ИГРА-КОНКУРС "ЗНАТОКИ СКАЗОК"
методическая разработка по теме

Это внеклассное мероприятие ориентировано на обучающихся 5-6 классов специальной коррекционной школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_znatoki_skazok.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринска

ИГРА-КОНКУРС "ЗНАТОКИ СКАЗОК"

Учитель русского языка и литературы

Попова Татьяна Борисовна

2010

Оформление: а) портреты писателей-сказочников (А. С. Пушкин, Г. X. Андерсен, П. П. Ершов, А. Н. Толстой и др.);

б)        иллюстрации и поделки к сказкам;

в)        выставка книг.
Эпиграф.

Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!

А. С. Пушкин

Ведущий (учитель или хорошо подготовленный ученик).

Задание 1. Назовите сказку.

Итак, начинает сказка сказываться.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и ста руха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.

(Русская народная сказка "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо".)

Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.

(Русская народная сказка "Лиса, заяц и петух".)

Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон, Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело.

(А. С. Пушкин. " Сказка о золотом петушке".)

За горами, за лесами, За широкими морями Против неба - на земле Жил старик в своем селе.

(Я. П. Ершое. "Конек-горбунок".)

Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал ва ленки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.

(А. Я. Гайдар. "Горячий камень".)

Награждаются победители медалью "Лучшему знатоку зачина ска зок".

Ведущий. Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит за чины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисо ваны красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познаком лю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета - автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?

На лазоревом платье - частые звёзды, на голове месяц ясный, такая кра савица - не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать.

(Василиса Премудрая - Русская народная сказка. "Царевна-лягушка".) Княгиня - диво: Под косой луна блестит, А во лбу звезда горит, А сама-то величава, Выступает, будто пава. (Царевна Лебедь - А. С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане".)

Эта вовсе не красива: И бледна-то, и тонка, Чай, в обхват-то три вершка; А ножонка-то, ножонка! Тьфу ты! Словно у цыплёнка. (Царь-девица - П. Л. Ершов. "Конек-горбунок".)

Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торча ли кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

(Зверь лесной, чудо морское — С. Т.Аксаков. "Аленький цветочек".) Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной бе лой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, бе лой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: "Здравствуйте, меня зовут..." (Пьеро-А. Н. Толстой ."Золотой ключик, или Приключения Буратино".)

Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранже вую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски... (Незнайка - Н. Н. Носов. "Приключения Незнайки и его друзей".)

Вручается медаль "Лучшему знатоку героев сказок". Ведущий. Вот у нас и появились новые знатоки сказок, которые ге роев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как будут они отвечать на сле дующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше, - тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во мно гих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различ ные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно ука зать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!

Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою.

(Зверь лесной, чудо морское - девице, купеческой дочери - С. Т. Аксаков. "Аленький цветочек".)

Приезжайте, доктор, В Африку скорей И спасите, доктор, Наших малышей! (Телеграмма от Гиппопотама - доктору Айболиту. - К. И. Чуковский. "Айболит".)

Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах рас пускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доста вить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бар хатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катаний.

(Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Короле вы. - С. Я. Маршак. "Двенадцать месяцев".)

В нашем городе строится замечательный дом. Высота его - десять эта жей. Ширина - пятьдесят шагов. Длина - тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников.

(Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять раз жителям го рода. - Э. Н. Успенский.  "Крокодил Гена и его друзья".)

Вручается медаль "Лучшему почтальону".

Ведущий. Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами -письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть! Поэтому наш следующий конкурс вокалистов будет прохо дить в сказочном концертном зале. В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и коты, и волки, и петухи! Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петушка:

Петушок, петушок, золотой гребешок, Выгляни в окошко, дам тебе горошку. А вот петушок спасает котика-братика:

Иду на пятах, несу косу на плечах, Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи. Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, её автора и название. Итак, первый номер нашей концертной программы: Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел, От медведя ушел, И от тебя, лиса, Нехитро уйти! (Колобок. - Русская народная сказка "Колобок".)

Козлятушки, ребятушки! Отопритесь, отворитесь! А я, коза, в бору была, Ела траву шелковую, Пила воду студеную. (Коза. - Русская народная сказка "Волк и коза".)

Птичка польку танцевала На лужайке в ранний час. Хвост налево, нос направо -Это полька Карабас. (Куклы театра Карабаса. - А. Н. Толстой "Золотой ключик, или При ключения Буратино".)

Хоть полсвета обойдешь, Лучше дома не найдешь Никакой на свете зверь, Хитрый зверь, страшный зверь, Не откроет эту дверь. (Поросята. - С. В. Михалков "Три поросенка".)

Кто и в какой сказке "при честном при всем народе" поет песню "Во са ду ли, в огороде"?

(Белка. -А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане".)

Вручается медаль "Участнику сказочного концерта".

Ведущий. Скоро сказка сказывается - не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не про стой - обед-то будет сказочный. Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?

Испекла каравай - рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узо рами мудрёными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, свер ху - птицы летучие, снизу - звери рыскучие.

(Василиса Премудрая для царя. - Русская народная сказка "Царевна-Лягушка".)

Наварила манной каши и размазала по тарелке:

- Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем!

(Лиса - журавлю. - Русская народная сказка "Лиса и журавль".)

  1. Съешь моего ржаного пирожка.
  2. Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!

(Печка - девочке. — Русская народная сказка "Гуси-лебеди".)

Усадили в уголок, Подносили пирожок, Рюмку полну наливали, На подносе подавали. От зеленого вина Отрекалася она, Пирожок лишь разломила Да кусочек откусила. (Семь богатырей - царевну. - А. С. Пушкин. "Сказка о мертвой ца ревне и о семи богатырях".)

Вручается медаль "Участнику сказочного обеда".

Ведущий. Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как по лагается в сказке, у нас "по усам текло, а в рот не попало", но все равно никто, наверное, не скажет, что он ушел с пира несолоно хлебавши! Ведь здесь мы еще больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зай дем в гости к сказочным героям. Догадайтесь, кто и в какой сказке живет по этому адресу. Кто из писателей-сказочников поселил своих героев в та ком доме? Итак, кто, кто в теремочке живет?

Перед ним изба со светелкой, С кирпичного беленою трубою, С дубовыми, тесовыми воротами. (Изба жадной старухи. -А. С. Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке".)

В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой. (Терем семи богатырей. - А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".)

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

                       Ель растет перед дворцом,

                        А под ней хрустальный дом. {Остров Буян,                               княжество Гвидона. - А. С. Пушкин.  "Сказка о царе Салтане".)

Все бока его изрыты, Частоколы в ребра вбиты, На хвосте сыр-бор шумит, На спине село стоит; Мужички на губе пашут, Между глаз мальчишки пляшут... ; (Село на спине Рыбы-кита, Кита Китовича. - П. П. Ершов.  "Конёк-горбунок")

Ведущий. Некоторые ребята пришли не только для того, чтобы уча ствовать в игре, но и сами представляют героев сказок. Давайте угадаем, кто они? (Дети в костюмах сказочных героев приглашаются для защиты костюмов.) Если останется время, - лучшие сказочники класса читают свои сказки.

Подводится итог, награждаются победители. Игра окончена.

Учитель благодарит родителей и детей за подготовку к празднику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Сказки. Виды сказок. Сказки о животных" 5 класс

В разработке приводятся схемы, удобные для объяснения, закрепления и обобщения материала по теме "Сказки"...

Герои сказок и мультфильмов.

Открытый урок-концерт....

Викторина "Знаешь ли ты героев казахских сказок"

Закрепление знаний персонажей казахских народных скзок в виде викторины....

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е....