Конспект занятия "Звуки и буквы П,Т,К."
план-конспект по теме

Ляхина Татьяна Николаевна

Конспект фронтального занятия по подготовке детей к обучению грамоте в первом периоде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте

детей с нарушениями зрения

«Звуки и буквы П,Т,К.»

Составили:

учитель-логопед Ляхина Т.Н.

учитель-дефектолог Михайлова И.Т.

Тема: «Звуки и буквы  П, Т, К.»

Цель : дифференциация звуков и букв  П, Т, К.

Образовательные задачи:

                1) закреплять навык четкого произношения звуков  П, Т, К и их                        дифференциации в слогах, словах и предложениях;

                2) упражнять в звуковом анализе и синтезе обратного слога;

                3) закреплять навык определения согласного звука в конце слова;

                4) упражнять в составлении предложений с глаголами единственного и множественного числа настоящего времени;

Развивающие задачи:

                 1) развивать зрительное и слуховое восприятие;

                 2) развивать зрительный анализ и синтез;

                 3) развивать внимание, память;

                 4) развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательная задача:

                 совершенствовать коммуникативные качества.

Оборудование: предметные картинки ( паук, танк, сноп, самолет, самокат, тыква, капуста, туфли ); схема для характеристики звуков; символы для обозначения звуков ( демонстрационные и индивидуальные); таблицы с буквами для индивидуальной работы; счетные палочки; демонстрационные буквы на шариках; игрушка « Тутуляк»; портрет игрушки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Проведение коммуникативной игры « Здравствуйте»

Здравствуйте , ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! ( «Пружинка»)

Топ-топ-топ! (Топают ногами)

Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам)

Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево)

Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево)

Щелк-щелк-щелк!  (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, здравствуй, язычок!  (3 раза наклоняют голову вперед)

Чок-чок-чок!  (3 раза щелкают языком)

Здравствуйте, гости!  (протягивают руки вперед)

Здравствуйте!  (кланяются)

2.Основная часть

1.Постановка цели занятия

Логопед: «А где же Тутуляк? Здесь только его портрет. Наверно, его заколдовал злой Волшебник. Нам надо выполнить задания, чтобы Тутуляк к нам вернулся».

-Мы будем говорить о звуках и буквах  П, Т, К.

-Какие это звуки? (согласные)

-Почему они так называются? (когда мы их произносим, во рту есть преграда)

-Что образует преграду? (губы, зубы, язык)

2.Произнесение звуков  П, Т, К:

а) звук  П – губы смыкаются и размыкаются

б) звук  Т – язык толкается в зубы

в) звук  К – язык комочком отодвигается назад

Произнесение сопровождается показом работы губ и языка с помощью кистей рук.

3.Проговаривание слоговых рядов:

а) с различной позицией ударного слога

па-па-та

ту-ту-ку

па-та-та

ку-ту-ту

б) проведение игры «Телефон»: каждый ребенок называет один слог из слогового ряда друг за другом

па-та-ка

ку-ту-пу

4.Анализ и синтез обратного слога

а) слоги  ап, ут, ик (ладошки сложены перед собой – ап; раскрываем ладошки – левая звук «а», правая звук «п»);

-Сколько звуков произнесли? (два)

-Какой первый звук? (а)

-Какой второй звук? (п)

-Сложим ладошки, что получилось? (ап) и т.д.

б) проведение игры «Живые звуки» с демонстрационными домиками:

красный домик – гласный звук

синий домик – согласный звук

Два ребенка называют поочередно гласный и согласный  звуки, держа в руках соответствующие домики; остальные дети называют получившийся слог.

в) составление схемы обратного слога из символов

5.Работа с предметными картинками:

а) определение картинок, в названии которых есть звуки  П, Т, К

б) определение последнего согласного звука в составе слова (сноп, танк, паук, самолет, самокат) в игре «Поймай звук»;

в) проведение игры «Что изменилось» - запоминание последовательности картинок в ряду и определение изменений в этой последовательности;

г) проведение игры «Назови картинки, которые я показала» - запоминание показанных картинок и называние их.

6.Составление предложений по данному образцу.

Инструкция: «Я говорю про один предмет, а вы – то же самое о нескольких предметах».

Мальчик копает яму.  (Мальчики копают яму.)

Девочка покупает конфеты.  (Девочки покупают конфеты.)

Папа купает коня.  (Папы купают коня.)

Капля капает кап. (Капли капают кап-кап.)

7.Выполнение речевого упражнения: проговаривание скороговорки с изменением темпа.

-Как капают капли?  (поднятые вверх руки плавно опустить на стол)  

  Как? (плечи поднять, опустить)

  Капли капают (поднятые вверх руки плавно опустить на стол)

  Кап-кап (2раза стукнуть по столу ладошками)

8.Подведение итога: о каких звуках мы говорили? (п, т, к);  какие это звуки? (согласные).

9.Появление тифлопедагога с Тутуляком и шариками под музыку.

Выполнение логоритмической гимнастики с музыкальным сопровождением: дети маршируют по кругу, сходясь к центру, хлопают в ладоши.

10.Рассматривание шариков и называние букв  П, Т, К.

11.Выполнение заданий по таблицам с буквами за мольбертами:

а) упражнение в сличении изображений по принципу сходства и различия: соединение линиями одинаковых букв больших с маленькими;

б) определение пространственных соотношений элементов букв: дописывание незаконченных букв;

в) узнавание контурных наложенных изображений.

12.Выполнение гимнастики для глаз:

Раз – налево (соответствующие движения глазами)

Два – направо

Три – наверх

Четыре – вниз

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

А теперь нажмем немножко (надавливающие движения                                                

Точки возле своих глаз,            указательными пальцами вокруг глаз)

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз.

13.Конструирование букв  П, Т, К из палочек.

14.Конструирование букв  П, Т, К с помощью рук.

15.Проведение игры «Угадай букву»: дети встают друг за другом, каждый пишет пальцем букву (П, или Т, или К) на спине товарища, а тот должен угадать, какая буква была написана.

3.Подведение итогов занятия: какие буквы мы повторяли? (П, Т, К).

Оценка работы детей.                                          

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

Конспект урока "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"

Конспект урока русского языка в 6 классе с применением технологии встречных усилий "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...

Конспект занятия «Здравствуй, буква У»

«Здравствуй, буква У» Задачи:Коррекционно-образовательные:Познакомить детей со звуком и буквой У. Закрепить представление о букве и звуке А. Сравнить звуки А и УКоррекционно-развивающие:Раз...

Конспект занятия «Здравствуй, буква А»

quot;Здравствуй, буква А"Задачи:Коррекционно-образовательные:Познакомить детей со звуком и буквой А.Коррекционно-развивающие:Развивать слуховое внимание, фонематический слух.Работать над речевым...

Конспект занятия «Дифференциация букв и-у».

Конспект занятия для 2 класса по коррекции дисграфии....


 

Комментарии

Ляхина Татьяна Николаевна

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения "Звуки и буквы П,Т,К."