анализ состояния качества обучения
статья на тему

диагностика и анализ качества обучения в коррекционной школе за 2010-2011уч.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_sostoyaniya_kachestva_znaniy.doc710 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ состояния качества знаний, умений и

навыков учащихся.

Результаты успеваемости в начальной и основной

школе за 2010-2011  учебный год.

             В школе на конец 2010-2011 учебного года обучались 80 учеников, из них –

1 учащийся (Прутиков Ар.- 7 класс) по форме надомного обучения.

              В начальной школе обучалось 29  учащихся, в основной школе 51 учащийся . Успешно закончили учебный год 23 учащихся  , т.е. 28,75 %,  что на 5,9 % ниже, чем в прошлом учебном году.  69   учащихся  ( 98,57 % )  переведены в следующие классы, 1 учащаяся (Милькова В. – по решению ПМПК оставлена на повторное обучение в первом классе),  10 учащихся  были допущены к сдаче государственного  экзамена за курс  специальной (коррекционной) школы 8 вида и успешно сдали его.

Количество хорошистов начальной школы

Количество хорошистов средней школы

Количество хорошистов по классам

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итоги года

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1 класс

-

-

2

33%

2

33%

2

33%

2

33 %

2 класс

4

50%

2

25%

4

50%

4

40%

4

40%

4 класс

5

42%

5

38,4%

4

33%

5

38,4%

5

38,4%

5 класс

4

33%

4

33,%

5

38,4%

5

38,4%

5

38,4%

6 класс

3

27,2%

2

18%

2

18%

2

18%

2

18%

7 класс

1

11%

1

11%

0

0%

1

11%

1

11%

8 класс

1

11%

1

11%

0

0%

0

0%

0

00%

9 класс

3

30%

3

30%

3

30%

3

30%

3

30%

  Успеваемость учащихся на конец 2010-2011 учебного года составила 98,7 %, т.к.

1 учащийся оставлен на второй год. По решению ПМПК на домашнее обучение по состоянию здоровья,  с переходом в МОУ СОШ № 49 переведены Ефанов Вл. (2 класс), Стародубцев Н. (6 класс), Прутиков А. (7 класс).

В старших классах необходимо усилить работу на развитие навыков учебного поведения. Недостаток этого навыка выражается в слабой ориентировке в заданиях, не умением сконцентрироваться на нужном вопросе, не умением самостоятельно работать с учебником.  Во многом снижение качества знаний учащихся в основной школе связано с пропусками учебных занятий без уважительных причин, низкой мотивации учащихся на учебу.

       В течение 2010-2011  учебного года в школе осуществлялся педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого является отслеживание и анализ качества обучения и образования по ступеням обучения, анализ уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления недостатков в работе педколлектива по обучению учащихся и их причин.

        В течении года проводился мониторинг уровня сформированности  обязательных результатов обучения по русскому языку, математике, чтению, профессионально-трудовому обучению:

  1. стартовый (входной) контроль, цель которого – определить степень устойчивости знаний учащихся, выяснить причины потери знаний за летний период и наметить меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения материала прошлых лет;
  2. промежуточный (полугодовой контроль), целью которого является отслеживание динамики обученности учащихся, коррекция деятельности учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости
  3. итоговый (годовой контроль), цель которого состоит в определении уровня сформированности ЗУН при переходе учащихся в следующий класс, отслеживании динамики их обученности, прогнозировании результативности  дальнейшего обучения учащихся, выявлении недостатков в работе, планировании внутришкольного контроля на следующий учебный год по предметам и классам, по которым получены неудовлетворительные результаты мониторинга.

Итоги контрольных работ по математике

Класс

Итоговый контроль за 1 четверть (качество)

Полугодовой

контроль (качество)

Итоговый контроль за 3 четверть

(качество)

Итоговый контроль за  год (качество)

Ф.И.О. учителя

1 класс

20%

60%

50%

Воронина И.А.

2 класс

62,5%

66%

75%

75%

Марченко С.П.

4 класс

63,6%

64%

50%

60 %

Кравцова М.И.

5 класс

45%

30%

30%

46%

Фатеева И.А.

6 класс

30%

40%

18%

36%

Фатеева И.А.

7 класс

60%

40%

28%

33%

Фатеева И.А.

8 кл.

25%

45%

62%

25%

Умарбаева А.А.

9 кл.

45%

60%

40%

40%

Фатеева И.А.

Стабильные хорошие  результаты в течение всего года показали 1, 2, 4, 9 классы. Остальные классы в большинстве своем показали нестабильность своих знаний, с переходом от среднего уровня к низкому.

Итоги контрольных работ по русскому языку

Класс

Итоговый контроль за 1 четверть (качество)

Полугодовой контроль (качество)

Итоговый контроль за 3 четверть (качество)

Итоговый контроль  за год

Ф.И.О. учителя

1  класс

50%

60%

66%

Воронина И.А.

