Занятие из методической разработки
план-конспект урока (6 класс) по теме

Расширение представлений детей о здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка                                                                        4

Тематический план                                                                        6        

Сценарии занятий                                                                        7

Литература                                                                                        35

Пояснительная записка

Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого является семья, школа, сверстники, сам ребенок и др. соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в означенном пронстранстве во многом определяет возможные варианты формирования личности.

Одной из задач образовательного учреждения является создание условий для социализации обучающихся.

Эта программа является практическим инструментом формирования социально – психологической компетентности. Подросткам предоставляется возможность «здесь и теперь» попытаться преодолеть актуальные для них жизненные проблемы, а также освоить эффективные способы их разрешения

в будущем.

Цель программы:

 Сформировать навыки преодоления актуальных жизненных проблем у подростков.

Задачи программы:

- Выработать адекватные и эффективные навыки общения.

- Формировать ценностные ориентации и социальные навыки, которые позволят адаптироваться в условиях коллектива класса и школы.

- Предоставить подросткам осознать важность приобретения ими социальных навыков.

- Создать условия формирования позитивного самоотношения.

- Формировать осознанную позицию, актуализации  представлении о полоролевой  самоидентичности.

Программа рассчитана на 14 часов, участники подростки 13- 15 лет. Форма проведения тренинги. После прохождения программы обучающиеся должны  

знать адекватные и эффективные навыки общения; уметь формировать осознанную позицию.

Этапы работы по программе:

1 этап. Исходное тестирование участников групп с целью выявления особенностей эмоционально – личностной сферы и типичных способов взаимодействия.

2 этап. Непосредственная работа над темами программы.

3 этап. Проведение итогового тестирования, получение обратной связи от подростков.

4 этап. Обработка результатов тренинга, проведение «круглого стола» с преподавателями для анализа и подведения итогов работы.

5 этап. Встреча с родителями.

Тематический план

п/п

Тема

Количество часов

1

Стань лучше

1

2

Употребление психоактивных веществ: мифы и реальность

3

3

Я и мои социальные роли

2

4

Самооценка

2

5

Неагрессивное настаивание на своем

1

6

Взаимоотношения полов

1

7

Конфликт

1

8

Заключительное занятие

1

всего

12

Сценарии занятий

Занятие 1. Стань лучше

Цель: выработка групповых норм, включение детей в работу, знакомство с целями и задачами программы.

Задачи:

- информировать участников группы о содержаниях работы, задачах, групповых нормах; обозначить продолжительность занятий;

- установить принципы работы в группе;

- сформировать спокойную, доброжелательную обстановку;

- формировать у членов группы установку на взаимопонимание;

- формировать первые впечатления друг о друге.

Время: 1 час 45 минут.

Место занятия: тренинговый класс.

Процедура проведения

Ведущий. На наших встречах мы будем говорить о специфических проблемах, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои слабые и сильные стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что ваша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Вместе мы сможем на эти и другие сложные вопросы, освоить Директивные средства общения.

1. Принципы работы в группе

По каждому из принципов подростки выражают свое мнение и выносят решение принять его или отвергнуть.

- Искренность в общении

В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа – это место, где можно рассказать о том, что действительно волнует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким либо причинам не обсуждались. Если вы не готовы быть искренними в обсуждении какого-то вопроса, лучше промолчать.

- Обязательное участие в работе группы в течение всего времени

Этот принцип вводится в связи с тем, что ваше мнение очень значимо для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать вашу точку зрения по обсуждаемому вопросу.

- Право каждого члена группы сказать «стоп»

Можно прекратить обсуждение, если понимаете, что упражнение может затронуть больные темы, которые повлекут за собой тяжелые переживания. Участник имеет право не принимать участия в обсуждении.

- Каждый участник говорит от своего имени и не говорит за другого.

- Не критиковать, признавать право каждого на высказывание своего мнения, уважать мнение другого

Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться принимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.

- Высказываться деликатно, аккуратно

- Не выносить за пределы группы все то, что происходит на занятиях

- Внимательно выслушивать мнения других, не перебивать

2. Представление

Предложить каждому члену группы представиться. Представление ведется по кругу. Участники имеют право задавать любые вопросы.

3. Взаимное интервью

Участники разбиваются на пары и в течение 10-15 минут проводят взаимное интервью. По окончанию каждый представляет своего интервьюрируемого. В этой процедуре более высок обучающий эффект, так как есть хорошая возможность анализировать, на что обратил внимание интервьюер, удалось ли ему достоверно представить психологический портрет своего партнера, какие вопросы задавали друг другу пары. Участники также задаю вопросы.

4. Выводы

Это занятие способствует формированию первых впечатлений друг о друге. Устанавливается взаимопонимание и общий настрой на дальнейшее сотрудничество.

5. Прощание

Занятие 2. Употребление психоактивных веществ: мифы и реальность. Курение.

Цель: предоставить подросткам необходимую информацию для преодоления общепринятых мифов и неправильного понимания влияния психоактивных веществ на здоровье.

Задачи:

- обсуждение причин употребления психоактивных веществ;

- обсуждение мифов и реальности воздействия психоактивных веществ на организм;

- описать процесс превращенгия человека в зависимости от алкоголя, табака, наркотика.

Время: 1 час 45 минут.

