Методические рекомендации по повышению объективности оценивания образовательных результатов обучающихся
методическая разработка
Методические рекомендации по повышению объективности оценивания образовательных результатов обучающихся
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по повышению объективности оценивания
образовательных результатов обучающихся
Авторы:
Бочкарева Алла Григорьевна, кандидат педагогических наук, методист
Бережная Наталья Павловна, руководитель ЦОКО Адмиралтейского района
ВВЕДЕНИЕ
Оценка качества образования – это система процедур, механизмов и инструментов, обеспечивающих не только собственно оценку и получение данных о состоянии системы образования, но и управление качеством образования.
В образовательной системе оценка образовательных результатов обучающихся является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи, регулирования как процесса преподавания, так и процесса учения. Достижение объективности оценки образовательныхрезультатов обучающихся является необходимым условием повышения качества образования. Объективность оценки образовательных результатов может быть достигнута в результате согласованных действий на всех уровнях управления образованием: федеральном, региональном, муниципальном и уровне образовательной организации. Функциональная составляющая объективности оценки качества образования характеризуется инвариантной составляющей, обеспечивающей интересы региона, муниципалитета и т.д. в вопросах управления качеством образования и вариативной составляющей, которая обеспечивает собственные приоритеты развития оценки качества образования в образовательной организации (далее - ОО).
Данные рекомендации разработаны с учетом анализа результатов мониторинга показателей качества подготовки обучающихся, с целью повышения эффективности системы оценки качества образования путем формирования среди всех участников образовательных отношений устойчивых ориентиров на реализацию методов и инструментов объективной оценки образовательных результатов обучающихся. Методические рекомендации адресованы методическим службам, руководителям общеобразовательных организаций и могут быть использованы для определения механизмов повышения объективности оценки образовательных результатов при проведении оценочных процедур федерального уровня и в рамках ВСОКО на уровне образовательных организаций.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ОБЪЕКТИВНОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) с целью повышения эффективности системы оценки качества образования путем формирования среди всех участников образовательных отношений устойчивых ориентиров на методы и инструменты объективной оценки образовательных результатов обучающихся рекомендует реализацию комплексных мероприятий по трем направлениям:
1. Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры в образовательных организациях.
2. Выявление ОО с необъективными результатами и профилактическая работа с выявленными ОО.
3. Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.
Наиболее эффективным является комплексное сочетание всех трех подходов и создание на их основе действенной системы, при которой все участники образовательных отношений заинтересованы в объективной оценке образовательных результатов, и одновременно принимаются всесторонние меры для обеспечения объективности результатов при проведении всех мероприятий по оценке качества образования.
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЪЕКТИВНОСТИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ
1. Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры. Для обеспечения возможности получения в рамках конкретной оценочной процедуры объективных результатов необходимо выполнение ряда организационных условий:
- контроль соблюдения всех положений и регламентов проведения оценочных процедур, которые определены в описании оценочной процедуры;
- применение единых организационно-технологических решений, мер защиты информации;
- привлечение квалифицированных специалистов на всех этапах проведения оценочной процедуры;
- устранение конфликта интересов в отношении всех специалистов, привлеченных к проведению оценочной процедуры.
При этом в качестве наблюдателей не могут выступать родители обучающихся класса, который принимает участие в оценочной процедуре; учитель, ведущий данный предмет и работающий в данном классе, не должен выступать организатором работы и участвовать в проверке работ.
На районном уровне контроль соблюдения всех положений и регламентов, приведенных в описании оценочной процедуры, должен осуществляться посредством:
- организации внешнего наблюдения за проведением оценочных процедур в образовательных организациях, составляющих группу риска по индексу необъективности;
- привлечения независимых, общественных наблюдателей;
- выезда в пункты проведения представителей районных органов управления образованием.