2 класс

25%

25%

50%

50%

Марченко С.П.

4 класс

50%

50%

54%

40 %

Кравцова М.И.

5 класс

41,6%

40%

75%

46%

Бабушкина Н.А.

6 класс

36%

20%

11%

37,5%

Онищенко И.Ю.

7 класс

13%

20%

20%

25%

Вальтер Т.Н.

8 класс

66%

55%

88%

50%

Данилова Н.Н.

 9 класс

13%

44%

55%

50%

Вальтер Т.Н.

                 Стабильные хорошие результаты в течение года имели 1,4,5,8 классы. Настораживает то, что 8 класс при низком общем уровне качества успеваемости имеет самые высокие результаты выполнения к/работ. С повышением от начала к концу года сработали 2, 7,  9 классы. 6 класс имел резкое снижение качества в середине учебного года.

Итоги контрольных работ по трудовому обучению

Класс

Итоговый контроль за 1 четверть

(качество)

Полугодовой контроль (качество)

Итоговый контроль  за 3 четверть

(качество)

Итоговый контроль  за год

Ф.И.О. учителя

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

5 класс

51%

66%

51%

75%

50%

57%

51%

57%

Нургалиев М.С.

Жулидова Л.П.

6 класс

60%

40%

60%

20%

50%

34%

60%

25%

Нургалиев М.С.

Жулидова Л.П.

7 класс

50%

34%

50%

100%

50%

100%

75%

67%

Нургалиев М.С.

Нуженко М.И.

8 класс

75%

40%

50%

60%

75%

60%

75%

60%

Нуженко М.И.

Онищенко С.П.

9  класс

75%

72%

75%

67%

75%

68%

75%

68%

Жулидова Л.П.

Онищенко С.П.

    Стабильные хорошие  и высокие результаты показали девочки   всех классов.

Хорошие стабильные результаты показали мальчики 5,8,9 классов. Мальчики 6,7 классов работали с переменным успехом.        

 Педагогам, работающим в классах, необходимо тщательно анализировать итоги к/работ, вести диагностику результативности, допущенных ошибок, для исключения повторения ошибок и повышения результативности, стабильности при выполнении работ.

Итоги проверки техники чтения

(количество человек)

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Выше нормы

Норма

Ниже нормы

Выше нормы

Норма

Ниже нормы

Выше нормы

Норма

Ниже нормы

Выше нормы

Норма

Ниже нормы

Выше нормы

Норма

Ниже нормы

1 кл

3

1

2

2 кл.

-

3

5

2

1

5

3

2

5

3

2

5

3

2

5

4 кл.

3

4

5

3

4

6

3

3

6

3

4

5

3

5

5

5 кл.

3

6

3

3

6

3

3

6

4

3

6

4

3

6

4

6 кл.

2

1

8

2

1

8

2

1

8

2

1

8

2

1

8

7 кл.

-

4

4

3

1

3

1

1

5

3

2

3

3

2

3

8 кл.

2

3

4

4

-

5

2

4

3

2

4

3

2

4

3

9 кл.

3

3

4

5

1

4

2

3

5

2

1

7

2

1

7

Ито-го

13 уч-ся

19 %

24 уч-ся

34 %

33 уч-ся

47%

22 уч-ся

31%

14 уч-ся

19 %

34уч-ся

50%

16 уч-ся

22%

20 уч-ся

28%

36 уч-ся

50%

18 уч-ся

24%

20 уч-ся

27%

35 уч-ся

49%

21 уч-ся

26%

20 уч-ся

28%

37 уч-ся

46%

            Если на начало учебного года выше нормы читали 19% учащихся, а не укладывались в норму 47%, то к концу учебного года выше нормы читают – 26% учащихся (произошло увеличение на 7 %), а ниже нормы- 46 %, т.е. без изменений. Можно сделать вывод, что хорошо читающие дети стали читать еще лучше, а слабые учащиеся так и не достигли нормы чтения.

   Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что всем педагогам в будущем учебном году необходимо продолжить работу по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся. С этой целью организовать дополнительные коррекционные занятия со слабоуспевающими учениками, использовать в своей работе наглядный и демонстрационный материал, новые формы и методы учебной деятельности;  вовлекать в образовательный процесс воспитателей ГПД с целью оказания помощи отстающим детям при подготовке домашних заданий. Также использовать дифференцированный подход в обучении, развивать у ребят психические функции (память, внимание, мышление и.т.д.).

Начальная  школа

        Система работы М/О, тематические педсоветы, методические спецсеминары, были посвящены проблемам внедрения технологий коррекционного обучения и воспитания.

         Большое внимание этому уделялось в начальном звене, т.к. именно здесь формируются основы учебных навыков и умений, способов общения, которые будут развиваться в дальнейшем.

      Результаты отражают динамику процесса усвоения у.о. учащимися знаний в соответствии с уровнем развития познавательных процессов. Низкий уровень подготовленности к обучению младших школьников, несформированность учебных умений и навыков не всегда  позволяют добиваться высоких результатов и нужного качества знаний. В последние годы все чаще в школу направляются дети с умеренной у.о., для которых овладение программой обучения школы 8 вида вызывает большие затруднения.  

       На ступени начального обучения большое внимание уделяется коррекции недостатков учебной мотивации, эмоционально-волевой сферы, сенсомоторной деятельности, диагностике способностей к интеллектуальному развитию.  

Качество знаний учащихся по чтению 1-4 классы

 2010-2011 уч.г.

          Стабильные хорошие знания показали 4 класс (Кравцова М.И.), 2 класс (Марченко С.П.), с некоторым снижением во 2 четверти. 1 класс (Воронина И.А.) показал нестабильные знания, с резким повышением к концу учебного года.

Качество знаний по русскому языку

учащихся 1-4 классов 2010-2011 уч.г.      

   

                 Нестабильные результаты качества, с резким снижением к концу учебного года имел 1 класс (Воронина И.А.). Ровные знания ( не учитывая 1 четверть) имел 4 класс (Кравцова М.И.), нестабильные знания с резким снижением во 2 четверти показал 2 класс (Марченко С.П.)

Качество знаний по математике

учащихся 1-4 классов

2010-2011 уч.г.

                Нарастающие высокие показатели качества имел 4 класс (Кравцова М.И.), стабильные хорошие показатели качества имел 1 класс. Нестабильные результаты с понижением к 4 четверти имел 2 класс.

                Учащиеся 1 -4 классов продемонстрировали, в основном, достаточный уровень сформированности умений по всем предметам: хорошая ориентировка в заданиях, умение принять помощь педагога, концентрация внимания, умение работать с учебником.

Однако ряд учащихся начальной школы слабо справляются с усвоением отдельных предметов, у них слаба техника чтения, слабо сформирован навык письма и вычислительные навыки. Данные учащиеся имеют свои психологические особенности, по уровню знаний относятся к 4 группе.

Рамзаев Вл. - 4 класс,

          Ефанов Вл., Павлов М., Лычкина Т. - 2 класс,

          Милькова В., Свищев В.. – 1  класс.

          Этим учащимся необходима индивидуальная помощь, особое внимание учителя  практически на всех занятиях.

Средняя школа

        Результаты успеваемости по учебным предметам в средней школе говорят о том, что преподавание в 5-9 классах ведется также в условиях коррекционной направленности, с учетом возможностей усвоения программного материала каждым учеником, с учетом его специфических затруднений, мешающих получению должного объема знаний и умений, дифференциации учебного материала.

     Правильная подборка средств обучения, поиск эффективных методов и приемов обучения и воспитания у.о. учащихся помогает учителям-предметникам обучать и воспитывать проблемных детей с различными возможностями.

      В активном пользовании учителей не только репродуктивные, но и продуктивные методы обучения, способствующие развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, переходу от наглядно-практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления.  

   Поэтому  в единстве и взаимодействии на уроках широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения: рассказ, беседа, работа с книгой, таблицы- опоры, таблицы-инструкции, перфокарты, раздаточный материал, ТСО, практические работы с элементами поиска, самостоятельные и контрольные работы.  

     При сочетании эффективных методов и форм обучения учителя учитывают содержание предмета, состав класса, индивидуальные и типологические особенности учащихся. Это позволяет создавать на уроках оптимальные, адаптивные условия обучения, а учащиеся получают знания адекватно своим интеллектуальным возможностям. Качество знаний учащихся 5-9 классов по учебным предметам позволяет сделать вывод о достаточном уровне преподавания в школе.

Качество знаний по русскому языку

учащихся 5-9 классов 2010-2011 уч.г.

                        Стабильные результаты качества показал 9 класс, повышение качества во второй половине года показал 5 класс. Высокие результаты показал 8 класс, но эти показатели себя не оправдывают, так как в классе нет ни одного хорошиста. Низкие результаты показали 6, 7 класс (ниже 30%).

             Для педагогов главное состоит в том, чтобы в учебном процессе была задействована вся система анализаторов, менялся ли вид деятельности учащихся, была ли на уроке создана ситуация, при которой ученик самостоятельно обрабатывал учебную информацию, и включала ли эта ситуация элементы проблемного, познавательного аспекта, стимулирующая учащихся к активной мыслительной деятельности.

       Из выше сказанного можно сделать вывод, что необходимо разнообразить упражнения на развитие речи учащихся, темп чтения, вести работу, направленную на развитие правильности чтения.

     Учитывая типичные ошибки по русскому языку, в следующем учебном году необходимо:

  1. грамотно строить методическую работу по предупреждению ошибок;
  2. усилить работу над орфографическими ошибками, связанными с неумением подбирать слова в сильной позиции, применять правила к конкретным ситуациям.

Качество знаний по чтению 5-9 классы

за  2010-2011 уч.г.

Стабильно высокие результаты у 8 класса (Данилова Н.Н.), завышенные результаты по сравнению с показателями по другим устным предметам. Резкое снижение к концу года в 7 классе (Вальтер Т.Н.). Стабильно низкие результаты в 6 классе (Онищенко И.Ю.). Стабильные результаты выше среднего в 9 классе (Вальтер Т.Н.). Хорошие результаты, но не всегда стабильные в 5 классе (Бабушкина Н.А.).

          Учителям начальных классов и учителям чтения необходимо продолжить целенаправленную работу по выработке у детей правильного и грамотного чтения.

           По- прежнему, центральное место в выработке полноценного навыка чтения остается за уроками. Каждый урок чтения должен стать определенным шагом вперед по пути овладения названным навыком, а также создавать для этого реальные возможности и благоприятствующие тому условия. Поэтому необходимо:

- формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навык чтения;

- разнообразить уроки чтения и внеклассного чтения, проводить дополнительные минутки чтения на всех уроках;

- включать в систему уроков внеклассного чтения уроки-утренники, уроки-доклады, уроки-устные журналы и т.п.;

- привлекать к чтению разнообразных текстов, в том числе и разного рода математических задач, упражнений слабоуспевающих учеников;

- работать над повышением интереса обучающихся к чтению, прививать им любовь к книге;

- привлекать родителей к совместной работе и сотрудничеству по данному направлению.

- организовывать в классных кабинетах литературные выставки, проводить викторины по прочитанным произведениям, осуществлять походы в библиотеку.

Большую помощь учителям  в этой работе должны оказать воспитатели групп продленного дня и библиотекарь. Библиотекарю необходимо разработать план книжных помесячных выставок, проводить с детьми беседы по прочитанным книгам.

. Качество знаний по истории учащихся 7-9 классов

2010-2011 уч.год

                      Стабильные хорошие   знания  показал 9  класс. В 7, 8 классах произошло резкое снижение знаний учащихся в 3-ей четверти. Это вызвано нестабильностью занятий (болезнь учителя, карантин, отмена занятий из-за морозов). У 8- класса снижение успеваемости вызвано сложностью материала, низкой познавательной активностью учащихся и низкой мотивацией.  

Качество знаний по обществознанию учащихся 8-9 классов

2010-2011 уч.год

              Низкий показатель качества имеет 8 класс, стабильный средний показатель качества в 9 классе.

Качество знаний  по математике

учащихся 5-9 классов

2010-2011  уч.г.

         Стабильные результаты качества имел 9 класс, снижение результатов показали 5, 7 класс. Повышение качества к концу года показал 8 класс. Необходимо обратить внимание на 5, 7 классы.

В следующем учебном году необходимо:

  1. вести индивидуальный контроль за уровнем знаний и умений учащихся;
  2. анализировать систему формирования вычислительных навыков, обращая особое внимание на обратные арифметические операции;
  3. классифицировать вычислительные ошибки и проводить по их устранению.

Качество знаний по биологии  учащихся 6-9 классов

2010-2011 уч.г.

         

 Стабильные средние знания показал  9 класс. Низкие неровные знания показал  6, 7классы.

У 8 класса произошло снижение качества во второй половине года, хотя по школе это самые высокие результаты качества по биологии.  

Качество знаний по географии

учащихся 6-9 классов 2010-2011  уч.г.

                   Высокий уровень знаний весь год показывал 9 класс,  с некоторым снижением во 2 и 4 четвертях. Небольшое повышение качества во второй половине года у 6 класса. Резкое снижение качества знаний в 7 классе к концу учебного года, в течение всего года снижался результат в 8 классе, от высокого до низкого, в 3 раза.

Качество знаний по СБО 5-9 классы

за  2010-2011 уч. г.

           Стабильные средние  результаты по освоению умений и навыков социализации имеет 5 класс, высокий уровень в течение года показал 7 класс. Ниже среднего уровня усвоили программный материал учащиеся 6 класса. 8, 9 классы показали снижение качества в 4 четверти, от высокого уровня до среднего.

   На следующий учебный год необходимо продолжить работу по совершенствованию современного урока. С этой целью:

  1. расширять применение индивидуального подхода к обучению и воспитанию учащихся;
  2. повышение продуктивности работы с детьми «группы риска»;
  3. накапливать и систематизировать в кабинетах дидактический раздаточный материал, технологические карты;
  4. связывать урочные и внеурочные занятия для активизации познавательной деятельности.

Большое влияние на качество обучения оказывают пропуски учебных занятий учащимися, количество пропусков значительно.

     Но не всегда высокий процент качества является реальным,  высокий процент качества скорее обусловлен стимулирующим характером оценки, а не ее реальным содержанием. Так как высокий уровень качества знаний у.о. школьник практически показать не может в силу имеющихся нарушений психических процессов познавательной деятельности, недоразвития речи и словесно-логического мышления, несформированности мыслительных операций. Для у.о. учащихся трудны процессы переработки полученной на уроках информации в собственные суждения и умозаключения, перенос знаний в новые условия. Этим детям больше доступно механическое запоминание изученного материала, действия по образцу. И оценивать знания учащихся только по репродуктивной деятельности, без учета навыков самостоятельного творчества, можно считать, необъективно. Данной проблеме стоит уделить внимание. С этой целью всем учителям необходимо снова проработать раздел программы «Требования к знаниям и умениям». Значение этого раздела не только в том, что он служит показателем уровня необходимой подготовки по предмету. Этот раздел призван реально оценивать ЗУН учащихся на уровне их актуального развития.

Анализ логопедической работы

        Типичным нарушением даже при легкой умственной отсталости является расстройство речи. Как  правило, речевая система формируется с задержкой, словарь накапливается медленно и никогда не достигает возрастной нормы. Все эти типичные нарушения звукопроизношения в речевом развитии у.о. учащихся дают основание школе 8 вида наряду с обучением и воспитанием вести работу по коррекции речи. Для этого в школе работает педагог-логопед, молодой специалист Воронина И.А.

     Логопедическая работа с учащимися 1-7 классов проводилась в группах, подгруппах и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия строились с учетом речевого дефекта, используя разнообразные методы и приемы коррекции речи, привлекая предметную наглядность и дидактические игры. Работа логопеда строилась с учетом учебных программ по русскому языку и чтению, по разработанным тематическим и перспективным планам.  На каждого учащегося  оформлены речевые карты.

      Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлялось на устранение речевого дефекта, на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения, совершенствования познавательного процесса.

   Итоговое обследование показало, что у большинства учащихся, посещавших логопедические занятия, повысился уровень овладения компонентами языка. (подробный анализ работы логопеда см. в приложении)

Анализ профессионально-трудового обучения

и итоговой аттестации выпускников.

     Трудовое обучение - важная составляющая часть всего образовательно-воспитательного    процесса,    поэтому    обучение  учащихся разнообразным    профилям   труда   рассматривается   в неразрывной связи с  общеобразовательной  подготовкой,  стратегией жизнедеятельности   выпускников,   их  дальнейшей  самостоятельной жизни,  с  учетом  ресурсных  возможностей   региона,   ближайшего  социального    окружения    обучающихся.    

                В школе созданы три  профиля трудового обучения:

  1. столярное - слесарное  дело;
  2. швейное дело.

Трудовое обучение осуществляют педагоги:

Жулидова Л.П.- швейное дело,

Нуженко М.И. – швейное дело,

Онищенко С.П.- столярное дело,

Нургалиев М.С.- слесарное дело.

     В основе  построения программ по трудовому обучению лежит связь между  предметами  из  областей,   неразрывных   по   своему   содержанию   и преемственно   продолжающихся   от  начальной  до  старшей  школы: технологии и искусство, математика. Такой подход  позволяет практически осуществлять системную, комплексную работу по развитию умственно отсталого обучающегося средствами образования  с  учетом его возрастной динамики.

                Трудовое обучение строится на следующих принципах:

1. Единство трудового обучения и общественно-полезного труда, направленные на улучшение санитарно-технического состояния здания школы и пришкольного участка.

5. Ответственность за качество выполненных работ.

6. Индивидуальная трудовая деятельность: изготовление праздничных костюмов, сувениров, выставочных работ.

Качество знаний по столярному делу

учащихся 8 - 9 классов 2010-2011 уч.г.

Стабильные средние результаты имел 8 класс. Снижение качества произошло в 9 выпуском классе по всем четвертям от высокого до среднего уровня. (учитель Онищенко С.П.)

Качество знаний по слесарному делу

учащихся 5-7 классов 2010-2011 уч.г.

                     Стабильно высокие результаты показал 5,7 класс. 6 класс имел хорошие показатели в середине года (2,3 четверти), но снизил результаты к концу года.  (учитель Нургалиев М.С.)

Качество знаний по швейному делу

учащихся 5-9 классов 2010-2011  уч.г.

Высокие стабильные результаты у 9 класса  (Жулидова Л.П.), 8 класса (Нуженко М.И.). Ровные средние знания в 5, 6 классах (Жулидова Л.П.). В 7 классе (Нуженко М.И.) произошло 50% увеличение во втором полугодии.

Качество знаний по профессионально-трудовому обучению

учащихся 5-9 классов

2010-2011  уч.г.

Стабильные хорошие  результаты качества показал 5 класс, 8 класс (не считая 1 четверти, где были 100% показатели) имел 8 класс. В 9 классе снижение качества по всем четвертям, с высоких результатов до средних. Нестабильные результаты от средних до низких показали 6,7 классы

       Средний % качества по трудовому обучению в 5-9 классах 57%.  Данный результат  достигался  методами практической и коррекционной направленности, осуществлением индивидуального и дифференцированного подхода, использованием наглядности, практических упражнений на закрепление, повторение и актуализацию ЗУН учащихся.

          Трудовое обучение в школе носит как практический, так и воспитывающий характер. Силами учителей труда организуются общешкольные мероприятия воспитательного характера. Это конкурсы мастерства, выставки работ учащихся. Хотелось бы, чтобы этих мероприятий было больше. Можно  провести конкурсы «Лучшая швея», «Лучший столяр», «Лучший слесарь».

             В 2010-2011 учебном году из 9 класса выпускались 10 учащихся. К итоговой  аттестации допущены все 10 учащихся (4 девочки и 6 мальчиков).

 Итоговая аттестация, проведенная в виде государственного экзамена по трудовому обучению показала следующее:

            Из  выпускников  оценку  «5» за государственный экзамен получили

3 учащихся: Лобода В., Дельмухамбетова А., Прокофьева А. – 30% всех выпускников; «4» - 5 учащихся: Решетов С., Устимов К., Шеин Р., Кононова Ю., Фадеева О.- 50%; «3» - 2 учащихся: Гусейнзаде Э., Иконников Д.- 20%  учащихся.Подтвердили  хорошие и отличные годовые оценки 5  учащихся: Лобода В., Решетов С., Дельмухамбетова А., Прокофьева А., Фадеева О.

          Не подтвердили  годовую «5» , за оба этапа  экзамена получил «4» - Шеин Р. Сказались или несерьезная подготовка к экзамену, или завышенные оценки в течении года.

    Но есть учащиеся, которые за экзамен получили оценку выше годовой: Устимов К., Кононова Ю. (за год «3», за экзамен «4»).

Выписка из протоколов экзаменов

Ф.И. учащегося

Класс

Годовая оценка

Практика

Устный ответ

Итог

Швейное дело (Жулидова Л.П.)

1

Дельмухамбетва Азиза

9

5

5

5

5

2

Кононова Юлия

9

3

4

4

4

3

Прокофьева Анна

9

5

5

5

5

4

Фадеева Олеся

9

4

4

4

4

Столярное дело (Онищенко С.П.)

5

Гусейнзаде Эмиль

9

4

3

3

3

6

Иконников Дима

9

3

3

3

3

7

Лобода Виталий

9

5

5

5

5

8

Решетов Сергей

9

4

5

4

4

9

Устимов Кирилл

9

3

4

4

4

10

Шеин Рустам

9

5

4

4

4

Результаты экзамена

Предмет экзамена

Ф.И.О. учителя

«5»

«4»

«3»

% кач-ва

Столярное дело

Онищенко С.П.

1

3

2

66,6%

Швейное дело

Жулидова Л.П.

2

2

-

100%

                

           Как видно из итогов экзаменов педагоги неплохо подготовили учащихся к итоговой аттестации. Были учтены индивидуальные особенности учащихся. Практическая работа на экзамене была дифференцирована. В итоги экзамены были сданы с неплохим  % качества – от 80% у мальчиков, до 100% у девочек.         

Необходимо проанализировать причины снижения результатов на экзаменах, по сравнению с годовой оценкой у учащихся  столярному

Количество пропущенных дней за 2010-2011 уч.г.

1 класс

2 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

По школе

По справке

27

180

264

130

262

145

101

141

1250

Прогулы

0

43

51

30

37

59

100

1

311

       

     Меньше всего пропущено часов по болезни в 1 классе, несмотря на то, что это самые маленькие дети. Нет пропусков без уважительных причин в 1, 9 классах. Очень хорошо сработали классные руководители  (Воронина И.А., Попова И.Д.). Больше всего «любят» болеть и лечиться в 4 классе (264д.), в 6 классе (262д.), 2 класс (180д.). Классным руководителям необходимо вести беседы о здоровом образе жизни, о профилактике простудных заболеваний. Рекомендовать родителям профилактические осмотры, диспансеризацию детей, проводить в каникулярное время.  Но большую тревогу вызывают пропуски без уважительных причин, т.е. прогулы. Больше всего прогульщиков в 8 классе (100д), 7 классе (59 д.), 4 классе (51 д.), во 2 классе (43д.). Необходимо работать с учащимися и родителями, разъяснять им об ответственности за пропуски школы. Строже спрашивать как с учащихся, так и с родителей. Вызывать на Советы профилактики. Если учесть, что в году около 240 учебных дней, не считая праздники, то у нас пропущено 1561 день, т.е. каждый ученик пропустил около 20 учебных дней за год, т.е. каждый день в школе отсутствовало 7,6 учащихся, 10% от общего количества. Если перевести учебные дни в часы, то получается астрономическая цифра потери учебного времени- 1561дней Х 5,5 уроков = 8585 уроков.

      На следующий год одной из первостепенных задач должна стать проблема посещаемости и пропусков без уважительных причин. Это первостепенная задача всего коллектива: классных руководителей, учителей-предметников, воспитателей.

