Медведева В.Н. ГБОУ СО «Богдановичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», г. Богданович Влияние здоровьесберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья школьников Современное традиционное состояние си
материал по теме

Медведева В.Н.

ГБОУ СО «Богдановичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», г. Богданович

 

Влияние  здоровьесберегающих   технологий  на сохранение  и    укрепление  здоровья   школьников

Современное традиционное  состояние  системы  образования  характеризуется  снижением  активности  школьников  в  учебной  деятельности,  замедленным  развитием  их  психического  и  физического  здоровья. Для  педагога  важно  найти  пусковой  механизм  к  неиспользованным  резервам,  научиться  пользоваться  ими  в  целях  расширения  функциональных  возможностей  и  повышения  работоспособности  детей,  обеспечить  школьнику  возможность  сохранения  и  укрепления  здоровья   в  период  обучения  в  школе.   Педагогическая  общественность  осознает,  что  именно  учитель  может  сделать  для  здоровья  школьников  гораздо  больше,  чем  врач,  применяя  здоровьесберегающие  технологии.   

Приведу  примеры влияния   здоровьесберегающих технологий на  сохранение  и  укрепление  здоровья  детей  на  уроке.

1.  Снятие  эмоционального напряжения

Использование  игровых  технологий,  оригинальных  задание  и задач,  введение  в  урок  исторических  экскурсов  и  отступлений, снимают  эмоциональное  напряжение  у  детей.  Игровые  задания,  например,     для  обобщения  темы,  можно  представить  в  виде  рекламы. Этот  прием  позволяет  решить  сразу  несколько  различных  задач:  обеспечить  психологическую  разгрузку  учащихся,  дать  им  сведения  развивающего  и  воспитательного  плана,  показать  практическую  значимость  изучаемой  темы,  побудить  к  активизации  самостоятельной  познавательной  деятельности.  Повышенное  эмоциональное  самочувствие и  комфорт  стимулируют  положительное  отношение  к  предмету  изучения  даже  у  детей  со  сниженными  познавательными  потребностями  и  повышают  восприимчивость  к  учебной  информации.

  2.  Создание  благоприятного  психологического  климата

  Одним  из  важнейших  аспектов  во  время    урока является  психологический  комфорт,  которым  может  располагать  педагог,  стремящийся  к  раскрытию  способностей  каждого  ученика. Приведу  приемы  создания  благоприятного  психологического  климата  на  уроке,  это:   доброжелательная  обстановка, доверие, психологическая  поддержка  и   внимание  к  каждому  ученику,  эмоциональное  подкрепление   познавательного  интереса,  опора  на жизненный  опыт,  поощрение   и   ситуация  успеха,  уместный  юмор  и      яркие  наглядно-образные  представления.     Ученики  входят  в  класс  с  желанием,  в  процессе  урока  не  возникает  эмоционального  дискомфорта,  неудача  воспринимается  как  временное  явление и  становится  дополнительным  стимулом  для  более  продуктивной  работы,  поощрение  педагога  укрепляет  уверенность  в  собственных  возможностях ребенка.   В  обстановке  психологического  комфорта  и  эмоциональной  приподнятости  практически   отсутствуют отрицательные  факторы  и  работоспособность  класса  заметно  повышается,  а    по  окончанию  урока  ученики  покидают  класс  с  хорошим  настроением.

3.     Личностно-ориентированнные  технологии

Среди  здоровьесберегающих  технологий  наиболее  эффективны  личностно-ориентированные  технологии,   которые   в  центр  образовательной  системы  ставят  личность  ребенка,     учитывают  особенности  каждого и    более  полно  раскрывают их потенциал.   К таковым  технологиям  относятся:   дифференцированное  обучение,  обучение  в  сотрудничестве,  игровые  технологии.  Личностно-ориентированное  обучение  предполагает  использование  разнообразных  форм  и  методов  организации  учебной  деятельности  и  направлено  на  выполнение  таких  задач  как:   создание  атмосферы  заинтересованности  каждого  ученика  в  работе  класса;   разбудить,  вызвать  к  жизни  внутренние  силы   и  возможности  ребенка  и   использовать  их  для   более  полного  развития  личности;  формирование положительной  Я-концепции личности подростка.  Применение  на  уроке  специально  разработанного  дидактического   материала и    игр,  использование  разноуровневых  заданий, позволяющих  ученику  самому  выбрать  вид  и  форму  материала, способствует  возникновению  у   детей   с  низким  и  средним темпом   устойчивой  мотивации  к  более  быстрому  и  качественному  выполнению  заданий.  Перечисленное  в  полной  мере раскрывает  механизм  формирования  и  укрепления  здоровья школьников путем  наращивания  адаптационных  ресурсов   и  потенциала ученика.   