Для обеспечения объективности проведения процедур оценки качества образования, а также с целью включения широкой общественности в процесс проведения оценочных процедур и формирования у всех участников объективного представления о процедурах оценки качества образования рекомендуется сформировать команду общественных наблюдателей. Формирование банка экспертов возможно на базе районного органа управления образованием на основании личных заявлений граждан, желающих стать независимыми наблюдателями. Заявления должны содержать следующую информацию: ФИО, дата рождения, пол, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адреса регистрации и фактического проживания, контактные данные (телефон, e-mail). Целесообразно привлекать членов общественных профессиональных педагогических сообществ, ассоциаций учителей-предметников, представителей родительской общественности, СМИ для работы в качестве общественных наблюдателей. Распределение наблюдателей по площадкам, на которых проводятся процедуры оценки качества образования, осуществляется органом, осуществляющим управление в сфере образования. При распределении наблюдателей по пунктам проведения оценочных процедур важно учесть возможность возникновения конфликта интересов, выражающегося в личной заинтересованности наблюдателя или его близких родственников в присутствии на оценочной процедуре в данной организации, т.е. необходимо распределить наблюдателей таким образом, чтобы, например, учитель из одной ОО был наблюдателем в другой ОО. Родители не могут быть независимыми наблюдателями в том классе, где обучаются их дети. Перед проведением оценочной процедуры необходимо провести обучение наблюдателей, в рамках которого необходимо ознакомить их с нормативно-правовой базой проведения конкретной процедуры оценки качества образования, правами и обязанностями независимых наблюдателей.
Организационно-технологическое обеспечение описывается порядком проведения оценочной процедуры, при этом для обеспечения объективности результатов оценочной процедуры требуется обеспечить ряд организационных мер и технологических инструментов:
- единообразие условий проведения оценочной процедуры для всех участников и образовательных организаций;
- обеспечение порядка в аудиториях в ходе выполнения участниками всех действий в рамках проведения оценочной процедуры;
- сохранность и конфиденциальность данных, обрабатываемых в процессе проведения оценочной процедуры, в том числе конфиденциальность контрольных измерительных материалов на всех этапах вплоть до окончания оценочной процедуры; сохранность выполненных участниками работ на всех этапах вплоть до формирования базы результатов; сохранность базы результатов оценочной процедуры.
Проверка работ должна проводиться по стандартизированным критериям с предварительным коллегиальным обсуждением подходов к оцениванию. Целесообразно в районе сформировать институт экспертов для проведения выборочной перепроверки работ обучающихся. Эффективной будет работа по обучению учителей образовательных организаций критериальному оцениванию всероссийских проверочных работ, диагностических работ разного уровня, выполненных обучающимися. Анализ данных оценочных процедур включает процесс обработки данных, их систематизация и выявление основных тенденций, формулирование выводов для обеспечения управления качеством образования.
Целесообразно проводить интерпретацию результатов процедур оценки качества образования в несколько этапов:
- поиск (отбор) источников статистической и аналитической информации по результатам конкретной процедуры оценки качества образования;
- анализ, систематизация и оценка значимости и полезности данных, представленных в отобранных источниках;
- определение и объяснение тенденций и формулировка выводов по совершенствованию управления качеством образования по разным аспектам: совершенствование условий образовательного процесса; совершенствование содержания образования (корректировка основных образовательных программ); совершенствование методической работы и повышения квалификации педагогов; совершенствование технологий и методик обучения и оценивания;
- принятие управленческих решений, направленных на распространение позитивной практики, выявленной в ходе интерпретации результатов процедур оценки качества образования, а также на коррекцию и устранение выявленных нарушений, преодоление негативных тенденций.
2. Выявление образовательных организаций с необъективными результатами и профилактическая работа с выявленными школами. Выявление ОО с необъективными результатами оценочной процедуры осуществляется через анализ результатов оценочных процедур, посредством:
- выявления: завышенных значений среднего балла; несоответствия результатов оценочной процедуры и школьных отметок;
- сравнения уровня результатов оценочной процедуры в образовательной организации с уровнем результатов ГИА.
В качестве дополнительных показателей необъективности образовательных результатов могут выступать:
- индекс не подтверждения результатов медалистов;
- наличие/отсутствие системы видеонаблюдения и общественного наблюдения в образовательной организации при проведении оценочных процедур.
В случае обнаружения признаков недостоверности результатов в образовательной организации рекомендуется:
- осуществить перепроверку результатов;
- в случае подтверждения недостоверности результатов выработать комплекс мер в отношении данной образовательной организации, включающий анализ признаков необъективности; разработку комплекса мер по устранению причин необъективности.