Процедура проведения

Ведущий. На этом занятии вы получите информацию о курении, узнаете сколько людей курит, каковы причины курения, каковы немедленные и кратковременные последствия курения и в чем состоит процесс превращения в курильщика. Будут также затронуты проблемы социальной приемлемости курения.

1. Мозговой штурм

Обсудить причины курения/ не курения подростков. Разделить лист на две части. Озаглавить одну половину «Причины курить», а другую «Отказы от курения». Попросить детей перечислить причины того и другого. Каждое мнение выписывается отдельно и не изменяется. Добавить к спискам те причины, о которых дети не подумали.

Информация о курении ( в помощь ведущему)

- Научными исследованиями показано, что курение сигарет является первичным фактором риска для нескольких тяжелых заболеваний, включая рак легких, коронарную недостаточность сердца, эмфизему и бронхит.

- Девяносто процентов рака легких наблюдается у людей, которые курят.

- Исследования показали, что каждая выкуренная человеком сигарета, уносит 6 минут его жизни.

- Сигареты опасны, потому что содержат или выделяют при горении ядовитые вещества – смолы, никотин, угарный газ.

- Угарный газ является ядовитым веществом, которое снижает способность крови насыщать клетки организма необходимым количеством кислорода.

- Некоторые специалисты считают, что курение табака может привести к употреблению сильных наркотиков.

Ведущий. Рассмотрим некоторые причины того, почему люди курят (чтобы расслабится, лучше концентрироваться). Вы действительно думаете, что сигареты все это могут?

На самом деле сигареты – не магическое средство и не могут сделать все то, что им приписывается.

2. Беседа о долговременных последствиях курения

Спросить, в чем состоят некоторые долговременные опасные для здоровья, последствия курения. Обсудить риск курильщика заболеть и умереть от рака, сердечно – сосудистых заболеваний.

Ведущий. Курение является главным фактором риска нескольких видов рака, заболеваний сердца и хронических заболеваний органов дыхания.

Указанные три группы болезней вместе составляют причины 58 % смертей в России ежегодно.

Пусть дети обсудят эффект, который курение оказывает на организм немедленно.

Попросить детей ответить на вопросы:

- Как курит тот, кто только начал? В группе или один?

- Отличается ли  это от того, как курят давно курящие?

- Думаешь ли ты, что взрослым курильщикам трудно бросить? Почему? Могут ли люди на самом деле зависеть от сигарет?

Ведущий. Большинство курильщиков проходят через одни и те же стадии: пробуют курить, курят от случая к случаю, становятся заядлыми курильщиками.

Люди, курящие много (30 и более сигарет в день), обычно с огромным трудом отказываются от этой привычки, потому что становятся психологически и физиологически зависимыми.

Курение становиться сейчас все более неприемлемым социально, все больше и больше взрослых людей бросают курить. За последние 20 лет число курящих снизилось на 12 %. Сегодня главная проблема – это возрастание количества девочек – подростков, которые курят. За 10 лет их количество возросло на 7 %.ей бросают курить. За последние 29 лет  отказываются от этой привычки, потомучто становятся пс

3. Главные выводы занятия

Подростки переоценивают количество курящих людей. Некурящих большинство. Сигареты не являются магическим средством и не имеют всех тех эффектов, которые помогают расслабиться. Курильщики проходят через ряд стадий при формирование вредной привычки. Курение постепенно становится все менее и менее социально приемлемым. Дым от сигарет потенциально опасен для некурящих.

4. Прощание

Занятие 3. Употребление психоактивных веществ: мифы и реальность. Алкоголь.

1. Описание влияния алкоголя на организм

Ведущий. Алкоголь через стенки желудка и кишечника и попадает непосредственно в кровяное русло. Затем с кровью он попадает в мозг, оказывая подавляющая либо возбуждающее действие на активность коры головного мозга.

Если алкоголь замедляет либо возбуждает деятельность мозга, как вы думаете, каковы некоторые физиологические и поведенческие эффекты воздействия алкоголя на организм?

Провести групповую дискуссию о физиологических и поведенческих эффектах влияния алкоголя на организм.

Небольшие дозы алкоголя:

- снижают способность ясно мыслить и принимать решения;

- заставляют почувствовать небольшое расслабление;

- заставляют почувствовать себя более свободным и смелым, чем обычно.

Большие дозы алкоголя:

- замедляют деятельность отдельных областей мозга;

- вызывают головокружение;

- снижают координацию;

- приводят к затруднениям речи, ходьбы, стояния;

- приводят к эмоциональной взрывчатости или подавленному настроению.

Некоторые люди могут:

- временно отключится или потерять память вследствие влияния алкоголя на их мозг.

Поведенческие проявления воздействия алкоголя:

- драки, ссоры, насилие;

- громкие разговоры, крик;

- неприятное поведение;

- глупость, дурашливость;

- легкомыслие.

Алкоголь является психоактивным веществом. Люди употребляют психоактивные вещества вследствие различных причин. Прием психоактивных веществ может иметь вредные последствия.

2. Объяснение причин

Убедить подростков в том, что большинство взрослых употребляют алкоголь только иногда и в умеренных дозах.

Ведущий. Какой процент населения употребляет алкогольные напитки? (Получить приблизительные оценки, проголосовать.) Реальные цифры таковы – 70%. Одна треть всех взрослых не пьет вообще! Реальные цифры – 10-12% взрослых являются сильно пьющими, выпивают за один прием 150 грамм водки и больше, пьют не реже, чем раз в неделю.

Объяснить подросткам, что люди могут пить по разному.

Попросить перечислить те модели употребления алкоголя, которые они видели. Записать на бумаге ( алкоголь употребляют вовремя обеда, во время праздников, в общественных местах, кафе, ресторанах, после окончания рабочего дня).

Модели употребления алкоголя: на вечеринках; на семейных праздниках; перед едой «для пищеварения»; в ресторанах, кафе, барах; на улицах (чаще пьют пиво – прямо из бутылок на больших городских праздниках); на пляже во время отдыха; в общественном транспорте.

Модели поведения:

- Полная трезвость. Около 30% взрослых не пьют вообще. Причины: нелюбовь к спиртному, религиозные убеждения, аллергия, бывшие алкоголики, которые излечились и боятся рецидива.

- Ритуальное употребление алкоголя. Это употребление алкоголя в контексте религиозных служб или семейных ритуалов или обрядов.

- Социально употребление алкоголя (за компанию). Около 55 % всех взрослых называют себя пьющими за компанию. Они употребляют алкоголь в подходящем месте и в подходящее время.

- Проблемное употребление алкоголя. Алкоголь используется как средство для устранения проблем и отрицание чувств. В этом случае пьют слишком много и слишком часто. Такое поведение называется разрушающим и часто усиливает проблемы человека, вместо того чтобы устранить их.

Попросить детей перечислить некоторые из вредных последствий такого типа употребления алкоголя (драки, плохое самочувствие, ДТП, хронические заболевания, связанные с алкоголем). Последствия: ссоры с близким человеком; чувство вины перед другими и перед собой; снижение самоуважения; развод в семье; смерть или несчастный случай.

Ведущий. Существует несколько вариантов употребления алкоголя. Некоторые (например, ритуальные или социальные) обычно считаются приемлемыми для большинства взрослых людей. Тем не менее, отдельные модели употребления могут быть опасными и разрушительными.

В сознании подростков цифры пьющих и сильно пьющих взрослых людей значительно преувеличены.

3. Обсуждение мотивации употребления или неупотребления алкоголя

Спросить подростков, почему люди пьют и почему не пьют. Разделив лист на две части, заполняем табличку.

Люди пьют

Люди не пьют

Чтобы снять стресс

Для интереса

Для новых ощущений

Чтобы быть круче

Для удовлетворения

Нравится на вкус

На зло кому-то/ Форма протеста

Для имиджа

Из подражания

Ради самоутверждения

Иллюзия свободы

Стать более популярным

Вредно для здоровья

Чтобы показать силу воли

Ради другого

Чтобы показаться взрослее

Из-за страха, например, смерти

Из-за страха попасть в зависимость

Не соотносится с жизненными принципами

Из-за религиозных побуждений

Для имиджа (здоровый образ жизни, спорт и т.д.)

Для поддержания статуса

Оговорить реальное влияние алкоголя на человека: что алкоголь может, а что не может.

Спросить детей о влиянии алкоголя на организм. Дискуссия может быть организованна вокруг следующих вопросах, задаваемых ведущим:

- Как алкоголь влияет на организм?

- Может ли употребление алкоголя помочь человеку расслабиться?

- Почему некоторые люди способны выпить очень много?

- Помогает ли алкоголь уснуть?

Ведущий. Алкоголь может: помочь расслабиться; снять стресс, снизить боль; помочь уснуть; с его помощью можно манипулировать человеком.

Алкоголь не может: сделать тебя «круче», сильнее, красивее; помочь решить проблемы; снять стресс до конца; повысить самооценку.

Алкоголь – психоактивное вещество, которое снижает активность организма и действует как аспирин или другое болеутоляющее лекарство. Алкоголь не может сделать человека сильнее, умнее, приятнее, сексуально привлекательнее, могущественнее, богаче и т.п.

4. Беседа

Показать подросткам, что употребление алкоголя не является эффективным методом разрешения проблем.

Ведущий. Алкоголь является психоактивным веществом, содержащимся в спиртовых напитках. Алкоголь угнетает работу головного мозга, т.е.заставляет мозг работать более медленно.

Небольшое количество алкоголя: уменьшает способность четко мыслить и принимать решения; приводит к тому, что люди чувствуют себя  более смелыми, чем обычно, и идут на риск. Большое количество алкоголя: снижает активность различных отделов мозга и нервной системы в целом; вызывает головокружение; снижает координацию; снижает время реакции; затрудняет речь, ходьбу; может явиться причиной смерти.

Алкоголь и наркотики производят временный эффект. Вместе с выводом алкоголя из организма уходит и хорошее настроение. Период хорошего настроения сменяется плохим настроением.

Чем больше человек употребляет алкоголя, тем больше ему надо, чтобы получить тот же самый эффект. Это является результатом привыкания к алкоголю. Организм постепенно становится толерантным к алкоголю. Важно знать, что возрастание толерантности означает возникновение физической зависимости.

Банка пива или бокал вина содержат приблизительно столько же алкоголя, сколько стопка водки, виски, рома, джина.

