Занятие на тему:"Экономика"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Консект занятий на тему "Экономика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Gnom_Ekonom.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                                     В данной статье мы хотим рассказать

                                    и поделится опытом работы по соци-

                                     ализации детей с отклонениями в раз-

витии, в частности связанной с темой:

                                              «Экономика».

   Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с отклонениями развития сложный процесс, требующий от окружающих ребёнка взрослых много терпения, душевной доброты, наблюдательности и определённого курса знаний.

   Все программы коррекционных школ-интернатов уделяют особое внимание курсам экологии, краеведения, гражданско-патриотическому воспитанию, коррекции развития речи, памяти, внимания, общения, но мало времени отводится на тему экономики, даже в старших классах. Экономическая подготовка требуется нашим детям в специальной (коррекционной ) школе в большей мере, чем их сверстникам из образовательных школ, так как в дальнейшем им придётся справляться с экономическими условиями, от чего они ограждены в нашей школе.

   А наша жизнь зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы, количество сортов мороженого и качество кроссовок, чистота городских улиц и даже настроения людей, в конечном счете, определяются экономическими законами, и наши дети, недополучая необходимых знаний, не могут классифицировать, вступая в самостоятельную жизнь, на какие предметы в данный момент целесообразно тратить свои накопления, а от каких-то необходимо отказаться или отложить на будущее, т.е. что более важно, а что второстепенно, а также затрудняются строить взаимоотношения со «средой».

   На заседании МО нашей школы-интерната в годовой план воспитательной работы был введён курс занятий по теме «Экономика» с начальных классов, чтобы планомерно и постепенно раскрыть все эти экономические законы, научить, имея ограниченные ресурсы, делать выбор способам  удовлетворения своих потребностей в товарах, услугах, взаимоотношениях со «средой».

   Подбирая материал по данной теме, мы столкнулись с проблемой, что вся информация ориентирована на детей с нормальным интеллектом. А как детей с отклонениями в развитии познакомить с основными понятиями «прибыль», «доход», «вложение денег», «капитал», и т.д., закономерностями и принципами  рыночной экономики, их взаимосвязями, чётко сформулировать и аргументировать свои формы подачи материала?

   Просмотрев массу литературы: словарей, журналов, книг, мы пришли к выводу, что экономическими знаниями можно овладеть только, когда их применяют на практическом примере. И таким примером в организации занятий может быть сюжетная игра, которая находит решение проблемных вопросов в различных ситуациях. Решение таких проблем поможет детям распоряжаться в дальнейшем своим капиталом.

Поэтому мы предлагаем вам одно занятие на эту тему в форме игры-сказки. Главное действующие лицо гном Эконом, где он предлагает разумный выбор действий при решении проблемной ситуации.  Гном Эконом  вводит детей с помощью игры в мир экономических отношений, где  не стремится дать детям строгие определения экономических понятий и явлений, но при этом учит зарабатывать деньги и рационально  использовать свои накопления.

Игра – сказка:  «В гостях у гнома Эконома».

 Цель: дать детям первоначальные сведения об экономике на конкретных примерах, показать экономичное использование времени, тепла, воды; воспитывать бережное отношение к окружающим предметам; коррекция моторики рук, аналико-синтетическая деятельности, зрительно-слухового восприятия, коррекция двигательной активности.

Оборудование: ранцы, книги, альбомы, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, мыло, щетки, туалетная бумага, тетради, альбом, зубная паста, шоколадка,  фонограмма   музыки, костюмы.

Под музыку входит ведущая.

В:  Здравствуйте ребята,  дорогие гости!

Мы с вами много занимались, а сейчас пришло время культурно отдохнуть.

            А поэтому подтянулись, друг другу улыбнулись

            Оставили прямо и сразу

            Там в коридоре все свои проказы!

            Договорились!

Мы сегодня с вами пришли в гости к гному Эконому. (в коридоре шум, входит возмущенный  гном).

          Здравствуйте! Я возмущен!

          Я вообще-то добрый гном,  

          Добрый гном Эконом.

          Люблю денежки считать

          И хозяйство возглавлять.

          С вами рядом я живу

          С экономикой дружу.

В: Стойте уважаемый гном, а что такое экономика? Ребята вы знаете?

