Консультация для родителей, воспитывающих детей с ТМНР
презентация к уроку

Чех Алина Анатольевна

Буклет для родителей, воспитывающих детей с ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_dlya_roditeley_vospityvayushchih_detey_s_tmnr.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ГКОУ «Котовская школа-интернат» Учитель-логопед Чех Алина Анатольевна

Слайд 2

МИР «ОСОБОГО» РЕБЁНКА Мир «особого» ребёнка – Интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка – Безобразен и красив. Неуклюж, немного страшен, Добродушен и открыт Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он молчалив? Почему он так испуган? И совсем не говорит? Мир «особого» ребёнка… Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка Допускает лишь своих. Уважаемые родители, воспитывающие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития! Вашему вниманию представляется буклет, где будут освещены следующие вопросы: Дети с ТМНР – кто они? Общие черты детей с ТМНР. В чем же «особенность» и «уникальность» детей с ТМНР? От чего зависит будущее ребенка? Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ТМНР. Роль семьи в развитии ребенка с нарушениями развития. Развивающая среда для детей с ТМНР. Рекомендации для родителей по организации развивающей среды. Подходы к обучению и развитию детей с ТМНР. 1 2

Слайд 3

ДЕТИ С ТМНР – КТО ОНИ? Дети с различными комплексными нарушениями, психическое развитие которых проходит в особых условиях восприятия окружающей действительности. У таких детей отмечается два и более отклонения в психофизическом развитии. Характер, степень выраженности различных нарушений в развитии у каждого ребенка индивидуален. НАРУШЕНИЯ: Интеллектуальные Двигательные Зрения и/или слуха Эпилепсия Расстройство эмоционально-волевой сферы Особенности сенсорной интеграции Соматические заболевания 3 4

Слайд 4

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ДЕТЕЙ С ТМНР Двигательные нарушения, выраженность которых варьирует от моторной неловкости, замедленного темпа, рассогласованности движений до тяжелых опорно - двигательных нарушений (неспособность самостоятельно удерживать свое тело и выполнять произвольные движения). 2. Снижение познавательной активности, которое выражается в отсутствии интереса к предметам и явлениям окружающего мира. 3. Неумение контролировать своё эмоциональное состояние, адекватно вести себя соответственно сложившейся ситуации. Отмечаются немотивированные колебания настроения, снижение эмоционального тонуса. 4. Нарушение поведения, которое проявляется в расторможенности, нередко агрессивности, стереотепии , трудности в коммуникации и социальном взаимодействии. 5. Большая часть детей невербальны . Если речь развита то дети могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности и выполненные действия. Редко речь развивается до уровня развернутого высказывания, которое носит формальный характер. 5 6

Слайд 5

В ЧЕМ ЖЕ «ОСОБЕННОСТЬ» И «УНИКАЛЬНОСТЬ» ДЕТЕЙ С ТМНР? Личность каждого ребенка индивидуальна и неповторима, независимо от того особенный это ребенок или нет. Каждый ребенок уникален, и залог успеха в том, чтобы принять эту уникальность, принять потребности и возможности ребенка, а не относится к нему как к носителю определенного диагноза. Такие дети в большей степени нуждаются в коррекционной социально-бытовой, социокультурной, образовательной помощи, так как не могут обеспечить себе качество жизни. Каждому ребенку с множественными нарушениями развития необходимо дать шанс и помочь максимально интегрироваться в жизнь общества, взаимодействовать с ним, научить ориентироваться в окружающем мире. 7 8

Слайд 6

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ БУДУЩЕЕ РЕБЕНКА? Основная цель помощи детям с множественными нарушениями в развитии – максимальный уровень социальной адаптации. Достижение данной цели зависит от влияния следующих факторов: 1. Тяжесть нарушений. 2. Ранняя диагностика нарушений с целью начала оказания своевременной коррекционной помощи. В данном процессе большую роль играет профессиональная компетентность врачей и педагогов, организующих диагностику. 3. Ранее начало специализированной коррекционной помощи. 4. Комплексное оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи ребенку. 5. Правильный подход к выбору методов коррекционной работы с учетом психофизиологических особенностей ребенка. 6. Объединение усилий специалистов и семьи в оказании максимальной помощи ребенку. 9 10

Слайд 7

ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ТМНР * Недостаток информации о возможных путях помощи ребенку. * Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание. * Эмоциональное напряжение, стресс, чувство вины, переживания по поводу совершенных ошибок, попытка найти причину рождения «особого» ребенка. * Трудности социального характера (потеря работы, квалификации). * Изменение жизненных планов, ожиданий от рождения ребенка, приводящим к конфликтам в семье, нередко её распаду. *«Негативное» отношение, неприятие обществом детей с особенностями развития, что обостряет оценку родителями своей беспомощности, несостоятельности. * Сложность в установлении взаимосвязи между детьми в семье, так как воспитание ребенка с особенностями в развитии требует больших затрат времени и сил, что приводит к недостатку внимания другим детям. 11 12

Слайд 8

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ РАЗВИТИЯ Одну из ведущих позиций в коррекционном процессе занимает семья. Достижение ребенком высоких показателей развития и компенсации существующего дефекта возможно только при активном участии родителей в реабилитационном процессе. Важно! Неадекватные воспитательные подходы со стороны родителей ( гиперопека , физические наказания, гипоопека ) наносят вред психическому здоровью ребенка. Ребенок должен быть включен в повседневную жизнь семьи, необходимо дать ему возможность самостоятельно выполнять посильные действия по формированию навыков самообслуживания и социальной адаптации, что значительно улучшит качество его жизни. Правильное организованный воспитательный процесс играет большое социализирующее значение, решает проблемы адаптации ребенка к окружающему миру, самостоятельной жизни, усвоению норм и правил социально принятого поведения. 14 13

Слайд 9

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТМНР Под развивающей средой подразумевают естественную, комфортную для ребенка обстановку, которая рационально организована и сенсорно насыщена. Развивающая среда: даёт возможность ребенку обучаться чему то новому, помогает преодолевать определенные трудности; необходима для эмоционально-личностного развития ребенка, для появления новых способов и приёмов взаимодействия с окружающим миром. При организации развивающей среды необходимо учесть следующее: 1. Индивидуальные особенности ребенка (возраст, уровень интеллектуального и физического развития, развитие коммуникативных навыков). 2. Социальную ситуацию развития ребенка (отношение к нему родителей, готовность родителей к сотрудничеству со специалистами). 15 16

Слайд 10

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ «Что развиваем? Куда движемся?» Развивающие занятия с ребенком должны проводиться с учетом сформированных умений и навыков. Первоначально необходимо выяснить что ребенок выполняет хорошо, что с помощью, а что не умеет совсем. Это необходимо для определения выполнения ребенком посильных заданий, развития самостоятельности в действиях. «Уникальность ребёнка!» Вся работа должна быть направлена на преодоление существующих нарушений. При этом важно поощрять ребенка за правильное выполнение задания. 3. «Играем развиваясь» Проведение занятий в игровой форме является наиболее продуктивной мерой, позволяющей без труда вовлечь ребенка в активную деятельность. 4. «Оптимальные нагрузки и сохранение баланса» Продолжительность занятий определяется психофизическим состоянием ребенка, способностью сохранять интерес с заданию. 5. «От простого к сложному» Построение занятий должно осуществляться от простого к сложному. Начинать необходимо с того, что ребёнок уже умеет, постепенно усложняя задания, чтобы не возникало ситуации неудачи. 18 17

Слайд 11

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТМНР 6. «Последовательность действий» Для лучшего усвоения смысла выполняемого действия и, как следствие, формируемого навыка, необходимо проговаривание всех поэтапно выполняемых действий. 7. «Расширение умений» Оказывать помощь в освоении ребенком навыков в различных сферах жизни и различных условиях. 8. «Жизненные компетенции». Обязательно необходимо формировать у ребенка жизненные компетенции. «ЖИЗНЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ» ЧТО ЭТО? Это знания умения и навыки уже сейчас необходимые ребенку в обыденной жизни, которые формируют основу развития отношений с социальным окружением. Жизненные компетенции ребенка с ТМНР включают в себя: развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях; овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия; овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни; развитие представлений об окружающем мире, его временной и пространственной организации. 20 19

Слайд 12

ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С ТМНР В настоящее время в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР специалисты используют различные направления, назовем некоторые из них: «Ресурсные ящики» – метод, направленный на формирование базовых навыков социально-бытовой адаптации. Включает в себя формирование навыков соотнесения, сортировки, шнуровки, переливания. В данном методе используются предметы, которые широко используются в быту (посуда, одежда, обувь, емкости различного размера и объема). 2) Работа с пиктограммами (изображениями) – используется при работе с невербальными детьми в качестве коммуникативной системы. С помощью пиктограмм ребенок может сообщить о своих потребностях («хочу пить», «хочу в туалет» и т.д.). 3) Сенсорная интеграция - направлена на преодоление сенсорных нарушений и создание оптимальных условий для получения ребенком достаточной стимуляции сенсорных систем. 4) Арт-терапия – метод, основанный на искусстве и творчестве, способствующий социальной адаптации детей с нарушениями развития. Включает в себя следующие направления работы: рисование, танцетерапия , музыкотерапия, сказкотерапия . Метод помогает решить следующие проблемы: развитие познавательно- речевой активности, коррекция поведения, развитие мышления, улучшение внимания и памяти, развитие коммуникативных способностей. 21

Слайд 13

Ни один из методов, используемых в специальной педагогике и психологии по отдельности не «сможет совершить чудо» и «сделать» ребенка другим. Только продуманная коррекционная работа, основанная на сотрудничестве специалистов и семьи, может дать положительные результаты. Именно специалисты способны определить степень нарушений, выбрать определенный коррекционный подход, разработать индивидуальную коррекционную программу, определить вектор работы родителей с ребенком. ЛИТЕРАТУРА Беркович М. Простые вещи. Как устанавливать контакт с людьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития. –СПб: Скифия , 2017. 2) Бояршинова О.С., Комарова М.И., Пайкова А.М. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: Теревинф , 2018. 3) Жиянова П.Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. –М.: БФ « Даунсайд Ап », 2020. 4) Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос , 2003. 5) Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. –М.: Книголюб, 2007. 24 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания(умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).Нарушения двигатель...

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...

МОДЕЛЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ И/ИЛИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ

Социальная адаптация и интеграция в общество семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья  и/или детей-инвалидов, и основанная на ней социальная успешность дошкольника должны...

Консультация для родителей, воспитывающих ребенка с РАС «Игры на развитие понимания речи»

В публикации даня игры и управжнения для родителей, воспитывающих ребенка с РАС...

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

В консультации родителям даны рекомендации по воспитанию детей с ОВЗ....

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТМНР

Появление в семье ребенка с хроническим заболеванием или инвалидностью – это серьезное испытание. Жизнь семьи меняется раз и навсегда. Окружающий мир вдруг становится кошмаром, а ребенок, его ро...

Консультация для родителей, воспитывающих детей с РАС

Консультация для родителей разработана с целью помочь обустроить домашнее пространство по принципу сенсорной комнаты с большим эффектом для развития слуха, зрения, тактильных, вкусовых и обонятельных ...