4.  Технологии  развивающего  обучения  строятся  на  плодотворных  идеях  Л.С. Выготского,  в  частности – его  гипотезе  о  том,  что  знания   являются  не  конечной  целью  обучения,  а  лишь  средством  развития  учащихся.  Ориентация  на  «зону  ближайшего  развития»  ученика  при  построении  его  индивидуальной  образовательной  программы, позволяет  в  максимальной  степени  учесть  его  способности,  возможности  и  темп  развития,   отвечает  принципам  здоровьеразвивающей  педагогики. 

 5.   К  числу  здоровьеразвивающих  технологий  следует  отнести  «технологию  раскрепощенного  развития  детей»,  разработанную  физиологом  В.Ф. Базарновым. Учебные  занятия  в  классе  проводятся  в  режиме  смены  динамических  поз,  для  чего  используется   конторка.  Часть  урока  ученик  сидит  за  партой,  а  другую  часть  -  стоит  за  конторкой.  Тем  самым  сохраняется  и  укрепляется  позвоночник,  формируется осанка.   Для  разминок  и  упражнений  на  мышечно-телесную  и  зрительную  координацию,  а  также  на  развитие  внимания  и  быстроты  реакции  на  уроке  используются  схемы  зрительных  траекторий,  расположенные  на  потолке.   Упражнения  сочетают  в  себе  движения  глазами,  головой  и  туловищем,  выполняются  в  позе  свободного  состояния  и  базируются  на  зрительно-поисковых  стимулах,  которые  несут  в    себе  мотивационно  активизирующий  заряд  для  всего  организма.    Результатами  таких упражнений  является  развитие  чувства  общей  и  зрительной  координации  и  их  синхронизации,  развитие  зрительно-моторной  реакции   и  реакции  на  экстремальные  ситуации  (типа дорожно-транспортных  и т.п.).  Важная  особенность  урока  состоит  в  том,  что  они  проводятся  в  режиме  движения  наглядного  учебного  материала,  постоянного  поиска   и  выполнения  заданий,  активизирующих  детей.  Для  этого  используются  карточки  с  заданиями  и  возможными  вариантами  ответов,  которые  могут  по  воле  учителя   оказаться  в  любой  точке  класса  и  задача  детей  их  найти  и  использовать  в  своей  работе,  также  специальные    держалки,  позволяющие  переключить  зрение  детей  с  ближних  целей  на  дальние.     При  использовании  технологии  Базарного  снижается  заболеваемость,  улучшается  психологический  климат  в  детских  коллективах, происходит активное  приобщение  родителей  школьников  к  работе  по  укреплению здоровья  их  детей.

6.   Охрана  здоровья  и  пропаганда  здорового  образа  жизни  

Охрана  здоровья  ребенка  предполагает  не  только  создание  необходимых  гигиенических  и  педагогических  условий  для  организации  учебной  деятельности,  но  и  профилактику  различных  заболеваний,  а  также  пропаганду  здорового  образа  жизни.   Если  научить  ученика  со  школьных  лет    ответственно  относиться  к  своему  здоровью,  то  в  будущем  у  него  больше  шансов  жить  не  болея.  Обучение  здоровому  образу  жизни     может  быть  обеспечено путем  интеграции  вопросов  здоровья  в  содержание  большинства   школьных  программ  (в первую  очередь  -  ОБЖ,  биологии,  физкультуры). 

Положительные  результаты  по реализации  здоровьесберегающих  технологий педагоги  получают  за  счет  важных  профессиональных  качеств:

·  умения  анализировать  педагогическую  ситуацию  в условиях  педагогики  оздоровления;

·  умения  устанавливать  контакт  с  коллективом  класса;

·  умения  прогнозировать  развитие  своих  учеников;

·  умения  моделировать  систему  взаимоотношений  в условиях  педагогики  оздоровления.

 

 

 

Список литературы

1. Ковалько, В. И. Здоровьеразвивающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004

2. Смирнов, В. Н.  Здоровьесберегающие  образовательные  технологии  и  психология  здоровья  в  школе.  -   М.  :АРТКТИ,  2005.

3. Под ред. Шамовой, Т. И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. М.: Издвтельство ООО «Перспектива», 2008

         

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад “Средства коррекционной работы по развитию речи глухих детей “ Учитель-дефектолог Позднякова Татьяна Николаевна ГОУ специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида № 65

Значение устной речи для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Работа по развитию устной ...

«Использование ИКТ в работе учителя физической культуры специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VII вида» (из опыта работы).

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного  и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физиче...

Тема. Интеллектуальная игра «Счастливый случай». 7 Б класс Государственного казенного общеобразовательного учреждения "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя"

Тема. Интеллектуальная игра «Счастливый случай». 7 Б классГосударственного казенного общеобразовательного учреждения "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-и...