ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ПРОДУКТЫ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ МУЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД ИЗ ПРЕСНОГО ТЕСТА
план-конспект урока (8 класс) по теме

Ефимова Светлана Владимировна

К разделу "Питание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             8 класс

Тема: ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ПРОДУКТЫ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ МУЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД ИЗ ПРЕСНОГО ТЕСТА

Пели: познакомить учащихся с инструментами, приспособ лениями и продуктами, используемыми при приготовлении муч ных изделий; учить способам проверки качества продуктов; техно логии приготовления блюд из пресного теста.

Оборудование: сито, мерный стакан, миски, кастрюли, миксер или взбивалки, деревянная ложечка, доска разделочная, скалка, формочки для печенья, противень, листы, формы для вы печки, кондитерский шприц или отсадочный мешок, сковорода, продукты для приготовления пресного теста, рабочая тетрадь.

Словарь: разрыхлитель, клейковина, пресное тесто, биск витное, слоеное, заварное, песочное.

Ход урока

I. Организация урока.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы и целей урока.

  1. Повторение пройденного материала.

Опрос учащихся по в о п р о с а м :

  1. Изучение нового материала.

1. Словесно-иллюстративный рассказ.

Учитель. Изделия из теста - важнейший продукт питания че ловека. Хлеб, хлебобулочные и другие мучные изделия содержат белки, углеводы, аминокислоты, витамины, минеральные вещества. Показателями питательной ценности этих изделий является доста точно высокая калорийность и хорошая усвояемость организмом.

Приступая к работе с пищевыми продуктами, вначале подго тавливают необходимую посуду и инструменты.

Для замеса теста используют сито, мерный стакан, миски эма лированные или пластмассовые, кастрюли, деревянные ложки, миксер, взбивалки различной формы.

Для разделки теста необходимы кухонные доски, скалка, фор мочки для печенья, дисковый нож.

Для выпечки теста нужно иметь противень, листы, формочки.

Для отделки изделий из теста используют кондитерские шпри цы или отсадочные мешки.

Все инструменты и приспособления должны содержаться в чистоте. После использования их моют теплой водой и щеткой, ополаскивают, деревянные инструменты и приспособления - хо рошо просушивают.

Основным продуктом в приготовлении теста является мука. Мука - порошкообразный продукт, который получается в резуль тате измельчения зерен пшеницы, ржи, кукурузы и т. д.  В зависимости от вида используемого зерна различают ржаную, пшенич ную, кукурузную, овсяную, гречневую и др. муку.

Овсяную и гречневую муку чаще всего используют для приго товления блинов и блинчиков. Из ржаной муки выпекают в основном  хлеб или пряники.

Качество выпеченных изделий - их подъем, вкус и внешний вид - зависит от качества муки. Качество муки определяют по ее цвету, запаху, вкусу.

Цвет - основной показатель сорта муки. Он зависит от окраски зерна, крупности помола, влажности и др.

У муки пшеничной высшего сорта цвет должен быть белым или белым с кремовым оттенком, у муки ржаной - серовато-белым. Чем ниже сорт муки, тем она темнее.

Запах муки должен быть без примеси плесенного, затхлого.

Мука не должна иметь привкуса, т. е. не быть горьковатой, кисловатой.

Мука будет нормальной влажности, если, сжатая в горсти, она рассыпается при разжимании ладони.

В зависимости от вида теста при приготовлении мучных блюд используются различные жидкости: вода, молоко, кефир и др.

Яйца перед использованием хорошо промывают, замачивают в растворе пищевой соды на 5-10 мин, хорошо промывают. Яйца не должны быть треснутыми.

В некоторые виды теста добавляют жиры (масло сливочное, масло растительное или маргарин), сахар.

Поваренная соль является важнейшим вкусовым веществом, поэтому ее добавляют в небольших количествах даже в сладкое тесто.

Кроме вышеперечисленного сырья, в тесто могут добавляться пряности (тмин, корица, цедра лимона или апельсина, ванилин и др.), джем, творог, изюм, мак, орехи и др. Они придают изделиям из теста специфический вкус и аромат.

Мука при соединении с водой дает клейкую массу, которая не достаточно хорошо пропекается и после выпечки становится плот ной. Такое тесто годится для приготовления вареников, лапши, пельменей.

Способы разрыхления могут быть различные: биохимические (дрожжи), химические (взбитые белки или переслаивание жиром). Если вы будете использовать в качестве разрыхления пищевую со ду, то рекомендуется до введения ее в тесто «погасить» (раство рить) кислотой (уксусной, лимонной). Углекислый газ, выделяе мый содой при нагревании, разрыхляет тесто.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с технологией приготовле ния изделий из пресного, или бездрожжевого теста. Это тесто, как видно из его второго названия, приготовляется без применения дрожжей и может быть бисквитным, слоеным, заварным, песочным и др. Из пресного теста можно приготовить печенье, пирожки, тор ты, блинчики, пельмени, пряники и другие изделия.

Краткая характеристика некоторых видов пресного теста

Бисквитное тесто. В этом тесте в качестве разрыхлителя ис пользуют взбитые белки. В состав бисквитного теста входят мука, сахар и яйца. Бисквит используют для приготовления тортов, пи рожных.

Слоеное тесто. Разрыхление этого вида теста достигается бла годаря раскатыванию его на очень гонкие слои, отделяемые друг от друга прослойками жира. Технология изготовления этого теста достаточно сложная, требует терпения и аккуратности. В состав этого теста входят вода, мука и масло. Из этого теста делают торты, пирожные и пирожки.

Заварное тесто. Этот вид теста приготовляют из яиц, масла и заваренной в воде муки и используют для изготовления пирожных, профитролей.

Песочное тесто. Песочное тесто приготавливают, используя большое количество сахара, масла, яиц. Изделия из этого теста по лучаются рассыпчатые. Технология приготовления теста достаточ но проста. Масло, сахар и соль растирают до пышного состояния, вводят муку и в качестве разрыхлителя - соду. Быстро замешивают тесто, раскатывают и выпекают либо пластом, либо отдельными фигурками. Из песочного теста выпекают печенье, торты, пирож ные.

2. Изучение технологии приготовления домашнего печенья.

Учащиеся изучают технологию приготовления теста для домашнего печенья и отвечают на в о п р о с ы учителя.

  1. Назовите основные продукты, используемые для приготовле ния теста.
  2. Какой разрыхлитель используется в данном виде теста?
  3. К какому виду относится данное тесто?
  4. Зачем необходимо просеивать муку?

      - Расскажите порядок приготовления теста.

  1. Духовой шкаф включают до приготовления теста или после и почему?
  2. Можно ли из этого теста приготовить печенье не в виде жгу тиков, а отдельными фигурками?
  1. Изучение учащимися технологии приготовления блинчиков.

Учащиеся изучают технологию приготовления блинчиков и отвечают на вопросы учителя.

  1. Какую посуду и инвентарь необходимо приготовить для при готовления теста для блинчиков?
  2. Назовите основные продукты, используемые для приготовле ния теста.
  3. Зачем в тесто для блинчиков добавляют растительное масло? Можно ли этого не делать?
  4. Если нет миксера, чем можно взбить белки и перемешать тес то до однородной массы?
  1. Инструктаж учащихся по охране труда.

Б е с е д а с учащимися по вопросам:

  1. С какими опасными инструментами и оборудованием вы се годня будете работать и чем они опасны?
  2. Какие правила безопасности необходимо соблюдать, работая ножом?
  3. Какие правила безопасности соблюдают, работая с мясорубкой?
  4. Какие средства индивидуальной защиты используют при ра боте с горячими предметами?
  5. Что нужно сделать в первую очередь, если вы получили ожог?
  1. Практическая работа.

Учащиеся работают бригадами. По окончании приготовления блюд, учащиеся сервируют столы и проводят дегустацию приготовленных блинчиков и печенья.

  1. Итог урока.

1. Самоанализ деятельности учащихся.

Проводя самоанализ, учащиеся должны ответить на такие во просы:

  1. Чему научились сегодня на уроке?
  2. Сможете ли вы применить свои знания дома?
  3. Насколько вкусными получились у вас мучные изделия?
  4. Какие трудности были при приготовлении данных блюд и как вы их преодолели?
  5. Были ли получены травмы во время работы?

2. Выставление оценок, их аргументация.