Консультации для родителей и педагогов
консультация

Гильманова Елена Алексеевна

Работа учителя-логопеда имеет многогранный характер и охватывает различные направления образовательной деятельности. При этом огромное значение в эффективности логопедической работы имеет взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений. только в этом случае коррекционный процесс будет результативным

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  Консультация учителя -логопеда

На тему: «Речевое развитие соматически - ослабленных  детей»

 

                                        Подготовила

                                        учитель-логопед МАДОУ Д/с №11

                                       Е.А.Гильманова 

  Дошкольный возраст является особо значимым  периодом в  развитии речи, В связи с этим изучение факторов и условий, определяющих речевое  развитие ребенка дошкольного возраста, является весьма необходимым аспектом      современных исследований.                                                                                               Ведущую роль в развитии речевой функции имеет состояние  соматического статуса ребенка,  его здоровья в целом.

                           
В последнее время повсеместно отмечается рост детской заболеваемости, по данным Минздрава РФ, заболеваемость детей всех возрастных групп за последние пять лет значительно возросла. Частота болезней костно-мышечной системы увеличилась на 80%, мочеполовой — на 90%, нервной системы и органов чувств — на 35%, системы кровообращения — на 56%, болезней крови и кроветворных органов — на 123%, болезней эндокринной системы — на 90%. Как следствие, возникает необходимость комплексного подхода к формированию здоровья детей.                                                                                                   Известно, что здоровье ребенка закладывается еще во время беременности и напрямую зависит от состояния здоровья матери.  Инфекционные и соматические заболевания матери во время беременности могут приводить к нарушениям маточно-плацентарного кровообращения, к расстройствам питания и к кислородному голоданию плода. Эти факторы влияют на деятельность мозга, а следовательно на формирование речевой деятельности. При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения, сочетающиеся как правило с другими дефектами развития ( слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта). Они могут наблюдаться при заболевании беременной женщины краснухой, цитомегаловирусной инфекцией, токсоплазмозом, гриппом  и другими вирусными инфекциями. При  этом тяжесть речевых нарушений во многом зависит  от времени поражения мозга во внутриутробном периоде.  Наиболее  тяжелые повреждения отмечаются в первом триместре беременности. Токсикозы, недоношенность, асфиксия в родах, вредные  привычки  родителей вызывают  отставание в физическом и психическом развитии ребенка.                                                                                                              В этиологии речевых нарушений определенную роль может сыграть иммунологическая несовместимость крови матери и плода ( по резус фактору и другим показателям). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода.                         В результате из эритроцитов выделяется токсическое  для центральной нервной системы вещество-непрямой билирубин. Под его влиянием  поражаются подкорковые отделы мозг. Слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха.   Как известно, при оценке нарушений речи у детей важно учитывать так называемые критические периоды, когда происходит наиболее  интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи с чем появляется  повышенная ранимость нервных  механизмов речевой деятельности и риск возникновения нарушений ее функций  даже при воздействии незначительных  факторов. Общая ослабленность  ребенка, связанная с  инфекционным заболеванием  в один   из этих периодов может неблагоприятно  отразиться на его речевом развитии.                                                              

Рассматривая   часто встречающиеся заболевания детей дошкольного возраста и их влияние на речевую деятельность, можно выделить следующие варианты:

-во первых, это дети имеющие патологии нервной системы обусловленные  асфиксией, родовой травмой, внутричерепными кровоизлияниями, недоношенностью плода и т.д. В этих случаях   наблюдается   гибель нервных клеток в речевых зонах головного мозга. Такое воздействие ведет за собой нарушения речи коркового генеза (алалия, дизартрия, заикание, мутизм и др.) В основном  характер нарушений зависит  от времени воздействия и от степени поражения  центральной нервной системы. Задержка развития речи может являться частью общей задержки развития, тесно связанной с особенностями биологического созревания нервной системы. Кроме того, недоношенный или ослабленный ребенок может выглядеть младше своего возраста, отставать в росте и весе. Речь такого ребенка развита не в соответствии с возрастом , часто он говорит меньше и хуже, чем его сверстники, выявляются также нарушения звукопроизношения, несформированность лексико-грамматических норм, нарушения слоговой структуры и т.д.

- вторая категория- дети с хроническими очагами инфекций, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, аллергическими проявлениями, обострениями хронических  заболеваний.  Особое место среди огромного ряда занимают заболевания ЛОР-органов у детей в частности, часто встречающиеся в наше время аденоиды у детей, которые приводят к нарушению носового дыхания, обильному выделению слизистого секрета, заполняющего носовые ходы и стекающего в носоглотку, хроническому воспалению слизистой оболочки носа. Из-за затрудненного носового дыхания дети постоянно находятся с открытым ртом, сон часто бывает беспокойным и сопровождается громким храпом; дети встают вялыми, апатичными. У дошкольников часто снижается  память и внимание. Аденоиды, закрывая глоточные отверстия слуховых труб, могут вызвать снижение слуха, иногда значительное. Искажается речь, голос теряет звучность и принимает гнусавый оттенок, нарушается фонематическое восприятие, страдает звукопроизносительная система речи. Дети раннего возраста имеют  трудности  в освоении  речи.  Задержка развития речи может быть вызвана более или менее тяжелым поражением слуха ребенка по причине частых проявлений отитов в дошкольном возрасте. Ребенок, который плохо слышит и, следовательно, плохо понимает речь окружающих его людей, практически всегда имеет те или иные нарушения в звуко-  и словопроизношении, с трудом учится пользоваться собственной речью. Поэтому при любой форме нарушения развития речи у ребенка родителям необходимо обратиться к специалистам, чтобы исключить нарушения слуха  и речи или своевременно заняться их излечением.  

