Конспект урока по произведению М. Горького «Детство» (отрывок)
план-конспект урока (7 класс) по теме

Ветчинкина Александра Анатольевна

Урок построен по принципу научности и доступности программного материала. Он систематизирует и упорядочивает знания обучающихся по изучаемому произведению; способствует более глубокому проникновению в основную тему произведения. Цель урока - наглядно и красочно объяснить обучающимся тему урока; при помощи слайдов и выразительного речевого сопровождения педагога нацелить детей на предстоящую работу, помогать ребятам усвоить основную тему произведения, способствовать более эмоциональному сопереживаю событий, происходящих в жизни главных героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_detstvu_m._gorkogo.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по произведению М. Горького «Детство» (отрывок)

Задачи:

Коррекционно-обучающая: обеспечить осмысление текста, учить работать с текстом и словом писателя, учить анализировать эпизоды

Коррекционно-развивающая: учить анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, учить сравнивать героев, обеспечить умение анализировать поступки героев

Коррекционно-воспитывающая: привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать себя и других, сопережить вместе с детьми ситуацию наказания главного героя

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Ход урока:

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность детей

Орг.момент

(2 минуты)

Здравствуйте, проверьте порядок на партах (дневник, пенал, учебник).

Садитесь на свои места, помните о правилах посадки (ноги прямо, кулачок между животиком и партой)

Проверят готовность к уроку. Занимают свои места согласно правилам посадки

Повторение пройденного материала

(4 минуты)

С творчеством какого писателя мы знакомимся?

Мы знакомимся с творчеством писателя А.М. Пешкова

Каким было детство А.М. Пешкова?

Детство М. Горького было тяжёлым, отец рано умер, мальчику с матерью пришлось жить в семье родителей матери

Каким вырос мальчик, благодаря бабушке Акулине Ивановне?

Благодаря бабушке, её рассказам, её сердечности и заботе мальчик вырос, добрым, отзывчивым

Как воспитывал дед детей, живущих в доме?

Дед порол своих детей и внуков

В каких условиях проходила жизнь в доме деда Каширина? Расскажите, какие были условия?

Условия жизни были тяжёлые, в доме жило 16 человек взрослых и детей. Все жившие в доме враждовали друг с другом, часто ссорились и дрались. Каждую субботу дед порол провинившихся за неделю детей

Какой отпечаток на творчестве оставило детство М. Горького?

М. Горький на всю жизнь запомнил время, когда он жил в доме у своего деда. В итоге он написал повесть «Детство», которая основана на реальных событиях

Итак, мы можем сказать, что повесть «Детство» автобиографичная (слово заранее разобрано по составу), то есть основана на реальных событиях их жизни автора М. Горького

Проверка домашнего задания

(5 минут)

Давайте вспомним, о чём мы уже прочитали из этой повести.

Учебники пока закрыты

Какова причина тяжёлой обстановки в доме деда?

В доме жило много людей, детей и взрослых, которые не ладили между собой. Дед всегда сердитый, недовольный

Какие правила воспитания царили в семье деда?

Правила воспитания в семье были жестокими. За малейшую провинность дети подвергались порке

Откройте учебник на с.171. Закладки!!!

Найдите в тексте и прочитайте отрывок о том, как Алёша рассуждал о порке (с.173)

Открывают учебники. Находят отрывок и читают его

Найдите в тексте и прочитайте историю с напёрстком (с.173)

Находят отрывок и читают его

Выставление отметок за ответы за фронтальный опрос

Подготовительная работа

(4 минуты)

Теперь мы переходим к чтению и анализу следующего отрывка из «Детства». Переда началом чтения проведём словарную работу. Какие из перечисленных слов вам знакомы?

Словарная работа:

Подхалим – льстец, человек, готовый на подлость, ради достижения своих целей

Шкап – шкаф

Пермяк, солёны уши – распространенное в те временя выражение. Традиционное прозвище жителей пермских земель. По легенде, связано с распространённым в крае промыслом солеварения. Считается, что прозвище получили работники, таскавшие на плечах мешки соли, отчего их уши пропитывались солью, увеличивались и краснели.

