Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд
материал по музыке на тему

Ганоцкая Наталья Андреевна

Разработка открытого урока по фортепиано на тему:

«Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Андерсена)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_otkrytogo_uroka_2.doc60 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс

интернат-лицей искусств»

Разработка открытого урока по фортепиано на тему:

«Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Андерсена)».

Выполнила

преподаватель

по классу фортепиано

Ганоцкой Натальи Андреевны

г. Керчь

2015 г


Тема урока:

Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов В.Ходоша «У лукоморья» (по мотивам сказок А.С.Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена (по мотивам сказок Г.Х.Андерсена).

Преподаватель: Ганоцкая Наталья Андреевна, преподаватель по классу фортепиано.

Ученицы: Лищук Настя 1. кл., Вислоушкина Настя, 3кл.

Цель урока:

Максимально активизировать творческую фантазию и образное мышление ученика с помощью освоения музыкально-технических навыков, опираясь на подтекстовку и программность сказочных персонажей.

Задачи урока:

- Проработать и закрепить приемы звукоизвлечения, соответствующие характеристикам сказочных образов.

-  Работать над выразительностью музыкального языка, над преодолением исполнительских трудностей.

Развивающие:

- расширить представление обучающегося о тембровом разнообразии фортепиано;

-  закрепить навык самостоятельного анализа и самостоятельной работы изучаемого произведения;

-  развивать творческую фантазию и образное мышление, активизировать слуховой контроль, внутренний слух.

Воспитательные:

-  воспитывать творческое отношение к работе над техническим развитием;

- воспитывать любовь к ярким, музыкально-выразительным средствам исполнения;

- воспитывать интерес к музыке, эстетический вкус;

- воспитывать усидчивость, собранность.

Методические приемы:

- словесный, наглядный, исполнительский;

- активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

- прямая и наводящая формы воздействия;

- развитие мышления.

Оборудование:

-  два инструмента фортепиано, стулья, рисунки, нотные пособия, сборники сказок Г.Х.Андерсена и А.С.Пушкина с иллюстрациями.


Применение педагогических технологий:

Здоровьесберегающая:

-  развивать мышцы пальцев, правильно организуя пианистический аппарат, снимать мышечные зажимы, положительно влияющие на память, интенсивно ее развивая;

- чередование различных видов деятельности.

Предварительная подготовка:

- разучивание музыкальных произведений.

- чтение сказок А.С. Пушкина и Г.Х. Андерсена и анализ сказочных героев в них.

- составление подтекстовок, помогающих раскрыть образы в исполняемых пьесах.

- импровизация по составленной гармонической сетке в двух тональностях на сказочные образы.

Репертуарный план:

1.  В. Ходош «Золотой петушок».

2.  Е. Геллер «Гадкий утенок».

3.  Импровизация на образ «Гадкого утенка».

4. В. Ходош «Царевна-Лебедь».

5.  Е. Геллер «Новое платье короля».

6.  Импровизация на образ «Царевны-Лебедь».

План урока:

1.  Организационный момент.

2.  Вступительная творческая часть.

3.  Работа с музыкальным репертуаром,

4.  Итог урока.

5.  Домашнее задание.

Используемая литература:

-  фортепианные сборники В. Ходош «У лукоморья» и  Е.Геллер «Сказки Андерсена»;

- Т.Смирнова Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации;

- А.Шмидт-Шкловская «О воспитаний пианистических навыков»;

- сборники сказок А.С.Пушкина и Г.Х.Андерсена.

Ход урока:

1.  Организационный момент.

2. Вступительная часть на тему: «Понятие  «музыкальный  сказочный образ».

Волшебный, причудливый, фантастический мир сказочного творчества всегда находил и находит свое выражение в музыке. Все больше современных композиторов обращаются к этой благодатной теме. Где разные облики сказочных героев, все богатство мира сказок получило свое звуковое выражение. Музыка воссоздает сказочные образы в звучаниях, добавляя этим образам небывалую красочность. Используются все музыкальные средства - от гибких прихотливых мелодических линий до тембрального разнообразия оркестрового звучания. Сочинения на сказочные темы способны внести свежую струю в музыкальные занятия. Они будят творческое начало в ученике, способствуют его личностному росту. А музыка, в основе которой лежит сказочная образность, обращаясь к чувствам и эмоциям маленьких исполнителей, а также и слушателей, формирует у ученика музыкально-образное мышление. Программное содержание, а так же составленные подтекстовки пьес, захватывают ученика в процессе изучения. Оно побуждает его к наиболее точному воспроизведению авторского текста с помощью отработанных на уроках и дома музыкально-технических навыков и умений. Это таких, как правильное звукоизвлечение, грамотное выполнение штрихов и динамических оттенков, точное соблюдение ритмических указаний, определение исполнительского темпа, педализация, активизация слухового контроля. Немаловажную роль в раскрытии художественного образа в исполняемых пьесах играет подтекстовка, которая опирается на содержание сказок и их выражение в музыке ранее перечисленных средств музыкальной выразительности. Вся эта работа приводит в конечном результате к яркому, осмысленному, выразительному, одухотворённому образному исполнению. Работа над созданием музыкальных сказочных образов способна повысить мотивацию у детей в обучении музыкальному исполнительству, сочинению, импровизации.

