Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР
план-конспект

Тема: «Звуки [М] - [М’]. Буква М»

Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [М] и [М’], закрепить образ буквы «М».

Задачи:

—  закрепление навыков чёткого произношения и различения звуков [Н] и [Н’] в устной речи;

— закрепление графического изображения буквы «Н»;

— развитие фонематического и зрительного восприятия;

— развитие рече-слухового анализа и синтеза;

— развитие фонематических представлений;

— развитие навыка звуко-буквенного анализа;

— развитие графо-моторных навыков и пространственных представлений;

— развитие связной речи;

— воспитание навыков учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции);

— воспитание работы в коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frontalnoe_zanyatie_m.docx954.65 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ОНР

Тема: «Звуки [М] - [М’]. Буква М»

Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [М] и [М’], закрепить образ буквы «М».

Задачи:

—  закрепление навыков чёткого произношения и различения звуков [Н] и [Н’] в устной речи;

— закрепление графического изображения буквы «Н»;

— развитие фонематического и зрительного восприятия;

— развитие рече-слухового анализа и синтеза;

— развитие фонематических представлений;

— развитие навыка звуко-буквенного анализа;

— развитие графо-моторных навыков и пространственных представлений;

— развитие связной речи;

— воспитание навыков учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции);

— воспитание работы в коллективе.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал

Ход занятия:

  1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Михайловна. Сегодня я проведу у вас занятие. Первым получит тетрадь и сядет за парту тот ученик, который назовет предмет, который бывает мягким или твёрдым. (подушка мягкая, кирпич твёрдый и т.д .)

  1. Сообщение темы занятия

— На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные.)

— Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные можно петь, а согласные петь нельзя. Губы, зубы, язык создают во рту преграду для воздуха)

— Молодцы! Перед вами на столах лежат карточки-головоломки. Если вы на них найдёте и соедините только те буквы, которые обозначают гласные звуки, то узнаете, что спрятано на рисунке.

— Ребята, вы уже знаете, что все согласные звуки делятся на группы.

— Вспомните вопрос, который я задала сегодня первым и попробуйте угадать, про какую группу согласных мы сегодня будем говорить?

— Правильно, но прежде я хочу убедиться, что вы умеете различать звучание твёрдых и мягких согласных, поэтому мы с вами немножко поиграем.

  1. Развитие фонематического восприятия

— Я сейчас буду произносить слоги и слова. Если в них вы услышите звук твёрдый, то вы поднимите правую руку, если звук мягкий -  левую.

  1. Развитие фонематического анализа

«Сказка про двух гномов».  При выполнении этого задания, дети должны отвечать на вопросы полным предложением.

(На слайде картинки с изображением гномов)

— Жили-были на свете по соседству друг от друга гномы. Один из них был взрослый гном с бородой и фонариком. А второй был ещё маленький гномик, борода у него ещё не выросла и собственного фонарика ещё не было.

— Какой звук мы с вами слышим в слове Гном [М] или [М’] ?

— Верно. Характер у Гнома тоже был сильный, твёрдый и имя тоже.

— Придумайте имя для Гнома с твёрдым звуком [М].

— А какой из этих звуков мы слышим в слове Гномик?

— Правильно, поэтому и характер у него был мягкий, добрый и имя тоже.

— Придумайте имя для Гномика с мягким звуком [М’].

— Определите место звука [М] или [М’] в именах гномов

— Молодцы! Как Вы думаете, у кого из них был дом из твёрдого камня, а у кого домик мягкой древесины? Объясните.

 (На слайде изображения домов.)

— Гном жил в доме, а гномик – в домике.

— Они были добрые соседи и во всё помогали друг другу. Потому что один из них был мудрый

— Как вы думаете, кто?

— А второй ловкий и умелый. Кто?

(На слайде клумбы возле домов.)

— Помогите гномам разобрать и посадить цветы на клумбе.

— У кого будут расти цветы со звуком [М]? А у кого со звуком [М’]?  (ромашка, маргаритка, камелия, медуница, примула, жасмин, мак, хризантема, мимоза)

Мимозу дети могут расположить между домиками, т.к. там есть и звук [М] и звук [М’].