 - в-третьих, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, сколиотическая осанка, сколиоз) в разные возрастные периоды дошкольного детства. Сегодня  большой процент дошкольников страдает нарушениями осанки в той или иной степени, что обусловлено рядом факторов: экологическая обстановка, общее  физическое состояние организма, социальная ситуация развития ребенка.  В результате  искривления позвоночника нарушается венозный отток крови  к различным системам организма в том числе и головному мозгу, нарушается питание центральной нервной системы. Что в обязательном порядке отражается на речевой  деятельности: в таких случаях могут проявляться нарушения тонуса артикуляционного аппапрата, искажения в произношении различных звуков, недостаток развития лексико-грамматической  стороны речи, и другие нарушения, зависящие от степени поражения нервной системы и его влияния на речевые зоны головного мозга.  Любое из заболеваний может являться либо выражением, либо непосредственным следствием сколиотической болезни. Можно вкратце перечислить — отставание в росте и развитии, частая заболеваемость, затруднения в учебе из-за обеднения мозгового кровотока, отсюда же неврозы, плохой сон, пресловутый «синдром хронической усталости», головные боли, проблемы дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой систем.

 Специалистам известно, что чаще всего болеют простудами и гриппом дети с недолеченными ринитами, фарингитами, с постоянно увеличенными миндалинами, с гнойными "пробками". Такие медленно "тлеющие" инфекции приводят к отравлению организма, его хронической интоксикации. Токсические вещества ослабляют иммунную систему ребенка и не дают ей эффективно сопротивляться болезни.


Если у ребенка диагноз "энцефалопатия", если он перенес родовую травму, страдает нервно-психическими патологиями, неудивительно, что он болеет чаще, чем его сверстники. У детей, перенесших родовые травмы, нарушается взаимодействие между различными структурами головного мозга, что влияет на обмен веществ, свертываемость крови, выработку иммунных антител. Самая частая причина нарушений деятельности головного мозга - его гипоксия, то есть нехватка кислорода. На фоне гипоксии и возникают нарушения кровообращения в головном мозге, которые приводят к отекам и внутренним кровоизлияниям, что приводит к вторичному, то есть приобретенному в течение жизни иммунодефициту.

Частые соматические  создают  особую социальную ситуацию развития ребенка. Как показывают исследования психологов, такие дети становятся жертвой  социальных условий  создаваемых болезнью. Из-за постоянных пропусков детского сада у этих детей нет определенного статуса в группе сверстников, они испытывают трудности  в нахождении контакта  с другими  детьми, испытывают ряд комплексов, связанных со своей личностью. Такая психотравмирующя ситуация влечет за собой проблемы в нервно-психического характера, что в обязательном случае отражается на состоянии речевой деятельности ребенка. По наблюдениям речь таких детей отличается несформированностью  произносительных навыков , нарушением слоговой структуры, недостаточной сформированностью фонематического слуха, бедностью словаря, ограниченностью речевого высказывания.  В итоге речь часто болеющих детей (к концу дошкольного возраста) в целом лексически и грамматически оформлена, но присутствуют ошибки звукопроизношения, связная речь часто непоследовательна, нелогична, хотя и эмоционально выразительна. Речевое развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (на всех этапах дошкольного детства) характеризуется низким уровнем развития лексического и особенно грамматического строя, имеет недостаточную связность и выразительность. Кроме того, факты из практики логопедов показывают , что речь соматически ослабленного ребёнка сложнее и дольше поддаётся коррекции .

Кроме того, в медицинской психологии утверждено мнение,  что соматическое здоровье ребенка неразрывно связано с его психологическим благополучием, поэтому отдельную группу занимает категория детей имеющих психосамотическую природу болезней,   которая приобретает большую и большую распространенность. Психосоматические соотношения это проблема не сегодняшнего дня и не только медицинская и социальная проблема. В широком смысле этого слова – это проблема существования человека. По существу, психосоматические расстройства - это большой круг расстройств, объединяющие в себе и депрессивные расстройства с соматическими нарушениями, и различные психические расстройства, включающие, в той или иной мере, соматические, которые, на каком-то этапе заболевания, преобладают и расцениваются как просто соматические без связи или в связи с психическими нарушениями. В настоящее время их число достигает 40—68% от числа обратившихся за помощью к педиатрам. По мнению ее медиков , единственной причиной возникновения психосоматических заболеваний (язвы желудка, бронхиальной астмы, гипертонической болезни и др.) является переживание психотравмирующей ситуации.

Таким образом,  остро возникает необходимость комплексного медико-психолого-педагогического  воздействия  в целях профилактики  детских болезней, выработки  стратегии  психологической поддержки часто болеющих детей, пропаганды здорового образа жизни среди  родителей. Коррекция речевого развития соматически больных детей должна сопровождаться обогащения их индивидуального опыта новыми знаниями о своих силах и психофизиологических возможностях на пути преодоления болезни; оптимизации взаимоотношений окружающих взрослых с детьми; организации целенаправленных занятий по развитию всех компонентов речевого высказывания.                                    

Рекомендации родителям

     • Перед планированием ребенка семейной паре желательно обследоваться у андролога и гинеколога.

• Планируя беременность, будущая мать должна пролечить все свои хронические заболевания, вылечить зубы.
Если у вас увеличены миндалины или вы страдаете от аденоидов, то лучше их удалить. Лучше всего заранее позаботиться о здоровье своего малыша и за некоторое время до планируемой беременности расстаться с работой, если на ней приходится контактировать с тяжелыми металлами, особенно со свинцом, красками и растворителями, если приходится работать с приборами, излучающими сильные электромагнитные поля.

• Во время беременности нужно оградить женщину от стрессов, общения с больными людьми, неблагоприятных производственных условий. Доказано, что стресс, перенесенный женщиной во время беременности, снижает кровоток через плаценту и приводит к снижению веса и уменьшению роста плода.

• Сохраняйте грудное вскармливание. Можно создать смесь, содержащую те же компоненты, что и грудное молоко, но никто еще не научился добавлять в нее те иммунные вещества, которые поступают к ребенку из организма матери. Медикам известно, что
если в первые месяцы после рождения ребенок лишен грудного молока, то у него в организме возникает нехватка очень важной части иммунной системы - так называемой фракции комплемента, которая вырабатывается молочной железой матери. Перевод ребенка на искусственное вскармливание раньше, чем ему исполнится четыре месяца, лишает малыша материнских иммуноглобулинов - защитных веществ, вырабатываемых ее иммунной системой. Поэтому не стоит забывать: ребенок, которого слишком рано отняли от груди, - прямой кандидат в группу часто болеющих  плохо говорящих детей.


• Если
ребенок все же стал часто болеть, рекомендуется обследование  у педиатра, эндокринолога, иммунолога.



• Старайтесь не "запускать" заболевания у малыша, не бросайте лечение на половине, не пользуйтесь непроверенными методами лечения и советами подруг, обращайтесь к специалистам.

• Регулярно давайте ребенку витамины, закаливайте его, приучайте к здоровому образу жизни.



                                                                 



Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ ИГРОТЕКА

Для  дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, очень важно закрепление ранее изученного материала. И поэтому летний период как нельзя лучше подходит для использования этой цели, совмещая мероприятия развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.

  • Перебрасывая мячик, называйте только предметы, начинающиеся на заданный слог или на указанную тематику: фрукты, овощи, мебель, одежда.
  • Модернизируйте всем знакомые «Города» — один произносит название предмета или имя, а следующий подбирает другое на крайнюю букву (например: апельсиН – НосоК – КиТ – Танк или Коля – Яна – Артем – Мария)
  • Применение уменьшительно — ласкательных суффиксов – взрослый кидает шар и говорит слово, малыш возвращает его, превратив сказанное в ласковое название (книга – книжечка, зайка – заинька, лиса – лисонька, волк – волчонок и др).
  • Задание для обогащения словаря и распознавание эмоций – перекидываясь, дети озвучивают всевозможные благодарности (благодарю, спасибо, пожалуйста), извинения (прости, извините, жалко), приветствия (привет, здравствуйте, добрый вечер, доброй ночи) и т.д.
  • Обучение образованию прилагательных: родитель говорит из чего сделана вещь, ребенок создаёт прилагательное (например, сапожки из резины – резиновые, пирожное из меда – медовое, гвоздь из железа – железный, шляпка из соломы — соломенная и т.д.)
  • «Кто сколько знает…» — участники находятся вокруг центра и, бросая мячик, называют пословицы. Можно задать определенную тему: труд, год, хлеб и т.д. Тот, кто в очередной раз не вспомнит поговорку, выходит из круга. Чемпион — последний оставшийся.
  • Бродя по лесу, подсчитывайте количество собранных грибов, цветочков в букете, встреченных пеньков или муравейников.

В летний зной на прогулке не обязательно использовать только речевые игры. Это могут быть развлечения, связанные с формированием крупной и мелкой моторики, тренировкой ловкости, наблюдательности, быстроты реакции, координации. Командные конкурсы способствуют выработке честности, терпения, выносливости, дисциплинированности.  Хороши на свежем воздухе народные забавы, они позволяют прикоснуться к культуре собственного народа и познакомиться с традициями других народностей, населяющих нашу страну. Можно водить хороводы под плясовую музыку или песнопения, упражняться в лапту, прыгать через веревочку, плести венки – лишь немногие затеи, пришедшие к нам с древних времен благоприятно сказывающиеся на  общем развитии  ребенка.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                                детский сад № 11                                                                                               общеразвивающего вида Кировского района ГО г.Уфа РБ

Консультация для воспитателей

На тему: ««Эмоциональные особенности детей с нарушениями речи».

