Консультация для родителей и педагогов "Профилактика заикания"
консультация на тему

Рогалева Наталья Александровна

Профилактика заикания

Консультация для родителей и педагогов

 

Учитель-логопед: Рогалева Н. А.

 

В профилактике заикания выделяют 3 направления:

1.     Предупреждение возникновения заикания у детей;

2.     Предупреждение хронификации и рецидивов заикания;

3.     Предупреждение нарушений социальной адаптации.

 

Какие же дети относятся к группе риска по заиканию?

 

Ø дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. У них часто наблюдаются нарушения сна, апатита, раздражительность, плаксивость в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в д/с, длительное отсутствие матери);

Ø дети с ранним речевым развитием. У этих детей в период развития фразовой речи много итераций. Часто наблюдается речь на вдохе.

Ø дети с задержкой речевого развития;

Ø дети, у которых родители (близкие родственники) страдают заиканием;

Ø дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием.

 

1. Предупреждение возникновения заикания у детей;

Возникновению заикания у детей способствует снижение адаптивных возможностей их ЦНС.

В семьях с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка:

§  соблюдение режимных моментов;

§  правильное питание;

§  избегание соматических и психических перегрузок;

§  создание благоприятного эмоционального климата в семье;

§  согласованные единообразные воспитательные воздействия;

§  соблюдать правила речевого общения с ребенком:

v речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, четкой;

v нельзя говорить с ребенком его «лепетным» языком или искажать звукопроизношение;

v речь не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;

v речь взрослого при общении с ребенком не должна содержать сложных лексико-грамматических оборотов, синтаксических конструкций;

v ребенку следует задавать только конкретные вопросы, не торопить его с ответом;

v ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

§  читать литературу, соответствующую возрасту ребенка.

 

Дети с ранним развитием речи - этих детей опасно перегружать речевым общением: вводить в обиходную речь не соответствующие возрасту слова и речевые обороты, поощрять излишнюю речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» ребенка окружающим. Этим детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

Дети с ЗРР - наоборот нуждаются в стимуляции речевого развития. С ними надо проводить работу по коррекции звукопроизносительной стороны речи и лексико-грамматического строя речи.

Дети, у которых родители (близкие родственники) страдают заиканием - необходимо ограничить речевое общение с заикающегося с ребенком, особенно в период формирования фразовой речи. Желательно чтобы их общение протекало при использовании таких видов речи, когда у взрослого нет заикания. Заикающимся родителям следует рекомендовать пройти курс лечебно-коррекционного воздействия для устранения заикания.

Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием - нервная система этих детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Надо создать условия, чтобы ребенок овладел сначала одной языковой системой (≈ к 4 годам).

 

2. Предупреждение хронификации и рецидивов заикания;

При острой травматизации (испуге) необходимо создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно в тех случаях, когда наблюдается мутизм.

Такими условиями может быть:

§          смена обстановки, в которой произошла психическая травма;

§          создание специального охранительного режима с пролонгированным сном и снижением объема поступающей информации.

 

В целом при появлении запинок родителям следует рекомендовать:

→ создать в доме атмосферу уюта, спокойствия и любви (не кричать на ребенка и при нем не выяснять отношений);

→ снизить требования к ребенку, если они неадекватно завышены (читать стихи перед кучей знакомых и родственников, рассказывать им, где был летом и пр.);

→ требования к ребенку должны быть одинаковыми у всех членов семьи;

→ создать условия, ограничивающие речевое общение ребенка с окружающими (Но это должно быть сделано корректно, так чтобы не сконцентрировать внимание ребенка на его речевом дефекте);

→ временно убрать книги, перестать читать вслух;

→ не задавать вопросы, требующие развернутого ответа, т.е. сократить речевую нагрузку (которая может спровоцировать появление запинок);

→ предложить ребенку играть в спокойные, «молчаливые» игры (кубики, строительный материал, пазлы и пр.);

→ незаметно подсказывать ребенку то, что он сам хотел сказать, так как ребенку легче повторить;

→ тон общения с ребенком должен быть ровным, спокойным;

→ не следует обращать внимание ребенка и кого-либо в его присутствии на его запинки;

→ не надо в момент речевых затруднений у ребенка показывать свой испуг и беспомощность, поскольку это может испугать ребенка и привести к усилению запинок;

→ не следует одергивать, дразнить ребенка, упрекать за его не правильную речь.

 

Предупреждение рецидивов заикания. Чаще всего рецидивы возникают при поступлении ребенка в школу и в пубертатный период. С целью их предупреждения следует подготовить ребенку к изменениям в его жизни (посетить школу, побывать в классе, познакомиться с учителем, желательно с кем-то из учеников, показать, где туалет и т.д.).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon профилактика заикания45 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика заикания

Консультация для родителей и педагогов

Учитель-логопед: Рогалева Н. А.

В профилактике заикания выделяют 3 направления:

  1. Предупреждение возникновения заикания у детей;
  2. Предупреждение хронификации и рецидивов заикания;
  3. Предупреждение нарушений социальной адаптации.

