Групповое занятие по акустической дисграфии
план-конспект по теме

Данное групповое занятие было создано с целью развития фономатического восприятия у детей и устранения ошибок на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovoe_zanyatie_po_akusticheskoy_disgrafii.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

группового занятия по коррекции артикуляторно – акустической дисграфии

учителя – логопеда Н.А. Кокиной

Тема.  Согласные «Д» - «Т».

Цель. Научить различать согласные звуки «Д – Т» на слух. Правильно  соотносить их с буквами «Д» - «Т» на письме.

Задачи. 

  1. Учить дифференцировать звуки  и буквы занятия, развивать фонематическое восприятие.
  2. Развивать навыки  слогового анализа и синтеза слов: выделение звука на уровне слога, слова, предложения.
  3. Активизировать и расширить словарь по теме.

Оборудование. 

Индивидуальные зеркала, символы для обозначения звуков занятия; слоговые таблицы, карточки для индивидуальной работы, предметные картинки – удочка и уточка; изображения ключей с написанными на них слогами; картинки с героями сказки, синий и зелёный карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент
  1. Развитие фонематического восприятия.

Логопед:

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

- Назовите предметные картинки (показ картинок).

Дети:

- Удочка, уточка.

Логопед:

- Выделите звуки, которыми различаются слова.

Дети:

- Звуки «Д», «Т».

Логопед:

- Правильно.

2. Сравнительная характеристика звуков.

Логопед:

- Сравним артикуляцию звуков «Д» и «Т» (работа с индивидуальными зеркалами). Чем звуки отличаются друг от друга?

Дети:

- Звук «Д» - звонкий согласный, а звук «Т» - глухой согласный.

Логопед:

- Сформулируйте тему занятия.

Дети:

- «Согласные Д – Т».

  Логопед:

- Откройте тетради и запишите число и тему урока. (Логопед записывает на доске).

Букву «Д» подчеркните,  синим карандашом, а букву «Т» - зелёным.

  1. Основная часть

1. Дифференциация звуков и букв занятия.

  Логопед:

- Положите слоговые таблицы перед собой и прочтите слоги с буквами «Д» - «Т».

- Каким символом мы обозначаем звонкий согласный звук «Д»?

Дети:

- Колокольчиком.

  Логопед:

- А глухой согласный звук «Т»?

Дети:

- Наушниками.

- Найдите карточку №1 и нарисуйте простым карандашом в таблице под буквой «Д» колокольчик, а под буквой «Т» наушник (работа по индивидуальным карточкам).

Д

Ф

Г

Ц

Т

Д

Х

Т

Р

В

Т

Д

Т

Д

В

Щ

Ж

Д

К

Ф

Н

Т

П

М

К

Т

Ч

Т

П

Д

    Логопед:

- Я назову слог, а вы поднимите соответствующий символ:

-Да, та, до, то, ду, ту, ды, ты, од, ат, уд, ада, ата, оду, ыта.

     (Дети работают с карточками – символами).

  1. Знакомство с героями занятия через звуковой анализ.

  Логопед:

- Сегодня к нам на занятие пришли герои из сказки. Давайте отгадаем их имена.

- Обведите по точкам портрет первого героя занятия. Как его зовут?

Дети:

- Железный Дровосек.

  Логопед:

- Обведите по точкам портрет второго героя занятия. Как его зовут?

Дети:

- Собака Тотошка.

     Логопед:

     - Каким звуком начинается слово Дровосек? («Д»). Тотошка? («Т»).

     - Из какой они сказки?

Дети:

- «Волшебник Изумрудного города».

    Логопед:

    - Кто автор этой сказки? ( А.Волков)

  Логопед показывает книгу и вывешивает картинки Дровосека и Тотошки   на доску.

    - Запишите имена героев в тетради. (Логопед записывает на доске).

    - Подчеркните буквы «Д» - «Т» цветными карандашами.

   3. Дифференциация звуков и букв «Д – Т» в словах.

 - Эти сказочные герои пришли к нам не с пустыми руками. Они принесли         много интересных заданий.

   - Найдите карточку № 2 и прочитайте задание.

Дети:

 - Задание. Назовите  подходящие звуки «Д» - «Т» в словах и вставьте         соответствующие буквы. Запишите слова в тетради. Подчеркните букву «Д» синим карандашом, букву «Т» - зелёным.

…ом -  … ом

…ам - …ам

…рова - …рава

…рап - …рап

…ачка - …ачка

…очка - …очка

…оска - …оска

…уш - …ушь

4. Работа по слоговому анализу и синтезу .

Логопед:

- Молодцы! С заданием  вы справились. Теперь можно двигаться дальше. Но что там виднеется впереди? ( Это замок Людоеда). Злодей заманил  Тотошку в крепость и ему грозит беда. Бедный Тотошка сидит в комнате под большим замком. Как его освободить? (Нужно найти ключ от замка). Помогите Тотошке: вставьте правильно подобранные слоги – ключи в слова и освободите Тотошку из замка Людоеда. 

Логопед пишет на доске слова, в которых не хватает слогов и просит детей добавить слоги на карточках – ключиках у доски.

Во…

Прав……

Кар…

Ва…

Коман…

Пас…

- Запишите эти слова в тетради, подчеркните буквы «д» и «т».

5. Физминутка.

- Ура! Дверь открыта. Скорее продолжим наш путь. Но вот беда. Дровосеку нужно добавить немного масла во все детали, а Тотошка так испуган, что ему надо отдохнуть. Пока наши герои приводят себя в порядок, мы разучим новую зарядку. 

Раз, два -

Дети  ставят руки на пояс.  

Выше голова.

Поднимают голову.

Три, четыре -

Разводят руки  

Руки шире.

в стороны.

Пять, шесть -

Руки ставят на пояс

Дружно сесть.

и приседают.

6. Дифференциация звуков и букв « Д-Т» в предложениях и текстах.

Логопед:

- Ну, вот Дровосек и Тотошка отдохнули и хотят, чтобы мы выполнили последнее задание. А наши герои отправятся дальше в путь.

- Найдите карточку № 3. Прочитайте задание.

Дети:

- Вставьте в текст пропущенные буквы «Д», «Т» и запишите предложения в тетради. Подчеркните букву «Д» синим карандашом, букву «Т» - зелёным.

Пу.ники снова .винулись к Изумру.ному горо.у. Эта  .орога принесла им много приключений. Шли они около часа и остановились перед оврагом, ко.орый  ви.нелся  в.оль  леса, насколько хва.ало  глаз.

  1. Итог занятия

Логопед:

- Вот и закончилось наше путешествие вместе с героями сказки. Постарайтесь вспомнить названия парных слов, в которых звуки «Д» - «Т» менялись местами.

(Дети называют слова). 

- Запишите задание на дом: карточка № 4.

- Урок окончен. До свидания!

Список используемой литературы.

1. Козырева Л.М. «Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий». Издательство «Академия развития». Ярославль, 1999 г.

2.Садовникова И.Н. «Коррекционное обучение школьников с     нарушениями чтения и письма». Издательство «Аркти». Москва, 2005 г.

3.Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». Издательство «ГНОМ». Москва, 2007г.

      4. Мазанова Е.В. «Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по       коррекции акустической дисграфии». Издательство «ГНОМ». Москва, 2006г.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ

Карточка № 1.

Задание.  Нарисуйте простым карандашом в таблице под буквой «Д» звонок, а под буквой «Т»  нарисуйте  наушник. 

Д

Ф

Г

Ц

Т

Д

Х

Т

Р

В

Т

Д

Т

Д

В

Щ

Ж

Д

К

Ф

Н

Т

П

М

К

Т

Ч

Т

П

Д

Карточка № 2.

Задание. Назовите  подходящие звуки «Д» - «Т» в словах и вставьте         соответствующие буквы. Запишите слова в тетради. Подчеркните букву «Д» синим карандашом, букву «Т» - зелёным.

 

…ом -  … ом

…ам - …ам

…рова - …рава

…рап - …рап

…ачка - …ачка

…очка - …очка

…оска - …оска

…уш - …ушь

Карточка № 3.

Задание.  Вставьте в текст пропущенные буквы «Д», «Т» и запишите предложения в тетради. Подчеркните букву «Д» синим карандашом, букву «Т» - зелёным.

 

Пу.ники снова .винулись к Изумру.ному горо.у. Эта  .орога принесла им много приключений. Шли они около часа и остановились перед оврагом, ко.орый  ви.нелся  в.оль  леса, насколько хва.ало  глаз.

Карточка № 4.

Задание. Отгадай кроссворд и запиши ответы в тетрадь. Подчеркните букву «Д» синим карандашом, букву «Т» - зелёным.

Т

Т

Т

Т

Т

Т

 

    1.Домашняя одежда.

    2. Цветы, сложенные в пучок.

    3. Небольшая закусочная (в школе, театре).

    4.  Часть тела слона.

    5. Птица.

    6. Сочный плод какого – либо дерева.

Д

Д

Д

Д

Д

Д

  1. Замёрзшая вода.
  2. Двенадцать месяцев.
  3. Участок земли с фруктовыми деревьями.
  4. Сладкое вещество, вырабатываемое пчёлами.
  5. Отец отца или матери.
  6. Русская мера веса, равная 16 кг.

        

СЛОГОВАЯ ТАБЛИЦА

 1.          ДА – ТА

ДО – ТО

ДУ -  ТУ

ДЫ - ТЫ

2.        ТА – ДА

ТО – ДО

ТУ – ДУ

ТЫ - ДЫ

3.        ТА – АТ

ТО – ОТ

ТУ – УТ

ТЫ - ЫТ

4.        АТ – ТА

           ОТ - ТО

УТ -  ТУ

 ЫТ - ТЫ

        

5.        ДА –ТА – ДА

ДО – ТО – ДО

ДУ – ТУ – ДУ

ДЫ – ТЫ - ДЫ

6.        ТА – ДА – ТА

ТО – ДО – ТО

ТУ – ДУ – ТУ

ТЫ – ДЫ – ТЫ

7.        АДА – АТА

ОТА – ОДА

УТА – УДА

ИТА - ИДА

8.        АТА – АДА

ОТА – ОДА

УТА – УДА

ИТА - ИДА

9.        ДПА – ТПА

ДПО – ТПО

ДПУ – ТПУ

ДПЫ - ТПЫ

10.   ДВА – ТВА

ДВО – ТВО

ДВУ – ТВУ

ДВЫ - ТВЫ

11.  ТЛА – ДЛА

       ТЛО – ДЛО

       ТЛУ – ДЛУ

ТЛЫ - ДЛЫ

12.        ДКА – ТКА

ДКО – ТКО

ДКУ – ТКУ

ДКЫ - ТКЫ

11.        ДАТ

ДОТ

ДУТ

ДЭТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии во 2 классе.

Конспект логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии в 2 классе. Тема: Дифференциация гласных А - Я. Цели: Образовательная: формировать умение выделять и различать звуки [а], [я]; сове...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса...

Логопедическое занятие по предупреждению акустической дисграфии во втором классе по теме: Дифференциация звуков [б – п].

Тема: «Дифференциация звуков [б – п].  Цель: дифференциация звуков [б - п] в слогах, словах и предложениях.Задачи:1. Коррекционно-образовательные:·...

Логопедическое занятие по предупреждению акустической дисграфии во втором классе по теме: Дифференциация звуков [б – п].

Тема: «Дифференциация звуков [б – п].  Цель: дифференциация звуков [б - п] в слогах, словах и предложениях.Задачи:1. Коррекционно-образовательные:·...

Логопедическое занятие по коррекции акустической дисграфии.

Урок направлен на устранение акустической дисграфии у учащихся вторых классов, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи....

Конспект группового занятия по профилактике дисграфии (ОНР III уровня) в 1 классе «Азбука для Буратино»

Конспект группового занятия по профилактике дисграфии (ОНР III уровня) в 1 классе  «Азбука для Буратино»...