Комплекс мероприятий по повышению объективности оценивания образовательных результатов обучающихся в школах с необъективными результатами может включать:
- проведение совещаний с административно-педагогической командой школы по вопросам качества образования, проведения оценочных процедур и повышения объективности оценки образовательных результатов в образовательных организациях;
- обсуждение методологии проведения комплексного анализа результатов процедур оценки качества образования и ГИА на совещаниях руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций, на заседаниях методических объединений;
- включение в план контроля вопросов использования ОО результатов оценочных процедур, соответствия результатов внешнего и внутреннего оценивания образовательных результатов обучающихся;
- мониторинг отчетов о результатах самообследования ОО (разделов «Качество подготовки обучающихся» и «Функционирование внутренней системы оценки качества») на наличие сопоставления результатов внешнего и внутреннего контроля;
- сопровождение образовательных организаций, находящихся в зоне риска по обеспечению объективности проведения оценки качества образования посредством:
- присутствия специалистов органов, осуществляющих управление в сфере образования, при проведении внешних и внутренних оценочных процедур;
- обеспечения видеонаблюдения и перекрестного общественного наблюдения при проведении оценочных процедур;
- выборочной проверки независимыми экспертами работ обучающихся в ходе оценочных процедур.
3. Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов. Для формирования у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов необходимо проводить разъяснительную работу с руководителями и представителями административной команды ОО по вопросам повышения объективности оценки образовательных результатов и реализации, перечисленных выше мер. Также рекомендуется в приоритетном порядке реализовать программы помощи образовательным организациям, находящимся в зоне риска снижения образовательных результатов, в рамках программ повышения качества образования. Программы помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты, строятся в соответствии с задачами модели учительского роста и включают комплекс мероприятий по преодолению профессиональных дефицитов, выявленных как в ходе оценки предметной и методической компетенций учителей, так и по данным анализа результатов обучающихся на ГИА, ВПР и других оценочных процедур. Содержание методической работы на районном уровне строится в соответствии с пулом проблемных вопросов, выявленных в ходе оценки качества образования.
Работа с руководителями и административными командами образовательных организаций, в которых есть проблемы с организацией образовательного процесса, может быть построена в формате постоянно действующего районного консультационного пункта, семинара, практикума.
Районной экспертной группой может быть проведен анализ образовательных программ образовательных организаций в части системы оценивания и подготовлены рекомендации для школ муниципалитета. Трансляция практики обеспечения объективности образовательных результатов через привлечение специалистов образовательных организаций, показавших высокую степень объективности при проведении исследований качества образования, к участию в районных совещаниях, семинарах, круглых столах, посвященных вопросам качества образования, будет ориентировать школы на использование валидных методик и инструментов оценки результатов, их объективного анализа и принятия соответствующих управленческих решений.
Применение мер административного воздействия к руководителям образовательных организаций допустимо в случае, если программы помощи не приводят к позитивным результатам. На муниципальном уровне важно обеспечить широкое информирование педагогической и родительской общественности о материалах, посвященных исследованиям качества образования. Материалы, разработанные на федеральном уровне, представлены на сайте Рособрнадзора (https://obrnadzor.gov.ru/), Федерального института оценки качества образования (https://fioco.ru/), Федерального института педагогических измерений (https://fipi.ru/). Здесь представлены как информационные листовки о ЕГЭ, ОГЭ, НИКО и ВПР, так и методические рекомендации по вопросам функционирования системы мониторинга оценки качества образования на разных уровнях, аналитические материалы по результатам федеральных оценочных процедур.
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ОБЪЕКТИВНОСТИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры.
Алгоритм действий по обеспечению объективности оценочных процедур для получения объективных образовательных результатов обучающихся включает следующие этапы:
- проведение оценочных процедур в соответствии с условиями по обеспечению объективности:
- соблюдение порядка проведения оценочных процедур;
- привлечение в качестве организаторов в аудитории учителей, не преподающих в данном классе и не являющихся специалистами по данному предмету;
- привлечение в качестве ассистентов (при необходимости) представителей администрации школы;
- осуществление рассадки обучающихся по одному за парту;
- включение в состав комиссии по проверке работ представителей администрации школы;
- привлечение родителей (законных представителей), педагогов других образовательных организаций в качестве общественных наблюдателей (по согласованию);
- - обеспечение видеонаблюдения за проведением оценочных процедур;
- анализ полученных результатов обучающихся; выявление низких результатов, не соответствующих оценкам текущего контроля успеваемости как отдельных обучающихся, так и классов в целом;
- выявление причин такой необъективности; разработка мер по устранению причин получения необъективных результатов обучающихся (корректировка плана по обеспечению объективности результатов, внесение изменений в план ВСОКО, план методической работы, план работы ШМО).
