Конспект логопедического занятия: Ударные и безударные гласные.
план-конспект по теме

Данный конспект может использоваться как на логопедических занятиях, так и на уроках русского языка при закреплении темы "Безударные гласные".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письма и чтения с учащимися 2 классов.

Тема: Дифференциация согласных [С] -  [Ш].

Цель занятия: Совершенствование навыков дифференциации согласных [С] -  [Ш].

Задачи:

        Коррекционно-образовательные:

- закрепление знаний о механизме образования звуков;

- активизация лексического запаса по теме: «Игрушки».

        Коррекционно-развивающие:

- развитие моторики речевого аппарата;

- закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [С] -  [Ш];

- закрепление связи звукового образа [С] -  [Ш] с их графическим изображением;

- закрепление навыков оптического анализа и синтеза букв;

- закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

- закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах;

- закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;

- развитие зрительно-пространственных функций.

        Коррекционно-воспитательные:

- воспитание интереса к занятиям;

- формирование навыков аккуратного письма.

Оборудование: индивидуальные зеркала, макет «витрины», мягкие игрушки, паровоз, картинки, слова-карточки, фломастеры, тетради, артикуляционные профили, схема анализа звуков, буквы  С, Ш.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Аутотренинг: 

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

 (дети повторяют вместе с логопедом слова)

      Мы будем разговаривать

      И будем выговаривать

      Все правильно и внятно,

 Чтоб было всем понятно.

2.Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику. Поставьте перед собой зеркала. Выполняем упражнения. Для [С] - «Улыбочка», «Оскал», «Чистим нижние зубки», «Горочка», «Катушка», «Желобок». Для  [Ш] -  «Хоботок», «Маляр», «Чашечка», «Кошечка пьёт молочко». (Слайд №1).

Артикуляционный аппарат подготовили к работе.

3.Сообщение темы занятия.

(Через проблемную ситуацию).

- Тему сегодняшнего занятия вы определите сами, если выполните задание.

- Возьмите чистые листочки бумаги. На каждой полоске вы будете писать одно слово, которое я продиктую. Записываем слова: сушка, мишка, кошка, мошка, миска, шишка.  (Работы детей вывешиваются на доску)

- Ребята, задание было у всех одно? Почему слова написаны по-разному? Почему ребята сделали ошибки?

(Выслушиваются версии учеников, приходят к выводу, что дети не слышат, не различают звуки на слух).

- Правильно ребята, поэтому тема сегодняшнего занятия «Различай [С] - [Ш]» (Слайд №2). Мы отправимся в магазин игрушек. Мы будем учиться слышать звуки [С] - [Ш], произносить, а также различать их.

4. Анализ артикуляции звуков.

- Но, чтобы правильно произносить и слышать звуки, нужно провести анализ артикуляции этих звуков.

- Ребята, посмотрите на меня и скажите какое положение, занимают губы, когда я произношу [С]?

- Губы занимают положение «улыбочки».

- Когда я произношу [Ш], что происходит с губами?

- Губы вытянуты вперед, занимают положение «хоботка».

- Ребята, посмотрите на артикуляционные профили и скажите, какое положение занимает язычок при произношении [С]?

- Язычок за нижними зубами, занимает положение «горочки».

- Что происходит с язычком, когда мы произносим [Ш]?

- Язычок находится вверху, в виде «чашечки».

- Давайте проверим характер воздушной струи.

- Воздушная струя теплая.

- Проверяем работу голосовых связок.

- Голосовые связки не работают. (Дети осуществляют кинестетический контроль).

- Чем отличаются артикуляции этих звуков*

- Положением губ, языка…

5. Произношение звуков в изолированном виде.

- Опираясь на артикуляционные схемы, потренируемся произносить [С] - [Ш], следите за правильным положением губ и языка, смотрите в зеркало.

- Ребята посмотрите на слайд (слайд №3). Что вы видите?

- Стрелочки.

- Высокая стрелочка, мы будем произносить звук громко, а низкая – тихо. Стрелочка (язычок) направлена вниз – значит, будем произносить [С], а если стрелочка направлена вверх – будем произносить [Ш]. Итак, внимательно следим за схемой, проверяем работу артикуляционных органов.

- Мы с вами подробно познакомились с артикуляцией звуков. Это поможет нам, верно, дать анализ характеристики этих звуков.

6. Анализ характеристики звуков.

- Что мы можем сказать о [С], [Ш]? Какие они, гласные или согласные? Почему?

- Эти звуки согласные, потому что когда мы их произносим, воздушная струя встречает на своем пути преграду: зубы, язык.

- Ребята, [С], [Ш] звонкие или глухие?

- Глухие, т.к. когда мы произносим эти звуки, голосовые связки не работают.

- Ребята, что вы еще знаете об этих звуках?

- [С] твердый, но имеет мягкую пару, а [Ш] всегда твердый.

- Чем отличаются характеристики этих звуков?

- Тем, что [С] может быть твердый и мягкий, а [Ш] всегда твердый.

- Правильно ребята. Мы научились четко и правильно произносить звуки [С], [Ш]. А сейчас мы будем учиться слышать эти звуки.

7. Развития фонематического слуха.

- Я буду произносить звуки. Если вы услышите [С] руки опустите вниз, если услышите [Ш], поднимите вверх. (Руки символизируют положение языка).

- Итак, слушаем внимательно С, М, Н, Т, Ш, С, Ш…

8. Связь звука с буквой. (Слайд №4).

- Ребята, что вы знаете о звуках?

- Звуки мы слышим и произносим.

- Что вы знаете о буквах?

- Буквы мы видим, пишем и читаем.

- Ребята, какой буквой обозначается [С]?

- Буквой С.

- На что похожа эта буква?

- Луна, месяц, на бублик…(Слайд №5).

Перед вами картинка, на которой изображен месяц (из бархатной бумаги). Обведите месяц (букву С) каждым пальцем ведущей руки. (Слайд №6).

- Какой буквой обозначается [Ш]?

- Буквой Ш.

- На что похожа эта буква?

- На вилы, стул…

- Правильно, возьмите карточку, на которой нарисована вилка. Обведите букву Ш каждым пальцем ведущей руки.

- Мы вспомнили на что похожи буквы С,Ш, потренировались прописывать на бархатной бумаге, а теперь без труда найдем их на витрине магазина. (Дети находят в стилизованной витрине игрушек буквы С, Ш). (Слайд №7).

- Молодцы, но ведь мы с вами отправлялись в магазин игрушек. Посмотрите внимательно и скажите контуры, каких игрушек вы видите на витрине.

- Кошка, собака, мишка…

- Помогите продавцу упаковать все игрушки, подобрав коробки для подарков. Соедините контуры игрушек с их изображением. (У каждого ребенка индивидуальный набор карточек; ученики накладывают картинку на контурное изображение).

9. Развитие фонематического слуха в слогах.

- Ребята, вы научились слышать звуки в изолированном виде, вспомнили, какими буквами обозначаем эти звуки, а теперь попробуем услышать эти звуки в слогах. Я буду произносить слоги, а вы поднимите карточку с соответствующей буквой, если услышите [С], [Ш]. 

- АС, ОШ, СА, СУ, ЫС, ОСО, АШУ, ИС, ША, ЮС….

10. Физ. минутка.

Посмотрите, в магазине                  (Широко разводят руки в стороны)

Все игрушки на витрине.                (Повороты вправо- влево)

Заводные зайчики,                           (Руки на поясе)

Куколки и мячики,                           (Приседают)

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата –

Все на полочках сидят,

С нами поиграть хотят.

Вот солдатики стоят,                      (Шаги на месте)

Начинается парад.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем мы шагать.

Вот бегут машины                          (Бег на месте)

Шуршат своими шинами.

Желтые и красные –

Все такие разные.

Всех красивей паровоз:                    (Топают на месте)

Две трубы и сто колес.

Ну, а едут в нем игрушки –

Куклы, зайчики, петрушки.

11. Закрепление звуков в слогах.

- А наш паровоз пока еще стоит на месте, но для того, чтобы паровоз отправился в путь, мы прочитаем слоги. (Слайд №8)

- Ребята, скажите, с какой буквой не дружит буква Ш?

- С буквой Ы.

-Запишите слоги, которые вы запомнили. (Дети записывают слоги в тетрадях).

12. Закрепление звуков в словах.

- Мы подобрали ключик, прочитав слоги, и наш паровоз готов отправляться в путь. Но вот беда, пассажиры (игрушки) стоят на прилавках магазина. Билеты на паровоз получат лишь те игрушки, в названиях которых есть дежурные звуки [С], [Ш]. (Дети выбирают игрушки).

- Итак, кто может отправиться в путь?

- Слон, собака, мышка, лягушка, мишка, лошадка, кошка…

(Вывешиваются слова названия игрушек).

- Правильно. Пассажирам пора рассаживаться по своим местам. В первом вагоне – игрушки, в названии которых один слог, во втором вагоне игрушки, в названии которых, два слога, а в третьем – три слога.

- Давайте вспомним, как определить количество слогов в слове?

- Сколько в слове гласных, сколько и слогов.

(Дети распределяют игрушки по вагонам).

- Ребята, скажите, кто отправится в первом вагоне?

- Слон.

- Кто поедет во втором вагоне?

- Кошка, мишка, мышка.

- Кто в третьем вагоне?

- Машинка, лошадка, матрешка.

- Итак, ребята, какие игрушки отправятся в правом вагоне?

- Слон.

- А кто разместился в левом вагоне?

- Матрешка, лошадка, машинка.

- Правильно ребята! Послушайте внимательно слова: матрешка, машинка, лошадка, названия каких игрушек звучат ласково?

- Машинка, лошадка.

- Давайте произнесем слово матрешка ласково.

- Матрёшечка.

- Ребята, когда мы можем употреблять слово матрешка, а когда матрешечка?

- Матрешка большая, а матрешечка маленькая.

13. Закрепление звука в словосочетаниях. (Слайд №9).

-Правильно, ведь в большой матрешке хранится несколько игрушек-матрешек.

Давайте посчитаем, сколько всего у нас матрешек.

- Одна матрешка, две матрешки, три матрешки, четыре матрешки, пять матрешек.

- Ребята, скажите, а матрешка какая? Подберите слова признаки к слову матрешка. (Слайд №10)

- Красивая, деревянная, красочная…, русская.

14. Закрепление звуков в предложении.

- Используя словосочетание, русская матрешка закончите предложения:

У меня есть ….

У моего друга нет ….

Я подошел к ….

Я любуюсь…

Я писал сочинение о…(Слайд №11).

15. Закрепление звуков в тексте.

- Действительно ребята, матрешка - очень красивая кукла. Прочитайте, как описывают матрешку в рассказе. (Дети читают рассказ) (Слайд №12)

Русская матрешка.

Матрешка – это деревянная кукла. Русские мастера наделили матрешку красотой. У матрешки синие глаза, алые губки. Нарядная шаль и яркое платье украшают игрушку. Русская матрешка – лучший подарок.

- Поставьте вопросы к тексту.

- Из чего сделана матрешка? Как выглядит эта игрушка?

16. Итог занятия.

- Наше путешествие в магазин игрушек подходит к концу. Итак, ребята, над какой темой мы сегодня работали? Какие звуки учились различать?

- Мы учились различать [С], [Ш].

- Скажите, чем отличаются артикуляции [С], [Ш]?

- Чем отличаются характеристики этих звуков?

- Сможем мы теперь исправить ошибки учеников, допущенные в начале урока?

17. Рефлексия.

Ребята, изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо – сидите за партой, если хорошо - то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (Дети определяют шкалу успеха).

- Занятие окончено.



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

                 Тема: Ударение.

Ударные и безударные гласные.

                                               Подготовила

                                                       учитель-логопед

                                                         БОУ «СОШ №21»

Лучина Маргарита

                                               Геннадиевна.

   Омск-2012.

Тема: Ударение. Ударные и безударные гласные.

Цель: Совершенствовать умения  выделять ударный и безударный слог в слове. Совершенствовать умения проверять безударный гласный в слове, используя алгоритм.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-закрепить представление учащихся об ударении, ударной гласной и ударном слоге;

-закрепить представления детей о безударном гласном;

-закрепить знания о правописании слов с безударными гласными в корне слова;

- активизация лексического запаса по теме: «Птицы».

        Коррекционно-развивающие:

- развитие моторики речевого аппарата;

- закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

- закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;

- развитие зрительно-пространственных функций.

        Коррекционно-воспитательные:

- воспитание интереса к занятиям;

- формирование навыков аккуратного письма.

Оборудование: зеркала, карточки,

Ход занятия:

1.Организационный момент:

        Каждый день, всегда везде,

        На занятиях, в игре,

        Верно, четко говорим,

        Никогда мы не   спешим.

2. Артикуляционная гимнастика.

-Для того чтобы верно, четко, правильно говорить мы должны подготовить артикуляционный аппарат и выполнить артикуляционную гимнастику.

3. Сообщение темы занятия.

-Сегодня мы отправимся в зимний лес. Мы услышим голоса птиц, которые живут в зимнем лесу. Мы будем учиться определять ударный слог в слове, выделять безударный гласный, проверять его, пользуясь алгоритмом, составленным на прошлом занятии.        

- Какое время года за окном? (Зима)        

- Куда мы ходим гулять? (в парк, в сквер, в лес, на улицу….)

- Какие звуки мы можем услышать? (вой ветра, шум деревьев, пение птиц…)

4. Развитие фонематического слуха.

* Звучит фонограмма:  пение птиц.

- Что услышали? (пение птиц)

- А как пели птицы?  Какие звуки услышали? (синь, чик, щег, пел….д-д-д)

5. Закрепление в слогах:

(Чтение слогов на слайде)

Синь- синь, чик-чирик, щег-щег, пел-пел, д-д-д.

- Что из прочитанного лишнее? (д-д-д)        

- Почему?  (Потому, что это не слог)

- Разные птицы подают голоса по-разному. Из звуков, которые они издают, было образовано не мало слов. А какие птиц так щебечут? Как вы думаете, какие птицы сами себя называют?  (Синица, воробей, щегол).

6. Закрепление в слогах.

Слайд: чтение слогов и слов. Соедини слог-слово.

Синь-синь         синица

Чик-чирик         воробей

Щег-щег            щегол

Сви - сви            свиристель

Кар-кар              ворона

(Развитие зрительной памяти) Слайд

        Итак: синичка, воробей, щегол, сорока, свиристель, ворона, снегирь.

- Кто прилетел? (сорока, снегирь).

- Поставьте ударение в каждом слове, выделите ударный слог.

Слайд:

        Ворона

        Сорока

        Воробей

        Снегирь

        Щегол

        Синичка

Слайд: алгоритм.

- Назовите гласные в безударных слогах.  ( о, е, и)

- Какие это гласные?

- Вспомните, написание, каких гласных  надо проверять? (а, о, е, и)

- Написание, каких гласных проверять не надо? (у, ы)

- Подберите проверочное слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.

        Синичка – синяя

Снегирь- снег

Щегол -  щелкает

- Произнеси слова вместе, выдели ударный слог.

- Запишите эти слова в соответствии со звуками, которые слышите под ударением.

- К каким словам не смогли подобрать проверочные слова?

- Эти слова являются словарными словами, написание которых проверяем по словарю. Написание этих слов необходимо запомнить.

Слайд: вОрОбей, вОрОна, сОрОка.

Слайд: Подберите к данным словам однокоренные слова.

Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли                                    Движения в соответствии с

За природой наблюдали.                            текстом.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Скачет шустрая синица,                     Прыжки на месте на двух ногах.

Ей на месте не сидится,                     Прыжки на месте на левой ноге.

Прыг-скок, прыг-скок,                        Прыжки на месте на правой ноге.

Завертелась, как волчок.                     Кружимся на месте.

Вот присела на минутку,                    Присели.        

Почесала клювом грудку,                   Встали, наклоны головы влево, вправо.

И с дорожки - на плетень,                   Прыжки на месте на левой ноге.

Тири-тири,                                            Прыжки на месте на правой ноге.

Тень, тень, тень.                                   Прыжки на месте на двух ногах.

7. Закрепление в словосочетаниях.

- На какие группы мы можем разделить эти слова? (слова предметы, слова действия)

- Подберите к словам-предметам, слова-действия.

СвИристели            чИрикает

        Воробей                  стрЕкочут

        Щегол                  свИристят        

        Сороки                щЕлкает

        Ворона                 кАркает

- Назовите слова-предметы, в которых три слога. (воробей, сорока, ворона)

- Подберите к словам-предметам слова признаки.

        Ворона                   проворный

Воробей                 вороватая

Сорока                   белобокая

Запишите полученные словосочетания.

- Посчитай: Один проворный воробей, три проворных воробья, пять проворных воробьёв….(Слайд)

8. Закрепление в предложениях.

-Зимой птицам холодно и голодно. А как люди могут помочь птицам?                   (Строят кормушки, подкармливают птиц.)

Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Работа с моделью кормушки. Логопед передвигает макет птицы, одновременно спрашивая учеников, где находится птица по отношению к кормушке.

 - Где воробей?  (За кормушкой, перед кормушкой, у кормушки, на кормушке).

- Из данных слов составьте предложение.

 ПОЛЕ В СОРОКА СТРЕКОЧЕТ

(В пОле стрекОчет  сОрОка.)

- Запишите предложение, отметьте безударные гласные словах.

- Повтори скороговорку:

ПРОВОРОНИЛА  ВОРОНА  ВОРОНЁНКА.

9. Закрепление в тексте.

        Прочитайте рассказ. Вставьте пропущенные буквы.

        В зимний морозный день иду я по тропинке. Вдруг откуда-то из далека  до меня доносится тихий свиристящий звук. Чем дальше я иду, тем громче становится звук. Он будто льётся на меня с неба. Что это?

        Я осматриваюсь. ТрОпинка. Кусты. Впереди – огромный тополь. На его ветках сИдят птицы. Каждая чуть больше вОрОбья, опЕренье рОзоватое, на гОлОве – хохолок. Так вот кто издАёт загадочные звуки: «Свири-свири-свири»! Кажется, что пОёт само дерЕво.

        Это свИристели, которые в наши края прилЕтели только на зиму.

10. Итог занятия.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация гласных I и II ряда: [ы] - [и] в слогах и словах".

Занятие разработано для группы учащихся второго класса КРО для детей с ЗПР, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные НВОНР....

Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация гласных А-Я, служащих для обозначения твердости и мягкости согласных ».

1. Формирует умение дифференцировать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;2. развивает фонематическое восприятие; навыки ...

Конспект логопедического занятия "Слова с безударными гласными".

Представлен план-конспект занятия по логопедии с элементами сказкотерапии....

конспект урока "Ударные и безударные гласные".

Разработка урока  для 4 класса коррекционной школы 8 вида....

конспект урока "Ударные и безударные гласные".

Разработка урока  для 4 класса коррекционной школы 8 вида....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Произношение ударных и безударных гласных"

Многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Правописание подчиняется определенным законам языка...

Логопедическое занятие на тему: "Безударные гласные. Правописание слов с безударными гласными"

quot;Безударные гласные. Правописание слов с безударными гласными"...