

          Только грязное оно!

          Ну, друзья, помоем стекла -

          Станет в комнате светло.

(Круговые движения по воображаемому стеклу, движения вверх-вниз, из стороны в сторону.)

                                                   Дело сделано на славу!

                                                   Время отдохнуть пришло.

(Встряхивая кисти, дети расслаблено манипулируют пальцами рук.)

   После некоторой паузы дети приступают к изобразительной деятельности.

«Угадай, что нарисовано?»

   Это игровое задание нацелено на развитие воображения, тактильной чувствительности, осмысленности движений, выполняемых различными органами тела, способности к передаче и восприятию эмоционального настроя. Его можно включать в занятия по изобразительной деятельности и развитию элементарных математических представлений.

1 вариант. Играющие по считалке выбирают двух водящих, которые стоят друг за другом лицом к играющим. По команде второй водящий рисует пальцем на спине у первого какие-либо фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.). Стоящий впереди должен догадаться, какая фигура изображена у него на спине. Он изображает нарисованное рукой (головой, носом, всем телом) в воздухе, ногой или шагами на поверхности пола. Дети должны отгадать, какой рисунок был нарисован вторым игроком на спине первого.

2 вариант. Дети делятся на пары. Каждый второй рисует на спине у впереди стоящего. Если первый игрок угадал фигуру, он делает шаг вперед. Побеждает пара, пришедшая к финишу первой.

«Подарок»

   Ребенку предлагается жестами показать. Какой подарок он дарит своему товарищу. Цель задания – развитие воображения, чувства товарищества. Рекомендуется для использования прежде всего на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, при формировании первоначальных умений письма. Вместе с тем задание может быть приурочено к празднованию дней рождения детей в группе.

«Цветы»

   Это упражнение пальчиковой гимнастики направлено на развитие выразительности движений, умения ориентироваться на слово при построении действия (что является важнейшим показателем произвольности как действий ребенка, так и его внимания). Упражнение может быть предложено детям на занятиях по развитию речи и при подготовке к письму. Оно выполняется под текстовое сопровождение:

Наши алые цветы

                                                    Распускают лепестки.

(Сложенные в виде бутона ладони крепко прижимаются боковыми поверхностями и подушечками пальцев друг к другу, затем медленно раскрываясь, имитируют распускающийся цветок.)

Ветерок чуть дышит,

                                                 Лепестки колышет.

(Колебательные движения каждым пальцем отдельно.)

        Наши алые цветы

                                                 Закрывают лепестки.

(Пальца соединяются, снова образуя бутон.)

                                                  Тихо засыпают.

                                                  Головой качают.

(Круговые движения кистями, сложенными в виде бутона.)

«Клавиши и струны»

   Имитация игры на клавишных и щипковых музыкальных инструментах под музыкальное сопровождение. Цель упражнения – развитие осмысленной и выразительной моторики. Область применения – музыкальные (музыкально-ритмические) занятия.

«Я – художник»

 Это упражнение выполняется на занятиях по изобразительной деятельности под текстовое сопровождение:

Я взял бумагу, карандаш

    Нарисовал дорогу.        

(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе – изображение листа бумаги. Указательный палец правой руки – карандаш. Проводим пальцем по левой ладони линию – дорогу.)

На ней быка изобразил,

        А рядом с ним корову.

(Правая и левая рука сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. Дети произносят: «Му-у».)

                Направо дом,

(Пальцы складываются домиком.)

        Налево сад…

(Кисти рук скрещиваются в запястье – изображают деревья. Раздвинув пальцы, дети шевелят ими – будто раскачивают ветки.)

              На ветках яблочки висят,

                                                           И дождичек их мочит.

(Встряхивание кистей – имитация капель дождя.)

                                                    Потом поставил стул и стол,

 (Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой.)

                                                     Тянусь как можно выше.

(Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.)

                                                      Уф! Свой рисунок приколол –

                                                       Совсем неплохо вышел!

(Правая рука разглаживает воображаемый рисунок – поднятую в вертикальном положении левую ладонь. Улыбка удовлетворения на лице.)

   

Комплексы упражнений и заданий оздоровительной направленности для детей средней группы.

«Пчелиный улей»

                                               Вот маленький улей,

                                               Где пчелы

                                               Спрятались,

                                               Где их никто не увидит.

