Медведева В.Н. ГБОУ СО «Богдановичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», г. Богданович Влияние здоровьесберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья школьников Современное традиционное состояние си
материал по теме
Медведева В.Н.
ГБОУ СО «Богдановичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», г. Богданович
Влияние здоровьесберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья школьников
Современное традиционное состояние системы образования характеризуется снижением активности школьников в учебной деятельности, замедленным развитием их психического и физического здоровья. Для педагога важно найти пусковой механизм к неиспользованным резервам, научиться пользоваться ими в целях расширения функциональных возможностей и повышения работоспособности детей, обеспечить школьнику возможность сохранения и укрепления здоровья в период обучения в школе. Педагогическая общественность осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач, применяя здоровьесберегающие технологии.
Приведу примеры влияния здоровьесберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья детей на уроке.
1. Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, оригинальных задание и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений, снимают эмоциональное напряжение у детей. Игровые задания, например, для обобщения темы, можно представить в виде рекламы. Этот прием позволяет решить сразу несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. Повышенное эмоциональное самочувствие и комфорт стимулируют положительное отношение к предмету изучения даже у детей со сниженными познавательными потребностями и повышают восприимчивость к учебной информации.
2. Создание благоприятного психологического климата
Одним из важнейших аспектов во время урока является психологический комфорт, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ученика. Приведу приемы создания благоприятного психологического климата на уроке, это: доброжелательная обстановка, доверие, психологическая поддержка и внимание к каждому ученику, эмоциональное подкрепление познавательного интереса, опора на жизненный опыт, поощрение и ситуация успеха, уместный юмор и яркие наглядно-образные представления. Ученики входят в класс с желанием, в процессе урока не возникает эмоционального дискомфорта, неудача воспринимается как временное явление и становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы, поощрение педагога укрепляет уверенность в собственных возможностях ребенка. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости практически отсутствуют отрицательные факторы и работоспособность класса заметно повышается, а по окончанию урока ученики покидают класс с хорошим настроением.
3. Личностно-ориентированнные технологии
Среди здоровьесберегающих технологий наиболее эффективны личностно-ориентированные технологии, которые в центр образовательной системы ставят личность ребенка, учитывают особенности каждого и более полно раскрывают их потенциал. К таковым технологиям относятся: дифференцированное обучение, обучение в сотрудничестве, игровые технологии. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности и направлено на выполнение таких задач как: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка и использовать их для более полного развития личности; формирование положительной Я-концепции личности подростка. Применение на уроке специально разработанного дидактического материала и игр, использование разноуровневых заданий, позволяющих ученику самому выбрать вид и форму материала, способствует возникновению у детей с низким и средним темпом устойчивой мотивации к более быстрому и качественному выполнению заданий. Перечисленное в полной мере раскрывает механизм формирования и укрепления здоровья школьников путем наращивания адаптационных ресурсов и потенциала ученика.
4. Технологии развивающего обучения строятся на плодотворных идеях Л.С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы, позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности и темп развития, отвечает принципам здоровьеразвивающей педагогики.
5. К числу здоровьеразвивающих технологий следует отнести «технологию раскрепощенного развития детей», разработанную физиологом В.Ф. Базарновым. Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется конторка. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного состояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений является развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизации, развитие зрительно-моторной реакции и реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Важная особенность урока состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого используются карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и задача детей их найти и использовать в своей работе, также специальные держалки, позволяющие переключить зрение детей с ближних целей на дальние. При использовании технологии Базарного снижается заболеваемость, улучшается психологический климат в детских коллективах, происходит активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению здоровья их детей.
6. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и педагогических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Если научить ученика со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить не болея. Обучение здоровому образу жизни может быть обеспечено путем интеграции вопросов здоровья в содержание большинства школьных программ (в первую очередь - ОБЖ, биологии, физкультуры).
Положительные результаты по реализации здоровьесберегающих технологий педагоги получают за счет важных профессиональных качеств:
· умения анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
· умения устанавливать контакт с коллективом класса;
· умения прогнозировать развитие своих учеников;
· умения моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления.
Список литературы
1. Ковалько, В. И. Здоровьеразвивающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004
2. Смирнов, В. Н. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М. :АРТКТИ, 2005.
3. Под ред. Шамовой, Т. И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. М.: Издвтельство ООО «Перспектива», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад “Средства коррекционной работы по развитию речи глухих детей “ Учитель-дефектолог Позднякова Татьяна Николаевна ГОУ специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида № 65
Значение устной речи для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Работа по развитию устной ...
Развитие эмоциональных, познавательных и творческих возможностей ребенка на музыкальных занятиях в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате 8-го вида
Рекомендовано для детей с проблемами в интеллектульном развитии...
«Использование ИКТ в работе учителя физической культуры специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VII вида» (из опыта работы).
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физиче...
государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида г. Ба
Цель проекта:Развитие движения ЮИД в школе, посредством использования современных информационных технологий, электронных ресурсов....
ГБОУ "Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №2 "
Администрирование школы...
Тема. Интеллектуальная игра «Счастливый случай». 7 Б класс Государственного казенного общеобразовательного учреждения "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя"
Тема. Интеллектуальная игра «Счастливый случай». 7 Б классГосударственного казенного общеобразовательного учреждения "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-и...
Сборник. Опыт. Проблемы. Пути решения. (Из опыта работы ГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2")
Статья на тему: "Трудности в работе с детьми с РАС"...