Статья "Способы коммуникации в истории"
статья по теме

Мартынова Ирина Анатольевна

Опубликована  в г.  Екатеринбург, ИРО, сборник НПК «Непрерывное образование: ориентиры инновационного развития» 2012г.

В материале рассматриваются вопросы возникновения коммуникаций на протяжении нескольких столетий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_4_2.doc45.5 КБ
Microsoft Office document icon martynova_i.a._statya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                    Способы  коммуникации в истории.

Мартынова И.А.

аспирант кафедры философии и управления образованием

Институт развития образования Свердловской области

Коммуникация

(лат communicatio - от communico - делаю общим, связываю, общаюсь),

1) путь сообщения, связь одного места с другим;

2) Общение,передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем)

 Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных.

 Большой энциклопедический словарь

Человечество всегда уделяло большое внимание развитию способов передачи информации, а также обучению этим способам. В традиционных культурах мы находим развитую систему языка жестов, танца, поз, ритуальных действий с предметами. Их освоение составляло неотъемлемую часть этнического воспитания. Овладение невербальными коммуникативными средствами (языком символов, жестов, поз) осуществлялось непосредственно через обрядовые танцы, прикладные ремесла, боевые искусства.

Обучение искусству речи и письму как средствам  вербальной коммуникации издавна приписывалось важное значение. Значительное место в культуре древних цивилизаций занимала подготовка писцов. Истоки обучения искусству ораторской речи, умению вести публичные дискуссии восходят к классическим античным традициям. В греческом полисе были развиты самые разные речевые жанры: публичные выступления, философская беседа (диалектика), составление документов и писем. В Античности свободное владение речью являлось одним из основных условий гражданской карьеры. Осваивая искусство ритора, афинский гражданин готовился к общественно-политической деятельности. Философы древности учились говорить с толпой, тем самым закладывая основы массовой коммуникации. В более узком кругу (который мы сегодня определяем как межличностную коммуникацию), они непринужденно беседовали с учениками, оттачивая аргументацию и красоту высказываний, рождая приемы целенаправленного владения словом. Первые центры обучения существовали при храмах и царских дворцах. Основными  направлениями  образования являлось:

   1) обучение яркой и образной речи;

   2) обучение чтению;

3) обучение пению;

В рамках атональной (соревновательной) риторики софистов и эвристических бесед Сократа складывались монологическая и диалогическая формы коммуникации. Платоном был описан рефлексивный путь получения информации путем общения с мнимым собеседником, которого философ образно обозначил как «Сократа, заложенного в нашей душе». И Платон, и Пифагор широко использовали невербальные компоненты, привносившие, по свидетельствам современников, некое мистическое начало в их общение с учениками.

Культурой Древнего Востока развивалось учение о внесловесном общении, молчаливом диалоге, где важна не передача информации, а воссоздание состояния духа. Таким образом, уже на начальных этапах развития общества явственно прослеживаются разные коммуникативные стратегии, ориентированные на доминирование и победу, на совместный поиск истины, на «диалог души с самой собой» и Богом.

По утверждению А. К. Михальской, «все концепции речевой коммуникации в той или иной мере обязаны своим появлением «риторике» как искусству публичного высказывания».[1]  Практически все формы устного использования слова и работы с текстом, найденные в то время, применяются в современной коммуникации.

 Это просьба, вопрос, ответ, приказание, призыв, прения, спор, заповедь, проповедь. Структуру школьных сочинений и публичных выступлений мы получили в наследство от софистов — первых профессиональных преподавателей искусства красноречия. В вопросно-ответной форме обучения сохранились черты катехизации, правил извлечения из памяти информации по принципу «известный вопрос — заученный ответ».

Античные ораторы и философы воспринимались современниками как учителя аудитории, и поэтому в Древней Греции и Риме возникла общественно значимая проблема образования (воспитания) оратора. Уже в ту пору создавались соответствующие рекомендации по освоению ораторского мастерства. Аристотель завершил превращение риторики в научную дисциплину в 384—322 гг. до н. э. Он установил неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой. Однако дальнейшее развитие данное достижение получило в работах Квинтилиана (ок. 35-ок. 96 н. э.). Одной из его работ является самый полный античный учебник по красноречию «Institutio oratoria» или «Риторические наставления» в 12 книгах. Исторически достаточно рано были выделены качества:

-говорящего с аудиторией человека (умение производить впечатление, доставлять удовольствие, соблюдать меру, сохранять спокойствие и терпение);

-его речи (чистота, простота, правильность, краткость, ясность, истинность, уместность, полезность);

-его мысли (тема —тезис —цель —итог).