 

 

                                                                         Подготовила

                                        учитель-логопед  Е.А.Гильманова 

Известно, что одной из общих закономерностей нарушенного развития речи являются отклонения в формировании личности. Трудности социальной адаптации таких детей, сложности их взаимодействия с социальной средой отмечали Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф, В.И Лубовский. В процессе коррекционной работы с этими детьми важнейшую роль играет апелляция к личности.

      Среди немногочисленных работ, посвященных исследованию особенностей эмоционально-волевой сферы и личностного развития при речевых нарушениях. выделяются работы таких ученых, как                               В.М. Шкловский, В.И. Селиверстов, Л.А. Зайцев, О.С. Орлова , Л.Е.Гончарук  , Г.А. Волкова , А.П. Воронова, Т.Н.Волковская . Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формирование его самосознания и самооценки.

      Изучая особенности развития дошкольников с нарушением речи,

 О.А. Слинько отмечает, что  несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников.

      Ряд исследовательских работ по изучению особенностей коммуникативной сферы и состояния игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи выполнен под руководством Г.В. Чиркиной (1996) . Эти данные существенно дополняют представления о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Выявленные авторами ( Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина) особенности речевого развития детей с ОНР ( трудности морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера) сочетались с нарушениями коммуникативной функции, что выразилось в снижении потребности в общении,  несформированность способов коммуникации( диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения ( незаинтересованность в контакте. неумение ориентироваться  в ситуации общения, негативизм).

      Большой интерес представляет исследование особенностей личностного развития дошкольников с ОНР, выполненные на кафедре специальной психологии и клинических основ дефектологии МГОПУ им. М.А.Шолохова под руководством И.Ю. Левченко (2003). Авторы исследования (И.Ю.Левченко, Г.Х.Юсупова)  доказали, что личность ребенка с ОНР характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеет место заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности в разной степени выраженности.

      В зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания речевого дефекта дошкольники с ОНР были разделены на три группы. Дети первой группы не демонстрировали свои переживания речевого дефекта, у них не отмечались трудности при речевом контакте. Они активно взаимодействовали с взрослыми и сверстниками, широко использовали невербальные средства общения. У детей второй группы наблюдались некоторые трудности в установлении контакта с окружающими, они не стремились к общению, на вопросы старались отвечать односложно, избегали ситуаций, требующих использования речи, в игре прибегали к невербальным средствам общения, демонстрировали умеренное переживание дефекта. У детей третьей  группы отмечался речевой негативизм, который выражался в отказе от общения , замкнутости, были зафиксирован агрессивность, заниженная самооценка. Дети избегали общения со сверстниками и взрослыми а в игре не пользовались вербальными средствами общения; на логопедических занятиях в речевой контакт вступали только после длительной стимуляции .

      Л.М. Шпицина, Л.С Волкова (1993) в результате исследований, выполненных в частности, с использованием методики " цветовых выборов" М. Люшера, выявили некоторые особенности эмоционально- личностных качеств у старших дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи.

      В отличие от детей с нормой речевого развития многим детям с нарушениями речи свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.

      В определении таких эмоционально- личностных свойств, как концентричность-эксцентричность, отмечается отчетливое доминирование как у детей с нормальной речью, так и у детей с нарушенной речью. У значительной части детей с общим недоразвитием речи обнаруживается свойство концентричности, что свидетельствует об их сосредоточенности на собственных проблемах , склонности все переживания держать в себе, замкнутости.

      У детей специальных  учреждений наблюдается более низкая работоспособность, которая у половины детей коррелирует с выраженностью стрессовых реакций и доминированием отрицательных эмоций. Улучшение эмоционального состояния детей с речевой патологией  может быть следствием  нормализации отношений в коллективе сверстников и с развитием способности к саморегуляции вследствие правильно организованной коррекционно-педагогической работы.

      Исследование самооценки позволило установить наиболее значимые различия в самооценке девочек и мальчиков с нормальной и нарушенной речью.

      Так,  для девочек наибольшее значение имеют такие свойства, как здоровье, честность общительность, они не обидчивы и не драчливы. уже в этом возрасте они сомневаются в оценке своей внешности и либо отвечают, что не знают, красивы ли они, либо считают что некрасивы. У девочек с нарушенной речью почти по всем сравниваемым параметрам самооценка оказывается выше, чем у девочек с нормальной речью. однако. в отличие от последних, они не считают себя  здоровыми и вследствие этого в необходимой степени общительными. Самооценка у двух групп мальчиков - с нормальной и нарушенной речью - отличается в меньшей степени, чем у девочек. Так, мальчики массовых детских садов считают себя очень веселыми, счастливыми честными; в меньшей степени. но все же добрыми, общительными, здоровыми. Мальчики , посещающие логопедические  группы считают себя честными. храбрыми, необидчивыми. не драчливыми. однако они менее общительны и счастливы. так же как и девочки. они осознают, что причиной их необщительности является речевой дефект, однако не считают себя ущербными в той мере, как девочки с нарушенной речью. В целом исследования показывают, что дети  с тяжелыми нарушениями речи не достаточно оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой , многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Чаще всего фиксируется внимание на негативных чертах характера, а положительные качества несколько переоцениваются. В этом проявляется тенденция в самохарактеристике приближаться к идеальному образу.

