Герои сказок и мультфильмов.
план-конспект по музыке на тему

Максарова Ольга Петровна

Открытый урок-концерт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Geroi_skazok_i_multfilmov..doc91.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств г. Емва»

Герои сказок и мультфильмов

Конспект урока-концерта учащихся фортепианного отделения.

                                                                                                      Автор

Максарова О.П.

        преподаватель по классу фортепиано

Емва

Март 2008

Цель урока:      Закрепление знаний, умений и навыков, полученных  при

                           изучении  разнохарактерных   программных произведений.

Задачи урока:  

 1.  Совершенствование исполнительского мастерства, расширение концертной практики учащихся ДШИ.

2. Развитие образного мышления, творческой фантазии  ребёнка,                  интереса к фортепианному  исполнительству.

3.    Воспитание сценической и  слушательской  культуры.

4.    Пробуждение у слушателей интереса к обучению в ДШИ.                          

Тип урока                      Урок практического применения знаний и умений.

Вид урока                      Урок-концерт.

Дата проведения           28 марта 2008года

Время проведения        12.00

Место проведения        Зал Детской школы искусств.  

Продолжительность     45 минут.

Исполнители                  Учащиеся фортепианного отделения

Слушатели                     Учащиеся  ДШИ  и  участники  этнолагеря  (Проект                  

                                        «Этноинициатива»).

Преподаватель               Максарова О.П., преподаватель фортепиано, заведующая          

                                         МО фортепианного отделения

Материально-техническое обеспечение урока: рояль.

Физкультминутка  после  исполнения  песенки  трёх поросят из мультфильма «Три       поросёнка».

Присутствующие преподаватели ДШИ:

1.   Ожегова С.В.   преподаватель фортепиано

2.   Клюшина С.В. преподаватель фортепиано

3.   Лапина Л.В. преподаватель теоретических дисциплин, заведующая МО        

      теоретико-хорового отделения,

4.    Кузнецова А.И.  преподаватель теоретических дисциплин

Исполняемые произведения.

Автор и название произведения

Исполнитель

Кл

Педагог

1

И.Блинникова.   Парма.

Кормилицына Я.

4

Ожегова С.В.

2

Г. Галынин.      Зайчик.

Суханова  Юлия

1

Ожегова С.В.

3

Б. Чайковский.Песенка волшебного горшочка из м/ф по  сказке  Г.Х.Андерсена  «Свинопас»

Остапович Катя

1

Ожегова С.В.

4

Русская народная песня                   Весёлые гуси

Геворгян Ксения

1

МаксароваО.П.

5

А.Руббах.               Воробей.        

Торлопова Анна.

1

Ожегова С.В.

6

Латв. песенка   Кукушечка.              

Раскита  Саша

1

МаксароваО.П.

7

Д.Кабалевский.        Клоуны.

Волков Максим  

2

Ожегова С.В.

8

Уайт. Песенка трёх поросят из м/ф «Три поросёнка».

Ансамбль

Остапович  Катя

Суханова  Юлия

1

Ожегова С.В.

9

И.Блинникова.  Полька трёх поросят.

Савина  Ирина

4

МаксароваО.П.

10

С.Прокофьев.         Кошка.

Ансамбль

Белкина  Ульяна

Раскита  Саша

1

МаксароваО.П.

11

М.Шмитц.   Кошачий парад.

Ансамбль

Коновалова  Лена

Окулова  Лера

5

МаксароваО.П.

12

Д.Кабалевский.        Клоуны.

Ершова Арина

2

МаксароваО.П.

13

К.Хачатурян.          Помидор.

Ансамбль

Юрлова Лиза

Максарова  О.П.

Вып.

МаксароваО.П.

        Ход урока

Организационная  часть   (1минута).

     Приветствие, знакомство с  ведущей.

     Объявление темы урока.      

Основная часть   (42 минуты).

Преподаватель: Ребята, сегодня у нас необычный урок: юные артисты, учащиеся фортепианного отделения, нарисуют для вас звуковыми красками музыкальные картинки. И в этих картинках вы узнаете героев сказок и мультфильмов. Музыкальные произведения, которые рассказывают нам о каком-либо явлении или герое, называются программными. Как правило, они имеют название, которое нам говорит, о чём рассказывается в этом произведении.  А для исполнителя название говорит о том, как надо сыграть произведение,  какими средствами создать образ.

