Консультация для родителей и педагогов "Профилактика заикания"
консультация на тему
Профилактика заикания
Консультация для родителей и педагогов
Учитель-логопед: Рогалева Н. А.
В профилактике заикания выделяют 3 направления:
1. Предупреждение возникновения заикания у детей;
2. Предупреждение хронификации и рецидивов заикания;
3. Предупреждение нарушений социальной адаптации.
Какие же дети относятся к группе риска по заиканию?
Ø дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. У них часто наблюдаются нарушения сна, апатита, раздражительность, плаксивость в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в д/с, длительное отсутствие матери);
Ø дети с ранним речевым развитием. У этих детей в период развития фразовой речи много итераций. Часто наблюдается речь на вдохе.
Ø дети с задержкой речевого развития;
Ø дети, у которых родители (близкие родственники) страдают заиканием;
Ø дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием.
1. Предупреждение возникновения заикания у детей;
Возникновению заикания у детей способствует снижение адаптивных возможностей их ЦНС.
В семьях с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка:
§ соблюдение режимных моментов;
§ правильное питание;
§ избегание соматических и психических перегрузок;
§ создание благоприятного эмоционального климата в семье;
§ согласованные единообразные воспитательные воздействия;
§ соблюдать правила речевого общения с ребенком:
v речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, четкой;
v нельзя говорить с ребенком его «лепетным» языком или искажать звукопроизношение;
v речь не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;
v речь взрослого при общении с ребенком не должна содержать сложных лексико-грамматических оборотов, синтаксических конструкций;
v ребенку следует задавать только конкретные вопросы, не торопить его с ответом;
v ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
§ читать литературу, соответствующую возрасту ребенка.
Дети с ранним развитием речи - этих детей опасно перегружать речевым общением: вводить в обиходную речь не соответствующие возрасту слова и речевые обороты, поощрять излишнюю речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» ребенка окружающим. Этим детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.
Дети с ЗРР - наоборот нуждаются в стимуляции речевого развития. С ними надо проводить работу по коррекции звукопроизносительной стороны речи и лексико-грамматического строя речи.
Дети, у которых родители (близкие родственники) страдают заиканием - необходимо ограничить речевое общение с заикающегося с ребенком, особенно в период формирования фразовой речи. Желательно чтобы их общение протекало при использовании таких видов речи, когда у взрослого нет заикания. Заикающимся родителям следует рекомендовать пройти курс лечебно-коррекционного воздействия для устранения заикания.
Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием - нервная система этих детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Надо создать условия, чтобы ребенок овладел сначала одной языковой системой (≈ к 4 годам).
2. Предупреждение хронификации и рецидивов заикания;
При острой травматизации (испуге) необходимо создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно в тех случаях, когда наблюдается мутизм.
Такими условиями может быть:
§ смена обстановки, в которой произошла психическая травма;
§ создание специального охранительного режима с пролонгированным сном и снижением объема поступающей информации.
В целом при появлении запинок родителям следует рекомендовать:
→ создать в доме атмосферу уюта, спокойствия и любви (не кричать на ребенка и при нем не выяснять отношений);
→ снизить требования к ребенку, если они неадекватно завышены (читать стихи перед кучей знакомых и родственников, рассказывать им, где был летом и пр.);
→ требования к ребенку должны быть одинаковыми у всех членов семьи;
→ создать условия, ограничивающие речевое общение ребенка с окружающими (Но это должно быть сделано корректно, так чтобы не сконцентрировать внимание ребенка на его речевом дефекте);
→ временно убрать книги, перестать читать вслух;
→ не задавать вопросы, требующие развернутого ответа, т.е. сократить речевую нагрузку (которая может спровоцировать появление запинок);
→ предложить ребенку играть в спокойные, «молчаливые» игры (кубики, строительный материал, пазлы и пр.);
→ незаметно подсказывать ребенку то, что он сам хотел сказать, так как ребенку легче повторить;
→ тон общения с ребенком должен быть ровным, спокойным;
→ не следует обращать внимание ребенка и кого-либо в его присутствии на его запинки;
→ не надо в момент речевых затруднений у ребенка показывать свой испуг и беспомощность, поскольку это может испугать ребенка и привести к усилению запинок;
→ не следует одергивать, дразнить ребенка, упрекать за его не правильную речь.
Предупреждение рецидивов заикания. Чаще всего рецидивы возникают при поступлении ребенка в школу и в пубертатный период. С целью их предупреждения следует подготовить ребенку к изменениям в его жизни (посетить школу, побывать в классе, познакомиться с учителем, желательно с кем-то из учеников, показать, где туалет и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
профилактика заикания | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика заикания
Консультация для родителей и педагогов
Учитель-логопед: Рогалева Н. А.
В профилактике заикания выделяют 3 направления:
- Предупреждение возникновения заикания у детей;
- Предупреждение хронификации и рецидивов заикания;
- Предупреждение нарушений социальной адаптации.