      Исследования уровня притязаний детей с нарушением  речи выявили, что в большинстве случаев реакция этих детей на неуспех отличается от той, которая наблюдается в норме. Это выражается в том, что после удачно выполненного задания часть детей переходит не к более трудному, а к более легкому заданию. Этот факт можно трактовать как формирование защитной реакции у детей с нарушениями речевого развития, стремление поддержать успех на заниженном уровне.

      Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации. В связи с чем, особую значительность приобретает дифференцированная психопрофилактика  и психокоррекция имеющихся у детей особенностей эмоционально-личностного развития.

      Наблюдаемые у детей с нарушениями речи трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими детьми . взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития , как бедность и недифференцированность словарного запаса. недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствует осуществлению полноценного общения следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения,  незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться  в ситуации общения, негативизм ( Л.Г. Соловьева)

      В результате исследования О.С. Павловой  (1997) речевой коммуникации старших дошкольников с общим недоразвитием речи было выявлено,   что в целом коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно   ниже нормы. Кроме того, положение ребенка в коллективе сверстников тесно связано со степенью речевого дефекта. так, дети, занимающие высокое положение , как правило, имеют сравнительно хорошую развитую речь, в то время, как среди детей, занимающих неблагоприятное положение, есть дети с положительными качествами личности, хорошим поведением, но с более тяжелым речевым дефектом, который и является определяющим в иерархии межличностных отношений. Что обязательно сказывается на особенностях формирования эмоционально-аффективной сферы ребенка. Ограниченность общения со сверстниками формирует чувство личной неполноценности, обиды, замкнутости, что может выражаться как в отказе от общения, в одиночных  играх, так и наоборот - гиперактивностью, стремлением привлечь к себе внимание. В дальнейшем это сказывается на характере поведения и может приобрести постоянную форму.

      Обращает на себя   внимание невысокий уровень развития игровой деятельности дошкольников с  общим   недоразвитием речи : бедность сюжета, процессуальный  характер игры , низкая речевая активность . Для большинства  таких детей характерна крайняя возбудимость, которая связана с различной  неврологической симптоматикой , в связи с чем игры, не контролируемые воспитателем, обретают порой весьма неорганизованные формы . Часто дети данной категории вообще не могут занять себя каким-либо делом, что говорит о несформированности у них  навыков совместной деятельности. Если дети  выполняют  какую-либо общую работу по поручению взрослого , то каждый ребенок стремится сделать все по своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним .

 Подобные факты говорят о слабой ориентации дошкольников с недоразвитием речи на сверстников в ходе совместной деятельности, о низком уровне сформированности их коммуникативных умений , навыков сотрудничества. Что создает неблагоприятный фон для развития эмоциональной сферы детей с нарушениями речи.

В связи с этим проявляется потребность применения  индивидуального подхода к детям с нарушениями речи с применением пихолого-педагогических методов коррекции эмоциональных нарушений детей, выработки особой позиции по отношению к ребенку,суть  которой заключается в необходимости:

   -поддерживать в ребенке достоинство и формировать позитивный образ "Я"

   - говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности, характере ребенка;

    -отмечать сдвиги в личностном росте, посредством сраванения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.

      -отказаться от негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;

      -избегать навязывания вопреки желанию ребенка способа деятельности и поведения.

-терпеливо относиться к речевому дефекту ребенка.

      С этой целью используются такие формы работы, как лекции, беседы, тренинги, групповые и индивидуальные консультации, анкетирования, подбор и анализ психологической и психолого-педагогической литературы.



Предварительный просмотр:

Комплексная система организации развивающей  предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в современном дошкольном учреждении

Обеспечение благополучного и защищённого детства - первостепенный национальный  приоритет  России.  

Федеральный  государственный  образовательный стандарт дошкольного образования разработан на  основе   Конституции  Российской Федерации, направлен на обеспечение  равных  возможностей  для  полноценного развития каждого ребенка, учитывая   индивидуальные особенности  отдельных            категорий     детей.    [4]

       Получение дошкольного обрaзования  детьми с огрaниченными возможностями здоровья является основным критерием   их успешной социализации посредством  обеспечения адекватных условий для максимального достижения равных стартовых возможностей  дошкольника и его подготовки к переходу на ступень школьного обучения. 

         Ежегодно в детский сад обращаются  воспитанники  с  проблемами  развития. Наблюдается  увеличение численности данной категории детей. Это дети, имеющие расстройства когнитивной сферы, генетические заболевания, нарушения  речи и  опорно-двигательного аппарата. 

          Все большее распространение получает  инклюзивное образование детей с ОВЗ в , среди сверстников в общеразвивающей  группе.  Многие семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья , осознают важность и необходимость овладения  ребенком  основных категорий  дошкольной программы.  

 В соответствии с законом об образовании,  закон. представители) имеют право выбора модели образования для своего ребенка  [4]

Для воспитанников с особенностями развития  в нашем учреждении реализуются сразу несколько форм экстернальной интеграции, в зависимости от индивидуальных особенностей развития воспитанников   

- точечную форму, когда дети с ОВЗ посещают лишь некоторые мероприятия, занятий  с узкими специалистами, отдельные режимные моменты, включаются в среду нормально развивающихся сверстников на время проводимых мероприятий;  

- полную форму, где дети с ОВЗ интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников. 

