Презентация "Коррекция дизорфографии у учащихся с ЗПР"
презентация на тему

Коррекция дизорфографии у учащихся с ЗПР . Краткое содержа 

Краткое содержание программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_martynenko_e.n._zpr_programma.ppt80.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекция дизорфографии у учащихся с ЗПР

Слайд 2

Учебная (коррекционно-развивающая) программа логопедических занятий по преодолению дизорфографии и трудностей формирования навыка письма у учащихся 5-7 класса опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса письма в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми с ЗПР. Программа составлена в соответствии с государственным стандартом по письму в средней школе и в соответствии с определением дизорфографии в современной коррекционной педагогике. Она отражает современные научные данные по теории и методике коррекционной работы, современные достижения в области психологии. Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, Д.Б.Элькониным. В ней нашли отражение работы ряда ученых (Р.И.Лалаевой, Л.Г.Парамоновой, Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса.

Слайд 3

Программа предназначена для работы с учащимися 5-7 классов ГБС(К) ОУ VII вида. Большинство детей с ЗПР имеют те или иные дисграфические нарушения, которые в средней школе переходят в стойкую дизорфографию. У детей данной группы имеется выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Дизонтогонез такого рода сказывается на формировании предпосылок интеллекта, внимания, памяти, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации, речевых навыков. Нарушения предпосылок интеллекта влияют весьма существенно на усвоение школьных навыков, особенно если одновременно страдает несколько из них. Для детей данной группы характерны нарушения фонематического анализа слов и предложений, фонематического восприятия, аграмматизмы и оптические нарушения.

Слайд 4

У вышеназванной группы школьников имеются следующие особенности процесса письма: искажение структуры слова (пропуски гласных и согласных букв, вставки букв и слогов, слияния нескольких слов в одно); - слияние предлогов со словами; - недоразвитие слухового внимания; - несформированность количественных и пространственных представлений и процессов; несформированность фонематического анализа и синтеза, бедность фонематических представлений, их неточность, недифференцированность. - затруднение анализа оппозиционных фонем; - замена фонем по акустико-артикуляторным признакам; - замедлена скорость письма; - значительные проблемы в развитии лексико-грамматического строя речи; - замены букв, сходных в начертании; - аграмматизмы.

Слайд 5

Программа основана на материале, учитывающем более сложный, уровень школьных знаний, умений, навыков. Она отмечается более высоким теоретическим уровнем и логикой организации курса знаний. У учащихся формируется более осознанный интерес к языку, становится возможен анализ различных его сторон: словарный, фразеологический и звуковой состав; соотношение между звуками и буквами; уточняются лексико-грамматические разряды слов; словообразование; орфография; синтаксической строй. Осознанно усваиваются системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомление с особенностями двух форм языка – устной и письменной. Уже можно ориентироваться на формирование у школьников данной возрастной группы приёмов теоретического анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся и чувству языка, а также потребности и способности достижения выразительности и ёмкости языка, его лексического богатства.

Слайд 6

Цель программы состоит в формировании навыков грамотного письма у учащихся 5-7 классов. Задачи курса обучения: - Совершенствование неречевых психических функций, участвующих в процессе письма; - Коррекция несовершенного навыка письма; - Совершенствование навыка письма. Программа занятий составлена в соответствии с основными принципами: - единства диагностики, коррекции и развития; - онтогенетического подхода; - деятельного характера знаний; - доступности; - дифференцированного индивидуального подхода; Структура курса: - Логопедическая диагностика; - Формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе письма; - Коррекция несовершенного навыка письма; - Совершенствование навыка письма.

Слайд 7

Формы работы: подгрупповая и индивидуальная. Общая продолжительность курса – 72 занятия, продолжительность занятие 40 минут. При использовании программы необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребёнка, более глубоко подходить к индивидуальному планированию занятий. Время освоения содержания каждого раздела курса сугубо индивидуального. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение. Программа реализуется на индивидуальных и подгрупповых занятиях (2-4 человека). Комплектование групп осуществляется по результатам проведенного логопедического обследования.

Слайд 8

Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании. Для этого при первичном и заключительном обследовании детям предлагается написать под диктовку незнакомые аналогичные по сложности тексты. Состояние навыка письма осуществляется по критериям: скорость письма, количество и качество ошибок, осознанность письма. Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка письма учащихся, замеченное учителем, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких качеств личности, как: способности к самостоятельной организации своей деятельности; способности осуществлять контроль за собственным письмом: умения использовать полученные навыки в новых условиях.

Слайд 9

Задание. Прочитать слова, написанные разным шрифтом. 1. Я с Б г л Л О и р К у ш в О а а 2. л М и А Н м Д о А Р н И Н 3. М к А л Л у б И н Н и А к а 4. с К м о Р Ы р Ж о д О В и Н н И а К 5. В а к И б р Н и О и Г Р в к и А о Д с 6. Ч г Е в Р р и Е а ш Ш н Н н а Я т я 7. о И р Ф З е и Ю н х и М к и и 8. А б п Н а е А р Н н с А и а С к н . Задание. Прочитать слова, написанные разным шрифтом. 1. т А т р о а В л Т л к О е й Б б с у У с С и 2. Т с м Р А е а М т м В о А р л Й е о т 3. в с М е а О р Т м т о О л о Ц е И к т К а Л т 4. Г к п Р а У а р З О о т В х И о е К р д 5. к р Л о р а О а к Д б е л К ь т А а 6. Я э м л Х е к а т Т ш р А и и ч к н а а 7. в С м е л А о М о с От и п п С е е В д д А Л 8. Т э к б Р А с у К к к Т а с О в и Р а р т ор

Слайд 10

Спасибо за внимание !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дизорфографии у учащихся 5 – 6 классов на занятиях по русскому языку

Коррекция дизорфографии у учащихся 5 – 6 классов на занятиях по русскому языку                  ...

Конспект логопедического занятия по профилактике дизорфографии для учащихся 6 класса по теме: "Словарные слова"

При проведении данного занятия учащиеся, выполняя логопедические задания на развитие навыка языкового анализа, синтеза, отрабатывают 14 словарных слов, изучаемых в 6 классе, и записывают их в кле...

КОРРЕКЦИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ

Дизорфография-избирательное нарушение письменной речи, наиболее часто встречающееся расстройство среди учащихся общеобразовательных школ. Особая социальная значимость эт...

Рабочая программа по коррекции дизорфографии у учащихся 5 классов

Резкое увеличение числа учащихся с дефектами речи, предъявление более высоких требований к работе логопеда, отсутствие четкого планирования коррекционной работы с учащим...

Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.

Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...

Профилактика и коррекция дизорфографии у учащихся с ОВЗ

Конспект занятия с логопедом учащихся 7 класс по теме "Безударные гласные в корне слова"...

Программа "Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы"

Наиболее распространенной формой нарушения письменной речи у учащихся массовых школ является дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза.  Начиная со 2 класса, в письменных работах н...