2. Выявление причин необъективности образовательных результатов обучающихся.
Признаками наличия проблемы необъективности результатов может быть следующее:
- отметка за промежуточную аттестацию необъективна (выставлена с нарушением порядка, закрепленного в локальном акте школы);
- отметка за промежуточную аттестацию обучающегося по учебному предмету выше/ниже результата независимой оценочной процедуры;
- отметка обучающегося за промежуточную аттестацию по учебному предмету равна результату независимой оценочной процедуры, при этом средний балл текущего контроля успеваемости обучающегося (средний балл за контрольные работы) ниже/выше его отметки за промежуточную аттестацию.
Для преодоления данной проблемы возможны:
- организация работы по овладению педагогическим коллективом ОО современными подходами анализа результатов обучающихся, полученных в ходе оценочных процедур всех уровней;
- проведение администрацией, методическими объединениями и педагогами ОО анализа результатов оценочных процедур (в разрезе каждого класса и каждого обучающегося);
- проведение анализа причин необъективности выставленных отметок за промежуточную аттестацию и (или) текущий контроль успеваемости (качество КИМ, соблюдение норм, закрепленных в локальных актах (Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, организационный раздел основной (-ых) образовательной (-ых) программ (-ы) (далее – ООП), конфликт интересов, недостаточный уровень компетентности педагогических работников в вопросе оценивания знаний и умений обучающихся, достижения планируемых предметных результатов и др.);
- организация работы по формированию фонда оценочных средств;
- принятие мер по устранению выявленных причин.
При анализе программно-методического инструментария школы могут быть выявлены причины необъективности результатов:
- не скорректированы рабочие программы (раздел «Тематическое планирование») с учетом выявленных в ходе внутришкольного контроля и анализа результатов независимых оценочных процедур, затруднений обучающихся в освоении конкретных тем (разделов) учебного предмета;
- при разработке учебных планов и индивидуальных учебных планов не учитывались проблемы освоения обучающимися конкретных учебных предметов (в том числе, неэффективно используется часть, формируемая участниками образовательных отношений, не учитываются индивидуальные потребности и интересы обучающихся).
Соответственно в план работы школы необходимо включить:
- обсуждение на методических объединениях результатов ВСОКО, независимых оценочных процедур с целью определения дальнейших шагов по корректировке рабочих программ (раздел «Тематическое планирование»), разработки рекомендаций по применению эффективных подходов (технологий) при изучении конкретных тем (разделов) учебного предмета, вызывающих затруднения у обучающихся;
- проведение корректировки учебных планов, индивидуальных учебных планов (на уровне администрации ОО);
- проведение корректировки рабочих программ учебных предметов (раздел «Тематическое планирование») (на уровне методических объединений, педагогов);
- проведение анализа имеющегося банка контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ), используемых при проведении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, позволит увидеть причины необъективности оценивания работ обучающихся.
При анализе КИМов могут быть выявлены признаки наличия проблемы.
КИМы:
- не валидны (не соответствуют заявленным целям работы);
- не соответствуют планируемым результатам ООП;
- разработаны без учёта современных подходов и требований;
- наличие ошибок и некорректных формулировок;
- недостаточное количество вариантов работ.
Для снятия данной проблемы необходимо провести формирование новых КИМ (разработка, приобретение, использование открытых материалов или иные варианты) с учетом включения в них описания назначения и структуры работы, распределения заданий по уровню сложности, типам заданий, системы оценивания отдельных заданий и работы в целом, время выполнения заданий, рекомендаций по подготовке к работе и др.; провести повышение квалификации педагогических работников по разработке и использованию КИМов.
Проведение анализа компетентности педагогических работников в вопросе оценки достижений обучающихся позволит выявить проблемы в оценочной деятельности учителей. Признаками проблем в оценочной деятельности педагогов выступают:
- непонимание основных направлений и целей оценочной деятельности;
- непонимание и неиспользование в работе компонентов оценочной деятельности (содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки);
- неумение проводить оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
- неумение оценивать динамику учебных достижений обучающегося;
- незнание критериев оценивания ВПР и иных независимых оценочных процедур;
- отсутствие мотивации педагогов в освоении современных подходов оценки образовательных результатов обучающихся (или их неприятие);
- отрицание педагогом проблемы необъективного оценивания образовательных результатов обучающегося.