 На основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, для каждого воспитанника с ОВЗ разрабатывается адаптированная образовательная программа, определяется индивидуальный  образовательный маршрут. Предлагается комплекс коррекционно-образовательных  услуг. Реализация  программ ведется с согласия родителей ( законных предстваителей).   Специалисты  проводят коррекционную, диагностическую и консультационно-просветительскую работу. В процессе образовательной деятельности   учитываются интересы и предпочтения детей, создаются условия комфортного нахождения ребенка в детском саду. 

         Успешность развития интегрированного обучения и воспитания детей с особыми нуждами определяется необходимостью проведения целого комплекса разнообразных мероприятий: от создания доступной архитектурно-планировочной среды до разработки поливариативных образовательных программ, методик, технологий, учитывающих различный уровень онтогенеза учащихся. [1]

 Предметно - пространственная  среда в ДОУ организована так,чтобы каждый ребенок имел возможность полноценно развиваться. методологической основой инклюзивного образования является постулат: «Не ребёнок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребёнка.  [3]

Во  всех группах имеются центры развития. Выделено пространство для удовлетворения потребности в активном движении детей. Для сенсорного развития изготовлены и подобраны различные пособия: для мелкой моторики с липучками, пуговицами, кнопками, игры-шнуровки, игры на развитие тактильных и зрительных ощущений (домик с замочками, домик с креплениями), «проблемный столик», сухой дождь, сухой бассейн.    В каждой возрастной группе оборудована зона уединения. Используются различные музыкальные и шумовые игрушки. Созданы условия для проведения сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами. 

Для оптимального осуществления интеграции  и повышения эффективности образовательного процесса, педагоги детского сада широко  применяют в работе различные  инновационные  формы обучения.

Одним из альтернативных средств работы с детьми с ОВЗ является «Умное зеркало». Занятия разработаны с целью профилактики и устранения дефектов речи.  С помощью интерактивного  логопедического зеркала,  ребенок погружается в  волшебный мир со сказочными  персонажами. Вместе с  героями  зеркального мира, выполняются   задания для артикуляционной гимнастики, произношение звуков, закрепляют навыки звукового анализа, обогащаются  лексические темы. Занятия с использованием  подобных компьютерных технологий позволяют скорректировать  процесс занятия с учетом индивидуальных возможностей ребенка,  вызывают живой эмоциональный отклик,  повышают мотивацию  воспитанников.

         Приоритетной  формой работы с детьми с особенностями развития, является применение игровых модулей. Способствующие созданию   универсального маркера развивающего пространства соответствующего  основным параметрам ФГОС ДО: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка – дошкольника.

        С помощью развлекательных моментов с игровыми модулями поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение. Игровые модули  охватывают все направления речевого и психо-эмоционального  развития ребенка: словарь, грамматический строй, произносительную сторону речи и связную речь (диалог и монолог). Изображения на кубах подобраны таким образом, что позволяют легко и системно охватить широкий диапазон задач по развитию ребенка.  На гранях кубов – изображения, которые задают определенную смысловую и речевую направленность.                                                                              

         По результатам работы, можно утверждать, что применение игровых модулей  в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми, имеющих особенности развития, является эффективным коррекционным средством. Одновременно использование игровых модулей способствует повышению познавательной мотивации детей, умению планировать, контролировать и оценивать учебные действия, работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, отстаивать свое мнение, и, следовательно положительным образом влияет на процесс социальной адаптации  воспитанников с ОВЗ.

         Дети  с особенностями развития испытывают трудности в концентрации внимания, самоконтроле и целенаправленности деятельности. Как отмечает Ткаченко Т.А. "Коррекционный процесс требует длительных упражнений,  с многократным повторением. Он не прост для детей - они ещё очень малы. Поэтому старайтесь разнообразить занятия, внести в них элементы игры. Это облегчит малышам работу, сделает занятия менее утомительными и более привлекательными".[3]

В рамках проводимой образовательной деятельности активно используется интерактивная песочница – уникальное оборудование, которое позволяет ребенку в игровой форме развивать познавательные процессы. Применяются самые различные виды деятельности, игровые  методы и приемы, а также обязательно обращается внимание на формирование умений у детей работать в макро и микро группе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, проводить оценку и самооценку. Игры, организованные с помощью данного оборудования, стимулируют развитие  детей  с особыми ограниченными возможностями здоровья, создают условия для изучения   окружающего мира. При этом задействовано развитие всех когнитивных функций ребенка: восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственного гнозиса, конструктивного праксиса, речевого развития. При развитии одной функции тренируются нейронные связи, которые соприкасаются с другой. На основе специальных, наиболее подходящих для детей с особенностями  игровых методов, решаются задачи коррекции речи и высших психических функций. 

      Педагогами ДОУ активно используются  в работе с детьми элементы здоровьесберегающих технологий,  подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика,  гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, динамическая минутка, корригирующая гимнастика,  СУДжок терапия, музыкотерапия ,       гимнастика после сна, воздушные и солнечные ванны, настольные игры и др.      Весь коррекционо-воспитательный процесс направлен на обеспечение физического, психологического, социального и эмоционального развития дошкольников.