Включение риторики, диалектики, грамматики в число «семи свободных искусств», составлявших содержание классического образования, закрепило общественное значение речевого взаимодействия, основанного на силе действенного слова, убеждающего, заражающего, способного оказывать влияние на людей. Средневековая схоластика активизировала дальнейшую разработку приемов доказательства и убеждения. Идея соревновательности в речи получила развитие в практике воспитания иезуитов, считавших: пусть (ученик) не отвечает свои уроки в одиночку, пусть будет соперник, готовый критиковать, торопить, опровергать, наслаждаться его поражением. Педагоги-иезуиты вводят в контекст учебных дискуссий роли антагонистов и адвокатов, создавая тем самым формы ролевой учебной коммуникации. Так развивалась основа для появления различных форм педагогической коммуникации.

Формы и традиции учительной речи широко представлены в религии, имеющей богатый опыт обучения молитве и проповеди. В традиции раннего христианства значительное место уделялось нравственным аспектам речевой коммуникации. Считалось, что лукавить со словом, плутовать с ним не только не позволительно, но и греховно. Если в слове проявляется бытие сущего, если не люди именуют вещи, у них нет права произвольно распоряжаться именами-словами, особенно если слово мистично. Такое отношение к Слову принуждает человека «вслушиваться» в него, ответственно использовать в своей речи.

Вот, например, перечень «грехов языка», составленный автором «Домашних поучений». Божба. Болтливость. Многоглаголание. Многословие. Празднословие. Пусторечие. Пустословие. Суесловие. Дерзость. Досаждение. Злоречие. Злословие. Злоязычие. Клятва. Кощунство. Лжеучительство. Любоучительство. Ложь, оклеветание. Лукавство. Лесть. Славословие. Наговоры. Оскорбление. Хуление, осуждение. Пересуды. Прекословие. Пререкание. Препирательство, противоречие. Начетничество. Наушничество. Разглагольствование. Раздражительство. Ропот. Самомнение. Самочинение. Сквернословие. Срамословие. Смехотворство. Укоры».

Как можно легко заметить, сюда вошли не только негативные характерологические проявления индивидуальной речи (божба, клятва, многословие, срамословие), но и указания на речевые высказывания, в которых отражается безнравственность позиции в отношении к другим людям (оклеветание, лжеучительство, наговоры, оскорбление).

В отечественной христианско-православной речевой традиции мы находим прекрасные образцы устных и письменных речевых жанров, имеющих педагогическое наполнение: поучения, жития, наставления, послания, домострой, проповеди, молитвы, где устанавливается связь между словом и нравственными помыслами. Выражаясь современной терминологией, в истории мировой культуры прослеживается стремление достичь в системе межличностной коммуникации единства мысли, чувства, слова, дела.[2]

Русские риторические пособия стали появляться с начала 17 в. Важнейшим учебником по красноречию стала «Риторика» митрополита Макария.

Оригинальную концепцию русской риторики предложил М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к риторике» (1743 г.) и «Кратком руководстве к красноречию» (1747 г.). В этих работах была окончательно закреплена русская научная терминология риторики. Со второй половины XVIII до середины XIX вв. вышло множество учебников, пособий и теоретических работ по риторике. В частности, «Опыт риторики, сочиненный и преподаваемый в Санкт-Петербургском горном училище» (1796 г.) И. С. Рижского; «Общая риторика» (1829 г.) и «Частная риторика» (1832 г.) Н. Ф. Кошанского и «Краткая риторика» (1809 г.) А. Ф. Мерзлякова. [3]

Приблизительно в середине XIX в. начался кризис риторики, который завершился лишь в конце 1970-х – начале 1980-х гг. Несмотря на это, в 1920-е гг. в России предпринимались попытки возрождения теории ораторского искусства. Был создан первый в мире Институт живого слова с участием С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольда, А. В. Луначарского, Н. А. Энгельгардта, Л. В. Щербы, Л. П. Якубинского и других, функционировала лаборатория публичной речи К. А. Сюннеберга. Однако риторическая инициатива не получила поддержки официальных кругов. Риторика как носитель дурных качеств стала противопоставляться советскому ораторскому искусству как носителю хороших качеств.