Г: Экономика - это  целая наука…я затрудняюсь, как вам это лучше объяснить. Я лучше покажу, и вы все поймете сами.  Я гулял и нашел (показывает 2 ранца – возмущенно). Я просто хотел узнать, чьё это, заглянул, а там …(показывает неаккуратные тетради, альбомы.)

В: Ребята вы не знаете, чьи это ранцы? Кто хозяин их? Вы любите чистоту и порядок?

Г: И её тоже! Ну, хорошо давайте разбираться,  а так как я люблю и денежки считать, то за каждый культурно- правильный ответ будете получать мою денежку (любой вариант)

В: Стойте, уважаемый гном, что значит культурно- правильные?

Г: - Значит поднять руку тихо и ответить, когда тебя спросят. Главное поднять руку первым, если знаешь ответ. Это ясно? Право на приз будет у того, кто больше заработает денег. За нарушение порядка денежка убирается.

В: Уважаемый гном, с чего же мы начнем?

Г: А начнем с разминки, я приготовил загадки. Готовы?

Чтоб продукты потреблять,

В платьях модных щеголять,

Чтоб вкусно есть и пить

Нужно все это…(купить)

Ты сразу все орехи - в рот,

А мудрый папуас,-

Чтоб лакомится целый год,

Отложит это про…(запас)

Угадайте, как-то зовётся,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

В магазине то…(товар)

Чтоб спокойно жить весь срок

 Ваши родители платят…(налог)

Он в Америке родился,

Путешествовать пустился.

С тех пор по миру гуляет,

Везде цену себе знает.

С ним торгуют, управляют

Как американскую денежку называют?

Г: Но вернемся к нашей экономике. Посмотрите, я приготовил цветную бумагу и все, что нужно, чтоб сделать аппликацию цветка(2 желающих), а ещё двое могут нарисовать тоже  свой любимый цветок.

В: А пока эти дети заняты, я  предлагаю посмотреть

«Танец Золотых рыбок».

В: Ребята, а я поняла, что хочет сказать нам гном. Вот скажите ребята, что нужно рыбам, чтоб они так счастливо жили? А что должен делать человек, чтоб вода была чистой в аквариуме и во всех реках нашей планеты.  А мы в школе, что можем сделать, как должны беречь воду и когда? (водные процедуры) Скажите, кто уже догадался. Экономить – это что надо делать? … надо бережно расходовать воду умываясь, стирая, и даже когда пьёшь – это как?

- А сейчас посмотрим, как наши дети справились с работой и правильно экономили бумагу. (проверка аппликаций)

Г: - Экономить – бережно расходовать можно все, и даже пространство- место вокруг себя. Вы засиделись, сейчас будем играть, и беречь пространство.

Игра «Ручеёк».

В: Ребята мы уже назвали, что можно бережно расходовать бумагу, воду, пространство и что ещё?.. Свет – как его экономить.

Вот сейчас отгадайте загадки. Здесь предметы, связанные с электричеством.

Провела я солнце

На  своё оконце,

Потолку повесила

Стало дома весело.

(лампочка)

В Москве говорит,

А у нас слышно.

(радио)

Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки.

(утюг)

Нет ушей, а слышит,

Нет рук, а пишет.

(магнитофон)

Чудо-ящик в нём окно,

В том окошечке кино.

(телевизор)

Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там зима сама живёт.

(холодильник)

В: Ребята, очень часто, особенно на контрольных вы слышите от учителей – «Берегите своё время». Я слышала, Галина Павловна, Татьяна Александровна так говорят, верно? А что это значит?....

****

Предлагаю посмотреть сценку: «Куклы новые и старые».

          -Маша, привет, ты что делаешь?

       -Не мешай (зевает). Я мечтаю…  Вот сейчас пойду, надену

своё любимое  платье, как выйду, а там…

- Стоп, ты это уже говорила и вчера, и позавчера, ты что, так сидишь и мечтаешь?

       - Ну, чего ты привязалась, да я мечтаю, не мешай.

       - Посмотри, какая ты грязная, от тебя пахнет уже.

       - Вот привязалась (ворчит непонятное).

Исчезает и появляется старой.