Сегодня буду исполнены новые, небольшие по своему размеру и доступные в техническом отношении фортепианные пьесы современных российских композиторов, будет показана работа над художественными образами в программных фортепианных произведениях младших и средних классов.

3. Последовательность работы над художественным содержанием исполняемых пьес.

а) Лищук Настя исполнила пьесу В.Ходоша «Золотой петушок».

Пьеса состоит из вступления, основной части и заключения (репризорное повторение вступления). Эти крайние части учимся исполнять в умеренном темпе с подтекстовкой как бы имитируя пение петушка, сидящего на шпиле дворца: «Кири-ку-ку! Кири-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку!» (1-4 тт).

        - учились настраиваться на смену темпа на последних аккордах вступления, на отчётливое быстрое движение восьмых нот, опираясь на подтекстовку: «Собирайтесь, собирайтесь, на войну с врагом сражаться» (5-6 тт.).

        - работали над синхронным движением в руках, применяя необходимые технические приёмы (пальцевое стаккато, нон легато, чередование их в руках).

        - работали над динамических планом в основной части от пиано до кульминационного форте, создавая образ решительного движения царской рати и конницы, боя и яркой победы, опираясь на подтекстовку: «Бой, страшный, бой, правый» (19-20 тт.).

        - учились передавать радость и ликование победы в конце части, опираясь на слова: «Победили, победили мы!». Добивались единого общего движения в арпеджио вверх при сменяемости рук (23-24 тт.).

        После проведённой работы над пьесой ученица исполнила её убедительно, осмысленно, наполнив ярким художественным содержанием.

        Дома необходимо будет закрепить полученные знания и навыки на уроке.

        б) Лищук Настя исполнила пьесу Е. Геллера «Гадкий утёнок».

        Эта миниатюра имеет одночастное строение. Образ утёнка отражается в музыкальной теме, которая проводится трижды в пьесе. Сначала тема звучит в верхнем регистре печально, жалобно (используется композитором на первой доле форшлаг для передачи жалобных интонаций) (1-4 тт.). В исполнении можно опираться на слова «Боюсь я, боюсь я, страшно всё вокруг». Но с каждым разом тема звучит ярче, увереннее, обогащается фактура мелодии и сопровождения, расширяются регистровые рамки (8-11 тт.). и (16-19 тт.).

        - работали над артикуляционной выразительностью каждой фразы, темы, опираясь на подтекстовку и характер исполнения.

        - работали над динамикой, создавая развитие образа и подводящей к кульминации в третьем проведении темы.

        - проучивали хроматические терцовые ходы разными техническими приёмами, добиваясь лёгкого, отчётливого звука пальцевого стаккато на общем ведении руки (7 тт.) и (15 тт.).

        - работали над сложным метроритмом (13 тт.) и (20-21 тт).

        - работали над педализацией, придавая звучанию новые краски, тембр, полноту, охватывая широту регистров.

        При повторном исполнении ученица больше прониклась в содержание сказочного образа, прочувствовала необходимое звукоизвлечение и в результате исполнение было более образное.

        Лищук Настя исполнила импровизацию на образ «Гадкий утёнок».

        - перед исполнением сначала составили гармоническую сетку из проведения хроматического хода баса и далее «Терцового хода» в частях.

        - определили тональный план: исполнение в тональности ля минор и во 2-ой части отклонение в субдоминантовую тональность (ре минор), определили размер.

        - согласно характера образа была определена  фактура в левой руке (шагающий хроматический ход через тоническую терцию движением восьмых длительностей).

        - опираясь на подготовленную таким образом левую руку, правая рука исполнялась импровизационно, сразу.

        Дома импровизацию играть в тональностях соль, ре минор.

        г) Вислоушкина Настя исполнила пьесу В. Ходоша «Царевна-Лебедь».

        Пьеса состоит из вступления, двух частей (простая двухчастная форма и заключения в которых композитор смог изобразить сказочные превращения лебедя в прекрасную царевну и обратно в лебедя, плывущего в волнах).

