Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация гласных I и II ряда: [ы] - [и] в слогах и словах".
план-конспект занятия на тему

Горбань Юлия Анатольевна

Занятие разработано для группы учащихся второго класса КРО для детей с ЗПР, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные НВОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Дифференциация гласных I и II ряда: [ы] - [и] в слогах и словах.

Цель: создать условия для формирования умения правильно употреблять буквы Ы, И в письменной речи.

Задачи:

  • развивать умение дифференцировать звуки [ы], [и] в произношении и на слух;
  • развивать умение обозначать твёрдость и мягкость согласных на письме с помощью  букв Ы, И;
  • развивать фонематическое восприятие, умение фонематического анализа и синтеза;
  • уточнить значение многозначных слов «лисички», «кисти»;
  • развивать межполушарное взаимодействие посредством кинезиологических упражнений;
  • воспитывать организованность, умение слушать инструкцию логопеда и действовать в соответствии с ней.

Оборудование: электронная презентация, артикуляционные профили, мяч, «светофорики», маски - шапочки для инсценировки стихотворения, карточки с заданиями.

Этап занятия

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

1.

Организационный момент

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Учащиеся произносят цепочки слогов в соответствии с заданием логопеда и садятся за парты.

Предполагаемые ответы детей: Научиться писать и читать без ошибок. Научиться не путать буквы.

- Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к занятию.

- Сесть за парту может тот, кто правильно выполнит задание. Я несколько раз произнесу слог, а вам нужно его повторить на 1 раз меньше, если я покажу маленький круг, или на 1 раз больше, если я покажу большой круг.

- Вы пришли на логопедическое занятие. Какова цель наших занятий?

Задание способствует развитию слухового внимания, умения действовать в соответствии с инструкцией.

2.

Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учащиеся слушают стихотворение, добавляют последнее слово.

Учащиеся анализируют ситуацию, описанную в стихотворении.

Учащиеся сравнивают звуковой состав слов «мишка» и «мышка»: слова различаются первым и вторым звуком: слово «мишка» начинается с согласного звука [М’], а слово «мышка» с согласного [М]. В слове «мишка» второй звук [И], а в слове «мышка» - [Ы].

Предполагаемый ответ учащихся: мы будем учиться различать звуки [Ы]-[И].

В тетрадях дети делают запись: «ы?и» и обводят цветным карандашом в «облачко».

Учащиеся по опорам формулируют задачи занятия: Мы сегодня будем учиться: слышать звуки [Ы]-[И] в слогах и словах; произносить слоги и слова со звуками [Ы]-[И]; читать слоги и слова с буквами Ы-И; писать слоги и слова с буквами Ы-И.

- Послушайте стихотворение:

В маленькую книжку

Не поместим мишку.

Мы заменим И на Ы –

Нарисуем … (мышку).

Е. Григорьев,

И. Гамозков

- Почему в книжке не стали рисовать мишку?

- Кого решили нарисовать вместо мишки?

- Какими звуками различаются слова «мишка» и «мышка»?

- Догадались ли вы, какие звуки  и буквы мы будем сегодня учиться различать?

- Сегодня мы продолжим работать со звуками и буквами Ы, И.

- Расскажите по опорам, что вы будете учиться делать.

2-3 слайд.

Задание способствует развитию фонематического восприятия.

4 слайд.

5 слайд.

Использование опор помогает учащимся строить последовательные связные высказывания. Также этот прием позволяет детям запомнить цель работы и проанализировать результаты своей деятельности в конце занятия.

3

Работа над закрепляемым материалом.

Уточнение артикуляции звуков [ы], [и] с опорой на зрительное восприятие и артикуляционные профили.

Учащиеся произносят звук, наблюдая за работой органов артикуляции с помощью настольных зеркал и рассказывают о работе органов речи: при произнесении звука [И] губы в улыбке; зубы сближены, но не сомкнуты; кончик языка находится внизу ротовой полости около нижних зубов, а спинка языка поднимается вверх, к нёбу; голосовые складки работают.

Предполагаемый ответ детей: звук [И] гласный, потому что при его произнесении воздушная струя не встречает преград.

При произнесении звука [Ы] губы не напряжены; зубы разомкнуты; язык отодвинут вглубь ротовой полости и поднимается к нёбу; голосовые складки работают.

Предполагаемый ответ детей: звук [Ы] гласный, потому что при его произнесении воздушная струя не встречает преград.

Двое учащихся рассказывают с опорой на артикуляционные профили: 1-ый - при произнесении звука [И] губы в улыбке, 2-ой – при произнесении звука [Ы] губы не напряжены и т.д.

- Давайте вспомним, как работают органы речи при произнесении звука [И].

- Звук [И] гласный или согласный?

- Как работают органы речи при произнесении звука [Ы]?

- Звук [Ы] гласный или согласный?

- Давайте сравним положение органов артикуляции при произнесении звуков [И], [Ы]  с помощью артикуляционных профилей.

При произнесении звука перед зеркалом у ребёнка формируется зрительный образ положения органов артикуляции. Это способствует развитию кинетических и кинестетических ощущений и создаёт более чёткий произносительный и акустический образ звука.

Выделение звуков [ы], [и] на фоне слова.

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях и у доски.

Поверка правильности выполнения работы  с использованием «светофориков» - логопед читает слова а дети сигнализируют, правильно ли обозначен звук.

- Я буду называть слова со звуками [ы], [и]. Если в слове услышите звук [ы], нарисуйте овал, если услышите звук [и] – горизонтальную линию.

    Слова: мир, сын, крик, писк, пыль, рыть, лить, мыть, бить.

6 слайд.

При выполнении задания дети беззвучно чётко артикулируют каждое слово.

Заполнение слоговой таблицы.

Учащиеся называют слоги.

Учащиеся заполняют таблицу в тетради, обводят слоги с буквой Ы синим карандашом, с буквой И – зелёным.

- Я буду показывать клеточки таблицы, а вы их озвучивайте.

(Слоги в таблице не записаны.)

- Заполните клеточки таблицы. Подумайте, как звучат согласные звуки в слогах – твёрдо или мягко и обведите слоги синим или зелёным карандашом.

- Прочитайте столбик, в котором зажглись синие (зелёные) «фонарики».

- Почитайте слоги парами.

- Как надо читать букву, стоящую перед буквой Ы (И) - твёрдо или мягко?

7-9 слайды.

Использование цветовых обозначений способствует более прочному закреплению правильного чтения слогов с буквами И-Ы и обозначения звуков [И]-[Ы] на письме буквами И-Ы.

Чтение слоговых таблиц.

Учащиеся читают слоги в соответствии с заданием.

- Прочитайте слоги по строчкам (по столбикам).

- «Пройдите» по дорожкам и прочитайте слоги.

10-11 слайды.

Задание способствует развитию умения правильно читать слоги с буквами И-Ы, умения ориентироваться в пространстве.

Упражнение в преобразовании слогов. Игра с мячом «Наоборот».

Дети ловят мяч и произносят слоги.

- Я буду называть слоги со звуком [И] ([Ы]) и бросать вам мяч. Вы возвращаете мне мяч, произнеся слог со звуком [Ы] ([И]).

Слоги:

ви – вы

сми – смы…

бы – би

клы – кли…

Упражнение в распознавании звуков [И]-[Ы] в окончаниях существительных множественного числа

Дети читают слова, называют предметы одним словом, записывают их, изменив число. 1 ученик пишет на доске, остальные в тетради.

Учащиеся читают слова в соответствии с заданием и проверяют правильность выполнения задания.

- Прочитайте слова.

–Как можно назвать эти предметы одним словом? Запишите эти слова во множественном числе.

- Обведите последние слоги в словах синим или зелёным карандашом.

- Прочитайте слова с синими (зелёными) «фонариками».

- Перед какой буквой Ы или И буква, обозначающая согласный звук читается твёрдо (мягко)?

12-13 слайды.

Использование цветовых обозначений способствует более прочному закреплению навыка правильного чтения и письма слов  с буквами И-Ы.

Упражнение в дифференциации слогов НЫ, НИ в словах.

Учащиеся слушают начало слова. Затем показывают и называют пропущенный слог и всё слово.

- Я буду говорить начало слова – названия картинки, а вы должны его закончить, добавив слоги НЫ, НИ и показать соответствующую карточку.

14-37 слайды.

Помимо развития фонематических процессов, задание способствует уточнению словарного запаса по теме  «Названия животных».

Физ. пауза с использованием кинезиологических упражнений

Учащиеся рисуют все названные предметы одновременно двумя руками (симметричное рисование) влажными кисточками на доске и мольберте.

Дети встают у стола, выполняют упражнение «кулак-ладонь», а затем «кулак-ребро-ладонь».

- Представьте, что вы с друзьями вышли во двор. Оглядитесь по сторонам. Вот дом. Давайте его нарисуем. Вокруг лежат сугробы. Около дома растёт ёлочка. А это снеговик, которого вы слепили вчера.

Вдруг снеговик ожил и заплясал. А потом вперевалочку побежал в лес.

Кинезиологические упражнения способствуют развитию межполушарного взаимодействия головного мозга, нормализации протекания психических процессов, повышению активности, снятию утомления.

Упражнение в дифференциации Ы-И в словах-квазиомонимах.

Каждый учащийся получает карточку со словом «заб__л» («в__л__»), вставляет букву И или Ы.

Учащиеся читают слова, соотносят их с картинками и составляют предложения.

Учащиеся самостоятельно на карточке вставляют слова «вили», «выли», «вилы», читают предложения.

- Вставьте пропущенные буквы Ы, И.

заб  _  л

- Какие слова у вас получились?

Подберите картинку к каждому слову. Составьте по картинкам предложение с каждым словом.

- Вставьте пропущенные буквы Ы, И.

в  _  л  _

- Какие слова у вас получились?

- Подберите картинку к каждому слову. Составьте по картинкам предложение с каждым словом.

-  Выполните задание на карточке.

- Прочитайте получившиеся предложения.

38-41 слайды.

В ходе выполнения задания у учащихся помимо фонематических процессов формируется понимание смыслоразличительной роли звуков в словах.

42-43 слайд.

Воспроизведение слоговых рядов.

Учащиеся воспроизводят слоги, произнесённые логопедом.

- Послушайте цепочки слогов и повторите их: вы-ви-ви, ви-вы-ви…; лы-ли-лы-лы, ли-лы-ды-ли…

Упражнение в определении места звука в слове.

Учащиеся называют изображенные предметы.

Учащиеся отвечают на вопросы. Читают адаптированную статью из «Словаря русского языка»  И.С. Ожегова.

Дети отвечают на вопросы, показывают инсценировку стихотворения А. Шибаева:

 - Кто вы?

- Мы лисички, дружные сестрички.

   Ну, а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже.

- Как, с одной-то лапкой?

- Нет, ещё со шляпкой …

Учащиеся произносят слова, определяют, какой звук в слове [ы] или [и] и обозначают его буквой в соответствующей клетке схемы. Первое слово разбирается коллективно, далее работа выполняется самостоятельно на доске и в тетрадях с последующей проверкой.

- Назовите картинки.

Картинки: вилка, слива, кисти, лимоны, лисички.

- Какие кисти здесь нарисованы?

- Чем похожи эти предметы?

- Прочитайте значение слова «кисти» в словаре.

- Что такое лисички?

- Почему грибы так назвали?

- Рассмотрите схемы слов. На схеме показано, сколько букв должно быть в записи слова. Произнесите первое слово. (Вилка.)

- Какой звук в этом слове - [ы] или [и]?

- Обозначьте место звука [и] на схеме. (Схемы даны на доске и в тетрадях. Один ученик работает со схемой у доски, остальные в тетрадях.)

- А теперь впишите в схему все буквы слова.

(Аналогичная работа со словами слива, кисти, лимоны, лисички.)

44 слайд.

Работа способствует уточнению значения многозначных слов «кисти», «лисички».

При выполнении этого задания учащиеся дифференцируют звуки [ы]-[и] в словах, и их место в слове, проводя при этом краткий звуковой анализ слов в умственном плане.

Запись скороговорки по памяти с предварительной подготовкой.

Учащиеся проговаривают скороговорку в разном темпе.

Один ученик строит схему предложения на доске, остальные – в тетради. Дети определяют и обозначают количество слов в предложении, наличие звуков [ы]-[и] в словах.

Дети пишут скороговорку по памяти с проговариванием вполголоса, затем сравнивают свою запись с образцом.

- Послушайте скороговорку: Мыла Мила мишку с мылом.

- Повторите скороговорку.

- Сколько в предложении слов?

- Назовите каждое слово. Обозначим его на схеме.

-  Какой звук - [ы] или [и] – слышится в этом слове?

- Покажите это на схеме.

- Прочитайте скороговорку по схеме.

- Запишите её по памяти.

- Проверьте свою запись.

45-47 слайды.

Задание способствует развитию умения определять количество слов в предложении, наличие звука в слове, его место – начало слова, конец слова, середина слова. Также при выполнении задания учащиеся закрепляют умение проверять правильность своей записи по образцу.

4. Подведение итога занятия.

Учащиеся анализируют и оценивают свою работу на занятии.

- Расскажите, чему вы сегодня учились на занятии. (По опорам.)

- Какие задания были для вас интересны? Какие задания оказались трудными?

- Оцените свою работу. Если вы считаете, что вы хорошо справились со всеми заданиями и усвоили тему, покажите зелёный круг. Если работа вызывала у вас затруднения, и вы считаете, что вам ещё надо поработать по этой теме, то покажите красный круг.

48-49 слайды.

У учащихся формируется умение анализировать результат своей учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях"

Данный конспект позволяет закрепить произношение звука "Р" в речи....

Конспект логопедического занятия "Дифференциация ж-з в слогах, словах и предложениях."

Цели:           закрепление правильной артикуляции звуков ж-з в слогах, словах, предложениях, уточнение связи звук - буква, развитие и коррекция слухо...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков с – ц в слогах и словах"

Конспект логопедицеского занятия на тему "Дифференциация звуков с-ц в слогах и словах" предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната  VIII вида....

Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв П – Т, п – т в слогах и словах"

Конспект логопедического занятия предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация О-А в слогах, словах, предложениях"

Материал занятия направлен на коррекцию оптической дисграфии у школьников с интеллектуальной недостаточностью....

Конспект логопедического занятия "Дифференциация гласных I и II ряда: ы – и» (2 класс)

Цели и задачи: 1.     Закреплять у учащихся умение различать гласные Ы-И в устной и письменной речи.2.     Закреплять умение дифференцировать согласные звуки пе...

конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".

Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...