При этом объективный и детальный анализ даже советского ораторского искусства не поощрялся.

В педагогической культуре за тысячелетия было накоплено огромное количество наработок, связанных с передачей информации от учителя к ученику и видами педагогического общения. По мере цивилизационного развития в сферу педагогической коммуникации включается все больше новых источников и каналов связи, изобретаются новые формы создания и передачи педагогических сообщений. Выделяются следующие образовательные сферы, где постоянно происходит информационно-коммуникативный обмен:

-обучение;

-воспитание;

-организационно-управленческая сфера;

-связи с общественностью;

-внутренний мир человека.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что, проблема коммуникации в образовании, охватывает диапазон от момента появления педагогических функций у речи «человека говорящего» до нормативного выделения в деятельности современного педагога специфической коммуникативной функции.

1. Михальская А.К. Педагогическая риторика. История и теория.-М.,1998 с.43

2. Колесникова И.А. коммуникативная деятельность педагога. Под ред. В.А. Сластенина. М., 2007 с.11

3. Невская М.А. Риторика. Электронная книга  



Предварительный просмотр:

К понятию «коммуникативная культура»

Мартынова Ирина Анатольевна

Научный руководитель: Куликов Владимир Борисович, доктор философских наук

Институт развития образования г. Екатеринбург

Изменения в жизни российского общества, связанные с развитием средств массовой коммуникации, обусловили потребность в осмыслении коммуникативной культуры, как социально-культурного феномена.

С развитием техники, социальных, политических, экономических изменений, трансформаций в системе культурных ценностей, изменялась и специфика коммуникаций в их содержательном, формальном, техническом аспектах, что актуализировало новые задачи и направления исследования коммуникативной культуры. Тенденции к осмыслению коммуникативной культуры личности нашли отражение в научных работах В.Б. Кашкина, Г.Г. Почепцова, В.П. Конецкой, Ф.И. Шаркова, А.В. Соколова и др. Вместе с тем, сфера, которая обозначается понятием "коммуникативная культура", остается неопределенной. Таким образом, возникает необходимость его уточнения. Данное понятие, с одной стороны, соотносится с понятием "культура", с другой - с понятием "коммуникация".

Ключевые слова: культура, коммуникация, коммуникативная культура.

В мире философских и научных определений культуры существует многообразие, и это  требует более четкой и узкой его конкретизации.Мы рассмотрим понятие «культура» близкое к педагогике.

Культура понимается как…

  • совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.
  • исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. (БСЭ)
  • сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем.
  •  «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю.Лотман)
  • воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности;
  • развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество.

Коммуникация  (лат. communicatio - сообщение, передача) - смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Основная функция К. - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

        Для педагогической науки и практики важно развиваемое в философии и психологии представление о том, что внутренней сущностью коммуникации являются процессы формирования и развития общественного и индивидуального сознания. Коммуникация органично связана с культурой, ее материальной («внешней») и духовной («внутренней») составляющей. Это - два универсальных общественных явления, образующих «коммуникативную культуру», природа которой раскрывается на основе культурологического подхода.

С точки зрения гуманистической  направленности  и творческого потенциала - коммуникативная культура учителя - это проявление гуманистической направленности его индивидуального творчества в решении задач профессионально-педагогической деятельности [1, c. 121].

Наряду с культурологическим подходом к пониманию и исследованию коммуникативной культуры педагога плодотворным является и системный подход. Речь идет о концепции самоорганизации сложно структурированных систем, возникшей в рамках синергетики и кибернетики. С этих общенаучных системных позиций, коммуникативная культура учителя является одним из важнейших функционально значимых элементов культуры общества в целом. Одновременно она имеет имманентную структуру той сложности и цельности, которая необходима для осуществления самоорганизации и развития.