Если человек выпил – ему захочется спать. Однако, подобно другим депрессантам, алкоголь не погружает его в спокойный сон, приносящий отдых. Сон пьяного или выпившего человека, это не тот же самый сон, что у трезвого. Выпивший накануне обычно встает усталым, нервным и т.п.

5. Обобщение основного содержания занятия

  1. Алкоголь – психоактивное вещество. Подобно другим психоактивным веществам, которые относятся к категории депрессантов, алкоголь замедляет работу коры головного мозга и нервной системы в целом.
  2. Хотя около 70% взрослых употребляют алкоголь, подавляющее большинство делает это от случая к случаю и в умеренных дозах. Треть всех взрослых вообще не пьет.
  3. Только небольшая часть взрослых – пьяницы и алкоголики.
  4. Алкоголь не может сделать человека сильнее, сообразительнее, симпатичнее, сексуальнее, могущественнее и т.д.
  5. Употребление алкоголя не является эффективным способом разрешения проблем, фактически он их усугубляет.
  6. Умение много пить не пьянея ничего общего не имеет с силой или другими положительными свойствами человека.
  7. Опьянение или постоянное употребление алкоголя не делает человека старше или лучше.

6. Прощание

Занятие 4. Употребление психоактивных веществ: мифы и реальность. Марихуана.

Цель: изучить мифы и реальные факты, касающиеся марихуаны.

Задачи: описать марихуану, выяснить, что большинство взрослых и подростков не курят марихуану, обсудить причины, по которым подростки могут использовать марихуану, обсудить реальное воздействие марихуаны на организм: что может и чего не может марихуана, обсудить долговременное и кратковременное влияние марихуаны на организм, обсудить легализацию марихуаны.

1. Информация о наркотике

Ведущий. На этом занятии вы получите важную информацию о марихуане. Мы обсудим причины того, почему люди начинают употреблять запрещенный законом наркотик, и каковы немедленные и отсроченные последствия воздействия марихуаны на организм.

Марихуана производится из дикорастущего растения, которое может быть культивировано людьми. Растение содержит более 400 химических веществ. Оно способно отравлять тех, кто его употребляет, за счет своего психоактивного ингредиента – 9 дельта-тетрагидроканнабинола. Это вещество в различных количествах находится в разных частях растения.

Установить, что большинство подростков и взрослых не курят марихуану. Проголосовать: какой процент подростков курят марихуану?

Ведущий. Последние опросы показали, что подростки в старших классах средней школы пробовали марихуану в 50%, около 21% - пользователи (иногда в течение последнего месяца), но только около 3% курили марихуану ежедневно.

 

2. Обсуждение последствий употребления марихуаны

Мозговой штурм причин, по которым люди употребляют марихуану. Перечень причин выписывается на лист бумаги. Например: любопытство; групповое давление; желание казаться старше; приятное ощущение; способ справиться с неприятностями.

Ведущий. Марихуана , как и другие, часто употребляемые вещества, вызывающие зависимость, не поможет при решении жизненных проблем и не может гарантировать принятие подростка группой сверстников. Марихуана может вызывать эйфорию и на протяжении состояния эйфории создавать иллюзию, что проблемы нашли разрешение. Как только действие марихуаны заканчивается, человек снова оказывается лицом к лицу с теми же проблемами.

Обсуждаются немедленные и отсроченные последствия воздействия марихуаны на организм.

Лист делится на две части и записываются мнения детей без изменения.

Ведущий. Наиболее интересны ощущения возникают через 30 минут после окончания начала курения. Воздействие наркотика длится до трех часов после окончания курения. Марихуана приводит к повышению сердцебиения и учащению пульса, покраснению глаз, сухости в гортани и во рту, небольшому понижению температуры тела. Небольшие дозы марихуаны делают ощущения более отчетливыми. Искажение восприятия, утрата личностной идентификации, фантазии и галлюцинации – результат приема больших доз марихуаны.

Долговременные последствия. Активное вещество марихуаны адсорбируется многими тканями и органами тела человека. Ее можно найти в организме через месяц после того, как она употреблялась. В эксперименте на обезьянах, которые курили по пять раз в неделю на протяжении месяцев, было показано, что изменения появились в головном мозге. Марихуана приводит к заболеваниям легких, так как курильщик вдыхает неотфильтрованный дым и стареется удержать его так долго, как только это возможно. Это может способствовать воспалению легких и воздействовать на другие органы дыхания. С увеличением продолжительности употребления марихуаны снижается количество вырабатываемой спермы. Постоянное употребление марихуаны женщинами снижает их способность беременеть.

3. Обобщение содержания занятия.

Ведущий. Марихуана – психоактивное вещество, наркотик. В соответствии с последними опросами, марихуану курят значительно меньшее количество людей, чем обычный табак. Таким образом, большинство взрослых и подростков не курят марихуану.

Одна из главных причин, почему люди начинают употреблять марихуану, - давление сверстников.

Марихуана не помогает от проблем.

4. Прощание

Занятие 5. Я и мои социальные роли

Цель: показать спектр ролей личности; дифференцировать свое «Я» и роли, роли и маски.

Задачи: предоставить подросткам возможность применить новые формы поведения в ситуациях, приближенным к реальным; смоделировать более успешные формы поведения, разыграть их в безопасной обстановке.