Комплекс мероприятий по данной проблеме может включать:
- проведение анкетирования для выявления уровня компетентности педагогических работников в вопросе оценки достижений планируемых результатов освоения ООП;
- определение группы педагогов, нуждающихся в дополнительных мерах по повышению уровня компетентности в вопросе оценочной деятельности;
- составление индивидуальных карт повышения квалификаций педагогов на основе выявленных затруднений;
- организация комплекса методических мероприятий (семинары, практикумы, наставничество, обмен опытом и т.п.) для педагогов, испытывающих затруднения в вопросе оценки достижений планируемых результатов освоения ООП, использования единых критериев оценивания;
- организация в ОО систематического ВШК за соблюдением требований локальных нормативных актов, регулирующих систему оценки достижений планируемых результатов освоения ООП, в том числе единые подходы к оцениванию;
- принятие в ОО единых критериев текущего и итогового оценивания, обеспечивающих объективную оценку образовательных результатов обучающихся;
- организация обучения педагогов на курсах повышения квалификации по вопросу системы оценки достижений планируемых результатов освоения ООП;
- посещение администрацией ОО уроков педагогов с целью оказания методической помощи и контроля;
- обобщение материалов анализа уроков конкретного педагога (используемые технологии, формы, методы и средства обучения (в том числе, на этапе контроля знаний и умений обучающихся), достижение планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов, объективность оценивания работ обучающихся при текущем контроле успеваемости);
- проведение администрацией, психологом ОО индивидуальной работы с конкретным педагогом (методическая и психологическая помощь, составление индивидуальной траектории повышения квалификации).
Признаками проблемы необъективности результатов при проведении анализа работы с обучающимися, испытывающими затруднения в освоении учебных предметов, могут быть явления:
- в ОО не выявлены обучающиеся, испытывающие затруднения в освоении учебных предметов;
- индивидуальные программы ликвидации пробелов в знаниях и умениях обучающихся отсутствуют;
- нет положительной динамики образовательных результатов обучающихся после завершения обучения по индивидуальным программам ликвидации пробелов в знаниях и умениях;
- занятия в рамках реализации программ ликвидации пробелов в знаниях и умениях обучающихся не проводятся (проводятся не регулярно), отсутствует контроль со стороны администрации ОО;
- действия всех участников образовательных отношений разрознены, носят разовый или формальный характер.
План мероприятий по преодолению выявленных проблем может включать:
- выявление обучающихся, испытывающих затруднения в освоении учебных предметов (на основе имеющихся результатов независимых оценочных процедур, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся);
- разработка для каждого обучающегося, испытывающего затруднения в освоении учебного предмета программы ликвидации пробелов в знаниях и умениях;
- составление графика (расписания) занятий для реализации программ ликвидации пробелов в знаниях и умениях;
- определение методики проведения индивидуальных (групповых) занятий, подготовка дидактического материала в соответствии с современными требованиями;
- обеспечение комплексного подхода в работе с обучающимися, испытывающими затруднения в освоении учебных предметов (взаимодействие администрации ОО, социально-психологической службы, учителей, классного руководителя, родителей (законных представителей) обучающегося), например:
- участие в разработке и реализации индивидуальных программ ликвидации пробелов в знаниях и умениях обучающихся;
- проведение индивидуальных бесед с обучающимися;
- проведение индивидуальных бесед с родителями (законными представителями) обучающихся, рекомендации родителям по обращению за медицинской помощью (детский невролог, психиатр);
- оказание социально-психологической помощи обучающемуся; разработка рекомендаций классному руководителю, учителю, родителям по оказанию помощи ребенку;
- проведение диагностики и анализа предметных и метапредметных результатов обучающегося;
- подбор групповых и индивидуальных средств и методов обучения для преодоления отставаний;
- контроль выполнения обучающимся рекомендаций и домашних заданий.
3. Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.
Важным механизмом обеспечения объективности оценивания в образовательной организации является внутришкольная система оценки образовательных результатов, способствующая эффективному выполнению педагогами трудовой функции «по объективной оценке знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей».
