В помощь педагогу - технология РКМЧП
материал

В презентации рассмотрены основные составляющие технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). В современном информационном мире эта технология особо актуальна и используется как

один из подходов в обучении и воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_rkmchp.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В помощь педагогу: технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Слайд 2

Технология развития критического мышления через чтение и письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему человека информационному полю.

Слайд 3

Авторы технологии

Слайд 4

Технология РКМЧП разработана в конце 80-х годов ХХ в. в США (Ч.Темпл, Д. Стил , К. Меридит ). Она опирается на идеи и методы зарубежной и русской педагогических систем, в частности: - психологические исследования Л. Выготского , - коллективный и групповой способы обучения, - педагогику сотрудничества, идеи развивающего обучения. Это общепедагогическая, надпредметная технология. В России она активно осваивается с 1997 года. Возникновение технологии

Слайд 5

выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную и неверную информацию; понимать, как различные части полученной информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждении; уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек; избегать категоричности в суждениях; быть честным в своих суждениях; определять ложные стереотипы и т.д. Задачи: научить:

Слайд 6

Чтение – основа технологии

Слайд 7

В технологии РКМЧП главенствующая роль отведена тексту. Его читают, а после пересказывают, трансформируют, анализируют, интерпретируют. В чем польза чтения? Если оно противоположно пассивному, являясь активным и вдумчивым, то ученики начинают более глубоко подходить к полученной ими информации. При этом они критически оценивают, насколько обоснованны и точны взгляды автора на тот или иной вопрос. В чем польза чтения критического вида? Ученики, использующие данную методику, являются менее уязвимыми для манипулирования и обмана, чем все прочие люди. Критическое чтение

Слайд 8

Деятельностная модель в технологии РКМПЧ

Слайд 9

«Корзина идей» Этот прием дает возможность выяснить все то, что известно по предстоящей теме урока. Педагог проводит работу с использованием следующего алгоритма: каждый учащийся в течение 1-2 минут записывает в своей тетради все что ему известно по заданной теме; происходит обмен информацией либо в группах, либо между парами; ученики называют по одному факту, не повторяя сказанного ранее; полученные сведения записываются в находящейся на классной доске «Корзине идей» даже в том случае, если они являются ошибочными; исправление неточностей происходит по мере получения новой информации. Приемы

Слайд 10

Пример:

Слайд 11

Правила, используемые для построения кластера, довольно просты. Для этого понадобится нарисовать модель нашей Солнечной системы. В центре изображения находится Солнце. Оно является темой урока. Планеты, находящиеся вокруг Солнца, – наиболее крупные смысловые единицы. Эти изображения небесных тел должны быть соединены со звездой прямой линией. Каждая планета имеет спутники, у которых, в свою очередь, есть еще и свои. Подобная система кластеров позволяет охватить большой объем информации. «Кластеры»

Слайд 12

Пример:

Слайд 13

Педагог предлагает школьникам некоторые утверждения, которые касаются определенной темы. Среди них дети выбирают верные. Подобный принцип позволяет настроить школьников на изучение нового материала. Элемент соревнования, который присутствует при этом, позволяет учителю удерживать внимание класса до конца урока. После, на стадии рефлексии, педагог возвращается к этому приему. Тогда и выясняется, какие из первоначальных утверждений верны. «Верно-неверно»

Слайд 14

В переводе с английского слово « фишбоун » означает «рыбья кость». В основе данного принципа находится схематическая диаграмма, которая имеет форму рыбьего скелета. В схему входят четыре блока, соединенные между собой связующим звеном в виде основной кости, а именно: 1. Голова, то есть та проблема, тема или вопрос, которые подвергаются анализу; 2. Верхние косточки (при горизонтальном изображении скелета) фиксируют те причины основного понятия темы, которые привели к проблеме; 3. Нижние косточки указывают на факты, которые подтверждают имеющиеся причины или суть понятий, изображенных на схеме; 4 . Хвост служит для обобщений и выводов при ответе на поставленный вопрос. « Фишбоун »

Слайд 15

Пример:

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с научной статьёй в 7 классе по технологии РКМЧП.

Работа с научной статьёй. Учебник Разумовской М.М. Русский язык.7 класс. "Наречие". Технология РКМЧП...

Урок развития речи. "Что такое толерантность?" по технологии РКМЧП.

Урок проведен по технологии развитие критического мышления через чтение и письмо. Умение воспринимать, перерабатывать, а потом использовать информацию является основой успешности ребенка и в школе, и ...

Информационно- компьютерные технологии в помощь педагогу-музыканту

В статье дан анализ современных требований в подготовке учителя в сфере компьютерной грамотности, дан краткий перечень программ используемых автором в собственной практике....

"Мастер-класс "Создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью педагогической технологии РКМЧП."

Использование методов и приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы как средство реализации компетентностного подхода соответствует новым стандартам, предусматривающим образование р...

Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка

Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка...