МОИ ПУБЛИКАЦИИ
материал по теме
№ п/п | название сайта | название статьи | аннотация к статье | ссылка |
1 | завуч. инфо |
конспект открытого урока по СБО "Винегрет-кладовая здоровья" |
Конспект открытого интегрированного урока для уч-ся классов 8 вида (2 вариант) совместно с родителями, адресован учителям - дефектологам. Урок построен в форме сказочного путешествия,индивидуализирован и дифференцирован с учётом особенностей и возможностей каждого уч-ся класса. | http://www.zavuch.info/metodichka/osoboe/detioop/-/ur-vinegret |
2 | завуч. инфо |
конспект открытого урока по азбуке здоровья
|
Урок нацелен на формирование у уч-ся с умеренной УО самостоятельных навыков по укреплению и сохранению здоровья. Данный конспект можно адаптировать и использовать на уроке организм человека по теме "Сердце". | http://www.zavuch.info/metodichka/osoboe/detioop/-/--------------- |
2 | завуч. инфо | ИПР | Программа составлена на основе новый программы обучения уч-ся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, СПб 2011. Программа содержит общие сведения о ребёнке, характеристику,диагностику уч-ся, обучающейся индивидуально на дому,календарно-тематическое планирование,отрабатываемые умения и навыки. |
http://www.zavuch.info/metodichka/osoboe/detioop/---/ind-marshr-razv |
3 | завуч. инфо | План работы над методической темой | Разделы работы: Цель,задачи. этапы работы над метод темой, основные приёмы и методы,принцип. дидактические положения, дидактические принципы, образовательные технологии здоровьесберегающей направленности, УМК. |
http://www.zavuch.info/metodichka/osoboe/detioop/---/-----q--------------q |
4 | завуч. инфо |
отзыв о посущённом занятии (уч-ся со сложным дефектом) |
Отзыв посещённого занятия с уч-ся со сложной структурой дефекта. | http://www.zavuch.info/metodichka/adaministration/cadri/zavuch/otchets/otz-%20o-zan |
5 |
электронный журнал НМЦ Выборгского района |
Организация взаимодействия в управлении через постановку общих целей и задач |
статья о реализации педагогическог проекта | http://erono.ru/art/?SECTION_ID=173&ELEMENT_ID=1129 |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности учащихся с комплексными нарушениями в развитии.
Пути помощи.
Алексеева Наталья Николаевна – учитель-дефектолог
ГС(К)ОУ (VIII вид) №487 Выборгского района, Санкт-Петербурга
В настоящее время среди учащихся классов VIII вида (2 варианта) всё реже встречаются дети с одним вариантом отклоняющего развития, а всё чаще наблюдаются случаи сочетания у одного ребёнка нескольких дефектов, многие из этих детей до недавнего времени считались «не подлежащими обучению».
В современных литературных источниках встречаются разные термины, употребляемые по отношению к рассматриваемой категории детей как однозначащие, а именно – «комплексные», «сложные», «комбинированные» нарушения. При этом специалисты разводят понятия осложнённый дефект, сложный и множественный, отмечая различную структуру нарушения. Понимание структуры осложнённого дефекта трактуется рядом современных исследователей (Мастюковой Е.М., Жигоревой М.В.) и другими следующим образом. Осложнённый дефект предполагает наличие нескольких первичных нарушений, одно из которых определяет структуру нарушения, так как обуславливает вторичные отклонения, а другие первичные нарушения (в силу нерезкой выраженности) не приводят к выраженным негативным последствиям и не оказывают влияние на ведущий. При условии раннего выявления и оказания комплексной помощи, неярко выраженные первичные нарушения компенсируются. Примером осложнённого нарушения может служить незначительное снижение слуха, зрения, эмоциональные и поведенческие расстройства у ребёнка с интеллектуальными нарушениями;
Собственно «сложное нарушение» отражает сочетание двух первичных нарушений, каждое из которых является ведущим, так как обуславливает структуру нарушения, вызывая ряд взаимосвязанных вторичных и третичных отклонений (дети с умственной отсталостью, отягощённой нарушением слуха или зрения…). Множественными нарушениями называются нарушения, если у ребёнка три и более первичных нарушения, отягощающих структуру (дети с умственной отсталостью слепо-глухие; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи и (или) интеллектуальной недостаточностью).
При умеренной и тяжёлой умственной отсталости нарушения могут встречаться в самых разнообразных сочетаниях: двигательных, сенсорных, речевых, эмоциональных, вызванных одной или несколькими причинами, разными или одинаковыми по происхождению, одновременно или разновременно наступившими.
Огромное многообразие и нестабильность нарушений, их проявлений и динамизм являются главной особенностью учащихся со сложными (множественными) нарушениями.
Эти дети нуждаются в особой организации коррекционно-развивающего процесса, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны их возможностям. При этом необходимо постоянно следить за изменением состояния нарушенных функций и быть готовым не только к их будущему улучшению, но и к ухудшению или появлению новых проявлений, других нарушений.
Успех работы с такими детьми зависит от компетентности и высокого профессионализма педагога. Педагог должен обладать универсальными знаниями в различных областях специальной педагогики (олигофренопедагогике, сурдопедагогике, тифлопедагогике).
Наиболее подробно в этой статье хотелось бы остановиться на опыте работы с детьми с церебральным параличом, сочетающимся с умеренной или тяжёлую умсвенной отсталостью, различными сенсорными нарушениями, психоневрологическими растройствами, отсутствием вербальной речи, имеющих двигательные нарушения от умеренных до тяжёлых. За последние три года значительно увеличилось число данной категории детей в школах VIII вида, большая часть которых обучается индивидуально надому. Проблемы обучения этих детей в школе были связаны, не только с отсутствием специальных условий, но и с сопутсвующими расстройствами (возникшими из-за эпилепсии или психоневрологических нарушений).
При ДЦП можно говорить об особом виде психического нарушения развития организма: о дефицитарном развитии. При котором первичный дефект анализатора ведёт к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а так же к замедлению развития ряда психических функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Нарушения развития отдельных психических функций тормозят психическое развитие в целом. Дефицитарность моторной сферы обуславливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы.
Для предотвращения возникновения и нарастания явлений депривации, усугубляющую двигательную, познавательную и личностную недостаточность мною была препринята попытка поиска новых форм проведения урока-занятия. Имея опыт работы с учащимися с аутичным спектром, я адаптировала «Расписание для детей с аутизмом» для решения данной проблемы.
Расписание – это серия картинок или надписей, которые направляют к выполнению действий.
Расписание может иметь различные формы и содержание, в зависимости от сложности дефекта, тяжести патологии опорно-двигательного аппарта, зрительного восприятия.
На первом этапе работы расписание выглядело следующим образом – на длинном стелаже один за другим, в линию, на отдельных подносах вылажены материалы для заданий.
Каждое задание разбито на несколько компонентов:
- Ребёнок подходит к стелажу (или его подвозит учитель) берёт поднос с первым заданием и самостоятельно или с помощью учителя относит материал на рабочее место, (удалённость которого зависит от возможностей учащегося);
- Выполняет задание (оказание помощи из-за спины учащегося);
- Относит материал на стол, где стоит табличка «выполнено».
В первое расписание я обычно включаю не более пяти заданий. Задания располагаю таким образом, чтобы чередовалось (исходя из возможностей ребёнка) их выполнение сидя за столом, стоя, сидя на полу; в комнате, ванной...
Пример расписания уч-ся 1 класса с гиперкинетической формой ДЦП, который до недавнего времени самостоятельно не передвигался. Проблемы тормозящие развитие: повышенная истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность, нарушение зрительно-моторной координации, моторные нарушения, нарушение пространственного восприятия, раздрожительность, гиперактивность, негативизм, упрямство, частая смена настроения, отсутствие вербальной речи, тремор пальцев, косоглазие. Актуальная зона развития – подготвка уч-ся к переходу на поклассную форму обучения.
- «Прищепки». Повесить три платочка (разной фактуры) на верёвку, закрепив прищепками
Задачи: приобретение социального опыта, освоение пинцетного захвата, распределение соответствующих усилий пальцев для сопротивления пружины прищепки..
- «Пирамидка»
Задачи: развитие наглядно-действенного мышления, зрительного и осязательного восприятия величины
- «Мельница» Задание состоит из множества этапов – ребёнок перемещается в ванную, включает свет, открывает дверь, закрывает дверь, ставит «Мельницу» в таз, открывает кран с водой, регулируя температуру, наливает нужное количество воды в прозрачную ёмкость, закрывает кран и выливает воду в «Мельницу» (для определения продолжительности выполнения задания можно подготовить 3-4 ёмкости разной формы и разного размера)
Задачи: формирование социально-бытовых навыков, улучшение координации движений, совершенствование захвата, развитие зрительно-моторной координации, обогащение сенсорного опыта.
- «Волшебная дорога» Прокатить машинку по извилистой линии
Задачи: формирование игровых навыков, активизация речевой активности, развитие зрительно-моторной координации, пространственного восприятия
- Поощрение. Просмотр отрывка из мультфильма «Тачки». Ребёнок подходит к маме и предъявляет соответствующую пиктограмму.
Как показала практика, такая форма работы создаёт необходимые условия для максимальной самостоятельности детей, коррекции нарушенных функций, формированию учебных умений и навыков, преоделению негативизма, отрицательных черт характера, приобретению социального опыта.
Если учащийся различает картинки на общем фоне, умеет сопостовлять идентичные предметы, предметы с картинками расписание будет представлено в виде альбома с фотографиями.
При положительной работе с родителями аналогичное расписание можно использовать для планирования дня ребёнка. Это следующий этап моей работы с расписанием.
Список литературы
- МакКланнахан Л.И., Крантц П.Дж. Расписание для детей с аутизмом./Пер. С англ. О. Чикурова, С. Морозовой.-М.:Изд-во «СигналЪ», 2003
- Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений .-М.:Издательский центр «Академия», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...
Публикации
Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....
Подтверждения публикации авторских методических материалов на сайтах
Более 20 работ размещены на сайтах Интернета...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций
Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

Конспект урока "Понятие публикации. Средства создания. Виды, структура публикаций, их шаблоны. "
Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций...
X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...