    - Ой, какая ты стала старая!! Ах, ты уже упустила своё время! Я лучше пойду, а то и я стану такой как ты.

****

 -Зина,  здравствуй, а что ты делаешь?

 - Я книгу про разведчиков читаю, знаешь как интересно, а потом пойду уроки учить.

 - Фу, как скучно, а потом что будешь делать?

 - А потом… сейчас посмотрю,  у меня все расписано, чтобы время не терять.

  - А разве его потеряешь, оно идёт  и идет, оно не теряется.

 - А вот и теряется! Ты что делала вчера (не знаю), а позавчера (не зная мне скучно). Вот тебе от того скучно, что ты время не бережешь, распиши все свое свободное время, найди занятие и не будет скучно! Вот давай сейчас вместе уроки сделаем, потом сходим в магазин – надо маме помочь, давай?

Прошло 2 дня.

- Катя, здравствуй!

 - Ой, здравствуй, спасибо тебе! У меня теперь столько дел, столько дел….

 -Ну и хорошо, ты даже помолодела, похорошела.

Г: Поняли теперь, как время экономить? Кто его экономит, тот красив, здоров и долго живёт.  Вот говорили, что можно экономить продукты, это как? А как экономить деньги?

В: А теперь поиграем, «Игра со зрителями»

         Вам надо, поднимая руку, назвать, а значит открыть ответы на вопрос. Но сначала, надо узнать, какая команда будет открывать ответы на поставленный вопрос, а для этого надо отгадать загадку.

Межи деревянные,                             Кто приходит, кто уходит

А поля деревянные.                            Все её за ручку водят.

         (окно)                                                  (дверь)

В: И так вы получили право назвать ответы на вопрос, связанный с экономикой.  Если вы назвали правильный ответ, то он открывается, если неправильный до двух раз, ход передается другой команде.

Как экономить тепло в доме?

(оклейка окон, закрывать двери, форточки, топить)

В: Молодцы вы справились с задачей.

Г: Мы сегодня с вами разобрались, что экономика – это бережное использование всего, что тебя окружает и тогда солнце будет ясным, а жизнь прекрасной.  

   А сейчас подсчитайте свои денежки. Пройдите в наш магазин и купите товар на заработанную сумму.  

Литература:

1.Детский экономический словарь, или маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М., Просвещение 1993г; Г.М.Евменова О.И.Меньшикова.

2.Сборник загадок. М., Просвещение 1988г; М.Т.Карпенко.

3.Русский язык в загадках 1-4 классы. В.,«Учитель»; М.М.Малахова.

4.«Экономика и Бизнес». М.,«Начала – Пресс» 1995г; Е.Ю.Фрейнкман.

5.Граждановедение (основы рыночной экономики). М., 1992г; А.С.Прутченков,  Я.В.Соколов.

6. «Последний звонок» №12 2006г.

7. Уроки гнома Эконома и феи Экологии. М., «Вита-пресс» 1995г; Л.М.Кларина.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторное занятие "Государство и экономика:реальность"

В разработке представлена работа учащихся с текстом, мини-дискуссия, составление таблицы по заданным параметрам с поиском информации в Интернете...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО МОДУЛЮ "ЭКОНОМИКА"

В методическом указании преподавателю для проведения аудиторных занятий по модулю «Экономика» по общеобразовательной дисциплине  «Обществознание» даны рекомендации  п...

презентация по экономике в 11 классе. Тема "Экономика и государство"

Графическая (анимационная) иллюстрация к теме "Экономика и государство"....

Конспект открытого урока по теме «Экономика. Роль экономики в жизни общества» 10 класс

Цели урока:- обучающие — углубить представления об экономике как важной сфере жизни общества, её основных проявлениях, о взаимосвязях с другими сторонами жизни общества, о влиянии экономики на обществ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Учебная дисциплина «Экономика»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙУчебная дисциплина «Экономика», 2014 год...

Методическая разработка занятия кружка «Финансовая грамотность» по теме « Экономика семьи»

Занятие посвящено формированию понятия "семейный бюджет", умению его составлять, а также навыкам рационального потребительского поведения...

Презентация к лекции по дисциплине "Экономика" на тему "Экономика как наука"

Лекция раскрывает предмет, методы и структуру экономической теории....