Описание кейса комплексного сопровождения участников образовательных отношений по реализации мероприятий, направленных на профилактику травли
консультация (8 класс)

Балданова Наталья Артуровна

Комплексные профилактические мероприятия по предотвращению травли и формированию благоприятного социально-психологического климата представляют собой совокупность методов, способов, приемов психолого-педагогического сопровождения, воспитательных средств, направленных на решение проблемной ситуации, связанной с явлениями травли.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_po_profilaktike_travli.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сосново-Озерская СОШ №2»

Описание кейса

комплексного сопровождения участников образовательных отношений по реализации мероприятий, направленных на профилактику травли

Комплексные профилактические мероприятия по предотвращению травли и формированию благоприятного социально-психологического климата представляют собой совокупность методов, способов, приемов психолого-педагогического сопровождения, воспитательных средств, направленных на решение проблемной ситуации, связанной с явлениями травли.

  1. Название кейса:

«Профилактика социальных конфликтов через гармонизацию отношений».

  1. Целевая группа, для которой применен кейс:

Обучающиеся 8 класса, педагоги, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе, советник директора общеобразовательного учреждения.

  1. Проблемная ситуация в образовательной среде:

Проблема конфликта, отраженного в кейсе, в бойкотировании пятиклассниками девочки одноклассницы из-за неприятного запаха от одежды.

  1. Сценарий кейса.

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Давайте рассмотрим, как нужно действовать каждой из сторон.

Ситуация:

В 8 «А» классе между двумя девочками Галиной и Алиной произошёл конфликт на почве неприятного запаха от одежды, после которого девочки между собой перестали общаться. Вскоре Галина подговорила всех одноклассников объявить Алине бойкот.

Классный руководитель заметила, что Алина на переменах держится в стороне от одноклассников, мало общается с детьми, часто находится в подавленном настроении. На вопросы педагога девочка отвечала, что всё в порядке. Классный руководитель связалась с родителями Алины по этому вопросу. Мама сказала, что с Алиной не общаются одноклассники по причине неприятного запаха от одежды, – насмехаются над её одеждой и внешним видом.

В работу включились классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе:

  1. Характеристика кейса:

Описание этапов, алгоритмов и содержания профессиональных действий при решении кейса. Указание педагогических работников, принявших участие в реализации кейса. Вовлеченность и содержание действий обучающихся на каждом этапе. Степень вовлечения родителей (законных представителей) обучающихся.

1. Классный руководитель:

  1. наблюдала за состоянием участников конфликта, беседовала с ними и их родителями;
  2. привлекла к работе по разрешению конфликта педагога-психолога, социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе;
  3. провела разъяснительную и профилактическую работу в классе.

2. Социальный педагог, педагог-психолог:

  1. оценила психологическое состояние пострадавшей, обидчиков, свидетелей, оказала им психологическую помощь;
  2. проконсультировала классного руководителя и других учителей

по тактике поведения в отношении участников конфликта и проведения разъяснительной и профилактической работы в классе и в общеобразовательном учреждении в целом;

  1. совместно с заместителем директора по воспитательной работе и классным руководителем организовала обсуждение случившегося и профилактическую беседу с классом;
  2. проконсультировала родителей;
  3. продолжает отслеживать психологическое состояние участников конфликта, других учащихся класса, проводит консультирование, организует тренинги, беседует с родителями.

3. Заместитель директора по воспитательной работе:

  1. провела разъяснительную и профилактическую работу в классе;
  2. проконтролировала оказание помощи участникам конфликта и принятие в их отношении воспитательных и дисциплинарных мер воздействия;
  3. зарегистрировала принятые меры в журнале;
  1. Продолжительность реализации кейса и каждого его этапа.

Работа по прекращению конфликта продолжалась 3 дня, включая день начала конфликта. Обстановка в классе нормализовалась уже на второй день после начала работы, впоследствии повторных проявлений травли со стороны обидчиков в отношении пострадавшей или других учащихся не наблюдается.

  1. Описание условий, в которых успешно решен кейс (организационноуправленческие, предметно-пространственные, информационные, программнометодические, социальные).

  • Организационно-управленческие условия. В школе имеются все необходимые ресурсы и полномочия для реализации кейса, имеется служба медиации.
  • Предметно-пространственные условия. В школе имеется кабинет социальнопсихологической поддержки, в котором все участники конфликта получили психологическую помощь.
  • Информационные условия. На сайте школы присутствует вся необходимая информация в разделе «Школьный психолог»

  • Программно-методические условия. В школе реализуется Комплексная программа психологического сопровождения, направленная на формирование благоприятного социально-психологического климата и профилактику травли.

  • Социальные условия. Описание вовлечённости участников образовательных отношений в решение проблемы, например, через вовлечение родителей (законных представителей) обучающихся в процесс.

В разрешении конфликта приняли участие социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе, одноклассники Алины, родители участников конфликта.

Описание средств, которые используются при осуществлении данного кейса (дидактические, методические, информационные и т.п.).

В классе в течение двух недель проводилась беспрерывная комплексная работа с детьми о принятии друг друга, невзирая на неприятный запах от одежды, внешний вид, положение в обществе, социальный статус и т.п.:

  • Классный час «Мы вместе» с целью профилактики проявлений агрессии, насилия, травли (буллинга) и формирования благоприятного психологического климата в классе.
  • Упражнения на межгрупповое взаимодействие как средство активизации групповой динамики, формирования чувства доверия друг к другу, более глубокого раскрытия личностного потенциала обучающихся.
  • Показан видеоролик о толерантности, после которого был проведён творческий мастер-класс на тему «Мы – дружные» с последующим его обсуждением.
  • Психологическая игра «Зонтик», формирующая сплочённость школьного коллектива.

В ходе работы с детьми перед педагогами стояла задача донести до детей мысль:

  • о том, что суть травли – не в том, что кто-то кого-то не любит - это насилие (как физическое, так и психологическое) и вопрос нарушения прав;
  • о том, что насилие – сильный поглотитель энергии, от травли страдают все:

«жертва» получает опыт унижения, отвержения, незащищенности; «обидчик» получает опыт безнаказанности, иллюзии своей силы и правоты, что приводит к огрублению чувств, отрезанию возможностей для тонких и близких отношений; «свидетели» получают опыт бессилия перед властью толпы, испытывает стыд за свое слабодушие и страх самому оказаться жертвой.

Представление данных, которые подтверждают успешность решения кейса у целевых групп (обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов).

В результате всем участникам конфликта оказана помощь, в отношении обидчиков приняты воспитательные меры.

Ребята осознали своё неправильное отношение к Алине, раскаялись, принесли девочке свои извинения, потом даже подружились. Обстановка в классе нормализовалась, повторных проявлений травли со стороны обидчиков в отношении пострадавшей или других учащихся не наблюдается, напротив, в классе дети находятся в благоприятной обстановке взаимопонимания и доверия.

Педагог-психолог:/____________/Балданова Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях р...

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

На современном этапе развития системы образования   возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС  в среднем и старшем з...

Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР

Вариант  2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную  программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. В...

Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР

Альтернативная коммуникация— это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная....