профилактика и предупреждение социально-негативных явлений
статья по теме

«Система работы с «трудными» в рамках воспитательной программы школы».

 

«Даже если человек страдает сам из-за себя,

разве не лучше, чтобы ему помогли,

 если кто-то на это способен?»

Серен Кьеркегор.

Миссия педагогического коллектива образовательного учреждения заключается в том, чтобы сформировать выпускника , который   обладает  знанием и пониманием сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, способного жить с людьми других культур,  владеющего  разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способного  корректировать в общении свою и чужую агрессию, умеющего  самостоятельно заниматься своим обучением и готового  к ответственным действиям в политической, экономической и культурной жизни страны .

При планировании воспитательной работы одним из основных направлений деятельности школы считаем организацию работы по сопровождению детей с отклонениями в поведении.

       В школе сложилась определённая система работы по профилактике правонарушений учащихся школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горецкая Людмила Николаевна

– заместитель директора по воспитательной работе,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 ».

Г.Братска,  Иркутской области

.

«Система работы с «трудными» в рамках воспитательной программы школы».

«Даже если человек страдает сам из-за себя,

разве не лучше, чтобы ему помогли,

 если кто-то на это способен?»

Серен Кьеркегор.

         В условиях социально – экономического кризиса в последнее время возрастает наркомания, токсикомания, алкоголизм, суицидность. Идет криминализация подростковой среды, омоложение преступности, растет рецидивная преступность среди несовершеннолетних. Причин тому множество.

Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, так как ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Основой ранней профилактики является, прежде всего, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста. Ведь именно вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности ребенка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

 К настоящему времени педагогика только определяет пути интеграции воспитательных сил общества, условия взаимодействия субъектов социального воспитания, разрабатывает теорию социального воспитания.

        Процесс социальной адаптации личности – это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Экстремальные ситуации, возникающие в области экономических, политических, собственно социальных и духовных отношений в обществе требуют от индивида психического и физического здоровья для успешной деятельности, знания и умения в использовании наиболее эффективных механизмов адаптации в различных сферах функционирования государства, своего саморазвития.

В нашей школе программа воспитательной работы «Вместе» на 2007-2012 годы (далее Программа) разработана с целью создания воспитательного пространства,  в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная  адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной  и жизнеустойчивой.

В качестве стратегического подхода выбран путь преобразования воспитательной системы, позволяющей реализовать идею построения школы общения, которая обеспечивает формирование личности, адаптированной к  динамичным переменам в социальной среде,  владеющей коммуникативными компетенциями и навыками общения.

Миссия педагогического коллектива образовательного учреждения заключается в том, чтобы сформировать выпускника , который   обладает  знанием и пониманием сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, способного жить с людьми других культур,  владеющего  разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способного  корректировать в общении свою и чужую агрессию, умеющего  самостоятельно заниматься своим обучением и готового  к ответственным действиям в политической, экономической и культурной жизни страны .

При планировании воспитательной работы одним из основных направлений деятельности школы считаем организацию работы по сопровождению детей с отклонениями в поведении.

       В школе сложилась определённая система работы по профилактике правонарушений учащихся школы.

       (Приложение 1)

   Благодаря тесному сотрудничеству социальных педагогов и классных руководителей мы имеем полное представление  на начало года по обстановке с детьми девиантного поведения и неблагополучными семьями. Уже в  сентябре формируются социальные паспорта классов и школы, обновляется банк данных на детей «группы риска» , неблагополучных семей и детей –инвалидов. Классные руководители раз в четверть отчитываются  о работе с детьми «группы риска» , ведут  дневники наблюдений за «трудными» детьми, при необходимости беседуют  с родителями.

В сентябре – октябре социальным педагогом и педагогом психологом проводится диагностика социальной и психологической адаптации первоклассников к школьной жизни согласно созданной программы воспитания. Особое внимание уделяется детям  девиантного поведения.

