Основные виды развивающего массажа
статья на тему

Шилина Наталья Николаевна

 

В процессе логопедической работы мне стало очевидно, что детям со значительными речевыми расстройствами (алалия, стертая дизартрия; дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Возникла необходимость освоения логопедического массажа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_vidy_razviv-go_massazha.doc14 КБ

Предварительный просмотр:

В процессе логопедической работы мне стало очевидно, что детям со значительными речевыми расстройствами (алалия, стертая дизартрия; дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Возникла необходимость освоения логопедического массажа. Взяв за основу систему массажа Архиповой Е.Ф. для детей с детским церебральным параличом и знания, полученные на курсах массажа Новиковой Е.В., я использую схему логопедического массажа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Это значительно облегчило коррекцию звукопроизношения и позволило добиться определенных результатов.

        В настоящее время для коррекции речевых нарушений на своих занятиях я использую различные виды логомассажа. Проводится массаж лица, шеи, языка и рук детей с тяжелыми дефектами речи.

Основные виды логопедического массажа:

Классический ручной массаж.

Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.

Точечный массаж.

Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.  

Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.).

Новикова Е.В. создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, щек, скул, мягкого неба с их помощью. Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Благодаря своим достоинствам методика получила патент и внесена в международный реестр комплиментарной медицины.

            Благодаря книгам Новиковой Е.В. и ее лекциям, стало возможным и применение зондового массажа. Конечно, настоящий зондовый массаж, который длится полчаса, и пациент находится в положении лежа, практически невозможен в условиях образовательного учреждения. Но отдельные его приемы можно эффективно использовать в работе с детьми с речевыми нарушениями.

Самомассаж.

Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов (артикуляционной упражнение “Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание, виды, методы и формы контроля. Универсальные учебные действия учащихся (УУД). Основные виды учебной деятельности учащихся (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока)

Учитель химии Якимчик Е.Е.ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)  Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура ...

Основные приёмы логопедического массажа

Логопедический массаж - это активный метод механического воздействия в тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. Показания - нарушения тонуса мышц при дизартриях, ринолалиях, заикании; особенн...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные виды речевой деятельности и их роль в процессе формирования единого речевого режима в образовательных организациях, реализующих образовательные программы о...

Дистанционный семинар для педагогов «Совершенствование единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся основного общего образования»

Представляю выполненные задания по предложенным модулям дистанционного семинара "Совершенствование единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся основно...

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические

Объясниться на русском языке может каждый из нас, это бесспорно. Но достаточно поместить человека в более сложную языковую ситуацию — составление важного документа, заполнение анкеты, деловые пе...