Анализ специальной (коррекционной) работы

     Коррекционное сопровождение учебно-воспитательного процесса в 2010–2011 учебном году проводилось службой специалистов: педагогами-психологами и учителем-логопедом.

   Логопедическая коррекционная работа была направлена на коррекцию нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся, своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ, разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей).

     Специальная (коррекционная) работа в школе-интернате включает в себя логопедические занятия, специальные (коррекционные) занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, ЛФК, ритмика, социально-бытовая ориентировка.

Логопедическую коррекцию осуществлялась логопедом Ворониной И.А., молодым специалистом, работающим первый год. (анализ работы см.  в приложении).

 Психологическое сопровождение педагогического процесса осуществлял педагог-психолог Долгополова Е.С. (анализ работы см. в приложении)

 Работа школьного ПМПк

     В  2010 – 2011 учебном   году   продолжил  работу   школьный   психолого-медико-педагогический консилиум.    Работа    консилиума    строится   на  основании  письма  Министерства   образования  Российской     Федерации    от  27.03.2000 г.    I 27/901-б       «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»

     Целью работы консилиума являлось определение и организация в рамках школы адекватных условий развития, обучения и воспитания ребёнка в соответствии с его специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями в  зависимости от состояния его соматического, нервно-психического здоровья.

Исходя из цели ставились следующие задачи работы:

  1. Выявлять актуальные и резервные возможности ребёнка.
  2. Разрабатывать рекомендации учителю, воспитателю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения.
  3. Способствовать профилактике физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организации лечебно-оздоровительных мероприятий и психологически адекватной образовательной среды.
  4. Готовить и вести документацию, отражающую актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями.
  5. Способствовать организации взаимодействия между педагогическим коллективом и специалистами, участвующими в работе ПМПК.
  6. При возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также – отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПК – направлять ребёнка в ПМПК более высокого уровня.

     Скоординированность деятельности специалистов ПМПк находит отражение в таких документах, как индивидуальная карта развития ребёнка. На заседаниях ПМПк велась работа по обсуждению  «целостного портрета школьника», распределению обязанностей между специалистами, определению содержания различных видов деятельности; на этапе согласования деятельности, шло консультирование педагогов, взаимные консультации специалистов, информирование всех субъектов образовательно-воспитательного процесса о рекомендациях консилиума.

     В течение этого учебного года проведено 5 плановых заседаний консилиума, тематика которых была традиционна. Это «Составление индивидуальных и групповых программ развития на обучающихся по результатам их психолого-медико-педагогического обследования», «Проблемы адаптации к ситуации предметного обучения», «Эффективность коррекционно-развивающего обучения» и  внеплановые заседания. Деятельность школьного ПМПк способствовала обеспечению плавного вхождения обучающихся в ситуации школьного и предметного обучения, была направлена на предупреждение негативных последствий школьной неуспешности, обеспечение сопровождения обучающихся «группы риска».

     По результатам заседаний школьного ПМПк, взаимодействия с городской  ПМПК:

- по направлению психиатра подготовлены пакеты документов на всех обучающихся, нуждающихся в переосвидетельствовании на районной ПМПК с целью определения образовательного маршрута;

-  по заключению городской  ПМПК  1 учащаяся оставлена на повторный курс обучения в 1 классе (Милькова В.), 2 учащихся переведены на домашнее обучение (Стародубцев Н., Ефанов В.), 3 учащихся продолжат обучение в нашей школе (Сонкин С., Свищев В., Разухин Д.), 1 учащийся напрвлен на лечение к сурдологу (Свищев В.).

     Необходимо дальнейшее усовершенствование работы школьного ПМПк, которое должно включать в себя не только тематику плановых консилиумов, но и отчеты специалистов, учителей, воспитателей о выполнении рекомендаций консилиума, преемственности в работе. Разработать механизм контроля за выполнением рекомендаций консилиума.

Предметные олимпиады

           Хорошим средством активизации познавательной активности является проведение предметных олимпиад.  В декабре 2010г. в школе прошли предметные олимпиады по предметам:

- математика

- русский язык

- география

- биология

- история

- трудовое обучение

                 Олимпиады прошли на основе Положения о проведении школьного тура предметных олимпиад. Основными целями проведения олимпиад были:

  1. Повышение интереса учащихся к углубленному изучению предметов
  2. Развитие у учащихся логического мышления, пробуждение глубокого интереса к решению нестандартных задач, умение применять полученные знания на практике.
  3. Выявлять способных детей по различным предметам, развитие интересов, способностей учащихся.
  4. Активизация всех форм внеклассной и внешкольной работы по предмету.

           В олимпиадах приняли участие учащиеся 5-9 классов.

Подготовкой и проведением олимпиад занимались учителя- предметники:

- русский язык (Данилова Н.Н., Онищенко И.Ю., Бабушкина Н.А.)

