Консультация для родителей, воспитывающих детей с РАС
консультация
Консультация для родителей разработана с целью помочь обустроить домашнее пространство по принципу сенсорной комнаты с большим эффектом для развития слуха, зрения, тактильных, вкусовых и обонятельных ощущений, мелкой моторики. Сенсорная комната, созданная в домашних условиях - это инструмент т для эмоциональной разгрузки, кроме того, ее преимущества заключается в изолированности и ухода от стрессовых стимулов внешнего мира.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для родителей, воспитывающих детей с РАС.
Сегодня ни для кого не является секретом, какое значение имеет сенсорная комната в развитии у детей с ОВЗ психических функций, органов чувств, формирования познавательных способностей и расширения мировоззрения; кроме того, это - мощный инструмент для эмоциональной разгрузки. Ее преимущества заключаются в изолированности и необычности обстановки, в естественном настрое для релаксации и ухода от стрессовых стимулов внешнего мира. Сенсорные комнаты в XXI веке не являются роскошью и имеются в различных организациях. Есть такая комната и в СРЦ, занятия в которой проводит квалифицированный педагог-психолог. На занятиях обычно присутствуют дети вместе с родителями. Наступает момент, когда время пребывания в СРЦ подходит к концу, занятия в сенсорной комнате заканчиваются, а родителям хочется продлить для ребенка сказку, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, где ребенок чувствует себя комфортно и готов познавать окружающий мир.
Восполнить этот дефицит помогают мои консультации и рекомендации для родителей, каким образом обустроить домашнее пространство по принципу сенсорной комнаты с большим эффектом для развития слуха и зрения, тактильных, вкусовых и обонятельных ощущений, мелкой моторики, чувства равновесия и ощущения собственного тела. Для современных родителей не составляет труда воссоздать в доме собственную сенсорную комнату по предложенным рекомендациям. Организация домашней предметно-развивающей среды выступает одним из уникальных решений родителями сложных проблем в развитии и воспитании детей с особыми потребностями.
Мягкая среда, имеющаяся в любом доме, обеспечит ребенку уют, комфорт и безопасность. Главной ее целью является создание условий для релаксации и спокойного состояния. В детской комнате желательно разместить кресло-мешок, наполненный гранулами из пенополистирола, благодаря которым кресло легко принимает форму тела и обеспечивает ему надежную поддержку. Особый наполнитель оказывает приятное тактильное воздействие, способствуя расслаблению за счет легкого точечного массажа. Здесь же можно оборудовать «сухой душ» - для этого нужны небольшой обруч и разноцветные шелковые ленты. Ребенок будет использовать это место как «уголок уединения»; кроме того, шелковые ленты приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом, а их разноцветная гамма позволит закреплять названия различных цветов, совершенствовать цветовое восприятие, развивать воображение.
Зрительная и звуковая среда сенсорной комнаты - спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на ребенка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, активизации двигательной активности и исследовательского интереса. В этом качестве рекомендую использовать сенсорные лампы, пузырьковые или лавовые, с разноцветной подсветкой. Поток пузырьков, извержение лавы под давлением поднимаются вверх по принципу «воздушно-пузырьковой колонны» и способствуют развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, эмоционального расслабления и способствования легкому засыпанию и полноценному отдыху ребенка.
Наличие в комнате зеркала позволит ребенку рассматривать свое отражение, исследовать собственную внешность, отождествлять себя, понимать физические и эмоциональные изменения, происходящие со временем, что приводит к познанию себя.
В домашней практике рекомендую использовать классические музыкальные произведения: «Мазурку», «Прелюдии» Ф. Шопена, «Вальсы» И. Штрауса, «Мелодии» А.Г. Рубинштейна - для снижения чувства тревоги и неуверенности; «Симфонию ля-минор», «Лунную сонату» Л. Бетховена, «Кантату-2» И. Баха - для снижения раздражительности, формирования чувства принадлежности к миру природы;
«Симфонию 6» (часть 2) Л. Бетховена, «Колыбельную» Й. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Ноктюрн соль-минор» Ф. Шопена, «Свет луны» К. Дебюсси - для успокоения и расслабления; «Венгерскую рапсодию» Ф. Листа - для снижения эмоционального напряжения; «Шестую симфонию» (3 часть) П.И. Чайковского, «Увертюру «Эгмонт» Л. Бетховена, «Прелюдию № 1, опус 28» Ф. Шопена, «Венгерскую рапсодию 2» Ф. Листа - для повышения эмоционального тонуса, улучшения самочувствия и настроения.
