Конспект логопедического занятия по профилактике дизорфографии для учащихся 6 класса по теме: "Словарные слова"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Авдеева Елена Анатольевна

При проведении данного занятия учащиеся, выполняя логопедические задания на развитие навыка языкового анализа, синтеза, отрабатывают 14 словарных слов, изучаемых в 6 классе, и записывают их в клетки кроссворда. Словарные слова: триста, салфетка, природа, квартира, штукатур, причина, генерал, богатырь, профессия,искусство, перила,приготовить, заглавие, гараж.

Разработка данного занятия будет полезна как учителям-логопедам, работающим с учащимися 6 классов коррекционных школ, так и учителям русского языка, которые найдут разнообразные виды заданий для представления учащимся новых словарных слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия по  профилактике дизорфографии

для учащихся 6 класса по теме: «Словарные слова»

Автор - составитель:

Авдеева Елена Анатольевна,

                                  учитель-логопед высшей квалификационной категории

Темы:

Логопедическая: Совершенствование навыка языкового анализа, синтеза.

Грамматическая: Правописание слов с непроверяемой безударной гласной.

Цель: профилактика дизорфографии

Задачи:

1.Совершенствование звуко-буквенного, фонематического, слогового анализа, синтеза.

2.Совершенствование навыка чтения.

3.Развитие зрительного внимания, словесно-логического, образного  мышления.

4. Актуализация знаний учащихся об изученных частях речи.

5. Развитие умения подбирать обобщающие слова.

6. Развитие зрительно-пространственной ориентировки.

7. Развитие умения работать с кроссвордом.

Оборудование:  карточки с заданиями, ручки, тетради, индивидуальные кроссворды для заполнения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.

- Переставьте буквы, запишите получившиеся слова в выделенные клетки кроссворда.

8

3

6

9

2

1

4

7

5

4

3

5

1

2

Ы

О

Р

Е

Л

С

В

Н

А

В

О

А

С

Л

- Сегодня на занятии вы будете работать с кроссвордом, и тренироваться в написании словарных слов. Слова записывайте по горизонтали.

II. РАБОТА С КРОССВОРДОМ.

,,,

1. Разгадайте ребус.                                                                     

  3    +  

(цифра)

Учащиеся записывают: триста.

2. «Доскажи словечко».

Коль испачкался конфеткой,

Вытри ротик свой… (салфеткой).

Учащиеся записывают: салфетка.

3. Соберите словарное слово, выполнив задания:

-запишите только существующую приставку

З, РОЗ,  ПА,  ПРИ, К

- в русском языке у существительных можно определить мужской, женский и средний   … (род)

- запишите только союз

НА,  ДО,  К,  С,  А,  НАД

Учащиеся  записывают: природа.

4. «Цветовой квадрат». 

Соедините буквы только в зелёных квадратах, двигаясь слева направо, сверху вниз.

С

К

Л

О

Т

В

Ж

У

А

Б

Г

О

Р

Е

П

Т

Л

И

Г

З

Р

И

А

М

Учащиеся записывают: квартира.

5. «Звуковая линейка». 

Выделите 2 звук из названий картинок, запишите соответствующие буквы, переставьте их.

- 1

- 6

- 4

- 2

- 8

- 3

- 2

- 7

Учащиеся записывают: штукатур.

6. Дополните предложение.

Я отсутствовал на уроках по уважительной…(причине).

Учащиеся записывают: причина.

7. Прочитайте словарное слово через букву, начиная с первой.

Г Р Е М Н О Е С Р В А Т Л

Учащиеся записывают: генерал.

8. «Сосчитай»

Рассмотрите квадрат и шифр к нему. Определите, какое математическое действие надо осуществить с цифрами квадрата, чтобы получилось число, соответствующее букве согласно шифру. Правильно произведите вычисления. Вы узнаете словарное слово.

1

6

7

8

9

2

О

Б

Ь

С

3

А

Г

У

Л

4

Ж

Ы

Р

Ш

5

В

Д

Н

Т

1-я буква – 14;  2 –я буква – 12;   3 –я  буква – 21;   4 –я буква – 18

5 – я буква – 45;  6 –я буква – 28;   7 –я буква – 32;  8 –я буква -16

Учащиеся записывают: богатырь.

9. Назови одним словом.

МАЛЯР,    ШАХТЁР,    СВАРЩИК,    ТОВАРОВЕД.

Учащиеся записывают: профессия.

10. « Шифровка».

        - С             - О                           - И                      - К                          - Т                      -В                 - У

                         

Учащиеся записывают: искусство.

11. Последовательно соедините вторые слоги имён существительных, назовите словарное слово.

ВАЖНО, ОПЕРА, ВЫХОДИТЬ, КУРИЦА, ВКУСНЫЙ, ШАГАТЬ, СТРЕЛА

Учащиеся записывают: перила.

12.Выделите из слов соответствующие слоги, соедините их.

ПРИЧИНА – 1

ГОРОД – 1

ЗОЛОТО – 3

ЗАВИТЬ – 2

Учащиеся записывают: приготовить.

А

13.Прочитайте слово, собрав буквы только в четырёхугольниках.Р

Д

Л

О

  Г

  З

А

П

З

                                                                                                                 

  У

Ы

                                                                                                  П

   Е

    И

 В

Учащиеся записывают: заглавие.

14. «Доскажи словечко».

День прошёл, и спит уже

Грузовик наш в…(гараже).

Учащиеся записывают: гараж.

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.

Заполненный кроссворд

1

Р

И

С

Т

А

2

А

Л

Ф

Е

Т

К

А

3

Р

И

Р

О

Д

А

4

В

А

Р

Т

И

Р

А

5

Т

У

К

А

Т

У

Р

6

Р

И

Ч

И

Н

А

7

Е

Н

Е

Р

А

Л

8

О

Г

А

Т

Ы

Р

Ь

9

Р

О

Ф

Е

С

С

И

Я

10

С

К

У

С

С

Т

В

О

11

Е

Р

И

Л

А

12

Р

И

Г

О

Т

О

В

И

Т

Ь

13

А

Г

Л

А

В

И

Е

14

А

Р

А

Ж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии с учащимися 1 класса (ФФНР)

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии с учащимися 1 класса...

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР

Тема: Звуки [х] и [х′] . Буква Х хЦель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуко...

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР

Тема: «Звуки [Н] - [Н’]. Буква Н»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [Н] и [Н’], закрепить образ буквы «Н».Задачи...

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР

Тема: «Звуки [М] - [М’]. Буква М»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [М] и [М’], закрепить образ буквы «М».Задачи...

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР

Тема: «Звуки [Л] - [Л’]. Буква Л»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [Л] и [Л’], закрепить образ буквы «Л».Задачи...