ОБЪЕКТИВНОСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
статья

БУРМИСТРОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА

ОБЪЕКТИВНОСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЪЕКТИВНОСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.

Проблема объективности оценивания результатов обучающихся является актуальной для многих образовательных организаций, т.к. от ее решения зависит объективность оценки качества образования. Анализ объективности осуществляется на основании независимых оценочных процедур: международные исследования, ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, НИКО, региональные мониторинги.

Объективность оценивания образовательных результатов выражается в независимости оценки от обстоятельств и случайных факторов, в отсутствии предвзятого отношения к обучающемуся. Достижение объективности возможно только при наличии норм и критериев оценки, то есть при реализации критериального подхода. 

Некоторые пути повышения объективности оценивания образовательных результатов по математике:

  • Использование единых критериев оценивания. Они должны быть основаны на степени самостоятельности обучающегося и сложности ситуации.  

На основании методических материалов ИСРО 2023 года «Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Математика»: основные принципы оценочной деятельности едины для всех составляющих, это:

- достоверность оценки, что включает в себя обоснованность, доказательность результата оценивания, его соответствие реальности; достижение этого принципа обеспечивается прежде всего инструментарием и процедурой проверки, в основе которых лежит ориентация на планируемые результаты;

- объективность оценки, что выражается в независимости оценивания от обстоятельств, от случайных факторов, в отсутствии предвзятого отношения к обучающемуся; достижение этого принципа возможно только при наличии норм и критериев оценки, то есть при реализации критериального подхода;

- информативность оценки, что подразумевает полноту и глубину проверки овладения планируемыми результатами, содержательность информации, получаемой в результате проведенной процедуры, проверки на различных уровнях; достижение этого принципа обеспечивается, в частности, реализацией уровневого подхода к оцениванию.

Обучающемуся может быть выставлена:

- отметка «5», если он действует самостоятельно в сложных учебных или во внеучебных ситуациях;

- отметка «4», если он действует самостоятельно в широком спектре типовых, в комплексных и в измененных учебных ситуациях;

- отметка «3», если он действует самостоятельно в простых типовых учебных ситуациях.

- обучающемуся, который демонстрирует отдельные простейшие действия или выполняет эти действия с опорой на помощь, не может быть выставлена даже минимальная положительная отметка, его подготовка может быть скорректирована на основе дополнительной работы по выявлению пробелов и типичных ошибок.

Обучающемуся, который испытывает значительные трудности даже в простейших случаях, требуется специальная индивидуальная коррекционная работа.

Определение уровня достижения планируемых результатов может осуществляться на основе процента от числа выполненных верно заданий следующим образом:

- обучающийся не достиг обязательного уровня подготовки, и ему выставляется отметка «2», если он выполнил менее 65% заданий обязательного уровня подготовки, включенных в контрольную работу или тест;

- обучающийся достиг обязательного уровня подготовки, ему выставляется отметка не ниже «3», если он выполнил не менее 65% заданий обязательного уровня подготовки, включенных в итоговую работу;

- обучающийся достиг повышенного уровня, ему выставляется отметка не ниже «4», если он выполнил не менее 65% общего числа заданий итоговой работы;

- обучающийся достиг высокого уровня, ему выставляется отметка «5», если он выполнил не менее 85% заданий итоговой работы.

Для оценки тематических планируемых результатов по математике традиционно использование контрольных работ.

На проведение работы отводится 1 урок, в нее включают от 5 до 10–12 или более заданий в зависимости от года обучения.

Важно включать в работу задания, относящиеся к базовому уровню подготовки, выполнение которых обязательно для всех обучающихся, и задания повышенных уровней, которые дают возможность реализоваться обучающимся, проявляющим к математике интерес и способности. Маркировка заданий контрольной работы по уровням специальными обозначениями ориентирует обучающихся на достижение определенного результата, помогает спланировать и контролировать выполнение работы.

Чем больше заданий включено в работу, тем информативнее ее результаты, поэтому 5 заданий, составляющих традиционную контрольную работу, явно недостаточно, чтобы ответить на все вопросы, на которые нужно получить ответы по итогам изучения темы. Основными вопросами, напомним, являются, овладели ли обучающиеся системой тематических планируемых результатов и на каком уровне.

Самооценивание предполагает самостоятельное определение обучающимся, каков общий результат выполнения оценочной процедуры по заданным ему критериям. Критерии могут быть заданы учителем или разработчиками контрольно-оценочных материалов.

Проводя анализ своих результатов, обучающийся сможет ответить на вопросы, всеми ли обязательными тематическими умениями он овладел, с какими умениями у него есть проблемы, готов ли он выполнять более сложные задания и с какими именно заданиями повышенных уровней он справляется.

  • Применение критериального подхода. Он основан на анализе и оценке образовательных достижений обучающихся по комплексу взаимосвязанных показателей. Заранее известные критерии оценивания помогают лучше понимать учебные цели, принимать оценку как справедливую.

Критериальное оценивание — методика оценки знаний и компетенций обучающихся на основе определённых критериев, которые представляют собой конкретные показатели успеха. В отличие от традиционного оценивания с использованием балльно-рейтинговой системы, критериальное оценивание акцентирует внимание не на сравнении учеников между собой, а на соответствии результатов обучения заранее оговорённым стандартам.  

Некоторые критерии оценивания достижений учащихся по математике:

- «Знание и понимание». Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и изменённых ситуациях.

- «Исследование закономерностей». Учащийся исследует какую-либо задачу, применяя математические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики взаимосвязь между ними.

- «Передача информации на математическом языке». Учащийся способен передавать информацию, используя соответствующую научную терминологию, условные обозначения.

 - «Размышления в математике». Учащийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения.

Некоторые приёмы критериального оценивания в математике:

Использование рубрик. Рубрики представляют собой структурированные таблицы, включающие критерии и уровни их выполнения, что позволяет ученикам ориентироваться на результат и оценивать свои работы более осознанно.

Самооценка. Способствует развитию рефлексивных навыков и позволяет учащимся критически анализировать собственные достижения, что повышает мотивацию и самостоятельность.

Взаимное оценивание. Строится на коллективном обсуждении и обмене обратной связью, что укрепляет коммуникативные навыки и способствует формированию учебного сотрудничества.

Критериальное оценивание способствует снижению субъективизма в выставлении оценок и делает процесс оценивания более прозрачным и справедливым.

  • Проведение анализа и мониторинга результатов оценочных процедур. 

 - На педагогическом  совете, ШМО рассматривать систематически вопросы анализа ГИА, ВПР, региональных работ, стартовых диагностических работ, промежуточной аттестации, административных контрольных работ,

- Проводить мониторинг результатов успеваемости и посещаемости учащихся по итогам каждой четверти и в целом за год и сопоставление этих результатов с результатами внешних и внутренних оценочных процедур;

- Проводить индивидуальные занятия с неуспевающими учащимися по устранению пробелов в знаниях по отдельным предметам;

- Учителям систематически принимать участие в вебинарах и семинарах, посвященных оценочным процедурам.

- При подготовке учащихся использовать методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ГИА.

  • Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке. Достигается путем проведения разъяснительной работы с педагогическим коллективом, родителями – когда освещаешь вопросы оценочных процедур на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, через сайт образовательной организации, информационные стенды; с учащимися – на классных часах, линейках, индивидуальных беседах, тренингах.

  • Использование дифференцированного подхода к учащимся. Это позволяет сосредоточить внимание учителя и ученика на освоении способов действий, проводить диагностику проблем и трудностей учащихся с целью их последующей коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая игра в рамках педсовета по теме: "Контроль качества образования и оценивание образовательных результатов школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Психологическая игра в рамках педсовета.Цели игры:·         создание благоприятного мотивационного настроя на активную групповую работу всех участников педсовет...

Создание целостной системы оценивания образовательных результатов в образовательных учреждениях

Разработка инструментария оценки знаний. индивидуальных учебных достижений учащихся на разных ступенях образования....

Оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации новых образовательных стандартов

Формирование навыков оценивания у обучающихся начинаю  в 5 -м классе "География. Начальный курс". Маршрутные листы помогают оценить все этапы урока....

Критериальное оценивание образовательных результатов по математике

Презентация к выступлению на региональной научно-практической конференции "Преподавание математики в условиях реализации ФГОС нового поколения: от теории к практике"...

система оценивания образовательных результатов по математике

система оценивания образовательных результатов по математике...