Семишник – старые деньги: две копейки

Лохань – большая круглая деревянная посуда

Донос – тайное обвинение человека в чём-либо

Изверг – жестокий человек, мучитель

После моего чтения я попрошу вас ответить на вопрос: ВНИМАНИЕ!  за что дед наказал Сашу Яковова?

Работа со словами, трудными для понимания

Первичное чтение

(6 минут)

Чтение учителем текста

Ответ обучающихся на целевой вопрос

Дед наказал Сашу Яковова за историю с напёрстком, а также за донос на Алёшу (эпизод с праздничной скатертью)

Физминутка!!!!

Согласны ли вы, что Саша заслужил наказание? Выскажите ваше мнение.

Делятся своим мнением (Саша действительно заслужил наказания, потому что совершал нехорошие поступки)

Вторичное чтение

(16 минут)

Теперь наступила ваша очередь читать. Читать будем по цепочке, друг за другом, читают те дети, имена которых я назову. Остальные следят по тексту.

Объясните поступок Алёши со скатертью. Было ли это хулиганство?

Это не было хулиганство. Алёше хотелось попробовать себя в ремесле красильщика.

Как готовился дед к порке, как порол детей. Как мы можем его охарактеризовать? (обратиться к иллюстрации в учебнике)

Дед тщательно выбирал прутья для порки, пробовал их в действии

Что можно сказать об отношении бабушки и Цыганка к Алёше?

И бабушка, и Цыганок хорошо относились к Алёше, старались всячески защитить его

Скажите, что делали бабушка и мать во время наказания Алёши. Почему они не посмели его отнять?

Бабушка с мамой не хотели, чтобы Алексей подвергался наказанию поркой. Мальчика не отняли, потому что сам боялись деда, когда он был в таком состоянии

Прочитайте последнее предложение предыдущей части (с.175). Как должно было измениться отношение к матери?

Мальчик после порки потерял доверие к матери, потому что он был уверен в том, что мать не даст его в обиду.

Обобщение, заключительная работа по тексту. (2 минуты)

Какие чувства вызвал в вас прочитанный сегодня текст?

Чувства грусти и тоски

Чему нас учит эта повесть?

Отрывок учит умению отвечать за совершённые поступки

Выставление отметок за урок

Дача домашнего задания

(1 минута)

Подумайте, как можно назвать прочитанный нами сегодня отрывок.

Подготовка к выразительному чтению по ролям.

Составление характеристики Саши Яковова при помощи подготовленных карточек: Характеристика Саши Яковова. Какие слова – прилагательные подходят характеру мальчика?

  1. Умный
  2. Бойкий
  3. Трудолюбивый
  4. Бесшабашный
  5. Честный
  6. Лживый
  7. Смелый
  8. Хитрый
  9. Щедрый
  10. Трусливый
  11. Отзывчивый
  12. Боязливый
  13. Человечный
  14. Вертлявый
  15. Тихий
  16. Жестокий

Что седлало его таким? Найдите подтверждения в тексте учебника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению по произведению М. Горького «Детство» (отрывок) 7 класс специальной (коррекционной)школы VIII вида

Разработка урока по чтению и развитию речи по произведению М. Горького "Детство" ( отрывок) для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Презентация к уроку по чтению по произведению М. Горького «Детство» (отрывок) 7 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

Презентация к уроку по чтению и развитию речи по произведению М. Горького "Детство" (отрывок) 7 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Конспект урока по чтению « М. Горький. Детство» 7 класс

Конспект урока по чтению " М.Горький. Детство." 7 класс...

Контрольно - измерительный материал по произведению М. Горького "Детство".

Презентация создана по материалам комплексной тетради для контроля знаний по литературе Полулях Н.С. и  предназначена для учащихся 7 класса, обучающихся по программе  В.Я. Коровиной (ФГОС)....

конспект урока по повести М.Горького "Детство"

Хорошие люди на жизненном пути Алеши...