Методическая разработка интегрированных занятий педагога-психолога и учителя- логопеда
методическая разработка по теме

Задачи работы педагога-психолога

Задачи работы учителя-логопеда

Организационно-методическая работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ  8 ВИДА.

                    Статья отнесена к разделу: Организация психолого-педагогической

                    и логопедической работы в коррекционных образовательных

                    учреждениях.

                                                                   

                                                   Карамышева Наталья Игоревна – педагог-психолог

                                                       Новожилова Галина Борисовна – учитель-логопед

        Эффективность усвоения речевых и психологических навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь, поэтому психолого-логопедическая работа по преодолению личностных и речевых нарушений должна осуществляться в тесной взаимосвязи между психологом и логопедом.

         В нашей школе систематизирована комплексная работа коррекционного воздействия. Сочетание логопедических и психологических занятий позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения.

         Дети с ограниченными возможностями здоровья приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к обучению, снижено внимание, плохо развита речь, они легко отвлекаются, быстро устают. Такие дети нуждаются в постоянной стимуляции деятельности.  Для этого в нашей школе практикуются совместные интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога.

         Интегрированные занятия логопеда и психолога являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, в рамках которого у детей происходит развитие памяти, внимания, мышления, коррекция речевых нарушений и адаптация в социуме.

         На таких занятиях детям даётся возможность реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность.

         Учитель-логопед совместно с психологом учитывает особенности детей и преподносит развивающий материал на доступном уровне, осуществляя тем самым дифференцированный подход в обучении. Все интегрированные занятия строятся по индивидуальному плану и проходят в игровой форме. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом и релаксацией.

         Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, при которых задействованы все сенсорные системы, слуховые, зрительные и тактильные. Занятия проводятся в условиях смены положения тела – стоя, сидя, в движении,  в произвольно выбранной позе. Темп занятия меняется с учётом динамики работоспособности учащихся. Формы выполнения заданий разнообразны: индивидуально, парами, группой.  На интегрированных занятиях широко используются упражнения по охране зрения, для сохранения осанки, артикуляционные и дыхательные упражнения, психофизическое расслабление.

           Задачи коррекционной работы проводимой логопедом и психологом, тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ученика.

           Логопед и психолог решают в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения оказываются общими. В школе всегда есть дети, нуждающиеся в помощи обоих специалистов.

           Работа логопеда заключается:

*  в развитии звуковой стороны речи;

*  в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;  

      *  в формировании связной речи;    

      *  в формировании полноценных учебных умений.

           Работа психолога заключается:

     *   в развитии и коррекции высших психических функций;

     *   в активизации познавательных процессов.

            Основные направления, определяющие индивидуальную и групповую деятельность логопеда и психолога:
- Охрана здоровья ребенка и коррекция психосоматических недостатков в его развитии специфическими приемами и методами работы.
- Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: фонематического слуха, артикуляционного аппарата, мелких мышц рук, пространственной ориентации, координации в системе глаз рука и др.
- Расширение кругозора и развитие связной речи до уровня, позволяющего учащимся включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал.

           Таким образом, и психолог, и логопед, выделяя основные направления своей коррекционной работы (психолог — активизацию познавательной деятельности, логопед — развитие речи), параллельно работают над развитием личности ребенка в целом.

          Задачи работы педагога-психолога:

*Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.

* Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.

*Совершенствование мелкой моторики.

* Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

* Развитие зрительно-моторной координации.

* Активизация изученных лексических тем.

* Снятие тревожности у детей при выполнении логопедических заданий.

            Задачи работы учителя-логопеда:

*Обследование учащихся школы и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.

*Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке.

*Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

         

          Интегрированные занятия поддерживают, направляют и корректируют развитие ребенка.

          В результате взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей деятельности  стимулируются речевое, познавательное и индивидуальное развитие ученика.

          Занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом оказывают помощь и положительное влияние на психическое развитие ребенка.

          Благодаря совместной работе удается своевременно достичь положительных результатов у детей с ограниченными возможностями здоровья в социально-бытовой адаптации.

   

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов

Одной из популярных форм повышения психологической компетентности педагогов являются тренинги. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффек...

Рекомендации педагога-психолога по взаимодействию учителей технологии (труда) с учащимися подросткового возраста

Рекомендации учителям технологии по взаимоотношению с учащимися подроскового возраста, с учетом их психофизиологических особенностей, а также с учетом повышенной техники безопасности на данных уроках....

Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по профилактике детского суицида

Причины суицидов среди подростковТипы суицидального поведенияДиагностика, профилактика и превенция суицида и т.д....

Выступление педагога-психолога на семинаре учителей ИЗО и музыки "Толерантность в современном обществе"

Конспект выступления на семинаре учителей ИЗО и музыки "Толерантность в современном обществе" - содержит упражнения, раздаточный материал  мини-тренинга по развитию толерантности в общении....

Методический семинар "Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ с помощью программы "Гимнастика Мозга""

quot;Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ с помощью программы "Гимнастика Мозга""...

Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 8 класса по теме: "Возрастные проблемы учащихся 8 класса и пути их решения"

ВОСЬМИКЛАССНИКИ.Понятие воли, как известно, имеет в психологии множество значений. Мы будем считать, что воля — это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при ...

Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 9 класса по теме: "Проблемы учащихся 9 класса в профессиональном самоопределении и пути их решения"

В девятом классе завершается обучение ребенка в средней общеобразовательной школе. Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, – принятие решения о характере дальнейшего обра...