Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация гласных А-Я, служащих для обозначения твердости и мягкости согласных ».
план-конспект занятия на тему

Павлова Наталья Геннадьевна

1. Формирует умение дифференцировать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;

2. развивает фонематическое восприятие; навыки фонематического анализа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differ_a-ya_svoy_11.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1.    Дифференциация гласных  А-Я,  служащих для обозначения твердости и мягкости согласных .

Цель:   Дифференциация гласных  А-Я,  служащих для обозначения твердости и мягкости согласных в слогах, словах, словосочетаниях

Задачи:

Образовательные :

1. закрепить знания о гласных А-Я

2. учить дифференцировать твердые и мягкие согласные перед гласными а,я в слогах, словах.

Коррекционные :

1. формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;

2. развивать фонематическое восприятие; навыки фонематического анализа.

3. развивать мелкую и общую моторику;

4. обогащать и уточнять словарный запас;

5. развивать слуховое и зрительное внимание;

Воспитательные :

  1. воспитывать умение осуществлять самоконтроль;
  2. воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;
  3. воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Ход занятия

  1. I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас с вами начнется занятие.  Мы узнаем много нового и интересного, но сначала мы сделаем пальчиковую гимнастику: которая поможет нам  достойно справиться с поставленными задачами.

Пальчиковая гимнастика:

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!

Молодцы. А теперь, я разрешаю сесть только тому, кто назовет  все  гласные  звуки в своем имени.

II. Основной этап.

1). Введение в новую тему.

- Ребята, я  неслучайно попросила назвать вас гласные.  Сегодня на занятии мы будем говорить о гласных. Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете отгадав имя этого веселого человечка — клоуна , который  пришел к вам в гости

-В его имени есть  две парные гласные, но они убежали : Т__ п __ .  

Прежде всего давайте вспомним, какие гласные называют парными, почему? Назовите пары  гласных,  которые вы знаете.

Отгадайте какие это гласные и как  зовут человечка ?

Правильно  это гласные  я, а,  а имя клоуна  Тяпа.

-Ребята вы поняли,  о каких гласных сегодня будет идти речь? Правильно  героями нашего занятия  вместе с клоуном  будут гласные а, я. А вы не удивлены? Ведь мы уже знакомы с этой парой гласных.  Почему же они будут героями занятия.

Оказывается это волшебные буквы , они умеют творить чудеса. - превращать согласные то в твердые то в мягкие.

Ну а раз речь идет о чудесах Тяпа хочет вас пригласить  в место, где живут  волшебство и чудеса.       Слайд 3

Отгадайте  его загадку:

Все глядят на середину.
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали...
И слоны там выступали.
А котята-акробаты,
Через голову - кувырк,
Ну, конечно, это –   (Цирк)

 – Правильно, сегодня мы отправляемся в цирк  и конечно, будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами а, я.

 -Вы уже сказали , чем похожи парные гласные.

-А чем они отличаются?  Ответить нам поможет Клоун Тяпа.  Давайте произнесем  вслух по слогам его имя Тя-па.

 – Как звучит согласный в слоге  Тя? (Мягко) Произнесем [ ть]  Что делают наши губы?

- Сомкнуты , но напряжение мы не чувствуем.

Что делает язык? Спинка языка поднялась горкой изогнулась.

– Какая гласная буква является показателем мягкости согласного? (Я)

– Как звучит согласный в слоге  па (Твердо). Давайте произнесем этот звук изолированно [ т]  и понаблюдаем, что делают наши губы, что делает язык

- правильно губы сомкнуты и напряжены.

- язык спокойно лежит во рту.

– Какая гласная буква является показателем твердости согласного? (а)

Сформулируем тему нашего занятия.

После ответов тема появляется на доске: Буквы А-Я  после согласных”

3. Основная часть

1. Дифференциация  А-Я на уровне слога:

а)А теперь посмотрите на картинку, доскажите словечко.
─ Вот цирковая сцена, называется она -… слайд 5
Дети: Арена.

─ А как по-другому можно назвать цирковую арену? (манеж)

   Какой она формы?
─ Цирковая арена имеет круглую форму, чтобы зрителям было удобнее смотреть за выступлениями артистов и животных.

У вас на столах тоже кружки . Они разного цвета. Если я произнесу слог или слово с мягким согласным, поднимите зеленый круг; если с твердым согласным – поднимите синий круг (у уч-ся на партах два круга: зеленый и синий).

б)Тяпа хочет загадать вам еще одну цирковую загадку.

Удивляются вокруг:
Как ему хватает рук?
Всем известный гастролер,
Ловкий, сильный, он -
Дети: Жонглер. 

Жонглеры – артисты, которые ловко подбрасывают и ловят несколько предметов, например шары, кольца; булавы.
– Давайте мы тоже побудем жонглерами. Подбрасывать и перекидывать мы будем мяч и заодно  потренируемся различать твердые и мягкие согласные на слух.

“Игра с мячом”.

 услышав слог (слово) с твердым согласным,  нужно назвать слог (слово) с мягким , аналогично к мягкому варианту подобрать твердый (с перекидыванием мяча)

да-дя, ня-на, са-ся , ля-ла, пря-пра, дра-дря, свя-сва; мал-мял, вял-вал, ряд-рад

3)Диктант слогов

-Посмотрите на картинку   Кто это? Слайд            

-Правильно дрессировщик, он дрессирует животных , а если он укрощает  хищных животных ,  то это укротитель .

 - Давайте и  мы с вами попробуем   быть укротителями.  Будем укрощать слоги : Нужно расставить слоги чётко на свои места - записать слоги, содержащие мягкий согласный в первый столбик, а твердый согласный во второй столбик.

 са,  фа, тя , ла, ля,  ял, ад,  пря,  сма, ква, дря, сва, тля.  Подчеркните нужным цветом и твердые и мягкие согласные после гласных  а,я.

Проверяем.

– Какая гласная буква является показателем твердости согласного?
– Какая гласная буква является показателем мягкости согласного?

2. Развитие общей и мелкой моторики.

Посмотрите на следующую картинку,  доскажите словечко

 Ловко ленточкой владеет, 
Делать ласточку умеет.
Вам покажет номер гладко
Цирковая …...(акробатка.)
(акробат под музыку выполняет свои движения (упражнения с лентой: змейка сверху вниз, слева направо, по спирали, ласточка, мостик) 

  1. Физкультминутка “

А сейчас давайте встанем  и тоже подвигаемся под музыку,  будем стараться выполнять упражнения как настоящие акробаты.

Головами покиваем
Щечки быстро растираем    

По ним легонько постучим
И немножко помолчим

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем
Пальчиками потрясём
немножко отдохнём
(потянулись вверх и опустили руки)

 Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем
Колено локтем достаем раз, два, раз, два
(перекрестные шаги)
И работать мы начнём…

3. Дифференциация А-Я на уровне слова

1) Игра «Фокусники»

-Посмотрите на экран                      слайд  

Отгадайте  ещё одну загадку от клоуна :
В моих руках любой предмет
Как будто заколдован.
Вот шарик есть, а вот уж нет!
Вот появился снова! То там, то здесь, То нет, то есть!
И вот уж шариков не счесть! Смотри, пропали!
Где ж их взять?! И очень даже странно, Что достаю я их опять...Из твоего кармана!

-Как называется эта цирковая профессия? (Фокусник)

-Давайте тоже поработаем фокусниками .

-Посмотрите  на картинки: (слайд )    и скажите, как можно обобщить каждую  группу предметов (слов)?

мяч, юла, кукла;

дятел, зяблик, рябчик

слива, вишня, рябина

- А теперь спрячем слова , обозначающие эти предметы как настоящие фокусники.  Запишите  название этих картинок не используя слова .   Как такое возможно? Слова нужно Зашифровать  буквами А-Я , и   цифрой , которая обозначает место буквы в слове.

Сначала сделаем вместе. Посмотрите что это  нарисовано на первой картинке? (мяч)

Какую букву напишем в слове ?  (Я)

Какой по счету напишем букву? (2)

Зашифруем первую картинку: Я2.  Так же будем работать  с остальными картинками.

2) Дифференциация А-Я на уровне словосочетания.

 -А теперь опять  загадка

Я у всех на виду
Смело, без заминки
По канату пройду,
Словно по тропинке!                      (слайд    )

- Правильно  канатоходец. Это сложное слово образовано  от двух  простых слов:  канат, ходить . Кто нам расскажет что такое канат ?

Канат- это очень толстая веревка.

Нам с вами тоже сейчас понадобятся веревки, чтобы соединить слова из  зеленого  столбика со словами синего столбика и  составить словосочетания . Но сначала нужно вставь букву А или Я в слова. (Слайд    )

Пр.мая                  одежд_

ст_рый                  дорог_

т_желая                    соб_ка

гр_зная                   пл_ж

п_тнистая          гир_

- Запишите  получившиеся  словосочетания. 
Обозначьте выбор гласной буквы в словах цветом, объяснив свой выбор.

 Каким цветом обозначим твердость согласного? (Синим.)

Каким цветом обозначим мягкость согласного? (Зеленым.)

- Посмотрите на экран.  Слайд                Это ведущий – конферансье,  он вышел на арену что бы объявить,  что цирковое представление подходит к концу, но прежде он хочет задать вам два вопроса :

1. каких артистов работающих в цирке вы запомнили?

(Клоунов, акробатов, дрессировщиков, фокусников, жонглеров, канатоходцев.)

2.- Какие «чудеса» умеют «творить» гласные «а», «я». Что происходит с согласным, если он стоит после «а», после «я»?

Молодцы! В цирке обычно говорят До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [Г]-[К]"

Цели занятия: Образовательные: учить  различать звуки Г, К; уточнить акустико-артикуляционные характеристики данных  звуков, учить  дифференцировать звуки Г,К на письме.Коррекцион...

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш]"

Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирова...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация гласных I и II ряда: [ы] - [и] в слогах и словах".

Занятие разработано для группы учащихся второго класса КРО для детей с ЗПР, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные НВОНР....

Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков «Р» / «Рь»

Этот конспект логопедического занятия составлен на основе здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы с ОНР....

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков з -з"

Материал для закрепления звуков з - з в словах, предложениях....