Характер и причины акустико – артикуляционной дисграфии учащихся младших классов
консультация

Халтурина Анна Анатольевна

Письменная речь – это одна из наиболее развитых форм существования речи, которая противопоставляется устной. Эта речь вторична, т. е. по времени формирования более поздняя. Благодаря устной речи человек стал отличаться от представителей животного мира. Письменная же речь считается сугубо человеческим достижением. Письменная и устная речь теснейшим образом взаимосвязаны, поскольку письменная базируется на устной и считается высшей ступенью речевого развития людей. Письменная речь – это зрительная проекция устной, где при помощи графических символов – букв – обозначаются звуковые образы слов устной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характер и причины акустико – артикуляционной  дисграфии учащихся младших классов

    Письменная речь – это одна из наиболее развитых форм существования речи, которая противопоставляется устной. Эта речь вторична, т. е. по времени формирования более поздняя. Благодаря устной речи человек стал отличаться от представителей животного мира. Письменная же речь считается сугубо человеческим достижением. Письменная и устная речь теснейшим образом взаимосвязаны, поскольку письменная базируется на устной и считается высшей ступенью речевого развития людей. Письменная речь – это зрительная проекция устной, где при помощи графических символов – букв – обозначаются звуковые образы слов устной речи.

   Она формируется только при условиях целенаправленного обучения грамоте, а затем совершенствуется. Само письмо представляет собой достаточно сложную форму речевой деятельности и многоуровневый процесс.

    Для овладения письменной речью необходимо установление связей слышимым и произносимым словом, поскольку сам процесс письма осуществляется работой четырёх анализаторов:

•        Речедвигательного

•        Речеслухового

•        Зрительного

•        Двигательного.

     Нарушения письменной речи, к которым относят дисграфию и дислексию, наиболее ярко проявляются с началом школьного обучения. И, естественно, все это тянется из дошкольного возраста, потому что неправильное проговаривание слов и другие нарушения речи, которые не были во время скорректированы, влекут за собой ошибки в письме.

         Процесс письма тесно связан с процессом устной речи и может осуществляется только при достаточно высоком уровне её развития.

      По определению А.Р. Лурия, чтение - это особая форма импрессивной речи, а письмо – особая форма экспрессивной речи.

    Компоненты протекания процесса письма:

  • мотивация;
  • замысел;
  • анализ слова (определить в слове последовательность звуков, перевод воспринятых звуков в чёткие и обобщённые речевые звуки – фонемы).

   Акустический (фонематический) анализ и синтез письменной речи протекают при близком участии артикуляции;

  • пишущая – перевод фонемы в графемы;
  • моторная операция процесса письма. Это воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы.

    Несформированность какой–либо из выше указанных функций вызывает нарушение овладением процесса письма, дисграфию.

    Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное недоразвитием или распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма.

    Нарушения письменной речи изучаются уже более ста лет. В настоящее время вопросы устранения данных нарушений письма являются актуальными и достаточно сложными. Нарушения письма (дисграфии) продолжают оставаться самими распространёнными формами речевой патологии школьников младших классов общеобразовательной и специальных школ.

     У большинства учащихся, посещающих занятия логопеда в общеобразовательной школе, чаще всего встречается акустическая (фонематическая) дисграфия, связанная с недоразвитием фонематической системы.

Акустико - артикуляционная дисграфия

    Остановимся более подробно на акустико-артикуляторной дисграфии. Этот вид расстройства схож с выделенной М. Хватцевым дисграфией на почве несовершенств устной речи. При этой форме ребенок пишет так, как произносит. В процессе проговаривания слов ребенок опирается на неправильное произношение звуков, а следовательно, переносит это на письмо.

   Причиной этого является нарушение артикуляции у ребенка, из-за которой в памяти откладывается дефектное звучание слова, которое в последующем отображается на письме в таком же виде.

    Наиболее частые нарушения при этой форме дисграфии – замены и пропуски. Наблюдается она чаще всего при дизартрии, ринолалии, дислалии.

   Предпосылки появления дисграфии в дошкольном возрасте

   Поскольку дисграфия обычно тянется из дошкольного возраста, то можно выделить следующие параметры, на которые необходимо обратить внимание:

  • Затруднено формирование навыков самообслуживания (не хочет самостоятельно застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.).
  • К старшему дошкольному возрасту не определена ведущая рука, затруднено понимание схемы тела, что влечет за собой нарушение ориентации как в действительности, так и на листе бумаги.
  • Речь детей дошкольного возраста невнятная, нечеткая, наблюдаются дефекты произношения, скупость словарного запаса, нарушение произношения слов со сложной слоговой структурой, затруднен пересказ и заучивание стихов.
  • Своеобразие игровой деятельности: отсутствие развернутого сюжета, однообразие игр и предпочитаемых игрушек, предпочтение одиночных игр коллективным, отсутствие использования предметов-заместителей.
  • Недоразвитие мелкой моторики, слабая координированность действий, отказ от выполнения мелкого труда, неполный объем движений.

   Нарушение письма, связанное с недоразвитием фонематического слуха, которое проявляется в заменах звуков (букв), сходных акустически и артикуляторно. При этом подлежат взаимным заменам звуки, имеющие примерно одинаковую частоту колебаний.

ПО АКУСТИЧЕСКОМУ СХОДСТВУ СМЕШИВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ФОНЕМЫ:

- парные звонкие и глухие согласные: [б-п],[в-ф],[г-к],[д-т],[з-с],[ж-ш];

- свистящие и шипящие:[с-ш],[з-ж],[с´-щ] ;

- аффрикаты: [ч-щ],[ч-ц],[ч-т´],[ц-т],[ц-с];

- сонорные:[ р-л];

- заднеязычные: [г-к-х];

- гласные I и II ряда: [а-я, о-ё, у-ю, ы-и];

- лабиализованные гласные: [о-у, ё-у].

Пример нарушения дифференциации звуков по звонкости-глухости: Непольшой домиг стоял ф самом тсентре опужки. В этой реке запрещаеца купаца.

Пример нарушения различения сходных звуков С-Ц, Ч-Щ: К нам прилетели птисы. У меня есть щасы.

Пример пропусков гласных букв: стят-стоят, яблня-яблоня, дервня-деревня.

Пример пропусков согласных букв: ябоня-яблоня, стела-стрела.

Пример пропусков слогов и частей слова: коснавт-космонавт.

Пример замены гласных: леже-лежу, есень-осень, злуй-злой.

Пример замены согласных: трова-дрова, чача-чаща, шаба-жаба, збагойный - спокойный.

Пример перестановки букв и слогов: цылпята-циплята, врдуг-вдруг.

Пример недописывания букв и слогов: цвете-цветет, они сяду-они сядут, чайни-чайник.

Пример добавления в слова лишних букв и слогов: мурававей-муравей, параравоз-паровоз.

Пример искажений слова: тяжки-тяжелый, зелиник-зеленый.

Пример слитного написания слов и их произвольного деления: наболь шой - на большой, жуксидел-жук сидел, у летать-улетать.

Пример неумения определять границы предложения в тексте, слитного написания предложений: Наступила зима выпал белый Снежок. Весело детям Зимой. На улице. – Наступила зима. Выпал белый снежок. Весело детям зимой на улице.

Пример нарушения смягчения согласных: доч-дочь, гулала-гуляла, били-были, ося-оса.

     Причем смешиваются между собой и с любым из своих компонентов.

Этот вид дисграфии отражается и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме, в следствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных (письмо-«писмо», любит- «лубит», лежат- «лижат»).

     Частыми ошибками на письме являются замены гласных в ударном положении: ю-у (лучи-«лючи»), е-и (лес-«лис»).

    Фонематический слух близок по значению фонематическому восприятию.

     Если фонематический слух – это распознавание звуков по их акустическим признакам, то фонематическое восприятие – это умственные действия по звуко-слоговому анализу.

      При нарушении фонематического слуха следует нарушение письменной речи. Ученик пишет слова так же дефектно, как он их слышит, смешивает близко звучащие фонемы так, что слово часто меняет свой смысл.

       Роль слухового анализа в осуществление письма, являющегося непосредственной функцией височной доли коры головного мозга огромна и необходима для нормального осуществления сложного психологического строения письма.

       Очевидно, что нарушение психофизиологического процесса письма будет тем больше, чем большую роль данное частное условие играет для его нормальной работы. А.Р.Лурия, подчёркивает, что высшая форма фонематического слуха проявляется в способности выделять звуки в слове и устанавливать последовательность звуков, что формируется под влиянием обучения.

      Недоразвитие дифференцированного слуха и речи ребёнка в последствии вызывает затруднение при обучении письму. Отсутствие умения выделить и достаточно правильно различить нужные звуки – ребенок лишается одной из важных предпосылок правильного письма.

      Практика показывает, что отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения учеником программного материала по письму. У него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормой в речевом развитии вырабатываются ещё до 7 лет.

    Но, однако, порождение предпосылок акустической дисграфии наблюдаются ещё в дошкольном возрасте. Если ребёнок к семилетнему возрасту не различает на слух близкие акустические звуки, то в последствии на письме будут замены букв. Для решения этой важной проблемы необходимо принять соответствующие меры, направленные на профилактику нарушений письменной речи, в частности акустической дисграфии.

       Однако, о механизмах акустической дисграфии не существует единого мнения, что обусловлено сложностью процесса фонематического распознавания. Применительно к младшим школьникам правильно будет говорить не о расстройствах письменной речи, как о болезненном состоянии, а трудностях овладения письменной речью.

      Значительную роль в логопедической системе по преодолению и предупреждению акустико - артикуляционной дисграфии я отвожу комплексному изучению причин, вызывающих акустические расстройства на письме. Это изучение причин с различных сторон: медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной.

    Выявление объективных причин позволяет мне создать социальную и речевую перспективу каждому ребёнку, помочь в раскрытии его способностей.

    Какова причина затруднений в овладении письменной речи при акустико - артикуляционной (фонематической) дисграфии?

  В основе возникновения стойких, часто повторяющихся ошибок лежат серьёзные объективные причины:

- слабая готовность ребёнка к школе;

- нерегулярность школьного обучения;

- недостаточное внимание к развитию ребёнка в семье;

- двуязычие в семье;

- неправильная речь окружающих;

- неблагоприятная семейная обстановка;

- ослабленное соматическое здоровье (длительные заболевания в ранний период развития).

- психофизического характера

- нарушения обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе письма и чтения;

- функциональная ассимитрия мозга (переучивание леворукости на праворукость);

- недоразвитие слухового внимания и памяти;

- недоразвитие фонематического восприятия (затруднения в овладении слоговым и звуко-буквенным анализом);

- недоразвитие фонематического слуха (трудности в различении

звуков родного языка по акустическим признакам);

- недоразвитие слухового восприятия.

     Ни одна из причин не является самой решающей, но каждая причина имеет какое-либо значение в совокупности.

    Затруднения в учебной деятельности отражается в изменении характера ребёнка: агрессивность и отказ от выполнения заданий в школе и дома. Эти негативные реакции маскируют у ребёнка чувство собственной неполноценности, и тревоги. В школьном возрасте значительно усиливается нагрузка на нервную систему, что может впоследствии привести к срывам и неврозам; нарушениям в поведении и защитной агрессивности.

    В совокупности комплексного изучения причин акустико -артикуляционных расстройств на письме или их предпосылок у учащихся младших классов общеобразовательной школы, необходимо определить структуру коррекционной работы, сроки коррекционного воздействия и её эффективность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Издавна начальная школа была важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Ребенок младшего школьного возраста податлив на воспитывающее воздействие извне. Психологами установлено, что ...

"Взаимосвязь мотивации и уровня готовности у учащихся младших классов к музыкально - творческой деятельности"

Теоретический материал музыкально-творческой деятельности и практическое наблюдение...

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школ. Консультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ.

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школКонсультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ    Начало школьной ...

Методическая разработка для учащихся младших классов на занятиях по хоровому классу «Игровой метод в условиях хоровой репетиции: взаимодействие слова и музыки, словотворчество»

      Проблема выразительности в произношении слов в детском хоре и общей эмоциональной отзывчивости на музыкальные образы хоровых произведений, является важным моментом в вокаль...

Развитие самостоятельного музыкального мышления учащихся младших классов ДМШ и ДШИ (на примере класса флейты)

Нередко преподаватель специальных дисциплин в ДМШ и ДШИ принимает активное участие, и порой даже слишком активное, а именно полный диктующий контроль над ребёнком в процессе обучения с самых первых ур...

Родительское собрание "Причины неуспеваемости у учащихся 8 класса"

В разработке даётся план проведения родительского собрания и памятки для родителей....

НПК проект: Промежуточные тестирования как причина стресса у учащихся старших классов.

В процессе работы над исследовательским проектом по психологии на тему "Промежуточные тестирования как причина стресса у учащихся старших классов" автором была поставлена цель опыт...