        - работали над вступлением, над арпеджированными аккордами, имитируя всплеск волн, опираясь на подтекстовку «за морем чудо есть» 1-4 тт.).

        - работали над певучим, глубоким звучанием мелодии в правой руке используя (большие) подушечки пальцев на большом дыхании фразы, опираясь на подтекстовку «Белая лебедь плещется в волнах морских» (5-8 тт.).

        - добивались в левой руке плавного гибкого кистевого объединения звуков арпеджио в единую линию сопровождения (5-8 тт.).

        - добивались прозрачного, хрустального звука в верхнем регистре во второй части, создавая образ царевны, здесь используется смена, игра тональностей (22-29 тт.).

        - работали над педалью, здесь она как колористическое средство и придаёт звучанию объёмность, полноту.

        Во время работы максимально активизировался слуховой контроль, образное мышление, представление, что ведёт к созданию художественного сказочного образа. Дома необходимо продолжить направление классной работы.

        д) Вислоушкина Настя исполнила пьесу Е. Геллера «Новое платье короля».

        Пьеса написана в форме рондо. Рефрен – это музыкальный образ короля, торжественный, величественный и в тоже время ироничный. Иронию передают форшлаг, увеличенное трезвучие и как бы присказки в конце мотивов со сменой регистров: «Жил был один король, жил да был» (2-3 тт.).

        Первый эпизод – это образ обманщиков портных на словах и жестах шьющих новое платье королю (15-19 тт.).

        Второй эпизод – это образ придворных и жителей города лживо восторгающихся новым платьем короля (31-34 тт.). и только ребёнок из толпы раскрывает весь обман (35-38 тт.).

        - работали над характером марша в рефрене, над динамикой основной фразы и как бы вторящих присказок к ним (2-3 тт.).

        - работали над лёгким, прозрачным звуком пальцевого стаккато и на общем объединяющем движении, опираясь на подтекстовку (15-19 тт.) «здесь уборка, здесь у нас замок».

        - работали над хроматическими ходами терций в первом эпизоде, разными техническими приёмами добиваясь лёгкости и артикуляционной выразительности, отчётливости.

        - учились заранее предслышать, и настраиваться на другой образ, опираясь на подтекстовку, например на второй эпизод в конце рефрена на паузах «ах, какое платье, как прекрасно платье», восторгались все.

        - работали над динамическим развитием образов в каждой части.

        - педаль в пьесе подчинена художественному содержанию.

        Ученица активно работала и выполнила все рекомендации во время занятия и её повторное исполнение пьесы приобрело большую осмысленность и яркость каждого образа.

        Дома вести работу согласно полученным рекомендациям.

        е) Вислоушкина Настя исполнила импровизацию на образ «Царевна – Лебедь».

        - гармоническая сетка была подготовлена заранее с использованием хроматического хода, баса, «терцового хода». Заранее была определена фактура в левой руке в сменяющих друг друга арпеджио согласно характеру образа.

        - определено двухчастное строение импровизации с отклонением во второй части в субдоминантовую тональность так же использую хроматический ход.

        - правая рука исполнялась импровизированно, сразу было сыграно её несколько вариантов согласно художественному образу.

        Дома импровизацию играть в тональностях до двух знаков.

        4. С задачами, поставленными во время урока, обе ученицы справились очень хорошо. Опираясь на художественное содержание сказочных образов, удалось активизировать творческую фантазию и образное мышление у учениц.

        Работая в пьесах над характером, темпом, звукоизвлечением, артикуляцией, динамикой, педализацией, техническими приёмами и опираясь на программность и сочинённые подтекстовки, ученицам удалось ярче создать художественные образы сказочных героев, а творческая фантазия и развивающее образное мышление и внутренний слух помогли им создать интересные импровизации. Работа ученика на уроке оценена на отлично.

        5. Домашнее задание ученицы получили в ходе работы над каждой пьесой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 5 классе "По мотивам сказок А.С.Пушкина"

Данный урок предназначен для использования в рамках интегрированной недели "Искусство+", а также - в качестве самостоятельного материала. В комплекте представлены конспект урока и презентация с видео-...

Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....

Конспект открытого урока «Основы компьютерной грамотности» Тема: Работа с объектами: Перемещение объектов. Переименование объектов.

Овладение операциями  перемещения  и переименования объектов. Формирование знаний и умений основных  приемов перемещения  и переименования объектов....

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...

Разработка открытого урока в классе фортепиано на тему "Работа над музыкальным образом"

Технологическая карта и конспект открытого урока в классе фортепиано с презентацией.Тема урока:_ «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»Цель  урока:  Формирование представлений ...

Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.

Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе....

Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: "«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения....