Духовно-нравственное воспитание, как средство гармоничного развития личности.
методическая разработка

Мальцева Ольга Игоревна

Доклад и презентация для педагогического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_.docx18.04 КБ
Файл prezentatsiya_k_ps_maltseva.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание, как средство гармоничного развития личности.

Что можно делать, а чего делать нельзя? Что можно сказать, а чего говорить не нужно? Как попросить о помощи и как поступить, если помощи просят у тебя? Приходя в наш мир маленькому ребёнку только предстоит научиться поступать правильно в каждой жизненной ситуации.

Дошкольное детство– очень важный этап в развитии ребёнка. На этом этапе ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру в будущем. В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. К духовно-нравственному развитию дошкольника относится и развитие у детей эмоциональной сферы. Высокий уровень эмоционального развития очень важен для гармоничного развития ребенка, как приобретение им основных знаний и умений.

Духовно-нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка, в этом случае он действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми.

Младший дошкольный возраст является важным периодом в нравственном развитии детей. На данной стадии у малышей активно формируются навыки поведения, первые элементарные представления о хорошем и плохом, добрые чувства к окружающим. Те моральные представления и навыки, которые формируются у детей в этом возрасте, станут основой их дальнейшего нравственного развития.

Свою модель поведения малыши копируют с окружающих их взрослых, а также с той социальной среды, в которой они воспитываются. Поэтому для формирования основ духовности и нравственности у младших дошкольников наиболее целесообразно использование собственного примера. Помимо того, что взрослый должен показать ребёнку модель нравственного поведения, необходимо так же  объяснить, почему взрослый поступил так, а не иначе. В младшем дошкольном возрасте возрастает актуальность подачи информации с помощью игры. В этом возрасте ребёнок не сомневается в искренности эмоций, переживаемых игрушкой или куклой в процессе игры, он заинтересован ей. Поэтому взрослому проще с помощью игры помочь ребёнку испытать те или иные эмоции и охарактеризовать их.

Нравственное воспитание дошкольника — это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход.

С момента перехода малышей, от отношений в стенах дома к жизни в коллективе дошкольной группы, жизнь их заметно изменяется. Возникает и развивается умение участвовать в сюжетно-ролевой игре, включаются в регулярную и обязательную общегрупповую деятельность (на занятиях), принимают участие в играх с правилами, в выполнении индивидуальных и коллективных поручений. В этот период ребята усваивают новые, более сложные для них правила, корректирующие их поведение, взаимоотношения с окружающими их взрослыми и ровесниками.

В среднем дошкольном возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку и становятся естественной потребностью. Поэтому наряду с показом образцов поведения следует и специально упражнять детей в нравственных поступках. Это можно сделать посредством сюжетно-ролевой игры ил драматизации.

В среднем дошкольном возрасте для развития духовно-нравственных качеств активно используется художественная литература. Ребенок стремится подражать героям, которые ему нравятся, переносят это все на игру и, проживая жизнь героя в игре, получают духовный и нравственный опыт. Сказки детям помогают отличать добро и зло, дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо. Сказка осуждает такие черты характера, как лень, жадность, скупость, и одобряет смелость, трудолюбие и верность. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Каждая сказка учит ребенка быть дружелюбным и, трудолюбивым.

У старших дошкольников нравственные чувства становятся более основательными. У детей формируется чувство любви к родному краю, чувства уважения к сверстникам и взрослым. Так же в этом возрасте воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело. В этом возрасте актуально проводить беседы на нравственные темы. Такие беседы включают в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой произведения, игры и задания.

В силу особенностей возраста детям свойственна импульсивность и непосредственность. Взрослому нужно правильно направлять вспыхнувшее чувство малыша. Ребенку нравится, когда его хвалят взрослые, он учится любить окружающих, быть отзывчивым, сопереживать другим. Эти гуманные чувства помогают ребенку расти нравственно.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственное воспитание, как основа гармоничного развития личности. Подготовила воспитатель: Мальцева О.И. Солнечногорск 2022г.

Слайд 2

Духовность и нравственность – два понятия, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Духовность – традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, природе, передающаяся из поколения в поколение. Нравственность - внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воли. Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Слайд 3

• формирование начал патриотизма и гражданственности; • формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; • уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей; • формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей; • формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания) коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт); • воспитание уважительного отношения к труду. В условиях реализации ФГОС ДО определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

Слайд 4

патриотизм – любовь к России, к своему народу, к малой Родине; гражданственность - служение Отечеству, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания; семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших; труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание; искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор; природа – родная земля, планета Земля; и другие ценности. Содержание духовно-нравственного развития определяется базовыми ценностями:

Слайд 5

Этапы духовно-нравственного воспитания дошкольников: Младший возраст – формирование понятия «Я», «Моя семья», «Ближайшее окружение»; Средний возраст – к уже приобретённым ранее понятиям добавляются «Мой город», «Родная природа»; Старший возраст – «Культура и традиции моей страны и малой родины».

Слайд 6

Методы развития духовно-нравственных качеств: чтение произведений устного народного творчества; показа сказок и других произведений вместе с детьми; рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; целевых прогулок, экскурсий; моделирования сказок; рассказа или беседы; чтения произведений;

Слайд 7

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося»

выступление на Республиканской научно-практической конференции "Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества"Секция: Духовно-нравственное воспитание в процессе обученияНовая рос...

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности.

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности....

Педагогический совет "Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности обучающегося"

Цель:  1.   Рассмотреть основные направления  духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.2.   Рефлексия подходов и тех...

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося в рамках ФГОС»

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными черта...

Педсовет «Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности в рамках ФГОС»

Вопросы: 1. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания ...

«Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности учащегося»

Методический педсовет.Тема: «Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности учащегося»....