Время: 1 час 45 минут.

Процедура проведения

Ведущий. Есть мнение, что человек представляет собой набор ролей. В каждый момент мы не только можем считать себя сложной совокупностью ролей, но с течением времени роли, которые нам приходится играть, расширяется, углубляются или временно отходят на второй план, а то и постепенно исчезают из репертуара. Одни из них постоянно общаются между собой, другие ведут уединенный образ жизни. Короче говоря, каждого из нас можно считать группой. Момент несовпадения роли и внутреннего «Я» позволяет говорить о масках. Эти маски могут принимать множество различных форм. Например, каждый из вас, сидя за партой, надевает маску хорошего ученика. Выйдя из школы, в кругу друзей, вы меняете маску. Дома она приобретает новый облик. Маски создаются для того, чтобы помочь людям справляться с жизнью, поэтому их можно считать «масками приспособления». Каждая из них имеет свою природу. Они создаются для определенной цели. Всем им есть, что о себе сказать и любая история будет связанна с чувствами, которые оказываются слишком сильными, чтобы их сдерживать. Поэтому человеку требуется маска, чтобы их скрыть, сковать и отделить от себя.

Таким образом, с одной стороны, маска предохраняет человека, с другой – является окном в его сложный мир.

1.Групповая дискуссия

Обсудить спектр ролей, присущих человеку, в частности подростку. Роли: ученик, брат, покупатель, друг и т. д.

Выяснить – когда, зачем и в каких ситуациях человек одевает маски Не имея возможности выразить свои истинные чувства, мы скрываемся за масками, например, «хорошей девочки», «тусовщика», «крутого парня», «нытика и зануды» и др.

2.Игра: «Маски которые мы надеваем»

Разбить детей на пары. У каждой пары должно быть два стула. Предложить разыграть небольшую сценку из жизни, например: покупатель – продавец; ученик – учитель; родитель – ребенок и т.д., где один участник «надевает» маску.

Затем дети меняются местами и второй участник становится маской первого, то есть происходит вынесение во вне (название) маски. Далее партнеры разворачивают диалог между маской и «Я». После этого проигрывается маска второго подростка. Если в начале игры детям сложно справиться с заданием, ведущий должен на примере одной из пар разыграть упражнение.

3.Обсуждение

Попросить детей поделиться своими впечатлениями о том, как развивался диалог и как они чувствовали в этой ситуации.

4.Выводы

В процессе ролевой игры ситуация обретает конкретные черты и становится более понятной детям. Они учатся дифференцировать свое «Я» и свои роли, роли и маски, называть их, тем самым, позволяя контролировать их и изменять свое поведение в зависимости от ситуации.

5.Прощание

Занятие 6. Я и мои социальные роли

Цель: формирование навыков преодоления эгоцентризма; определение дистанции и статусных отношений в конфликтных межличностных ситуациях.

Задачи: научить принятию ответственности за нормативные нарушения; сознанию мотивов индивидуального поведения; формировать навыки эмпатии.

Время: 1 час 45 минут.

Процедура проведения

Ведущий. В повседневной жизни человеку приходится сталкиваться с проблемами, например, когда он совершает какой-либо проступок. В этих случаях нам трудно адекватно и беспристрастно воспринять ситуацию, взять вину на себя и осознать свои переживания, а также принять точку зрения другого. Вам часто трудно представить себе, что может чувствовать или думать другой человек. Смена ролей помогает поставить себя на место другого в конфликтных ситуациях – между ребенком и родителями, между ребенком и учителем, между ребенком и  сверстниками. Цель смены ролей – добиться понимания чужой точки зрения.

1.Мозговой штурм

Детям предлагается ответить на вопрос: когда мы что-то нарушаем, что происходит? Как нас наказывают и что запрещают?

Мнения выписываются на большой лист бумаги и могут быть дополнены ведущим. Например, не разрешают гулять лишний час; не дают карманных денег; не пускают на дискотеку; родители сильно злятся и наказывают по-разному; ставят в угол; не доверяют больше чего-то важного; обижаются; прощают; сильно кричат.

2. Групповая дискуссия

Обсудить причины, по которым мы совершаем нарушения.

3. Игра на смену ролей

Разбить участников группы на пары. Задать темы конфликтных ситуаций, например: встреча с контролером в транспорте при безбилетном проезде; вернулся домой с дискотеки на утро; взял без разрешения деньги у родителей и др. (с учетом высказывания мнений). Проиграть ситуацию, в которой попытаться принять точку зрения другого, принять ответственность за содеянный проступок и не дать себя унизить, когда берешь на себя вину.

4. Обсуждение позиций конфликтующих сторон

Обсудить, как полученные знания можно применить в похожих ситуациях в реальной жизни.

5.Выводы

В конфликтных ситуациях бывает трудно контролировать свое поведение и переживание, что негативно влияет на выяснение отношений. Сумев принять на себя ответственность, нужно также уметь отстаивать свои права, не теряя при этом чувство собственного достоинства. Смена ролей помогает понять точку зрения другого.

6. Прощание

Занятие 7. Самооценка

Цель: поддержание позитивной самооценки.

Задачи: обсудить способы поддержания позитивной самооценки; дать подростку возможность полностью осознать свои силы; дать возможность члену группы узнать, как его воспринимают другие участники; предоставить участникам возможность соотнести самооценку и оценку членами группы; формировать умения слушать и давать обратную связь.