Элементами такой системы в образовательной организации являются, в том числе:
- положение о внутренней системе оценки качества образования, включающее систему оценки качества подготовки обучающихся;
- система регулярных независимых оценочных процедур, объективность результатов которых обеспечивает администрация образовательной организации;
- принятые в образовательной организации прозрачные критерии внутришкольного текущего, промежуточного и итогового оценивания, обеспечивающие справедливую непротиворечивую оценку образовательных результатов обучающихся;
- непрерывный процесс повышения квалификации учителей в области оценки результатов образования, включающий не только обучение на курсах повышения квалификации, но и внутришкольное обучение и самообразование;
- проведение администрацией совместно с учителями и методическими объединениями аналитической экспертной работы с результатами оценочных процедур.
При анализе системы работы в ОО (в классе) по формированию у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов следует обратить внимание на признаки:
- участники образовательных отношений не информированы о целях, задачах, порядке поведения оценочных процедур, о границах использования их результатов;
- в ОО используют результаты, показанные обучающимися на независимых оценочных процедурах, для оценки деятельности педагога (рейтингование);
- в ОО не проводится разъяснительная работа по вопросам повышения объективности оценки образовательных результатов;
- не все представители участников образовательных отношений (родители (законные представители) обучающихся, педагоги, обучающиеся) привлекаются в качестве независимых наблюдателей;
- педагоги задают в качестве домашнего задания варианты демоверсий КИМ ВПР (других оценочных процедур); родители (законные представители) обучающихся по рекомендациям педагогов решают их дома с детьми;
- педагоги «натаскивают» на варианты КИМ ВПР (или других оценочных процедур) на учебных занятиях.
Совместная работа педагогического коллектива по преодолению проблемы может включать:
- отказ от использования результатов, показанных учениками на независимых оценочных процедурах, для оценки деятельности педагога (рейтингование);
- информирование и разъяснительная работа по вопросам повышения объективности образовательных результатов обучающихся;
- привлечение в качестве независимых наблюдателей всех участников образовательных отношений: родителей (законных представителей) обучающих, педагогов, обучающихся;
- отказ от системы «натаскивания» при подготовке к ВПР и другим независимым оценочным процедурам.
В комплекс мероприятий по формированию позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов у участников образовательных отношений на уровне школы рекомендуется включить:
- реализацию программы помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты и применять меры административного воздействия только в тех случаях, когда программы помощи не приводят к позитивным изменениям в результатах;
- в повестки заседаний педагогических советов и совещаний при директоре вопросы профилактики нарушений обязательных требований, направленных на обеспечение объективности проведения оценочных процедур;
- проведение повышения квалификации педагогов по проблемам объективной оценки образовательных достижений обучающихся, по вопросам экспертизы и оценки работ обучающихся при проведении внешних оценочных процедур;
- оказание методической помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты в части оценивания результатов обучающихся при проведении оценочных процедур качества образования;
- контроль устранения образовательных дефицитов обучающихся, выявленных при проведении оценочных процедур;
- систематическое проведение экспертизы качества школьных контрольно-измерительных материалов;
- планомерно пополнять банк школьных контрольно-измерительных материалов, соотносимых с материалами, используемыми при проведении внешних оценочных процедур качества образования;
- трансляцию эффективного педагогического опыта по повышению объективности оценки качества образования;
- меры по повышению заинтересованности педагогов и обучающихся в объективной оценке образовательных результатов;
- систему мероприятий с родителями (законными представителями) обучающихся, направленных на ознакомление с системой оценки образовательных достижений, используемых в образовательном процессе, разъяснение ее применения и возможное согласование отдельных элементов данной системы с ними.
При проведении внешних оценочных процедур необходимо информировать родителей о целях и задачах проводимых исследований по оценке качества образования, обеспечить индивидуальное ознакомление родителей с результатами независимой оценки их детей.