Какие же дети относятся к группе риска по заиканию?

  • дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. У них часто наблюдаются нарушения сна, апатита, раздражительность, плаксивость в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в д/с, длительное отсутствие матери);
  • дети с ранним речевым развитием. У этих детей в период развития фразовой речи много итераций. Часто наблюдается речь на вдохе.
  • дети с задержкой речевого развития;
  • дети, у которых родители (близкие родственники) страдают заиканием;
  • дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием.

1. Предупреждение возникновения заикания у детей;

Возникновению заикания у детей способствует снижение адаптивных возможностей их ЦНС.

В семьях с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка:

  • соблюдение режимных моментов;
  • правильное питание;
  • избегание соматических и психических перегрузок;
  • создание благоприятного эмоционального климата в семье;
  • согласованные единообразные воспитательные воздействия;
  • соблюдать правила речевого общения с ребенком:
  • речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, четкой;
  • нельзя говорить с ребенком его «лепетным» языком или искажать звукопроизношение;
  • речь не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;
  • речь взрослого при общении с ребенком не должна содержать сложных лексико-грамматических оборотов, синтаксических конструкций;
  • ребенку следует задавать только конкретные вопросы, не торопить его с ответом;
  • ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
  • читать литературу, соответствующую возрасту ребенка.

Дети с ранним развитием речи - этих детей опасно перегружать речевым общением: вводить в обиходную речь не соответствующие возрасту слова и речевые обороты, поощрять излишнюю речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» ребенка окружающим. Этим детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

Дети с ЗРР - наоборот нуждаются в стимуляции речевого развития. С ними надо проводить работу по коррекции звукопроизносительной стороны речи и лексико-грамматического строя речи.

Дети, у которых родители (близкие родственники) страдают заиканием - необходимо ограничить речевое общение с заикающегося с ребенком, особенно в период формирования фразовой речи. Желательно чтобы их общение протекало при использовании таких видов речи, когда у взрослого нет заикания. Заикающимся родителям следует рекомендовать пройти курс лечебно-коррекционного воздействия для устранения заикания.

Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием - нервная система этих детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Надо создать условия, чтобы ребенок овладел сначала одной языковой системой (≈ к 4 годам).

2. Предупреждение хронификации и рецидивов заикания;

При острой травматизации (испуге) необходимо создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно в тех случаях, когда наблюдается мутизм.

Такими условиями может быть:

  • смена обстановки, в которой произошла психическая травма;
  • создание специального охранительного режима с пролонгированным сном и снижением объема поступающей информации.

В целом при появлении запинок родителям следует рекомендовать:

→ создать в доме атмосферу уюта, спокойствия и любви (не кричать на ребенка и при нем не выяснять отношений);

→ снизить требования к ребенку, если они неадекватно завышены (читать стихи перед кучей знакомых и родственников, рассказывать им, где был летом и пр.);

→ требования к ребенку должны быть одинаковыми у всех членов семьи;

→ создать условия, ограничивающие речевое общение ребенка с окружающими (Но это должно быть сделано корректно, так чтобы не сконцентрировать внимание ребенка на его речевом дефекте);

→ временно убрать книги, перестать читать вслух;

→ не задавать вопросы, требующие развернутого ответа, т.е. сократить речевую нагрузку (которая может спровоцировать появление запинок);

→ предложить ребенку играть в спокойные, «молчаливые» игры (кубики, строительный материал, пазлы и пр.);

→ незаметно подсказывать ребенку то, что он сам хотел сказать, так как ребенку легче повторить;

→ тон общения с ребенком должен быть ровным, спокойным;

→ не следует обращать внимание ребенка и кого-либо в его присутствии на его запинки;

→ не надо в момент речевых затруднений у ребенка показывать свой испуг и беспомощность, поскольку это может испугать ребенка и привести к усилению запинок;

→ не следует одергивать, дразнить ребенка, упрекать за его не правильную речь.

Предупреждение рецидивов заикания. Чаще всего рецидивы возникают при поступлении ребенка в школу и в пубертатный период. С целью их предупреждения следует подготовить ребенку к изменениям в его жизни (посетить школу, побывать в классе, познакомиться с учителем, желательно с кем-то из учеников, показать, где туалет и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей "

Этот материал поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в их нелегком деле воспитания детей с проблемами в развитии....

консультация для родителей "Положение подростка в семье и отношение с родителями"

Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на ...

Консультация для родителей. «Заикание у детей. Причины его возникновения»

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заиканию, так и ...

Консультация для родителей:"Заикание"

Советы родителям ,что может вызвать заикание у ребенка....

Консультация для родителей «Консультации для родителей по пожарной безопасности»

Консультации для родителей по пожарной безопасности Расскажите детям о пожарной безопасностиНе секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Значительн...

Консультация для родителей "Причины возникновения заикания"

Консультация для родителей"Причины возникновения заикания"...

Советы родителям по проблеме заикания

В данной консультации родители могут узнать, что такое заикание....