Время: 1 час 45 минут.

Материалы: два стула.

Процедура проведения

Ведущий. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его  интересов. Во-первых, представления о том, каков человек на самом деле и каким он хотел бы быть. Во-вторых, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие; в–третьих, человек испытывает удовлетворение не оттого, что он просто делает что-то хорошо, а оттого, что избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

  1. Групповая дискуссия

Тема дискуссии: «Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку». Мнения выписываются на отдельный лист бумаги и дополняются ведущим. Например: улучшением внешности (прическа, макияж, следим за фигурой); занимаемся самообразованием, развитием своих талантов, способностей; достигаем успеха в каком-то деле; обесцениваем других людей; выигрываем конкурсы, соревнования; помогаем другим людям, тем самым, повышая свою самооценку; украшаем свой уголок плакатами с надписями: «Ты – лучший!» и т.д.; «нарываемся» на комплимент; иногда рисуем (делаем то, что не свойственно, но это выглядит «круто», ярко); не ставим глобальных целей; имеем хобби как способ выделиться из толпы; усилием воли стараемся себя перебороть, сделать что-то на грани возможного.

  1. Говорим друг другу комплименты

Отдельно – так, чтобы всем хорошо было видно, поставить два стула друг напротив друга. Предложить одному из участников занять один из стульев , все остальные члены группы по очереди садятся на свободный стул и называют ему только его положительные качества. Слушатель может попросить уточнить то или иное высказывание, задать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или оправдание. Каждый член группы, по возможности, должен занять место слушателя.

  1. Обсуждение

Обсудить, что каждый из участников чувствовал и думал в процессе выполнения задания.

4.Выводы

Чтобы поддержать позитивную самооценку, мы прибегаем к разным стратегиям. Например, подчеркиваем свой позитивный опыт, избегаем постановки глобальных целей, обесцениваем других и др. Таким образом, человек формирует несколько образов «Я», строит гибкую и устойчивую самооценку, выстраивая иерархию образов «Я».

5.Прощание

Занятие 8. Самооценка

Цель: моделирование своего образа «Я» в будущем.

Задачи: дать подростку возможность  осознать свои силы; построить модель из неструктурированного материала образа «Я» в будущем.

Время: 1 час 45 минут.

Материалы: пластилин, бумага, цветные карандаши, фломастеры, краски ( по выбору).

Процедура проведения

  1. Лепим, рисуем

Предложить подросткам вылепить из пластилина или нарисовать модель своего образа «Я» в будущем.

  1. Обсуждение

Каждый участник называет фигуру и рассказывает о ней.

  1. Выводы

Создание материального образа выносит вовне переживания подростка и дает возможность их отрефлексировать.

Построение идеального образа будущего повышает самооценку в настоящем и актуализирует более точное представление о себе.

  1. Прощание.

Занятие 9. Неагрессивное настаивание на своем

Цель: научить подростков неагрессивно настаивать на своем.

Задачи: идентифицировать общеизвестные ситуации, когда требуется неагрессивно настаивать на своем; идентифицировать тактики убеждения; упражняться в навыках вербального неагрессивного настаивания на своем; упражняться в  невербальных навыках неагрессивного настаивания на своем.

Время: 1 час 45 минут.

Материалы: большой лист бумаги, фломастеры.

Процедура проведения

Ведущий. Есть множество ситуаций, в которых трудно честно и  открыто выражать свои чувства и настаивать на своих правах, когда они нарушаются, на этом занятии вы научитесь, как эффективно справляться с такими ситуациями, то есть постараетесь неагрессивно настаивать на своем.

1.Мозговой штурм

Перечислить общеизвестные ситуации, когда людям трудно неагрессивно настаивать на своем. Например: сказать «нет» другу; выразить мнение, не совпадающее с мнением другого; попросить снисхождения для себя, попросить об одолжении; сказать человеку, что в нем есть что-то, что сводит вас с ума; высказать претензии; вернуть обратно некачественный товар, купленный вами; сказать продавцу, что он вас обсчитал; сказать учителю или родителю, что он поступил нечестно.

2.Виды поведения и их причины

Ведущий. На приведенные выше ситуации можно реагировать тремя разными способами. Первый – быть  пассивным, то есть никак не реагировать. Такое пассивное поведение предполагает избегание конфронтации, игнорирование ситуации или предоставление активности другому человеку. Второй – агрессивное поведение. Это включает атаку на другого человека, чрезмерное реагирование. Третий – неагрессивное настаивание на своем, которое предполагаете умение постоять за свои права, честно, и открыто выразить свое отношение и быть ответственным за свое поведение. Существуют разные причины того, почему люди иногда не настаивают на своих правах и не выражают свои чувства. Например: не хотят начинать спор или ссору; не хотят устраивать сцен; боятся, что будут выглядеть глупо; не хотят оказаться замешанными в драку; не хотят оскорбить другого человека; рационализируют, говоря, что на самом деле это не так уж важно, чтобы вокруг этого создавать проблему.

3.Выгоды неагрессивного настаивания на своем.

Спросите детей, какие преимущества, по их мнению, можно получить, умея неагрессивно настаивать на своем. Выпишите это на лист.

