"Общение. Виды и способы коммуникаций"
консультация
Презентация и сопровождающее сообщение по теме "Общение. Виды и способы коммуникаций"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.4 КБ | |
| 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Общение. Виды и способы коммуникаций
Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями.
В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20 - 40% информации передается с помощью вербальных.
Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.
Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения. Успех любого делового контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите.
Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи.
Возможно понять, как встречено то, что говорится с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.
Вербальная коммуникация - это взаимодействие людей с помощью речи; это взаимодействие, построенное на лексически выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (текстовое).
Невербальная коммуникация - это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система.
Актуальность
Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Между людьми коммуникация осуществляется в форме общения. Общение выступает как межличностное взаимодействие, то есть связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей. Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что без коммуникации взаимодействие невозможно. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию навыка общения среди детей и подростков.
Цель:
- Снятие эмоционального напряжения;
- Сплочение, создание положительного настроения на дальнейшее продолжительное общение в группе.
Задачи:
- Формировать навыки эффективного и повседневного общения;
- Формировать представление детей о вербальном и невербальном общении;
- Развитие связной речи; формирование самоконтроля за речью;
Методы и приемы: беседы, игровые упражнения
Занятие «Секреты общения»
Цель:
- Формировать навыки эффективного и повседневного общения;
- Формировать представление детей о вербальном и невербальном общении;
- Развитие связной речи; формирование самоконтроля за речью;
- Снятие эмоционального напряжения;
- Сплочение, создание положительного настроения на дальнейшее продолжительное общение в группе.
Методы и приемы: беседы, игровые упражнения
Материалы и оборудование: листки бумаги и ручки по количеству участников.
Введение. Как можно объяснить понятие «Общение»? Нужно ли учиться общению? В процессе общения происходит открытие друг другом самих себя. (Я тебе свое Я, а ты мне свое).
Информационно-мотивационная часть.
- Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен, и стараемся избегать общения с людьми, которые неприятны и не вызывают симпатии. Однако такое общение не только неизбежно, оно может быть плодотворным и полезным. Примером этому может служить Авраам Линкольн, выдающийся президент Америки. Он не только не избегал общения с неприятными ему людьми, но и отвечал на неприязнь по отношению к себе теплым и человечным отношением.
Работа по теме.
Упражнение «Расшифруй слово»
Цель: введение в тему, сплочение группы.
Необходимые материалы: карандаши, листы бумаги
Описание. Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение» Например:
О – Объединение; открытость;
Б – близость, безопасность;
Щ – щедрость;
Е – единение, единомыслие;
Н – необходимость;
И – искренность, истина.
Работа выполняется самостоятельно, в небольших группах. По окончании работы обсуждаем результаты исследования, и объясняем свой выбор.
Упражнение « Рукопожатие «Импульс»».
Цель: организация совместной деятельности, снятие напряжения и барьеров в общении.
Необходимые материалы: не требуется.
Описание: Приветствие друг друга разными способами.
Ребята, давайте встанем в круг, я сейчас каждому из вас передам свое рукопожатие, а вы его будете передавать до тех пор, пока оно не вернется ко мне. (Ускоряя темп, повторяем 3 раза). А теперь поприветствуем друг друга другим способом. Все вы, конечно, согласитесь со мной, что приятно, когда к нам обращаются по имени. Ведь имя – это самый важный звук, который мы слышим с детства. Сейчас соседа справа мы назовем по имени и, скажем «Здравствуй, Света…», с улыбкой, по кругу.
Вот мы и узнали один из секретов общения: любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому, если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.
Общаться можно при помощи слов, а можно при помощи жестов, прикосновений, мимики, улыбки, глаз.
Упражнение «Приветствие»
Цель: Дать возможность участникам почувствовать, что доброжелательное общение дает ощущение радости и счастья. Насколько успешно оно будет построено, зависит, прежде всего, от желания человека.
Необходимые материалы: не требуется.
Описание. Участникам предлагается образовать круг и разделиться на 3 равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу и здороваются со всеми своим способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.
Работа по теме занятия.
Культурного человека отличает умение приятно и свободно общаться с окружающими. Он может внимательно выслушать то, что говорит собеседник, даже поможет ему высказать свое мнение. Общаясь с людьми, необходимо видеть их самые лучшие качества.
Упражнение «Закончи предложение…»
Цель: Осознание собственной потребности и способности к дружескому общению.
Необходимые материалы: карточки с заданиями.
Описание. Прочитать все варианты завершения предложения (Чтобы общение с другим человеком было успешным, нужно…) и вырази свое согласие (Да!») или несогласие («Нет!») с получившимся утверждением.
Чтобы общение с другим человеком было успешным, нужно… | «Да»/»Нет» |
…говорить только то, что интересно тебе. | |
…внимательно слушать то, что говорит тебе другой. | |
…не перебивать говорящего. | |
…сохранять дружелюбное выражение лица. | |
…всячески подчеркивать свое превосходство над другим человеком | |
…обращаться к говорящему по имени. | |
…подавать сигналы собеседнику, что ты его слышишь и понимаешь. (можно качать головой, можно поддакивать). |
Упражнение «Восстанови по смыслу»
Цель: организация совместной деятельности, снятие напряжения и барьеров в общении, введение в тему
Необходимые материалы: карточки с фрагментами пословиц
Описание: Участники делятся на группы, каждая группа получает одну пословицу (или «крылатое выражение»), разделенную на фрагменты. Каждый участник группы получает один фрагмент. Задание – составить (восстановить) пословицы из их фрагментов.
Упражнение «Дружба народов»
Цель: Осознание собственной потребности и способности к дружескому общению. Формирование навыка определения персонального пространства. Формирование навыков общения и умение отличать дружбу от давления социальной среды. Решение некоторых проблем в общении. Формирование представлений о нравственных основах дружбы.
Детям предлагается образовать круг и разделиться на 3 равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу и здороваются со всеми своим способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.
Упражнение «Живая скульптура»
Цель: введение в тему, сплочение группы.
Необходимые материалы: не требуются
Описание: Участники делятся на группы. Задачей групп является создание скульптуры «Дружба», сюжет придумывается, обсуждается и готовится к представлению в группах.
Завершение работы. Обратная связь.
Цель: подведение итогов занятия.
Необходимые материалы: не требуются
Описание. Ведущий, подводя итоги, делает акцент на ценность общения. Группа высказывается на тему:
- Что нового произошло за время занятия?
- Что удивило, оказалось неожиданным? И т. Д. и т. П.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
homosapiens (человек разумный ) homofuber (человек производящий ) homoludens (человек играющий) homocommunicans – человек общающийся
Общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера .
Виды общения: Вербальное Невербальное
Вербальная коммуникация - это взаимодействие людей с помощью речи; это взаимодействие, построенное на лексически выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (текстовое).
Невербальная коммуникация - это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система.
Актуальность развития навыка общения как организации совместной деятельности и активизация взаимоотношений включенных в нее людей.
Цель: - Снятие эмоционального напряжения; - Сплочение, создание положительного настроения на дальнейшее продолжительное общение в группе . Задачи: - Формировать навыки эффективного и повседневного общения; - Формировать представление детей о вербальном и невербальном общении; - Развивать связную речь; формировать самоконтроль за речью; Методы и приемы: беседы, игровые упражнения
Ожидаемый результат: активизация потребности развивать навык живого общения со сверстниками
Упражнение «Расшифруй слово» Цель: введение в тему, сплочение группы . Упражнение « Рукопожатие «Импульс»». Цель: организация совместной деятельности, снятие напряжения и барьеров в общении . Упражнение «Приветствие» Цель: Дать возможность участникам почувствовать, что доброжелательное общение дает ощущение радости и счастья. Насколько успешно оно будет построено, зависит, прежде всего, от желания человека . Упражнение «Закончи предложение…» Цель: Осознание собственной потребности и способности к дружескому общению. Упражнение « Восстанови по смыслу» Цель: организация совместной деятельности, снятие напряжения и барьеров в общении, введение в тему Упражнение «Дружба народов» Цель: Осознание собственной потребности и способности к дружескому общению. Формирование навыка определения персонального пространства. Формирование навыков общения и умение отличать дружбу от давления социальной среды. Решение некоторых проблем в общении. Формирование представлений о нравственных основах дружбы. Упражнение «Живая скульптура» Цель: введение в тему, сплочение группы.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение. Виды общения.
Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....

Статья "Способы коммуникации в истории"
Опубликована в г. Екатеринбург, ИРО, сборник НПК «Непрерывное образование: ориентиры инновационного развития» 2012г.В материале рассматриваются вопросы возникновения коммуникаций на протяж...

Обучение детей с интеллектуальными нарушениями, ТМНР альтернативным способам коммуникации: возможности и перспективы
Стендовый доклад посвящен проблемам обучения и воспитания детей с ТМНР...

Способы коммуникации. Роль жестов
Презентация знакомит с понятиями:"Коммуникация" и "Общение". Дается классификация невербальных средств общения, конкретизируется значение и роль жестов....

Этические нормы речевого общения в современно массовой коммуникации
В данной статье представлено исследование этических норм речевого общения в современной массовой коммуникации, что является актуальным, поскольку проблема соблюдения этических норм действительно сущес...

Общение с ребенком.Важность коммуникаций.
quot;Общение -это ключ". Каждый коммуникативный процесс является очень значимым, а особенно выжным он является среди родителей и детей.Родители должны прислушиваться к словам ребенка, не поучать...