Коммуникативная культура может быть рассмотрена в трех аспектах. Так, в контексте противопоставления культуры природе, коммуникативная культура может рассматриваться как частный случай коммуникации. Если же рассматривать культуру как системообразующий, интегрирующий социум фактор, то коммуникативная культура оказывается тождественной культуре как таковой. Также коммуникативную культуру можно рассматривать в отраслевом аспекте.

Научным  содержанием  понятия "коммуникативная культура" является содержательное  наполнение понятия "коммуникация".

В связи с полисемантичностью понятия "коммуникация", которое в ряде случаев выступает синонимом понятий "связь", "взаимодействие", "общение", "обмен информацией", "сообщение", в качестве исходной установки в его теоретическом анализе выступило предположение, что весь перечисленный семантический ряд отражает лишь отдельные стороны целостного феномена. Тогда сущность теоретического анализа состоит в установлении содержательных связей между этими понятиями, что дает возможность их определения в границах единого предметного поля исследования.

Такой анализ был осуществлен в два этапа. Первый этап состоял в систематизации разных подходов к определению понятия "коммуникация" с целью установления указанных смысловых связей. На втором этапе исследовались возможности интерпретации данного понятия в контексте исследования коммуникативной культуры.

Осуществленный теоретический анализ показал наличие содержательной связи между понятиями, которые опосредствуют значения понятия "коммуникация". Его результаты дают возможность констатировать, что в научной литературе понятие "коммуникация" как предмет научного исследования наиболее последовательно было осмыслено в значениях: а) связь, соединение; б) взаимодействие; в) общение; г) информационный аспект общения.

Как связь понятие коммуникация может быть использовано для обозначения всех связей, имеющих место в социальной системе и обеспечивающих ее целостность и функционирование. В этом смысле коммуникативная культура приближается к пониманию культуры как таковой, поскольку культура и есть фактор, интегрирующий социум.

На уровне взаимодействия, единицей анализа выступает действие, а проблемы коммуникации рассматриваются с позиций субъектов взаимодействия - отдельных людей, социальных институтов, учреждений, организаций. "Социальное" и "культурное" в данном случае определяются как взаимообусловленные аспекты изучения общественных явлений. Личность рассматривается как представитель субкультуры и носитель определенных групповых ценностей.

На уровне общения коммуникация выступает как частный случай взаимодействия в системе отношений "человек - человек".

В  широком смысле «коммуникация» -передача, сообщение. У Я Ясперса проводится различи между «объективной» и «экзистенциальной» коммуникацией. Объективная коммуникация обусловлена любого рода общностью между людьми. Экзистенциальная коммуникации имеет место в ситуации общения двух «самостей». Понятие «коммуникация» является центральным в теории «коммуникативного действия» Хабермаса и одним из главных в «трансцендентальной прагматике» Апеля.

Как информационный аспект коммуникация рассматривается как процесс передачи информации или обмена информацией. Информационный аспект, по нашему мнению, является наиболее важным, так как в современный информационный век личность формируется, прежде всего, под воздействием системы коммуникаций, а одной из основных ролей коммуникации в обществе является социализация личности посредством передачи информации. Последняя, в свою очередь, приводит к становлению коммуникативной личности.

Коммуникативная личность, по нашему мнению, обладает умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации. Используя свою коммуникативную компетенцию, определяя стратегию и тактику коммуникативного поведения, накапливая опыт, коммуникативная личность формирует определенную культуру - коммуникативную культуру.

Понятие коммуникативной культуры конкретизируется нами в системе структурных требований к самой личности. Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативная культура - это система норм, ценностей, знаний и образцов поведения, принятых в определенном обществе в определенный промежуток времени.

Список литературы:

1.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. / В.В. Давыдов - М., 2005. - 380 с.

2.Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. - М.: Издательство МГУ, 2008. - 301 с

3.Теория коммуникации и прикладная коммуникация: сборник научных трудов "Вестник Российской коммуникативной ассоциации" / под общ. ред. И.Н. Розиной. - Вып.1. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2008.

4.Кравчук П.Ф. (2005) Личность в теории социальных коммуникаций /П.Ф. Кравчук // Личность. Культура. Общество. Вып. №2. -398с..

5.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

6.Шарков Ф.И. (2008) Основы теории коммуникации. / Ф.И. Шарков. М.- 275с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"

 Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...