Тактильная среда позволяет ребенку осваивать новые ощущения и развивать кинестетическую чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию. В домашней тактильной среде рекомендую иметь тактильные дощечки с разнообразными поверхностями и различные игрушки разной формы и фактуры - из ворса, ткани, дерева, резины, пластмассы и т.п. Ощупывая их, ребенок учится различать разные свойства предметов: теплый - холодный, мягкий – твердый, гладкий – шероховатый, большой – маленький, длинный - короткий и др.; у него улучшаются зрительно-моторная координация и чувствительность кончиков пальцев.
Среда запахов (воздушная). Практически все натуральные эфирные масла положительно действуют на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процессы саморегуляции и иммунитета, улучшают работу всех систем организма, обладают антисептическими, антивирусными и противовоспалительными свойствами. Здесь родителям можно поэкспериментировать с различными маслами и посмотреть, как они воздействуют на ребенка. Для наполнения помещения запахами можно использовать аромалампу, диффузор или саше. Но важно здесь не переусердствовать с ароматами и помнить главное правило ароматерапии – умеренность.
Если в доме найдется тихий уголок, в нем можно установить небольшую палатку с утяжеленным одеялом или мягким пледом внутри, качелю-гамак – это позволит ребенку успокоиться и «перенаправить» себя, когда он чувствует себя перевозбужденным. Время, проведенное в этом пространстве, может помочь ему в дальнейшем успешно выполнить рутинные задачи, такие как чистка зубов или уборка игрушек. Желательно также выделить пространство для развития мелкой моторики, вестибулярного аппарата и поведенческой регуляции – для этой роли подойдут качели-гамак, сенсорный столик с «сухим» бассейном, содержимое которого периодически меняется (гречка, песок, камешки, семена, шишки, пуговицы и т.п.), кубами-сортерами, пазлами, тактильными дощечками, звучащими и пахнущими коробочками, шнуровками, вкладышами и др.
Родителям важно помнить, что по мере овладения ребенком различными навыками, задачи постепенно усложняются, варьируется степень и интенсивность воздействия; нельзя использовать большое количество объектов одновременно, а также предлагать для одновременного восприятия одинаковые по эффекту воздействия предметы.
Какие преимущества получают дети при организации дома такого пространства?
1. У детей регулярно имеется доступ к соответствующей сенсорной стимуляции, а их тела учатся правильно на нее реагировать.
2. Улучшается процесс обучения с помощью обследования предметов или дидактических игр под руководством взрослого, которые задействуют различные области мозга, что приводит к улучшению запоминания информации.
3. Использование разнообразных стимулирующих объектов помогает совершенствовать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, мелкую и общую моторику.
4. Спокойная, доброжелательная домашняя обстановка, присутствие любящих членов семьи в сочетании с положительным влиянием эффектов «сенсорной комнаты» создают у детей ощущение защищенности, спокойствия и уверенности в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом
Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания(умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).Нарушения двигатель...

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...

МОДЕЛЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ И/ИЛИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ
Социальная адаптация и интеграция в общество семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов, и основанная на ней социальная успешность дошкольника должны...

Консультация для родителей, воспитывающих ребенка с РАС «Игры на развитие понимания речи»
В публикации даня игры и управжнения для родителей, воспитывающих ребенка с РАС...

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ
В консультации родителям даны рекомендации по воспитанию детей с ОВЗ....

Советы для родителей, воспитывающих детей с ОВ в возрасте от 3 до18 лет «Как родителям помочь ребенку стать максимально успешным и самостоятельным»
Несколько советов, которые помогут стать детям успешными....

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ТМНР
Буклет для родителей, воспитывающих детей с ТМНР...
