«Современные подходы к решению образовательных и коррекционно-развивающих задач в условиях образовательного учреждения I-II вида»
статья по теме

Состояние современного общества поставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых резкое ухудшение физического, психического, неврологического и нравственного здоровья детей. Поэтому перед школами России сегодня стоит серьезная задача: при организации обучения максимально учитывать наличие этих проблем и строить учебный процесс, исходя из различий в способностях и развитии детей и подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_specseminar.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные подходы к решению образовательных и коррекционно-развивающих задач в условиях образовательного учреждения I-II вида»

Куппа Татьяна Ивановна,

учитель географии, учитель – дефектолог

Состояние современного общества поставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых резкое ухудшение физического, психического, неврологического и нравственного здоровья детей. Поэтому перед школами России сегодня стоит серьезная задача: при организации обучения максимально учитывать наличие этих проблем и строить учебный процесс, исходя из различий в способностях и развитии детей и подростков.

Специальные (коррекционные) общеобразовательные школы I-II вида созданные  для обучения и воспитания неслышащих детей, помимо образовательных решают коррекционно-развивающие задачи, связанные с формированием словесной речи, с целью реабилитации, адаптации и интеграции воспитанников в современное общество.

На 1-й  ступени  общего  образования   осуществляется   коррекция словесной  речи на основе использования развивающейся слуховой функции и навыков слухозрительного восприятия,  накопление словарного  запаса, практическое   овладение   грамматическими   закономерностями   языка, навыками  связной  речи,  развитие  внятной   речи,   приближенной   к естественному звучанию.

На 2-й ступени общего образования проводится коррекционная работа по  дальнейшему  развитию  речи,  слухового   восприятия   и   навыков произношения.

     На 3-й  ступени  общего  образования   обеспечивается   овладение обучающимися  устной  и  письменной речью до уровня,  необходимого для интеграции их в общество.

Создание специальных    условий    обучения    слабослышащих    и позднооглохших   обучающихся,   исходя   из   принципа   коррекционной направленности,   обязательно  предполагает  определенное  своеобразие содержания,  изменение темпов и сроков обучения;  перестройку  методов обучения в соответствии со структурой основного дефекта, специфическую организацию трудовой подготовки,  внеклассных и внешкольных занятий, а также лечебно - профилактическую работу.

Рост образовательных потребностей неслышащих школьников определяют поиск инновационных подходов в обучении и воспитании. Задачи коррекционно-педагогического процесса, развитие детей с нарушениями слуха реализуются благодаря использованию образовательных технологий. Данные технологии представляют собой системный способ создания и реализации процесса специального образования или отдельных его компонентов с учетом необходимых материально-технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, а так же особых образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, направленных на оптимизацию форм обучения.  Условно  образовательные технологии разделяются на коррекционно-развивающие и коррекционно-образовательные, хотя и в тех и в других присутствуют обучающая и развивающая направленности (Н.М. Назарова 2008). В условиях модернизации специального образования на занятиях по формированию устной речи детей с недостатками слуха используются: специальные компьютерные программы (Е.Л. Гончарова, О.И, Кукушкина,Т.К. Королевская, И.А. Никольская).

Основной целью коррекционной работы по совершенствованию устной речи учащихся  с нарушениями слуха является достижение такого уровня владения произношением, который позволит неслышащим удовлетворить коммуникативные потребности в сфере повседневного общения со слышащими; сформирование достаточно внятной устной речи, понятной любому собеседнику, обладающему нормальным слухом.

Для осуществления коррекционной работы по совершенствованию устной речи неслышащих школьников мы, наметили комплекс взаимосвязанных задач, направленных на осуществление успешной адаптации и социализации лиц с нарушенным слухом в постоянно меняющемся мире: формирование достаточно внятной устной речи доступной пониманию окружающих; работа по совершенствованию всех фонетических элементов языка; совершенствование коммуникативных умений в таких видах деятельности как говорение и восприятие (слухозрительное и зрительное); развитие умений планирования речевого и неречевого поведения.

В качестве одного из средств коррекционной работы по повышению качества произношения детей  с нарушениями слуховой функции мы используем информационно-компьютерные технологии. Внедрение информационных технологий в контекст отечественной традиции раскрывает их уникальный потенциал в решении развивающих и коррекционных задач обучения школьников с различными нарушениями развития. Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств (ОМ. Кукушкина).

Компьютер - являясь мощным техническим средством, выгодно отличается от используемых других технических средств обучения, потому что позволяет эффективно выстроить учебный процесс.

Из комплекса обучающих компьютерных программ, были отобраны следующие: Microsoft Word (текстовый редактор), компьютерная программа PowerPoint (создание презентаций) и Paint (для рисования при помощи инструментария компьютера), с помощью которых можно создавать электронные продукты (презентации, электронные пособия, слайды). Это будет способствовать обеспечению специальных условий для коррекционной работы по совершенствованию произношения неслышащих (индивидуализация и комфортность, нелинейная подача информации). Обеспечит повышение мотивации и самостоятельности в овладении произносительными навыками. Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения: печатные (тексты, таблицы, схемы). Компактность хранения информации позволит разместить на одном диске огромное количество специального дидактического материала, создать мультимедийную учебную презентацию. Мультимедийная презентация позволяет сочетать в себе элементы разных видов компьютерных программ (демонстрационные, контролирующие, моделирующие, справочные и программы-тренажеры) и целый ряд функций. Учебный материал, представленный в виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации, компьютерная анимация, как показывает опыт работы, способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету.

В качестве компьютерной поддержки для осуществления объяснительно-иллюстративного метода  разработана целая система условных обозначений: знаки йотирования (от лат. noto - помечать, исписывать), цветовая гамма, позволяющих, насколько это, возможно, запечатлеть в транскрипции особенности звучащей речи.

Таким образом, внедрение компьютера в коррекционную работу по совершенствованию устной речи старшеклассников с нарушениями способствует решению таких актуальных проблем, как индивидуализации и комфортности обучения устной речи; нелинейной подачи информации; учета разных типов восприятия при обучении устной речи; отсутствия речевой среды. Использование мультимедийной учебной презентации позволяет обеспечить формирование и совершенствование устной речи в индивидуальном темпе; повысить самостоятельность и ответственность учащегося с недостатками слуха; организовать коррекцию устной речи учащихся всех возрастных групп; выстроить обучение устной речи в соответствии с интересами, целями учащегося с недостатками слуха.

Овладение неслышащими достаточно внятной устной речью, возможно лишь при условии активной деятельности каждого ученика и вовлечения глухого в речевую деятельность. Таким универсальным средством является метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Возможности метода проектов для реализации устно речевых умений старшеклассников с нарушениями слуха, были выявлены через анализ структуры деятельности учащегося и учителя .

Реализация метода проекта доступна для неслышащих учащихся имеющих различную степень внятности. Различия данной деятельности выражаются в сложности речевого материала, его объеме, меры помощи учителя при подготовке сообщения для презентации.

Коррекционная работа по совершенствованию произношения неслышащих старшеклассников, где сочетаются традиционные подходы в формировании устной речи и инновационные обучающие технологии, может быть успешно реализована в различных организационных формах современной сурдопедагогики: индивидуальные занятия, индивидуально-групповые занятия, фронтальная форма работы.

Внедрение проектной деятельности в коррекционную работу по совершенствованию произносительной стороны устной речи неслышащих старшеклассников способствует формированию у них внутреннего мотива к говорению, так как прослеживается связь идеи проекта с реальной жизнью; возникает интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников; используются устно-речевые умения в ситуациях максимально приближенных к условиям реального общения.

Привлечение инновационных достижений современности, таких как: компьютерные технологии, метод проектов в процесс коррекционной работы, способствует совершенствованию произносительной стороны устной речи неслышащих старшеклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическа разработка. Коррекционно-развивающее сопровождение младшеклассников в условиях школы-интерната VIII вида

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведен...

Методическа разработка. Коррекционно-развивающее сопровождение младшеклассников в условиях школы-интерната VIII вида

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведен...

Реализация индивидуально-образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения

Построение эффективной системы психолого-медико-педагогического сопровождения позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения. Оказание образовательных услу...

Материалы к семинару "Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения"

Презентация к докладу "Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ". Материал может быть полезен педагогам, начинающим работать с детьми с ОВЗ....

«Современные образовательные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации».

Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, то предполагаем, в том числе, доступность к духовной жизни, достижениям науки и спорт...

1.1. Результативность освоения обучающимися/воспитанниками образовательных/воспитательных/коррекционно-развивающих программ по итогам мониторингов, проводимых организацией (в зависимости от специфики учреждения)

1.1. Результативность освоения обучающимися/воспитанникамиобразовательных/воспитательных/коррекционно-развивающих программпо итогам мониторингов, проводимых организацией (в зависимости от специфики уч...

1.2. Качественные результаты освоения обучающимися/воспитанниками образовательных/воспитательных/коррекционно-развивающих программ по итогам мониторингов, проводимых организацией (в зависимости от специфики учреждения)

1.2. Качественные результаты освоения обучающимися/воспитанникамиобразовательных/воспитательных/коррекционно-развивающих программпо итогам мониторингов, проводимых организацией (в зависимости от специ...