Значимой частью педагогической деятельности с детьми,  с ОВЗ выступает. консультативно-просветительское сопровождение семьи.  Специалисты осуществляют консультативную поддержку родителейв вопросах охраны и укрепления здоровья детей, разрабатывают и доводят до их сведения методические рекомендации, советы специалистов в области дошкольной психологии и педагогики по организации детской деятельности дома. Консультирование осуществляют через сайт учреждения, родительские стенды, папки–передвижки, индивидуальные беседы, родительские собрания.

          Подлинная инклюзия — это равноправное и открытое участие всех людей в учебном процессе, исключающее любую дискриминацию, основанное на равном отношении ко всем людям, при этом создающее особые условия для детей, имеющих специальные образовательные потребности. Только такое образование отвечает целям устойчивого развития и принципам «Образования для всех».  [2]

        Несмотря на то, что в начале организации данной деятельности мы сталкивались с трудностями  выбора образовательных программ,  несовершенством  информационного обеспечения ограничением курсовой подготовки специалистов ,описываемая нами модель  психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ  в условиях массового образовательного учреждения, имеет   следующие положительные результаты: улучшается  мелкая и крупная моторика у детей, повышается познавательная активность, самооценка, совершенствуются  речь  и навыки социального взаимодействия.  У родителей повышается  психолого-педагогическая компетентность в воспитании и обучении детей, отмечается рост удовлетворённости родителей (законных представителей) образовательными услугами ДОУ

          В  процессе коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ задействованы все участники образовательных отношений. Воспитанники массовых групп активно осваивают процесс формирования  толерантного отношения к особенному ребенку, учатся помогать , сопереживать друг другу, понимать индивидуальные различия людей, воспринимать мир с его многообразием .

Система комплексной работы сопровождения детей с   детей с особенностями развития  позволяет улучшить качество образовательного процесса, способствует позитивной адаптации и социализации воспитанников, обеспечивает  повышение эффективности   развития детей с ограниченными возможностями здоровья и  реализацию их прав на полноценное участие в жизни общества

Список литературы

 

1. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. - Саратов:

 Научная книга, 2003. - 255 с.

2. Левитская А. А. Состояние и перспективы инклюзивного образования в России. /Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

3. Лопатина, В. И. Широкие аспекты инклюзивного образования/ В. И. Лопатина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - №6. – С. 11-15

 4. Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников.-Москва, 2017.-218 с.

4.  Федеральный  Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №  273-ФЗ  (с изм. и доп., вступ в силу с 01.06.2021)



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                                          детский сад №11 общеразвивающего вида Кировского района ГО г. Уфа РБ

Консультация для воспитателей

« Роль книжной иллюстрации  в формировании читателя»

                                  Подготовила

учитель-логопед

Гильманова Е.А.

Книга - одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Иллюстрации к книгам - самый распространённый вид изобразительного искусства, с которыми встречаются дети дошкольного возраста.

Необходимость рисунков в книгах для детей понятна давно. Первый «Букварь в лицах», т.е. с картинками, выполнен в России известным поэтом и писателем Леонтием Буниным в 1694г. Слова и тексты на страницах «Букваря» сопровождались рисунками для быстрейшего их усвоения и понимания. Составитель, вслед за Я.А.Каменским считал, что «любезное созерцание», рассматривание картинок-занятие полезное. Оно не только сопровождает запоминание букв и слов, но и расширяет знания детей , закрепляет их наглядно.

Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знания об окружающем мире. Рассматривание книжных иллюстраций - широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.).

С детской книгой малыш встречается уже в первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится. Общение с книгой доказывает влияние на становление внутреннего мира ребенка. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

. Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Мы по праву гордимся работами таких мастеров книжной графики,как Ю. А. Васнецов, В. В. Лебедев, Е. И. Чарушин, А. Ф. Пахомов, В. М.Конашевич, Т. А. Маврина и др., вошедшими в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной литературы. Творчество этих замечательных художников отличают высокое профессиональное мастерство,трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации для детей, знание возрастных особенностей ребенка-дошкольника. Для них обращение к стилю эпохи, к формам народного искусства было средством приблизиться к литературному произведению; обращаясь к стилистике старого,"прижизненного" искусства, художники стремились глубже проникнуть в душу времени и народа, ощутить поэтику народного, национального мировосприятия, войти в далекий чужой мир, зажить в нем.
   На рубеже 70-80-х годов в русской детской иллюстрации активно утвердилась большая группа молодых художников, составившая направление,для которого также характерно многообразие творческих подходов. Это -художники А. Архипова, В. Васильев, В. Иванюк, А. Кошкин, О. Кондакова,В. Чижиков и др. Сейчас многие из них уже признанные мастера, которые успешно продолжают развивать начатые поиски новых средств художественной выразительности и новых возможностей дизайна книгиХудожественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия.

Иллюстрация - рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй.

В тесной связи с раскрытием идейного смысла литературного произведения находится характеристика образов героев - задача, которую решает художник-иллюстратор практически в каждой книге. К средствам образной характеристики относятся: графическое изображение героя, передача психологического состояния героя через мимику, позу, жест, а также с помощью пейзажа, интерьера и даже цвета.

 Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. Иллюстрация в книге - это первая встреча детей с миром изобразительного искусства. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию.

Знакомство детей с художниками иллюстраторами детских книг позволяет решать задачи  нравственного, эстетического воспитания,  и патриотического  а также способствует эмоциональному и умственному  развитию детей.

Во – первых, рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которым встречается ребёнок с раннего детства, и специальные занятия по ознакомлению с книжной графикой способствуют развитию у детей интереса к книге, воспитывают бережное отношение к ней, как к произведению искусства.

Во – вторых, высокохудожественные иллюстрации способствуют формированию художественного вкуса у детей, помогают ребёнку видеть, воспринимать и оценивать художественные средства, которые в живописных произведениях он не всегда видит и они более сложны для понимания. Цвет, ритм, композиция, линия, фактура и другие понятия в иллюстрациях детям более понятны и доступны.

В – третьих, эта тема даёт огромные возможности в развитии речи детей: составление описательных рассказов, характеристика разных эмоциональных состояний, обогащение словарного запаса.

В – четвёртых, работа с книгой позволяет использовать специальные упражнения, игры, которые помогают активизировать все психические познавательные процессы: память, мышление, внимание, воображение и способствуют их развитию.

В – пятых, знакомство с творческой манерой художников – иллюстраторов стимулирует желание детей рисовать и даёт возможность совершенствовать их изобразительные навыки.

Встреча с хорошо иллюстрированной книгой  приносит радость общения, способствует формированию интереса и любви к ней.

Как знакомить детей с иллюстрациями?

Важно помнить, что книжная иллюстрация - произведение изобразительного искусства, и поэтому методика работы с детьми должна быть иной, чем методика работы по сюжетной картинке.

Вначале надо постараться вызвать у детей эмоциональный отклик на рисунок художника, а затем прислушаться к их реакции.

Если иллюстрация не заинтересовала детей или малыши просто не поняли ее содержания, взрослый приходит им на помощь. Выказывая интерес к рисунку, восхищение мастерством художника, воспитатель своей эмоциональной реакцией еще раз  привлекает внимание детей к иллюстрации, поясняет ее содержание.

Рассматривая с детьми ту или иную иллюстрацию, надо обязательно выяснить, кто из персонажей им больше понравился. Не следует стремиться к тому, чтобы дети 2-3 лет обязательно давали словесный ответ. Ребенок может выразить свое отношение жестом, мимикой,   и т.п.

Исследования,  подтверждают, что художественная иллюстрация оказывает большое влияние на понимание текста детьми на протяжении всего дошкольного возраста. Это влияние наиболее значительно проявляется в младшем дошкольном возрасте. В дальнейшем оно уменьшается и возрастает роль самого текста, что свидетельствует о существенных изменениях в соотношении сигнальных систем ребенка.

Роль иллюстрации в понимании текста на ранних ступенях развития ребенка является не только более весомой, но и качественно отличной от того, что наблюдается у детей более старшего возраста. Для маленького ребенка рисунок играет роль основного материала, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественное произведение. Слова текста служат маленькому ребенку указанием на действия и обстоятельства, которые он должен шаг за шагом зрительно проследить, рассматривая соответствующую картинку. На этом этапе развития рисунок представляет для ребенка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием. В дальнейшем слова текста начинают вызывать у ребенка необходимые ассоциации и без помощи наглядной основы. Старшие дети начинают понимать фабулу сказки или несложного рассказа уже без помощи иллюстраций. Однако понимание более сложного содержания – внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения – представляет большие трудности для ребенка. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.

Заинтересовать детей книжной графикой можно лишь в том случае, если систематически рассматривать с ними рисунки, выполненные разными художниками к разным произведениям. Рассматривание иллюстраций можно включать в занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, а также   музыкальные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов на тему: Обучение леворуких детей письму

Леворукий ребенок со своими индивидуальными особенностями трудно приспосабливаться к такому сложному и строгому миру школы. Помогите и объясните подробнее сущность его ошибки, а потом отработайте данн...

Консультация для родителей и педагогов. «Факторы, способствующие употреблению детей психоактивных веществ»

«Факторы, способствующие употреблению детей психоактивных веществ» Приобщению несовершеннолетних к потреблению ПАВ способствуют несколько факторов:Биологические;Психологические;Социал...

Консультация для родителей и педагогов:"Коррекция недостатков письма и чтения у учащихся начальных классов с использованием информационных технологий"

Предлагается презентация и технологическая карта для проведения консультации для родителей и педагогов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий и образовательных электронных ...

Тематика консультаций для родителей и педагогов по логопедии.

Тематика консультаций для родителей и педагогов по логопедии на 2013 - 2014год....

Консультация для родителей и педагогов на тему: "СТЁРТАЯ ДИЗАРТРИЯ"

ДИЗАРТРИЯ- нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией...

Консультация для родителей и педагогов "Профилактика заикания"

Профилактика заиканияКонсультация для родителей и педагогов  Учитель-логопед: Рогалева Н. А. В профилактике заикания выделяют 3 направления:1.     Предупреждение возникно...