Урок географии 6 класса СКОУ 8 вида
презентация к уроку (6 класс) по теме

Урок географии 6 класса по теме "Родник, его образование" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rodnik.doc64 КБ
Файл rodnik.pptx384.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :Родник и его образование.

Тип урока

Комбинированный.

Цель: Сформировать у учащихся понятие о роднике.

Задачи

Образовательные:

  • дать учащимся представления о том, как образуются родники.

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать логическое мышление учащихся через выполнение упражнений в установлении причинно-следственных связей
  • пополнять активный и пассивный словарь учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать наблюдательность и самостоятельность.

Оборудование

мультимедиооборудование, карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА

Проверка готовности к уроку, проверка посадки, сообщение темы и целей урока.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

На предыдущих уроках мы познакомились с водоемами суши. Давайте повторим, какие водоемы есть на суше.

Работа по карточкам:

Задание: выбери правильный ответ, подчеркни его. (приложение)

Задание: подпиши, в какой колонке говориться о вреде водохранилищ, а в какой -  о пользе (приложение)

Как мы знаем водоемы бывают искусственные и естественные.

Работа у доски: Подчеркни названия искусственных водоемов.

На доске написаны названия водоемов: ПРУД, ВОДОХРАНИЛИЩЕ, ОЗЕРО, БОЛОТО

Остальной класс работает с учителем:

1.Кем создаются естественные водоемы? (Естественные водоемы создает природа)

2.Назовите естественные водоемы суши

А теперь послушаем ________________, который работал по карточке.

3.Где чаще всего образуются озера.

4.Покажи на рисунке проточное озеро

5.Покажи на рисунке бессточное озеро

6.Для чего люди используют пруды?

7.Расскажи о наносимым вреде при постройки водохранилищ.

8.Расскажи о пользе водохранилищ

АКТУАЛИЗАЦИЯ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, ИМЕЮЩИХСЯ У УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ

Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятием как родник. Тема сегодняшнего урока «Родник и его образование»

Работа в тетради: Откройте тетради, запишите число, Классная работа, тему урока Родник и его образование.

В ходе урока мы должны найти ответ на вопрос:

Как образуется родник? (написан на доске)

А помогут ответить на этот вопрос, знания, полученные вами на уроке биологии и природоведения.

Давайте вспомним, откуда на Земле берется вода?

У: выпадают в виде осадков

А какие осадки вы знаете?

У: дождь, снег, град, роса и т.д.

Итак: Весной тает снег, летом идут дожди. Что происходит с водой выпавшей на землю?

У: появляются лужи и ручьи, стекает в реки.

Что происходит с водой под действием солнца?

У: испаряется

Как мы сказали часть воды стекает в реки, часть воды испаряется, другая же ее часть впитывается в почву.

Что растет на поверхности почвы? (растения). Растениям нужна вода? А откуда они ее берут?

Итак, в почве, воду всасывают корни растений.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Но что, же происходит с большей частью воды, которая просачивается в почву?

Чтобы ответить на этот вопрос внимательно посмотрим на экран.

Слайд: Вода выпала на землю в виде дождя. Что будет происходить с водой?

Большая ее часть просочилась через слой почвы и встретила на своем пути слой песка (вспомните, а может ли песок пропускать воду?)

Правильно песок пропускает воду поэтому слои почвы и песка называют водопроницаемыми породами

через слой песка вода доходит до слоя глины или каменных пород.

Вспомните, из курса биологии, пропускают ли глина и твердые каменные породы воду?

У: нет

Правильно. Поэтому слои глины и твердые каменные породы называют водоупорными, то есть не пропускающими воду.

Вода скапливается над этими слоями. Но может ли вода скапливаться здесь до бесконечности?

У: нет

Совершенно верно, вода начинает медленно стекать в ту сторону, куда породы наклонены. Вода под землей течет до тех пор, пока не дойдет до выхода этих слоев на поверхность. Это родник, источник, ключ.

Слайд: с определением Никита А. что такое родник? (читает)

Работа в тетради: запишите определение родника.

РОДНИК – это место, где подземная вода выходит на поверхность земли.

ФИЗМИНУТКА

Давайте еще раз посмотрим, как происходит образование родника на опыте:

На столе в сосуде я создала небольшой участок земли. Нижний слой состоит из глин, выше расположен слой песка и самый верхний это почва. Из слоя песка и глины выведены трубочки, которые помогут увидеть нам процесс образования родника.

Как вы предполагаете, из какого слоя начнет выходить вода? (Слоя почвы, песка или глины?)

ОПЫТ: Начнем проводить опыт: на землю из облака выпали осадки (налить воду).

Правильно ли было наше предположение?

Какой слой остановил воду?

У: слой глины.

А как называют породы, которые не пропускают воду?

У: водоупорные

Как называется место, где выходит подземная вода на поверхность?

У:родник

Поднимите руку те, кто когда-нибудь видел родник.

Как вы можете описать родниковую воду?

Вода в роднике чистая, прозрачная,  холодная. Как вы думаете почему?

Выслушать ответы

От чего нагревается вода на поверхности земли: в лужах, реках, озерах т д.

У: от солнца

А может ли солнце нагреть воду, которая бежит под землей?

У: нет, солнце нагреть ее не может

Вывод: поэтому вода холодная.

Через какие слои вода проходит, перед тем, как выйти на поверхность?

У: через почву и песок

А что, произойдет с грязной водой, которую пропустить через песок.

У: Она очищается.

Вывод: поэтому вода чистая.

Холодная чистая вода выходит из земли на поверхность. Она вырывает для себя углубление. Вода из ручья дает начало ручью. 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, обратите внимание на то, как описывается в стихотворении родниковая вода.

Стихотворение:  Родник

Ивана Бунина

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши,

Как в светлой влаге голыши

Дрожат мозаикой узорной.

Как Бунин описал в своем стихотворении воду в роднике?

Слайд: А теперь давайте еще раз рассмотрим на рисунке как образуется родник.

- Расскажите по рисунку, через какие слои вода проходит?

- Какие слои задерживают воду

- На экране покажите, в каком месте вода выходит на поверхность земли

- Показать родник на рисунке

- Покажи на рисунке начало ручья

Слайд: Какой слой является водоупорным? Выбери на экране правильный ответ

Игра: «Найди ошибку»

На магнитной доске прикреплены карточки, которыми можно описать воду, но все ли они подходят для описания родниковой воды?

Ваша задача подойти к доске и снять карточку, которая не подходит для описания родниковой воды. Каждый снимает, только одну карточку.

МУТНАЯ, ЧИСТАЯ, ХОЛОДНАЯ, ГРЯЗНАЯ, ПРОЗРАЧНАЯ, ГОРЯЧАЯ, ВКУСНАЯ.

На доске должно остаться: ЧИСТАЯ, ХОЛОДНАЯ, ПРОЗРАЧНАЯ, ВКУСНАЯ.

Игра:

У каждого из вас, в конверте лежать карточки. Задание расположить карточки в той последовательности, которая необходима для образования родника.

А теперь давайте проверим себя. Одного ученика вызвать к доске он размещает карточки на магнитной доске.

На магнитной доске 4 карточки с изображением: почвы, песка, глины, воды (расположенные не по порядку: глина, песок, вода, почва, камни). Возникнет ли при таком расположении пород родник?

ОБЪЯСНЕНИЕ И ЗАПИСЬ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Стр.56-57 отвечать на вопросы 1;2,3,4

Зарисовать в тетрадях схему образования родника. Раскрасить водопроницаемые слои коричневым карандашом, водоупорные слои красным карандашом.

 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Вопросы учителя:

  • Какую тему изучали на уроке?
  • Через какие слои проходит вода при образовании родника?
  • Как образуются родники?

Выставление оценок

Приложение:

ПРУД, ВОДОХРАНИЛИЩЕ, ОЗЕРО, БОЛОТО

Самостоятельная работа:

У каждого ученика и на магнитной доске, карточки с определением последовательности образования родника. Задание: разложить карточки по порядку

Вода впитывается в почву.

Холодная чистая вода выходит на поверхность.

Вода скапливается над водоупорным слоем.

Вода просачивается сквозь водопроницаемые породы.

Вода течет по водоносному слою до выхода на поверхность Земли.

Одного из учеников вызвать к доске он размещает карточки в правильной последовательности на магнитной доске. Остальные занимаются самопроверкой.


А в заключение послушайте рассказ:

Три путника встретились у одного родника.

Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви и листья которого затеняли родник. Вода в роднике была чистая, холодная, как лед, и блестела, как стекло. На то место, откуда вытекала вода, кто-то положил камень с котел величиной, просверлил: его и обтесал, и в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник». Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал:

— Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днем и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли; и чем дальше течет, тем все больше вливается в него ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, будешь великим и достигнешь цели».

Второй путник был бедным мудрец; он, качая головой, сказал:

— Нет, я думаю, не так. Смысл этой надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов помочь всякому: кто изнывает от жары, тому он дает прохладу и душе — усладу, кто хочет пить, тому утоляет жажду,— и за все это он ни от кого не ждет награды. А если так, смысл этой надписи таков: если делаешь кому добро, то не возлагай на него обязанность, ответить тем же. Вот о чем говорит эта надпись.

Третий - путник, очень стройный, красивый юноша стоял молча. Товарищи спросили его, как он думает. Юноша ответил:

— Я думаю иначе. Если бы вода, в этом роднике стояла спокойно на одном месте, то травы и мусор, попадая в нее, замутили бы и загрязнили ее; тогда люди и животные не так любили бы родник. Но так как родник течет беспрестанно днем и ночью, то он очищается и за это его все любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник, ибо, когда смотришь в него, то видишь, как в нем отражаются блеск солнца и отсветы травы, если они глядятся в него? поэтому душу, как этот родник, держи открытой для всех,— пусть в ней видно будет все. Вот о чем, по-моему, говорит надпись.

Родники стали символом самых дорогих для нас вещей – отчего дома, края, где вырос, Родины. Недаром у слов «Родина» и «родник» общий корень.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подчеркни названия искусственных водоемов. ВОДОХРАНИЛИЩЕ ОЗЕРО ПРУД БОЛОТО

Слайд 2

____________________ ОЗЕРО ____________________ ОЗЕРО Подпиши, какое озеро сточное, а какое – бессточное.

Слайд 4

Образование родника Песок Почва Глина Родник

Слайд 5

Р о дник - это место, где подземная вода выходит на поверхность.

Слайд 6

Физминутка

Слайд 7

Образование родника Песок Почва Глина Родник Ручей

Слайд 8

Стихотворение: Родник В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьет из камней родник студеный : Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит. А небеса и лес нагорный Глядят, задумавшись в тиши, Как в светлой влаге голыши Дрожат мозаикой узорной. Ивана Бунина

Слайд 9

Образование родника Песок Почва Глина Родник Ручей

Слайд 10

Какой слой является водоупорным? ПЕСОК ГЛИНА ПОЧВА

Слайд 11

Запишите слова в соответствующий столбец Водопроницаемые породы Водоупорные породы Песок, глина, камни, почва

Слайд 13

Ответ не правильный!

Слайд 14

Правильно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока географии в 7 классе СКОУ I-II вида по теме "Рельеф и полезные ископаемые Евразии"

Тема: Рельеф и полезные ископаемые ЕвразииЦель: расширить и углубить знания обучающихся о природе Евразии.Задачи: - формировать знания и представления об особенностях основных форм рельефа  и сос...

Использование математических знаний по теме "Линии" при шитье прихватки (интегрированный урок, 6 класс VIII вида)

Интегрированный урок по математике и трудовому обучению в 6 "в" классе VIII вида состоит из двух частей. В первой математической части активизируются знания детей по теме " Линии": название линий, их ...

Сборник тестовых заданий по географии для 6-10 классов СКОУ I-II вида

В сборник включен теоретический материал, в котором раскрывается значение тестов – как основной формы проверки знаний, умений и навыков учащихся, рассмотрены различные виды тестов.В практическую часть...

Разработка урока 5 класс в виде дискуссии

Среднее арифметическое 5 класс...

Презентация к уроку 8 класс "Основные виды химической связи. Ковалентная химическая связь"

Презентация к уроку 8 класс "Основные виды химической связи. Ковалентная химическая связь"...

Разработка урока 8 класс "Словосочетание. Виды словосочетаний"

Данная разработка предназначена для учителей русского языка. В этой разработке использованы карточки из сайта учи.ру....