— Сейчас каждый у себя на парте составит звуковую схему слова мимоза. (Дети выполняют звуко-буквенный анализ слова)

Вопросы по составу слова:

— Глядя на схему, определите, сколько всего звуков в слове мимоза?

— Сколько среди них гласных?

— Назовите гласные звуки из этого слова.

— Если 3 гласных звука, сколько в слове слогов?

— Произнесите слово, разделяя его на слоги.

— Сколько в этом слове твёрдых согласных звуков?

— Сколько мягких согласных?

— В какой части слова стоит твёрдый звук [М] (начало, середина, конец)?

— В какой части слова находится мягкий звук [М’]?

— При произнесении слова какой из звуков мы произнесем раньше?

— Назовите звук, который стоит после мягкого согласного.

— Назовите звук, который стоит между твёрдыми согласными.

— Назовите звук, который стоит перед звуком [М], но после звука [М’].

— Назовите звук, который стоит после звука [О], но перед звуком [А].

  1. Развитие фонематического синтеза

Игра «Буква потерялась». Назовите потерявшуюся букву, чтобы получилось слово. ( -асква,   –инск,   –ак,   –етро,   –а–а,   –ир, -ашина, -ыло, -ясо, -ишка)

  1. Физминутка (Дети выполняют движения по тексту)

Буратино потянулся, 

Раз – нагнулся, 

Два – нагнулся, 

Три – нагнулся. 

Руки в стороны развел, 

Ключик видно не нашел. 

Чтобы ключик нам достать, 

Нужно на носочки встать. (2 раза)

  1. Закрепление графического изображения буквы «М»

— Давайте вспомним: звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и читаем.

— Это буква «М». Она обозначает сразу два звука [М] и [М’].

— Сколько элементов у буквы «М»?  Возьмите 4 карандаша и сделайте из них на парте букву «М».

— На что похожа  буква «М»?

  1. Индивидуальное выполнение заданий на листочке

  1. Развитие навыка слогового синтеза

 Подружите букву «М» с гласными буквами. Назовите слова с получившимися слогами.

Ма, му, мы, мо, ми – мак, муха, мыло, микрофон;

Ам, ум, ом, им – самолет, сумка, дом, лимон.

  1.  Графический диктант «Медведь»

Отступить 2 клетки слева, 7 клеток сверху и поставить точку.

http://styl.veryphoto.ru/img-q5y5x5n4g4041406i4p4p4r516j5s2p4u4/wp-content/uploads/Diktant-po-kletochkam-risuem-legko-2.jpg

— У всех получился медведь? Подрисуйте медведю глаз и раскрасьте его.

  1. Рефлексия

— С какой буквой мы сегодня работали на занятии?

Назовите, как звучит мягкий звук?

Назовите, как звучит твёрдый звук?

—  Нарисуйте в тетрадке:

Зеленый смайлик – если ты доволен своей работой на занятии;

Желтый смайлик – если на занятии ты работал плохо;

Красный смайлик – если на занятии тебе было трудно.

—Спасибо за занятие.

Найди 10 спрятанные букв «М».

http://auho.ru/sites/default/files/raskraska_naidi_bykvi_2.jpg

Добавь недостающий элемент буквы.

hello_html_7be8fef3.pnghello_html_7be8fef3.png

Найди и обведи все буквы «М».

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0df3/000257e2-71a7bff2/img14.jpghttps://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0770/000216c7-ed4eb859/hello_html_m78280f03.jpg

 

Возьми коричневый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву «М».

 

Соедини одинаковые мячики карандашом, прочитай получившиеся слова и напиши их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии в 5 классе

В документе представлен конспект открытого логопедиеского занятия по исправению дисграфии в 5 классе...

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии с учащимися 1 класса (ФФНР)

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии с учащимися 1 класса...

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР

Тема: Звуки [х] и [х′] . Буква Х хЦель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуко...

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР

Тема: «Звуки [Н] - [Н’]. Буква Н»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [Н] и [Н’], закрепить образ буквы «Н».Задачи...

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР

Тема: «Звуки [Л] - [Л’]. Буква Л»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [Л] и [Л’], закрепить образ буквы «Л».Задачи...

Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников. Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ».

Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников.Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ»....