Консультация "Роль музыкально-дидактических игр в формировании познавательных интересов и интеллектуального развития детей с ОВЗ"
консультация

Евградова Елена Юрьевна

Консультация "Роль музыкально-дидактических игр в формировании познавательных интересов и интеллектуального развития детей с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_muz-did._igr.odt28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкально-дидактических игр в формировании познавательных интересов и интеллектуального  развития детей с ОВЗ

Описание материала: статья посвящена изучению роли музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей с ОВЗ  дошкольного возраста. Представлены примеры некоторых музыкально-дидактических игр, которые успешно показали себя при работе с детьми.
Игра имеет важное значение в умственном, нравственном и физическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируется сенсорное развитие, личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения. Игровая деятельность является основной формой деятельности в детском саду. С дошкольниками младшего возраста игра и игровые приемы обучения должны использоваться ещё шире, чем с более старшими детьми, так как для малышей особенно важна игровая мотивация деятельности.
Музыкально-дидактические игры оказывают неоценимую помощь в решении задач сенсорного развития, развития музыкального слуха, познавательно - исследовательского, интеллектуального развития детей с ОВЗ, так как игровая форма облегчает процесс познания, делает его осознанным, позволяет обеспечить умственную активность «особого» ребёнка. Я работаю в коррекционном детском саду, и поэтому особое место отвожу формированию музыкально- сенсорных способностей, в основе которых лежит слушание, различение и воспроизведение основных свойств звука: высоты, длительности, силы, тембра. Так, на различение разных по высоте звуков использую озвученные игрушки: петушка, большого и маленького; кошку и котёнка; куклу большую и маленькую, даю детям послушать звук большого и маленького колокольчиков. Такие игры - упражнения на различение высоты звука способствую тому, что во второй младшей группе дети уже могут сами воспроизводить контрастные звуки. Например, в дидактической игре "определи кто поёт" ребёнок на карточке у которого изображён котёнок, мяукая высоким голосом, а ребёнок с карточкой кошки- низким. Игровые действия помогают доносить до детей длительность звуков. Так, долгие удары с паузами по бубну означают, что мишка идёт, а короткие без пауз- зайка прыгает. Привлекаю детей к простукиванию ритма простого рисунка: собачка идёт, собачка бежит. В музыкально дидактической игре " Кукла шагает и бегает" дети определяют, что делает Кукла.
Музыкально-дидактические игры делятся на
 сюжетно-ролевые, настольные, подвижные. Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука: высоты, тембра, динамики, ритма. Интересные, забавные, красочно-оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей эмоциональный отклик. Как и всякая игра, музыкально-дидактическая, по своей структуре включает в себя развитие игровых действий, но дидактический материал этих игр отличается от музыкальных игр тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального слуха. Игровое действие только помогает ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить, некоторые свойства музыки. Содержание, структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха.
Например: музыкально-дидактическая игра "Чей домик?" муз. Тиличеевой - игра на различение высоты звука. Задача игры- ознакомить детей с высоким и низким звуком.
В группе расставлены стулья на некотором расстоянии друг от друга. Несколько детей садятся на них - "это кошки и котята". Воспитатель поёт песню, затем спрашивает: "Куда же наша Таня пойдёт, туда ли где кошка поёт. А может туда, где спросонок мяукает сладко котёнок?". Таня проходит вдоль стульев, стучит и спрашивает: "Кто в домике живёт?". Сидящий за стулом мяукает низким или высоким голосом, в зависимости от того, кого он хочет изобразить, кошку или котёнка. Воспитатель спрашивает у детей, правильно ли отгадала Таня. Если правильно, то Таня идёт в домик, а ребёнок, сидящий за стульчиком, становится зрителем. В этой игре прослеживается роль игровых правил. Они целиком связаны с качеством выполнения сенсорных заданий. Все дети, правильно выполнившие задания входят в домик. Дети различают звуки по длительности, например бег или ходьба в играх "Кто идёт", "Мышка бегает". Таким образом усвоение динамических оттенков детям  даётся легче. С большим удовольствием они выполняют простейшие движения, сопровождающие пение:
У ребяток ручки хлопают, тихо хлопают, тихо хлопают