Одновременно с обеспечением объективности образовательных результатов необходимо использовать дополнительные ресурсы для повышения качества образования. С этой целью органам, осуществляющим управление в сфере образования, целесообразно:
- разработать и реализовать меры, направленные на привлечение школ в различные ведомственные и межведомственные программы, проекты и инициативы, обладающие потенциалом повышения качества общего образования, учебной мотивации обучающихся;
- активизировать деятельность различных методических служб по направлениям:
- совершенствование методики преподавания в системе общего образования, в том числе методики преподавания естественно-научных дисциплин в системе начального, основного и среднего общего образования;
- психолого-педагогическое сопровождение школ, в том числе находящихся в зоне риска снижения образовательных результатов и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, с целью компенсации ресурсных (в частности, кадровых) дефицитов;
- использовать для оценки деятельности педагога результаты, показанные его учениками (в независимых оценочных процедурах) только по желанию педагога;
- разработать комплекс мер, направленный на привлечение педагогов школ-лидеров и региональных инновационных площадок, демонстрирующих стабильно высокие образовательные результаты обучающихся (предлагается использовать опыт эффективно функционирующих школ), для распространения позитивных педагогических практик среди школ, в том числе находящихся в зоне риска снижения образовательных результатов и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (предлагается использовать опыт резильентных школ);
- разработать комплекс мер, стимулирующий активное участие педагогических работников образовательных организаций в деятельности региональных сетевых методических объединений по освоению:
- технологий формирования гибких компетенций;
- технологий педагогической деятельности с низкомотивированными и слабоуспевающими обучающимися;
- технологий педагогического взаимодействия со сложным контингентом обучающихся.
Образовательным организациям, в том числе отнесенным по результатам оценочных процедур к группе школ, находящихся в зоне риска снижения образовательных результатов, и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, рекомендуется:
- отразить в программе развития общеобразовательной организации управленческие решения, связанные с выстраиванием системной и комплексной работы по профилактике учебной неуспешности, совершенствованием педагогической работы с низкомотивированными детьми и детьми, испытывающими трудности в обучении;
- включить в основные образовательные программы общего образования (программы коррекционной работы, рабочие программы воспитания, рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, учебные модули, рабочие программы внеурочной деятельности) и дополнительные общеразвивающие программы целевые установки содержательных средств, организационных решений, направленных на повышение качества работы со сложными контингентами обучающихся, в том числе демонстрирующих учебную неуспешность;
- разработать и реализовать меры, направленные на усиление координации и взаимодействия специалистов школ: учителей-предметников, классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-библиотекарей, тьюторов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, дефектологов, воспитателей и др.;
- обеспечить направленность обучения в школе на развитие:
- психолого-педагогической компетентности учителей, в том числе в аспекте работы со школьниками, испытывающими трудности в обучения, сложными контингентами обучающихся, а также с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- методических умений педагогов, их готовности применять в преподавании современные образовательные технологии и учитывать возрастные и индивидные особенности обучающихся;
- способности учителей-предметников использовать возможности преподаваемого предмета для развития у обучающихся высших психических функций (памяти, внимания, речи, восприятия, воображения), минимизируя при этом практики механической тренировки и натаскивания;
- готовности педагогов применять методы и приемы профилактики негативного влияния информационной среды на обучающихся;
- расширить практику проектирования и реализации в школе индивидуальных программ поддержки, а также индивидуальных учебных планов для обучающихся, демонстрирующих устойчивые признаки учебной неуспешности;
- принимать управленческие меры, стимулирующие обращение учителей к удачным педагогическим практикам коллег, демонстрирующих качественную академическую подготовку обучающихся;
- разработать и реализовать меры, направленные на усиление партнерских отношений педагогов школы с родителями обучающихся для решения задач профилактики учебной неуспешности, асоциальных моделей поведения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных результатов обучающихся
В данной статье учитель делится опытом работы по оцениванию образовательных результатов обучающихся....

Статья "Использование интернет - технологий для оценивания образовательных результатов обучающихся"
В статье рассмотрены интернет - технологии, позволяющие эффективно и быстро осуществлять формирующее оценивания в современной школе....

Оценивание образовательных результатов обучающихся на уроках литературы в рамках ФГОС ОО
Федеральный государственный образовательный стандарт ООО определяет требования к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения, которые должны быть достигнуты в процессе реализации осно...

Модель перевода образовательной организации в эффективный режим развития, основанная на использовании современных подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся
Статья - Инновационная модель перевода образовательной организации в эффективный режим развития, основанная на использовании новых подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся...

Методические рекомендации по нормам оценивания образовательных результатов, 2021г.
В данном материале содержатся основные критерии оценивания работы учащихся на уроке трудового обучения....

ОБЪЕКТИВНОСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
ОБЪЕКТИВНОСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ...

Объективность оценивания образовательных результатов по математике и пути повышения
Проблема объективности оценивания результатов обучающихся является актуальной для многих образовательных организаций, т.к. от ее решения зависит объективность оценки качества образования. Анализ объек...