(Сжать пальцы в кулак. Рассмотреть «улей».)

                                               Вот они появились из улья

                                               1-2-3-4-5  з-з-з-з-з

(По одному пальцы разжать. Пчелы улетают.)

«Яблоня»

                                                  У дороги яблоня стоит,

                                                  А на ветке яблоко висит.

(Соединить руки над головой в виде круга.)

                                                   Сильно ветку я потряс,

                                                    Вот и яблочко у нас.

(Энергично потрясти руками.)

                                                     В сладко яблочко вопьюсь,

                                                     Ах, какой приятный вкус!

(Погладить живот.)

«Моя семья»

        1-2-3-4…

        Кто живет в моей квартире?

(Хлопки пальцами, основания ладоней сомкнуты и неподвижны.)

                                                       1-2-3-4-5…

        Всех могу пересчитать:

(Наоборот: пальцы рук сомкнуты, а основаниями ладоней хлопают.)

                                                       Папа, мама, брат, сестренка,

                                                       Кошка, Мурка, два котенка,

                                                       Мой щегол, сверчок и Я –

                                                       Вот и вся моя семья!

(Поочередное поглаживание (массаж) всех десяти пальцев.)

«Завтрак»

        Куры, петухи, индюшки

                                                          Наклевалися петрушки,

                                                          Закусили лебедой.

                                                           Побежали за водой!

(Руки подняты на уровне груди. На каждое слово или слог пальчики поочередно прижимаются к большому пальцу. Затем «убегают».)

«Волшебные орешки»

   (Упражнения с орехами снимает нервное раздражение, ощущение недовольства, улучшает работу мозга.)

Покатилось, покатилось

        Олино колечко.

        Покатилось, покатилось

                                     С нашего крылечка.

                     Кто с  крылечка сойдет?

                     Кто колечко найдет?

   (Вращают один орех, с усилием прижимая его ладонью другой руки. Или делают орехом круговые движения по тыльной стороне кисти одной руки, прижав его ладонью другой.)

   Для работы в средней, старшей и подготовительной группах может быть предложен комплекс В.В. Цвынтарного. Комплекс носит многофункциональный характер, но в первую очередь обеспечивает решение задач развития речи дошкольников (отсюда и основная область его применения – занятия по развитию речи и подготовке детей к письму.) Он включает в себя следующие игровые упражнения и задания.

«Домик»

Дом стоит с трубой и крышей,

                                         На балкон гулять я вышел.

(Ладони направлены под углом друг к другу. Кончики пальцев соприкасаются. Средний палец одной руки поднят вверх (труба). Кончики мизинцев соприкасаются, образуя прямую линию (балкон).)

«Очки»

Бабушка очки надела

           И внучонка разглядела.

(Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки. Колечки поднести к глазам.)

«Дерево»

У дерева ствол,

        На стволе много веток.

        А листья на ветках зеленого цвета.

(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.)

«Гусь»

        Гусь стоит и все гогочет,

        Ущипнуть тебя он хочет.

(Предплечье вертикально. Кисть под прямым углом. Указательный палец параллелен большому. Все четыре пальца прижаты друг к другу.)

КОНСУЛЬТАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Организация досуга и занятости подростков «группы риска» в каникулярное время»

Цель программы:- Создание условий для оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков « группы риска», детей, оставшихся без попечения родителей и обучающихся из других категорий семей;- способств...

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...

Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ОНР

В консуольтации рассмотрены принципы создания предметно - развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи....

Статья в методический журнал "Уровневая дифференциация при организации работы учеников в малых группах на уроках истории" (8класс, тема: «Отечественная война 1812 года»)

В природе человека изначально, на генном уровне, заложено стремление к самореализации, раскрытию сущностного, творческого потенциала личности. Ни для кого не секрет, что современное образование готови...

Организация и проведение практики по специальности 53.02.01 Музыкальное образование в рамках профессионального модуля «Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях»

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 Музыкаль...

4.6.Профессиональная активность преподавателя: участие в экспертных комиссиях, в составе жюри олимпиад, конкурсов, руководство МК/ПЦК или МО, творческими группами и др., организация и проведение мероприятий

4.6.Профессиональная активность преподавателя: участие в экспертных комиссиях, в составе жюри олимпиад, конкурсов, руководство МК/ПЦК или МО, творческими группами и др., организация и проведение мероп...