      На диагностическом этапе работы собираются данные, обрабатываются. С этой целью посещаются уроки, на которых  наблюдается культура поведения и успеваемость. Результатом такой работы является пополнение индивидуальной картотеки, в которой отслеживается динамика развития ученика, описываются определённые проявления характера, круг интересов, изменение роли в коллективе. Выясняются проблемы, исследуются причины. По результатам диагностик   строится   коррекционная работа с учащимися, целью которой является формирование устойчивого положительного опыта нравственного поведения в обществе.

      В октябре ежегодно приглашаем классных руководителей первоклассников и пятиклассников на заседание социально-психологической службы, которая предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально-психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.

Рассматриваем вопрос по адаптации первоклассников и пятиклассников, делаем совместный анализ дел в классах. При анализе причин неадекватного поведения внимание уделяется анализу здоровья детей. Ведь часто причина отклонения в поведении кроется в заболеваниях, которые имеет ребенок. И здесь очень важна поддержка учителя. Вместе с медработниками школы строится план совместных действий, рекомендации для учителей – предметников, родителей с целью коррекции поведения проблемного ребёнка.

Учитываются факторы попадания в «группу риска».

-дисгармоничная семья;

-соматические заболевания;

-неблагополучные ситуации в отношениях со сверстниками;

-нарушения в эмоциональной сфере: обидчивость, агрессивность, замкнутость, раздражительность;

- средовая адаптация;

-просчёты школы в учебной деятельности.

  Особое внимание уделяется вовлечению данной категории учащихся в социально–значимую деятельность. По результатам анкетирования “Выявление склонностей, способностей и интересов школьника” рекомендуется кружок, секция или занятия по интересам. Благодаря близкому расположению на территории школы детской юношеской библиотеки , КТОСа и молодежного центра, сотрудничаем с руководителями по привлечению учащихся с девиантным поведением  в общественно-полезную  работу  и ежегодно во время «Месячника по профилактике социально-негативных явлений» все классы с классными руководителями, социальным  педагогом и педагогом-организатором проводят акцию «Выбери досуг», в школе есть группа волонтеров ЗОЖ.

         Большой интерес вызывают кружки и спортивные секции в школе, к работе  которых  привлекаются  учащиеся “группы риска”, стоящие на ВШУ и ИДН. % занятости в кружках и секциях школы высок.. Он составляет около 50% от всех .

Наша задача состоит в том, чтобы ребята этой группы все были заняты.

2006-2007

2007-2008

2008-2009

1.Состоит на учете в школе

2.Занято во внеурочное время

В школе

Вне школы

В том числе:

32

32

12

20

18

18  

9

5

20

20

11

9

1. Состоит на учете в ИДН

2.Занято :

В школе

Вне школы

6

4

2

4

4

0

7

3

4

В школе  течение трех лет были поставлены 3 музыкальные сказки, спектакли, сценки. Принимали участие в городском  конкурсе на лучшую разработку по формированию ЗОЖ с постановками спектаклей «Колобок» и «Красавица и чудовище». Учащиеся нашей школы неоднократно принимали участие в городской акции «Речь» по формированию негативного отношения к ненормативной лексике. Учащиеся шестых классов два года подряд занимают первые места в городе по социальному проектированию, направленному на формирование ЗОЖ.

Проведение круглого стола с участием инспектора дел несовершеннолетних , социального педагога школы со старшеклассниками по теме «Профилактика противоправных действий несовершеннолетних» в 2008-2009 году было направлено на правовое воспитание детей и воспитание ответственности за поведение в обществе , за свободное время препровождение.  

Немаловажную роль играет вовлечение детей с отклоняющимся поведением в конкурсы, праздники, выставки, Каждый классный руководитель в “Дневнике классного руководителя” в графе “Участие учащихся в жизни класса и школы” фиксирует участие каждого ученика. Ведение мониторинга позволяет не упустить ни одного ученика, направить его возможности и способности в нужном направлении. Каждым  классным руководителем, в чьих классах есть проблемные дети, составляется индивидуальный план работы с учащимися и его родителями. Результативность выполнения данных планов видна в изменении поведения, отношении к порученным делам, участии родителей в общеклассных мероприятиях в качестве примера для своих детей.

