"Общение. Виды и способы коммуникаций"
консультация

Шитякова Алёна Юрьевна

Презентация и сопровождающее сообщение по теме "Общение. Виды и способы коммуникаций"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сообщение "Общение"22.4 КБ
Файл презентация1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Общение. Виды и способы коммуникаций

Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями.

 В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20 - 40% информации передается с помощью вербальных.

 Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.

Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения. Успех любого делового контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите.

 Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи.

 Возможно понять, как встречено то, что говорится с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

Вербальная коммуникация - это взаимодействие людей с помощью речи; это взаимодействие, построенное на лексически выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (текстовое).

Невербальная коммуникация - это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система.

Актуальность

 Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Между людьми коммуникация осуществляется в форме общения. Общение выступает как межличностное взаимодействие, то есть связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей. Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что без коммуникации взаимодействие невозможно. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию навыка общения среди детей и подростков.

Цель:

- Снятие эмоционального напряжения;

 - Сплочение, создание положительного настроения на дальнейшее продолжительное общение в группе.

Задачи:

- Формировать навыки эффективного и повседневного общения;                                    

- Формировать представление детей о вербальном и невербальном           общении;  

- Развитие связной речи; формирование самоконтроля за речью;

Методы и приемы: беседы, игровые упражнения

Занятие   «Секреты общения»

Цель:

- Формировать навыки эффективного и повседневного общения;                                    

- Формировать представление детей о вербальном и невербальном           общении;  

- Развитие связной речи; формирование самоконтроля за речью;

 - Снятие эмоционального напряжения;

 - Сплочение, создание положительного настроения на дальнейшее продолжительное общение в группе.

Методы и приемы: беседы, игровые упражнения

Материалы и оборудование: листки бумаги и ручки по количеству участников.

Введение. Как можно объяснить понятие «Общение»? Нужно ли учиться общению?  В процессе общения происходит открытие друг другом самих себя. (Я тебе свое Я, а ты мне свое).

Информационно-мотивационная часть.

- Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен, и стараемся избегать общения с людьми, которые неприятны и не вызывают симпатии. Однако такое общение не только неизбежно, оно может быть плодотворным и полезным. Примером этому может служить Авраам Линкольн, выдающийся президент Америки. Он не только не избегал общения с неприятными ему людьми, но и отвечал на неприязнь по отношению к себе теплым и человечным отношением.

Работа по теме.

Упражнение «Расшифруй слово»

 Цель: введение в тему, сплочение группы.

Необходимые материалы:  карандаши, листы бумаги

Описание. Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение» Например:

О – Объединение; открытость;

Б – близость, безопасность;

Щ – щедрость;

Е – единение, единомыслие;

Н – необходимость;

И – искренность, истина.

Работа выполняется самостоятельно, в небольших группах. По окончании работы обсуждаем результаты исследования, и объясняем свой выбор.

Упражнение « Рукопожатие «Импульс»».

 Цель: организация совместной деятельности, снятие напряжения и барьеров в общении.

Необходимые материалы: не требуется.

Описание: Приветствие друг друга разными способами.

  Ребята, давайте встанем в круг, я сейчас каждому из вас передам свое рукопожатие, а вы его будете передавать до тех пор, пока оно не вернется ко мне. (Ускоряя темп, повторяем 3 раза). А теперь поприветствуем друг друга другим способом. Все вы, конечно, согласитесь со мной, что приятно, когда к нам обращаются по имени. Ведь имя – это самый важный звук, который мы слышим с детства. Сейчас соседа справа мы назовем по имени и, скажем «Здравствуй, Света…», с улыбкой, по кругу.

Вот мы и узнали один из секретов общения: любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому, если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.

 Общаться можно при помощи слов, а можно при помощи жестов, прикосновений, мимики, улыбки, глаз.

Упражнение «Приветствие»

 Цель: Дать возможность участникам почувствовать, что доброжелательное общение дает ощущение радости и счастья. Насколько успешно оно будет построено, зависит,  прежде всего, от желания человека.

 Необходимые материалы: не требуется.

Описание. Участникам предлагается образовать круг и разделиться на 3 равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу и здороваются со всеми своим способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.  

Работа по теме занятия.

Культурного человека отличает умение приятно и свободно общаться с окружающими. Он может внимательно выслушать то, что говорит собеседник, даже поможет ему высказать свое мнение. Общаясь с людьми, необходимо видеть их самые лучшие качества.

Упражнение «Закончи  предложение…»

Цель: Осознание собственной потребности и способности к дружескому общению. 

Необходимые материалы: карточки с заданиями.

Описание. Прочитать все варианты завершения предложения (Чтобы общение с другим человеком было успешным, нужно…) и вырази свое согласие (Да!»)  или несогласие («Нет!») с получившимся утверждением.

Чтобы общение с другим человеком было успешным, нужно…

«Да»/»Нет»

…говорить только то, что интересно тебе.