 Как вы  думаете, где   чаще всего происходят чудеса в сказках?      

Дети:  В лесу.

Преподаватель: Осенней зорькой розовой

                              На поиски чудес

                              Вошёл я в лес берёзовый,

                              Осенний дивный лес. 

  • Исполняется пьеса  И. Блинниковой    «Парма».

(Кормилицына  Ярослава).  

Преподаватель:  Вы  прослушали пьесу «Парма» И. Блинниковой (она живёт в Сыктывкаре,  пишет много музыки для  детей).    Расскажите, что вы услышали: какой лес? Какие средства использовала композитор для создания образа?

Дети:   Могучий, тёмный лес изображают аккорды, низкий регистр, медленный темп, а когда лес освещается солнцем, звучит мажор,  регистр средний и высокий.

        Преподаватель:   А кто живёт в лесу? Каких героев  сказок – лесных жителей –

вы  знаете?  Кто такой: в гору бегом – с  горы кувырком?  

        Дети:   Заяц.

         Преподаватель:  Подумайте, какая должна быть пьеса?

        Дети:   высокий регистр, allegro[1], staccato[2], мажор[3].

  • Исполняется пьеса  Г. Галыниа    «Зайчик    (Суханова  Юлия) 

        Преподаватель: Вот  что  говориться  в  очень    знакомой    сказке  о  волшебном    котелке: «Котелок  был  кругом  обвешан бубенчиками, и когда в котелке что-нибудь      кипятилось,  они  названивали  старинную  песенку:

                                          Ах,  мой милый Августин,

                                          Всё  прошло,  прошло,  прошло!

Что это за сказка?                                          

Дети:   Г.Х.Андерсен. Свинопас.

Исполняется Песенка волшебного горшочка из мультфильма по сказке  Г.Х.Андерсена  «Свинопас»             (Остапович Катя)                                                                               

        Преподаватель: Жили у бабуси  два весёлых гуся.

                                   Один серый, другой белый.  

                                   Два весёлых гуся.

  • Исполняется русская народная песня  Весёлые гуси  в  переложении  для

фортепиано    (Геворгян  Ксения).

        Преподаватель: Что вы можете сказать об этих песенках?

Дети:   Обе песенки в среднем регистре, legato[4], в темпе речи, мажор.

Преподаватель: Воробей по лужице   прыгает и кружится.

                                   Пёрышки взъерошил он,  хвостик распушил.

                                   Погода хорошая! Чил-чив-чил!  

Послушайте пьесу «Воробей» и обратите внимание на то,  как композитор передаёт чириканье воробья.

  • Исполняется  пьеса  Рубаха           «Воробей»          (Торлопова  Анна).   

 Преподаватель: Догадайтесь:  о ком  следующая музыкальная  картинка?    

Исполняется  Латвийская  песенка «Кукушечка» в переложении  для  фортепиано          (Раскита Александра)    

Преподаватель:  Как передаётся в музыке чириканье воробья и голос кукушки?

Дети:   Чириканье изображают украшения (форшлаги), голос кукушки – интервал терция.

Преподаватель: А кто является героем  мультфильмов   про  цирк?

Дети:  ……  клоуны.

Преподаватель: Обратите внимание на клавиатуру: пальцы исполнителя «бегают» то вверх, то вниз, то на чёрную, то на белую клавишу; в музыке слышны прыжки (и рука исполнителя «прыгает»). Музыка изображает весёлых кувыркающихся клоунов.

  • Исполняется пьеса Д. Кабалевского «Клоуны».        (Волков  Максим).    

Преподаватель: У кого короткий хвост крючком?

                    Кто копает землю пятачком?        

Дети:  Поросёнок.

Преподаватель: Знаете вы  сказку про поросят?  (С.Михалков. Три поросёнка.)

  • Исполняется  песенка трёх поросят из мультфильма «Три поросёнка»

 (Ансамбль:  Остапович  Катя,  Суханова  Юлия).