Какие же дети относятся к группе риска по заиканию?
- дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. У них часто наблюдаются нарушения сна, апатита, раздражительность, плаксивость в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в д/с, длительное отсутствие матери);
- дети с ранним речевым развитием. У этих детей в период развития фразовой речи много итераций. Часто наблюдается речь на вдохе.
- дети с задержкой речевого развития;
- дети, у которых родители (близкие родственники) страдают заиканием;
- дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием.
1. Предупреждение возникновения заикания у детей;
Возникновению заикания у детей способствует снижение адаптивных возможностей их ЦНС.
В семьях с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка:
- соблюдение режимных моментов;
- правильное питание;
- избегание соматических и психических перегрузок;
- создание благоприятного эмоционального климата в семье;
- согласованные единообразные воспитательные воздействия;
- соблюдать правила речевого общения с ребенком:
- речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, четкой;
- нельзя говорить с ребенком его «лепетным» языком или искажать звукопроизношение;
- речь не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;
- речь взрослого при общении с ребенком не должна содержать сложных лексико-грамматических оборотов, синтаксических конструкций;
- ребенку следует задавать только конкретные вопросы, не торопить его с ответом;
- ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
- читать литературу, соответствующую возрасту ребенка.
Дети с ранним развитием речи - этих детей опасно перегружать речевым общением: вводить в обиходную речь не соответствующие возрасту слова и речевые обороты, поощрять излишнюю речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» ребенка окружающим. Этим детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.
Дети с ЗРР - наоборот нуждаются в стимуляции речевого развития. С ними надо проводить работу по коррекции звукопроизносительной стороны речи и лексико-грамматического строя речи.
Дети, у которых родители (близкие родственники) страдают заиканием - необходимо ограничить речевое общение с заикающегося с ребенком, особенно в период формирования фразовой речи. Желательно чтобы их общение протекало при использовании таких видов речи, когда у взрослого нет заикания. Заикающимся родителям следует рекомендовать пройти курс лечебно-коррекционного воздействия для устранения заикания.
Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием - нервная система этих детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Надо создать условия, чтобы ребенок овладел сначала одной языковой системой (≈ к 4 годам).
2. Предупреждение хронификации и рецидивов заикания;
При острой травматизации (испуге) необходимо создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно в тех случаях, когда наблюдается мутизм.
Такими условиями может быть:
- смена обстановки, в которой произошла психическая травма;
- создание специального охранительного режима с пролонгированным сном и снижением объема поступающей информации.
В целом при появлении запинок родителям следует рекомендовать:
→ создать в доме атмосферу уюта, спокойствия и любви (не кричать на ребенка и при нем не выяснять отношений);
→ снизить требования к ребенку, если они неадекватно завышены (читать стихи перед кучей знакомых и родственников, рассказывать им, где был летом и пр.);
→ требования к ребенку должны быть одинаковыми у всех членов семьи;
→ создать условия, ограничивающие речевое общение ребенка с окружающими (Но это должно быть сделано корректно, так чтобы не сконцентрировать внимание ребенка на его речевом дефекте);
→ временно убрать книги, перестать читать вслух;
→ не задавать вопросы, требующие развернутого ответа, т.е. сократить речевую нагрузку (которая может спровоцировать появление запинок);
→ предложить ребенку играть в спокойные, «молчаливые» игры (кубики, строительный материал, пазлы и пр.);
→ незаметно подсказывать ребенку то, что он сам хотел сказать, так как ребенку легче повторить;
→ тон общения с ребенком должен быть ровным, спокойным;
→ не следует обращать внимание ребенка и кого-либо в его присутствии на его запинки;
→ не надо в момент речевых затруднений у ребенка показывать свой испуг и беспомощность, поскольку это может испугать ребенка и привести к усилению запинок;
→ не следует одергивать, дразнить ребенка, упрекать за его не правильную речь.
Предупреждение рецидивов заикания. Чаще всего рецидивы возникают при поступлении ребенка в школу и в пубертатный период. С целью их предупреждения следует подготовить ребенку к изменениям в его жизни (посетить школу, побывать в классе, познакомиться с учителем, желательно с кем-то из учеников, показать, где туалет и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей "
Этот материал поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в их нелегком деле воспитания детей с проблемами в развитии....
консультация для родителей "Положение подростка в семье и отношение с родителями"
Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на ...
Консультация для родителей. «Заикание у детей. Причины его возникновения»
В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заиканию, так и ...
Консультация для родителей:"Заикание"
Советы родителям ,что может вызвать заикание у ребенка....
Консультация для родителей «Консультации для родителей по пожарной безопасности»
Консультации для родителей по пожарной безопасности Расскажите детям о пожарной безопасностиНе секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Значительн...
Консультация для родителей "Причины возникновения заикания"
Консультация для родителей"Причины возникновения заикания"...
Советы родителям по проблеме заикания
В данной консультации родители могут узнать, что такое заикание....