Громче хлопают, сами хлопают.
Задание ясно обозначено в тексте песни. Дети после показа выполняют тихие и громкие хлопки в ладоши
( под пение воспитателя).
Игра для детей "Тихие и громкие звоночки" муз. Рустамова, "Тихие и громкие погремушки" подходит для развития и в дальнейшем для закрепления детям с ОВЗ младшего и среднего возраста. В этих играх используются колокольчики или погремушки, бубны:
Ты звени, звонче тише, пусть тебя никто не слышит...
Ты сильней звени звонок, чтобы каждый слышать мог.
Погремушка, позвени. Тихо тихо не шали.
Погремушка громко бей, чтобы стало веселей.
На первый куплет дети тихо звенят, на второй громко. В этой игре также задание обозначено в песне, дети выполняют его.
Знакомство с музыкальными тембрами в музыкально-дидактических играх проводится тремя способами: восприятием человеческого голоса
(пение), имитацией голосов птиц и животных, тембрами инструментов. Различение звукоподражания голосов животных и птиц- один из наиболее доступных способов ознакомления детей с тембрами.
Композиторы передают звукоподражание в музыкальном оформлении.
В игре "Угадай, на чём играю?" использовали погремушки, барабаны и дудки. Воспитатель поёт песню, дети внимательно слушают. Когда поётся про звоночки: Эй вы, звоночки, зазвоните, весело звоните, динь-дили-день.
Дети, у которых в руках погремушки звенят ими. Если поётся про барабан - дети стучат палочкой по барабану и т.д. Дети эмоционально откликаются на музыку.
В группах раннего и младшего дошкольного возраста проводится игра на различение тембра человеческих голосов в игре "Узнай по голосу". Дети становятся в круг, в центре- ребёнок, закрывает глаза. Дети двигаются по кругу и поют:
Ваня, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя ау!
Ну-ка глазки закрывай, не робей,
Кто зовёт тебя, узнай ты по скорей.
Какой либо ребёнок (по заданию воспитателя) зовёт: "Ваня!". Ваня должен угадать имя - кто его позвал. Затем можно активизировать игру, ребёнок, который позвал, говорит: 1,2,3,4,5- Ну, попробуй-ка поймать!
(Ваня догоняет его).
Интересно и правильно организованные на занятии музыкально-дидактические игры расширяют музыкально- слуховое восприятие, развивают творчество и  ритмичность, умение различать высоту звука, участвовать в общей музыкальной деятельности со сверстниками;  развивают у детей с ОВЗ познавательные интересы и речь, влияют на сенсорное развитие, способствуют интеллектуальному развитию детей, создают положительный эмоциональный настрой на музыкальном занятии, формируют устойчивый интерес к музыкальной деятельности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов у учащихся с отклонениями в развитии через использование активных форм и методов обучения на уроках географии и биологии

Моя задача, как учителя-предметника, донести до сознания учащихся учебный материал на основе современных научных данных, используя необходимые инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеу...

Развитие творческих способностей и формирование познавательного интереса учащихся. Доклад на методическом объединении.

Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому пред­мету и к самому процессу умственного труда способствует такая органи­зация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятель­но...

« Формирование познавательного интереса к предмету « история » через изучение и развитие мотивации освоения знаний у учащихся 5-8-х классов»

Актуальность темы исследования обусловлена комплексом новых задач и проблем, возникших в процессе модернизации российского образования: повышение его доступности, качества и эффективности, значительно...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...

Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности

В данной статье рассматривается вопрос о том, как развивать у учащегося  креативное мышление,предлагается ряд задач, которые можно для этого использовать на уроке математике....

Обобщение опыта «Тактильные книги как средство формирования познавательного интереса на уроках естествознания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Изучение естествознания невозможно без широкого использования наглядного материала (рисунки, схематические изображения, натуральные пособия, макеты, муляжи, коллекции, кино - и видеоматериалы), опорны...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ПРОФИЛЬНОГО ТРУДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

На сегодняшний день проблема познавательного интереса и проблема поиска методов его формирования у школьников с умственной отсталостью актуальна из-за отсутствия системы, учитывающей все современные р...