      Преподаватель: Давайте мы с вами покажем, как поросята прогоняют волка: встаньте и громко потопайте. (Физкультминутка). Молодцы, садитесь.

          И. Блинникова написала  пьесу «Полька трёх поросят».   Очень понятная музыкальная картинка:  секунды во вступлении передают хрюканье весёлых поросят, в средней части  ясно слышен волк в малой октаве, а в конце можно представить, как волк вылетел в трубу, и поросята упали от смеха.

  • Исполняется  пьеса И. Блинниковой  «Полька трёх поросят»

 (Савина  Ирина).   

        Преподаватель:  Рыжий кот осенними листьями шуршит,

                                    Возле стога с сеном мышек сторожит.

                                    Тихо  притаился он в траве густой

                                     И с кустами слился шубкой золотой.

Как вы думаете, какая музыка должна быть в пьесе?

        Дети:  Темп умеренный, staccato мягкое, скачки в мелодии, тихий звук.

  • Исполняется  пьеса  С.Прокофьева        «Кошка».  

(Ансамбль: Белкина   Ульяна,   Раскита  Александра).      

        Преподаватель:   Следующая пьеса называется    «Кошачий парад».    Какой должна  быть музыка в этой пьесе?                                                                                      

Дети:    Громкая,  смелая, марш.      

Преподаватель: Правильно.    Но обратите внимание на серединку: мелодия  legato говорит о том, что коты бывают ласковыми.                                                                                                                                                                                     

Исполняется пьеса М.Шмитца    «Кошачий парад»  (Анс. Коновалова Е., Окулова В.)  

Преподаватель: Сейчас прозвучит произведение, которое вы уже слышали.

  • Исполняется пьеса Д. Кабалевского «Клоуны».         (Ершова Арина)

Преподаватель: Вспомнили?  

Дети:  Да. Это пьеса «Клоуны».

Преподаватель:  Верите – не верите, мы родом из Америки.

                                    В сказке мы – синьоры, на грядке – …

Дети: Помидоры.

Преподаватель: А в какой сказке помидор стал синьором?

Дети:   Чипполино.

Преподаватель: Композитор Карен Хачатурян написал балет «Чипполино». Фрагмент из балета прозвучит в переложении для фортепиано в 4 руки.  Послушайте пьесу К.Хачатуряна  «Помидор»    и  расскажите   о нём всё,  что вы услышите.

  • Исполняется пьеса К.Хачатуряна  «Помидор».  

 (Ансамбль:  Юрлова Елизавета,  Максарова О.П.)  

         Дети:   Минор и тяжёлый бас рисуют грозного, злого помидора, но быстрый темп и весёлая мелодия говорят нам, что его никто не боится, что над ним смеются.

Заключительная часть  (2 минуты) 

Преподаватель: Наш урок подошёл к концу. Вопросы по пройденному материалу:

  • Какие произведения называются программными?
  • Вспомните героев сегодняшнего концерта.
  • Какими способами были  выражены характеры героев?

Ноты прозвучавших произведений вы можете взять у исполнителей или своих преподавателей.                                                                                          

Подведение итогов урока.


[1] Скоро, весело (ит.) – темп  исполнения.

[2] Отрывисто (ит.) – способ звукоизвлечения.

[3] Светлый (ит.) – музыкальный лад.

[4] Связно (ит.) – способ звукоизвлечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у героев сказок"

План-конспект внеклассногомероприятия "В гостях у героев сказок" для 5 класса...

"В гостях у героев сказок"

План-конспект внеклассногомероприятия "В гостях у героев сказок" для 5 класса...

Викторина "Знатоки сказок и мультфильмов"

Данная викторина поможет детям расширить свои знания о мире мультфильмов....

Презентация "Знатоки сказок и мультфильмов"

Данная презентация является дополнением к викторине "Знатоки сказок и мультфильмов"...

Сборник сказок и мультфильмов о Волжских богатырях

Сборник сказок и мультфильмов о Волжских богатырях по мотивам татарского, русского, чувашского, марийского, мордовского, удмуртского фольклора....