Примеры ряда преимуществ: личное удовлетворение; повышение вероятности того, что хотите; возрастающая самооценка; повышение чувства контроля за своей жизнью; понижение тревоги из-за межличностных конфликтов; повышение способности стоять за свои права и не допускать, чтобы люди брали над нами верх; уважение и симпатия со стороны окружающих.

4.Упражнения для выработки вербальных навыков неагрессивного настаивания на своем

Ведущий. Первая важная область неагрессивного настаивания на своем включает обучение умению сказать «нет» или стоять на своем, когда что-то требуют или просят. Умение сказать «нет» включает три компонента;

а) скажите о вашей позиции;

б)  назовите причины или суждения в пользу этой позиции;

в) признайте позицию и чувства другого человека.

Другая область неагрессивного настаивания на своем включает умение попросить об одолжении или настаивать на своих правах.

а) скажите о том, что ситуация или проблема должна быть изменена;

б) потребуйте, чтобы ситуация была изменена или проблема разрешена.

Последний навык включает умение выражать чувства, как положительные, так и  отрицательные. Например: «Ты мне нравишься на самом деле», «Я на тебя очень зол», «Я ценю, что ты это сказал», «Это меня на самом деле злит» и т.д. Я – высказывания отражают неагрессивное настаивание на своем: я чувствую; я хочу; мне не нравится; я могу; я согласен.

А теперь давайте разыграем сценки, иллюстрирующие вербальный навык неагрессивного настаивания на своем.

5.Упражнения по выработке невербальных навыков неагрессивного настаивания на своем.

Ведущий. Идентифицируйте и поупражняйтесь в следующих невербальных навыках неагрессивного настаивания на своем, предполагающих как словесное высказывание, так и  соответствующее невербальное сопровождение: громкость голоса; поток произносимых слов; контакт глаз; выражение лица; положение тела ( поза); дистанция.

Попросить  подростков разыграть ситуации, приведенные выше, но на этот раз сконцентрироваться на невербальных компонентах.

6.Выводы

Неагрессивное настаивание на своем служит вашим интересам, отстаивает ваши права, позволяет, открыто и честно выражать себя и при этом не задевает прав других людей.

Оно повышает вероятность получения ого, что вам в жизни надо, и приносит личное удовлетворение.

Неагрессивное настаивание на своем включает невербальные компоненты и может быть сформировано путем  упражнений.

7.Прощание

Занятие 10. Взаимоотношение полов

Цель: научить подростков социальным навыкам, необходимым для взаимоотношений со сверстниками, умению познакомиться с понравившимся человеком.

Задачи: обсудить, какие атрибуты привлекательны для лиц противоположного пола; обсудить значение внешних (физических) данных во взаимоотношениях; обсудить чувства, необходимые для начала разговора с человеком противоположного пола, и чувства, которые препятствуют этому (страх, стыд и т.д.).

Время: 1час 45 минут.

Материалы: большой лист бумаги, фломастеры, карандаши.

Процедура проведения

Ведущий. Сегодня мы будем отрабатывать социальные приемы на примере ситуаций, включающих отношения между мальчиками и девочками.

Какие атрибуты делают человека привлекательными, вызывающим стремление взаимодействовать?

Написать эти признаки на листе бумаги. Отметить, что некоторые из них могут быть прямо противоположными. Обсудить причины этого. Например: внешний вид (прическа, макияж, фигура); «честный, открытый» взгляд; стремление другого вступить в диалог; хорошие манеры; вызывающее поведение; схожие черты поведения; сексуальная привлекательность; физическая сила.

1.Привести примеры

Попросить участников вспомнить кинозвезд или «секс символов», которые считаются привлекательными и в то же время относительно непривлекательны физически. Подумать, а затем обсудить, что это значит.

2.Обсудить чувства

Ведущий. Если чувства, которые могут затруднять первый разговор с человеком противоположного пола. Например: стеснительность; думаешь, что совсем не достоин этого человека; боязнь, что тебя «пошлют»; окажешься человеком из другого круга; кажется, что по сравнению с ним/с ней ты «урод», плохо выглядишь; низкая самооценка.

3. Разыграть ситуацию

Предложить подросткам разыграть ситуацию по следующей инструкции: «Вы свободны. Как грамотно назначить свидание, пригласить в кино?»

Дети разбиваются на пары, потом меняются ролями.

«Если вам отказали, что ответить?»

Спросить участников, какой способ назначить свидание они считают наилучшим.

Обсудить эффективность этих приемов.

4.Выводы

- Люди противоположного пола могут нравиться по многим причинам.

- Представления людей о привлекательности могут существенно различаться.

- Многие люди испытывают стеснение при разговоре с противоположным полом.

- Приемы, используемые для эффективного общения, могут быть применены для установления контакта и беседы с противоположным полом.

5.Прощание

Занятие 11. Конфликт

Цель: развитие навыков общения в конфликтных интимно-личностных ситуациях.

Задачи: обсудить реакции, возникающие в конфликтных интимно-личностных отношениях; смоделировать и выработать навык приемлемого ответа в конфликтных ситуациях.

Время: 1 час 45 минут.

Материалы: большой лист бумаги, карандаши, фломастеры.

Процедура проведения

1.Мозговой штурм

Обсуждение интимно- личностных конфликтов. «Когда тебе предлагают, например интимные отношения, как ты реагируешь?» записать мнения подростков на листе бумаги. Обсудить, почему эти темы могут вызвать затруднения. Мнения подростков: возникает реакция отказа; грубо отказываешь; хочется быстрее поменять тему или вообще уйти; иногда полезно посмеяться; испытываешь чувство стыда; разочаровываешься в человеке.

Причины затруднения: об этом не приятно открыто говорить; просто не нравится; страшно; боишься оттолкнуть любимого человека.

2.Разыгрывание сценки

Участники разыграли сценку признания в любви. Молодой человек давно хочет признаться своей подружке в любви. И вот, наконец, он решился…..

- Ты заешь, я хочу что-то сказать….

- Ну? Было бы интересно, - говорит кокетливо.

Далее следует молчание.

- Чего же ты молчишь? Давай говори!

- Если бы это было так легко, то….

Она его перебивает, раздраженно:

- Слушай, ты меня уже достал! Или ты говоришь, или я пошла! – демонстративно встает.

- Да нет, ничего… в следующий раз.

Безразлично:

- Ну как хочешь!

Отворачивается.

После этого предложить подросткам высказать свои соображения по поводу разыгрываемой ситуации.

Мнение детей: нельзя агрессивно выражать свои чувства, особенно если человек тебе дорог; надо всегда выслушать до конца, а если не может сказать,  то помочь ему; дать понять, что для тебя это важно; никогда не сдаваться и доводить все до конца; если твой друг или подруга так реагируют, то, может быть, стоит пересмотреть отношения.

Ведущий. На примере разыгранной ситуации мы видим, что страх, возникает, когда тебе предлагают интимные отношения, может «маскироваться». В данном случае он проявился через агрессивное поведение девушки. Мы должны использовать другие, позитивные модели поведения. Выражение страха или агрессии являются неэффективными и во многом могут спровоцировать или усилить ситуацию конфликта.

3.Моделирование приемлемых ответов

Смоделировать и проиграть варианты приемлемых ответов, которые не обидят партнера и не вызовут у него состояния дискомфорта.

В процессе занятия разыгрывается несколько сцен с различными сюжетами.

4.Выводы

В межличностном общении могут возникать ситуации, в которых человек, особенно молодой, испытывает затруднения в общении к партнеру или не знает, что и как ответить, чтобы не создать конфликта. Приемлемым считается ответ, который демонстрирует, прежде всего, уважение к партнеру, честность, прямоту,, тактичность, откровенность.

5.Прощание

Занятие 12. Заключительное занятие

Цель: подведение итогов групповой работы.

Задачи: получить обратную связь от участников группы; создать позитивную атмосферу прощания.

Место проведения: открытая площадка.

Время: 1 час.

Материалы: плотный лист цветной бумаги, карандаши, ручка, фломастеры.

Процедура проведения

1.Получение каждым участником психологической поддержки от членов группы

Вариант 1.

Каждый ребенок складывает лист бумаги пополам, как поздравительную открытку, кладет на внешнюю сторону открытки свою ладонь, обводит ее карандашом и пишет внутри «руки» свое имя. (Рука является личным символом открытки для других). Затем подросток передает свою открытку соседу слева, который должен написать на рисунке ладони положительные качества участника. Карточки передаются до тех пор, пока каждый не напишет по предложению остальным.

Вариант 2.

Раздать подросткам по листу бумаги и фломастеру. Попросить их написать свои инициалы в правом верхнем углу. Ведущий также подписывает свой листок. Каждый ребенок пишет короткую строчку, с которой будет начинаться поэма. Дальше участник передает свой листок соседу слева, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму. После того как каждый напишет по одной строчке на всех листах, законченная поэма возвращается автору первой строки.

Примеры образца:

Мы много узнали и стали умней…

Наша группа словно цветок….

Мне так хорошо, я знаю так много…..

После того как все поэмы будут написаны,  прочтите сначала свою. Потом спросите, кто еще хочет прочитать свою поэму.

2.Получение обратной связи о занятиях по программе

Раздать участникам группы листы и попросить ответить на вопросы:

- Что больше всего понравилось в занятиях?

- Что не понравилось совсем?

- О чем бы еще хотели узнать?

- Что на ваш взгляд было лишним?

- Какая форма работы понравилась и запомнилась больше всего?

- Что нового узнали?

Некоторые высказывания детей:

- Понравилось  то, что мы откровенно обсудили свои проблемы.

- Анализировали различные мнения.

- Хотелось бы наиболее тонко узнать психологию людей.

- Нашел выход для себя из трудных ситуаций.

- Узнал о себе больше.

- Узнал информацию о вредных привычках.

3.Обсуждение

Предложить желающим прочитать и обсудить свои ответы.

4. Прощание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры-занятия по сенсорному развитию для детей 2-3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития – Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Новогодняя елочка для лесных жителей»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ  «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАР...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Материалы занятий, выступлений, методические разработки , опубликованные на сайте ГКОУ СКОШИ №52 г. Москвы

Здесь вы сможете познакомиться с публикациями на официальном сайте  ГКОУ СКОШИ №52 г. Москвы моих методических материалов, фрагментов занятий, выступлений  на методобъединениях. http://schig...

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практически х занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»

Методическая разработка«Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»...

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...