- математика (Фатеева И.А., Умарбаева А.А.)

- история (Бабушкина Н.А.)

- география (Попова И.Д.)

- биология (Сидорова Е.А.)

- трудовое обучение (Онищенко С.П., Нургалиев М.С., Жулидова Л.П., Нуженко М.И.)

        В олимпиадах приняли участие все желающие, практически более 80% учащихся.  Учителями ответственными за проведение олимпиад были подготовлены задания, разработаны тесты. Но не все задания соответствовали умственным способностям учащихся, как в большую так и в меньшую сторону, т.е. были очень тяжелы или, наоборот, легки. Очень немногие задания носили творческую направленность, большинство заданий были типового характера на знание материала.

        Результаты олимпиад были вывешены на доску для всеобщего обозрения. Победители получили Почетные грамоты на общешкольной линейке.

      Победителями олимпиад, т.е. набравшими большее количество баллов,  стали:

МАТЕМАТИКА

Наточий Алена (5 класс)

Гаффанов Виктор (5 класс)

Гилёва Вика (6 класс)

Чумаков Денис (7 класс)

Русев Сергей (8 класс)

Лобода Виталий (9 класс)

РУССКИЙ ЯЗЫК

Наточий Алена (5 класс)

Гилёва Вика (6 класс)

Чумаков Денис (7 класс)

Русев Сергей (8 класс)

Лобода Виталий (9 класс)

БИОЛОГИЯ

Алтухина Диана (6 класс)

Чумаков Денис (7 класс)

Русев Сергей (8 класс)

Лобода Виталий (9 класс)

ГЕОГРАФИЯ

Алтухина Диана (6 класс)

Портнов Алексей (7 класс)

Доезжак Вероника (8 класс)

Лобода Виталий (9 класс)

ИСТОРИЯ

Чумаков Денис (7 класс)

Лёгенький Сергей (8 класс)

Доезжак Вероника (8 класс)

Лобода Виталий (9 класс)

Шеин Рустам (9 класс)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Столярное дело

Лобода Виталий (9 класс)

Шеин Рустам (9 класс)

Русев Сергей (8 класс)

Слесарное дело

Гаффанов Виктор (5 класс)

Мусаев Рамиль (6 класс)

Чумаков Денис (7 класс)

Швейное  дело

Дельмухамбетова Азиза (9 класс)

Прокофьева Анна (9 класс)

Доезжак Вероника (8 класс)

Вшивкова Валерия (7 класс)

Гилёва Виктория (6 класс)

Писаренко Алина (5 класс)

Чумакова Любовь (5 класс)

Рекомендации:

1. Более четко продумывать задания на развитие творческого мышления, познавательной активности, а не на «чистое» знание предмета.

2. Подготовку к олимпиадам начинать заранее, выявлять более способных участников.

Рекомендации по повышению качества образования в 2011-2012 уч.г.

  1. Включить в план внутришкольного контроля классно-обобщающий контроль в 1,2, 5, 7, 9-х классах
  2. Вести работу по отслеживанию посещаемости занятий и принятию решений по борьбе с пропусками.
  3. Провести предметно-обобщающий контроль за формированием ЗУН у учащихся по чтению, русскому языку, математике, трудовому обучению, географии, биологии, истории.
  4. Провести совместное заседание М/О учителей начальной школы и старшей школы по преемственности начальной и основной школы и обеспечить его выполнение в течение года.
  5. Наметить и осуществить меры по коррекции знаний учащихся.
  6. Одобрить и продолжить практику педагогического мониторинга.
  7. Закрепить за молодым специалистом Ворониной И.А. наставника.
  8. Включить в план работы проведение школьных предметных олимпиад, методического фестиваля, Дня открытых дверей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы над ошибками через анализ контрольных работ как фактор повышения качества обученности (выступление)

Выступление на заседании педагогического совета «Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования"...

Роль мониторинга физиологического состояния организма школьников в системе работы по повышению качества обученности

В основе использования мониторинга физиологического состояния организма школьников лежит контроль уровня здоровья с целью реализации индивидуального подхода к обучения детей, имеющих определенные особ...

Презентация: Выступление на РМО Результаты, анализ и пути решения низкого качества обученности выпускников школы по математике в 2020-2021 учебном году

В выступлении озвучены результаты краевой диагностической работы для учащихся выпускного класса школы. Показан процент неуспешности выполнения работы. Озвучены наиболее проблемные темы курса математик...

сравнительный анализ успеваемости и качества обученности за 2019-2020 уч.год

сравнительный анализ успеваемости и качества обученности за 2019-2020 уч.год...

сравнительный анализ успеваемости и качества обученности за 2020-2021 уч. год

сравнительный анализ успеваемости и качества обученности за 2020-2021 уч.год...

сравнительный анализ успеваемости и качества обученности за 2021-2022 уч. год

сравнительный анализ  успеваемости и качества обученности  за 2021-2022 уч. год...