          Одной из форм профилактической работы с “трудными” учащимися является Совет профилактики и Дни инспектора в школе. Если отмечены срывы в поведении, беседы классного руководителя не дают положительных результатов, по заявлению классного руководителя ученик приглашается на заседание Совета профилактики. Целью данного Совета является предотвращение правонарушений, помощь учащимся в осознании своих поступков и определение путей исправления в дальнейшей школьной жизни, охрана прав ребёнка, координация взаимодействий  педколлектива с родителями (методическая помощь, консультации, индивидуальные беседы). Заседания Совета профилактики проходят 1 раз в месяц и по мере необходимости.

          Согласно планам работы Совета профилактики рассматриваются вопросы неадекватного поведения школьников на уроках и переменах, вне школы; правонарушения - кражи, драки; учебная деятельность. За правонарушителями устанавливается контроль членов Совета профилактики, анализируется поведение на классных часах, дается срок для коррекции поведения или отношения к учёбе. Приносят свои положительные плоды и беседы с родителями. Если приглашение на Совет профилактики не оказывало влияния, не отмечались изменения в поведении,  то предпринимались следующие шаги: беседа с приглашением родителей на СП, встреча администрации школы с данным учеником  и его родителями, беседа инспектора по ДН с правонарушителями, обращение в инспекцию дел несовершеннолетних города при Департаменте образования.

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

ПОКАЗАТЕЛИ

2006/

2007

2007/

2008

2008/

2009

Всего учащихся

561

489

478

Количество    правонарушений

13

12

2

Количество обращений в комиссию

при  КТОСе

8

7

6

Количество обращений в комиссию

Дел несовершеннолетних

13

15

5

Заседания Совета  профилактики

9

9

9

Обучение новым формам, использованию новых методик и приёмов с данной категорией учащихся осуществляется через организацию методической работы. Раз в два года вопрос о группе риска выносится на МО классных руководителей, проводятся семинары, тренинги, выдаются рекомендации с учетом меняющихся требований. Семинар-практикум «Почему дети сопротивляются воспитанию. Как организовать успешное обучение в классе?» нацелил классных руководителей на пересмотр воспитательных систем классов, на их коррекцию с учётом особенностей класса, использование интерактивных методик.

Анализ вопроса  о работе с  «группой риска» ежегодно выносится  на совещании при заместителе директора по ВР по теме  «Выполнение федерального закона об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» . На совещании при директоре

 « Социальное сопровождения учебно-воспитательного процесса», который позволяет выявить слабые и сильные стороны в работе с «трудными», откорректировать работу в данном направлении.

 В декабре 2007 года состоялся педсовет  «Сотрудничество как главное условие успешного и конструктивного взаимодействия педагогов и учащихся или школа без агрессии», где проанализированы характер педагогического взаимодействия между участниками образовательного процесса в школе, определены пути и способы решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия. Созданы  законы этики учителя  и правила построения   

жизнедеятельности без агрессии.

  В ноябре 2008 года был проведён воспитательный педсовет  «Культура школы  как фактор социализации обучающихся». Цель данного педсовета выявить пути и способы формирования  и развития культуры школы как важнейшего фактора социализации обучающихся, познакомить с возможностями ее влияния на процесс развития личности ребенка. Формирование у педагогов установки на применение технологий  педагогики поддержки в учебно-воспитательном процессе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы с учетом факторов.

. В этом году проведен педсовет «Пути реализации воспитательной функции урока как средства развития личности, через взаимодействие участников педагогического процесса.”

  Социальными педагогами  проводятся систематически отслеживания по безопасному и ответственному поведению с детьми из неблагополучных семей и с учащимися, стоящими на ВШУ, совместно с классными  руководителями продолжается реализация индивидуальных коррекционных программ, созданных для учащихся, стоящих на ВШУ и в ИДН. Отмечается положительная динамика у  некоторых учащихся в отношении к порученным делам, взаимоотношениях между одноклассниками.

        Большое и пристальное внимание этим детям оказывает школьный психолог. С целью профилактики правонарушений педагогом психологом проводятся профилактические беседы с учащимися, склонными к правонарушениям, а также с учащимися, стоящими на ВШУ.

       Коррекционно-развивающая работа с учащимися, склонными к правонарушениям, а также с учащимися, уже совершившими   правонарушения и стоящими на ВШУ или ИДН, строится индивидуально. Направление   коррекционной работы выбирается на основе совершённого проступка учащегося, его индивидуальных способностей и личностных характеристик. Вне зависимости от особенностей совершённого правонарушения со всеми детьми данной категории проводится коррекция эмоционально-волевой сферы. В программу  коррекционно-развивающих занятий включаются тематические беседы, упражнения на снижение мышечного и эмоционального напряжения. Занятия и беседы проводятся как индивидуально, так и в группах.

          Не остаётся без внимания данная категория учащихся во время работы оздоровительных пришкольных лагерей в течение года и в летний период. Для сопровождения детей в каникулярное время  работают школьные кружки и секции, проводятся мероприятия с классом.

        Если в работе с детьми с девиантным поведением нет поддержки со стороны родителей, они не посещают организованные формы психолого-педагогического просвещения, результат не будет слишком высоким. В школе много уделяется внимания организации педагогического всеобуча для родителей.

          С 2006/2007 учебного года для родителей детей с проблемами в поведении и склонных к правонарушениям проводятся консультации психологов школы, а с 2007/2008 учебного года систематически недели права «Я и права других» для родителей детей с девиантным поведением. Родители сначала с недоверием относились к тренингам, проводимых педагогом -психологом,   неохотно вступали в дискуссии по вопросам воспитания и делились опытом семейного воспитания в своих семьях. Но целенаправленная систематическая работа в данном направлении даёт свои положительные результаты. Помощь в работе с неблагополучными семьями видим во взаимодействии со социально профилактической комиссией при КТОСе.          Подводя итоги целенаправленной и систематической работы по социально - психолого – педагогическому сопровождению детей с отклонениями в поведении, хочется отметить положительные наработки по данному вопросу.

Итоги работы

2006-2007

2007-2008

2008-2009

1.Совершено преступлений

1

0

0

3.Доставлено в ОВД

2

12

7

4. Состоят на учете в наркодиспансере

0

0

0

Мы и дальше будем стремиться создавать такие ситуации, чтобы каждый ребёнок, и не только «трудный», смог увидеть в окружающих его взрослых понимающих, чутких и способных оказать ему необходимую поддержку и помощь. И чтобы помощь эта была своевременной, необходимо уже сегодня сделать всё возможное, чтобы наши дети выросли патриотами своей Родины, достойными гражданами современного общества, Человеком с большой буквы.

(Приложение 3)


Приложение 1.

Схема работы школы по профилактике  правонарушений

        

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рекомендации

классному руководителю по работе с трудновоспитуемыми детьми,

 детьми группы «риска».

Документация

  1. Индивидуальный дневник наблюдений, где ежедневно фиксируются успеваемость, посещаемость, поведение трудновоспитуемого ученика.
  2. Характеристика трудновоспитуемого ученика.
  3.  Акты посещения семьи.
  4. План профилактической  работы на четверть.
  5. Учет профилактической работы  по форме:

Дата

Форма и содержание профилактической работы

Участники

мероприятия

Роспись ученика и участников

Основные направления профилактической работы.

  1. Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, результаты фиксируются в индивидуальном дневнике наблюдений.
  2. Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
  3. Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.
  4. Иметь тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем самым  контролировать  занятость трудновоспитуемого в свободное время.
  5. Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашать на Совет профилактики школы.
  6. Установить шефство за трудновоспитуемым учеником.
  7. Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения.
  8. Обучать трудновоспитуемых детей методам самовоспитания.
  9. Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.
  10. Привлекать родительскую общественность для перевоспитания ребенка.
  11. Поддерживать тесную связь с детской комнатой милиции. Организовывать встречи с работниками РОВД.
  12. Проводить профилактические классные часы  и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры).

Психологические аспекты

  1. Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
  2. В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
  3. Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
  4. Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
  5. Не ставьте на ребенке крест.
  6. Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
  7. Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
  8. Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  9. В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
  10. Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ

ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»

1.        Приоритеты:

  • создание в школе необходимых условий для успешного обучения
    воспитания учащихся;
  • охранно-защитная деятельность;
  • предупреждение    правонарушений    и    отклоняющегося     поведения
    учащихся, негативного семейного воспитания;
  • пропаганда здорового образа жизни, в том числе профилактика наркомании в различных её проявлениях: курение, употребление алкоголя ;
    токсикомания, употребление наркотических препаратов.

  1. Разработка и внедрение программы воспитательно-профилактической направленности.
  2. Работа в школьном коллективе учащихся:

  • с классными коллективами по предупреждению правонарушений;
  • с неблагополучными учащимися по корректированию отклоняющего
    поведения и изменению воспитательной среды;
  • с активом и добровольными помощниками в профилактических целях
  • индивидуальная работа, помощь учащимся по устранению проблем
    школьной жизни.

4.        Работа с педколлективом:

  • руководство воспитательно-профилактической деятельностью;
  • методическая учёба (семинары, практикумы, консультации,тренинги, игры
  • координация деятельности и контроля в профилактических целях.

5.        Работа с родителями:

  • изучение особенностей, интересов и потребностей;
  • профилактика и корректирование  негативной воспитательной среды
    семье;
  • помощь в преодолении негативного в семье;
  • помощь в преодолении негативных явлений;
  • распространение положительного опыта.

6.        Работа в социуме:

•        изучение особенностей  микрорайона,  его  негативных  проявлений
воспитательного потенциала;

•        налаживание взаимодействия с общественностью по профилактике и
изменению негативных тенденций социума.

7.        Взаимодействие с другими учреждениями и службами:

  • использование возможностей других учреждений для решения школьных проблем;
  • сотрудничество с правовой и антинаркотической службами;
  • организация каникулярного отдыха и полноценного досуга детей.

8.        Диагностика деятельности:

  • привлечение психологов, социальных педагогов;
  • наблюдение, анкетирование, собеседование;
  • мониторинговые исследования;
  • анализ и принятие решений (планирование).

9.        Формирование (внедрение и развитие) профилактической системы школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия классных часов по профилактике социально -негативных явлений

Данные классные часы разработаны учениками с использованием тренинговых технологий. Ребята прошли обучение по программе "Равный -равному" добровольческое движение!...

Особенности профилактики социально-негативных явлений в среде подростков из сельской местности

Это выпусканая квалификационная работа для диплома магистра психологии. Автор Болотова Э.И. педагог-психолог МБОУ "Алексеевская СОШ". В дипломе рассмотрены теоретические основы социально-негативного п...

Профилактика социально-негативных явлений в среде детей и подростков

Родительское собрание на тему "Профилактика социально-негативных явлений в среде детей и подростков"...

Информационный материал (буклеты) по профилактике правонарушений, преступлений, беспризорности, безнадзорности, социально негативных явлений, здорового образа жизни для обучающихся школы, родителей и педагогов

Профилактика правонарушений, преступлений, беспризорности, безнадзорности, социально негативных явлений, здорового образа жизни среди обучающихся школы, родителей и педагогов...

Духовно-нравственное воспитание как профилактика социально-негативных явлений среди подростков (из опыта работы)

Одно из актуальных направлений духовно-нравственного воспитания следует назвать реализацию комплекса эффективных профилактических мер, препятствующих разрастанию социально-негативных явлений  в...

Материалы к родительскому собранию по теме: "Профилактика социально-негативных явлений в среде детей и подростков"

Презентация к родительскому собранию по профилактике употребления ПАВ у подростков...