…внимательно слушать то, что говорит тебе другой.

…не перебивать говорящего.

…сохранять дружелюбное выражение лица.

…всячески подчеркивать свое превосходство над другим человеком

…обращаться к говорящему по имени.

…подавать сигналы собеседнику, что ты его слышишь и  понимаешь. (можно качать головой, можно поддакивать).

Упражнение «Восстанови по смыслу»

Цель: организация совместной деятельности, снятие напряжения и барьеров в общении, введение в тему

Необходимые материалы: карточки с фрагментами пословиц

Описание: Участники делятся на группы, каждая группа получает одну пословицу (или «крылатое выражение»), разделенную на фрагменты. Каждый участник группы получает один фрагмент. Задание – составить (восстановить) пословицы из их фрагментов.

 Упражнение  «Дружба народов»

Цель: Осознание собственной потребности и способности к дружескому общению. Формирование навыка определения персонального пространства. Формирование навыков общения и умение отличать дружбу от давления социальной среды. Решение некоторых проблем в общении. Формирование представлений о  нравственных основах дружбы.

Детям предлагается образовать круг и разделиться на 3 равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу и здороваются со всеми своим способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.  

 Упражнение «Живая скульптура»

Цель: введение в тему, сплочение группы.

Необходимые материалы: не требуются

Описание: Участники делятся на группы. Задачей групп является создание скульптуры «Дружба», сюжет придумывается, обсуждается и готовится к представлению в группах.

Завершение работы. Обратная связь.

Цель: подведение итогов занятия.

Необходимые материалы: не требуются

Описание. Ведущий, подводя итоги, делает акцент на ценность общения. Группа высказывается на тему:

- Что нового произошло за время занятия?

- Что удивило, оказалось неожиданным? И т. Д. и т. П.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБЩЕНИЕ

Слайд 2

homosapiens (человек разумный ) homofuber (человек производящий ) homoludens (человек играющий) homocommunicans – человек общающийся

Слайд 3

Общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера .

Слайд 4

Виды общения: Вербальное Невербальное

Слайд 5

Вербальная коммуникация - это взаимодействие людей с помощью речи; это взаимодействие, построенное на лексически выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (текстовое).

Слайд 6

Невербальная коммуникация - это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система.

Слайд 7

Актуальность развития навыка общения как организации совместной деятельности и активизация взаимоотношений включенных в нее людей.

Слайд 8

Цель: - Снятие эмоционального напряжения; - Сплочение, создание положительного настроения на дальнейшее продолжительное общение в группе . Задачи: - Формировать навыки эффективного и повседневного общения; - Формировать представление детей о вербальном и невербальном общении; - Развивать связную речь; формировать самоконтроль за речью; Методы и приемы: беседы, игровые упражнения

Слайд 9

Ожидаемый результат: активизация потребности развивать навык живого общения со сверстниками

Слайд 10

Упражнение «Расшифруй слово» Цель: введение в тему, сплочение группы . Упражнение « Рукопожатие «Импульс»». Цель: организация совместной деятельности, снятие напряжения и барьеров в общении . Упражнение «Приветствие» Цель: Дать возможность участникам почувствовать, что доброжелательное общение дает ощущение радости и счастья. Насколько успешно оно будет построено, зависит, прежде всего, от желания человека . Упражнение «Закончи предложение…» Цель: Осознание собственной потребности и способности к дружескому общению. Упражнение « Восстанови по смыслу» Цель: организация совместной деятельности, снятие напряжения и барьеров в общении, введение в тему Упражнение «Дружба народов» Цель: Осознание собственной потребности и способности к дружескому общению. Формирование навыка определения персонального пространства. Формирование навыков общения и умение отличать дружбу от давления социальной среды. Решение некоторых проблем в общении. Формирование представлений о нравственных основах дружбы. Упражнение «Живая скульптура» Цель: введение в тему, сплочение группы.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение. Виды общения.

Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....

Статья "Способы коммуникации в истории"

Опубликована  в г.  Екатеринбург, ИРО, сборник НПК «Непрерывное образование: ориентиры инновационного развития» 2012г.В материале рассматриваются вопросы возникновения коммуникаций на протяж...

Способы коммуникации. Роль жестов

Презентация знакомит с понятиями:"Коммуникация" и "Общение". Дается классификация невербальных средств общения, конкретизируется значение и роль жестов....

Этические нормы речевого общения в современно массовой коммуникации

В данной статье представлено исследование этических норм речевого общения в современной массовой коммуникации, что является актуальным, поскольку проблема соблюдения этических норм действительно сущес...

Статья "Игра как способ коммуникации"

Статья написана для педагогов, работающих с детьми с овз....

Общение с ребенком.Важность коммуникаций.

quot;Общение -это ключ". Каждый коммуникативный процесс является очень значимым, а особенно выжным он является среди родителей и детей.Родители должны прислушиваться к словам ребенка, не поучать...