Усвоение терминологии при изучении характеристики звука учащимися с ограниченными возможностями здоровья
материал по теме
Число школьников с отклонениями в развитии постоянно растёт. Среди них большую часть составляют дети с недоразвитием фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия может привести к недостаточной ориентировке в звуковой действительности, к нарушениям произносительной стороны речи, а также и письма. Чем раньше начать формирование фонематического восприятия у детей, привлечь к анализу слов, тем легче и быстрее они овладеют письменной и устной речью. Однако, без специального коррекционного воздействия ребёнок не научится различать фонемы на слух, анализировать звуковой состав слов, а это в свою очередь может привести к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.
В настоящей публикации представлен дидактический материал, способствующий усвоению терминологии при изучении характеристики звука детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Усвоение терминологии при изучении характеристики звука учащимися с ограниченными возможностями здоровья
Первоклассники с трудом запоминают терминологию при изучении звуков (звонкие, глухие, твердые, мягкие), так как эти слова не несут никакой смысловой нагрузки вследствие того, что у них недоразвит фонематический слух.
Дидактический материал при изучении звонких и глухих согласных
В работе с визуалами главная опора делается на зрительно-образную память
«Портреты звуков»
Глухой согласный Звонкий согласный
«Звучащие» и «незвучащие» коробочки используются в работе с детьми-кинестетами. На коробках буквы, соответствующие звонким или глухим согласным звукам.
Работа с раздаточным дидактическим материалом («портрет звука»)
- Определить наличие звука в слове (поднять соответствующий знак)
ВЕДРО, ТУЧА, ДАЮ, ПОДУШКА, СТУК, ТУМАН, УДАРИЛ, ТРУБА.
- произносимые слова отметить «портретом звука».
ДОМ, ДЫМ, ТОМ, ДОЧЬ, ТАМ, ДАМ, ТОК.
- по визуальной подсказке вспомнить слова.
- придумать слово со звуком Т или Д в начале слова (визуальная подсказка – портрет звука, кинетическая – коробочки).
- определить место звука в слове
- распределить картинки в два столбика (столбики отметить « портретами звуков»).
- картинки записать одной буквой, под каждой буквой нарисовать «портрет звука».
Используя эти упражнения, можно работать над дифференциацией всех пар согласных звуков.
- Изобразить звонкость и глухость согласного звука «символом» («символ» нарисовать под буквой).
Правильность ответа проверяем кинетическим способом (ухо, горло).
Использование дидактического материала при изучении парных и непарных согласных звуков
Используется схематический рисунок согласного звука. Парные звуки изображаются двумя человечками, которые держатся за руки (опора на эмоции). Парные согласные изображены улыбающимися, так как радуются, что у них есть пара и им весело. А непарные имеют грустное выражение лица, им скучно без пары.
СИМВОЛЫ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Упражнения с данным материалом
- Фонетический разбор слова «Зима»
Букв Звуков
- Парные и непарные согласные
Задание: заполнить клетки
- Задание: назвать, что означает каждый из этих символов (правильность ответа проверяется записью, которая закрыта)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование и здоровье учащихся с ограниченными возможностями здоровья. (Из опыта работы учителя-логопеда)
Статья посвящена актуальной проблеме содействия сохранению и укреплению здоровья учащихся с ОВЗ. Автор приводит характеристику возрастной динамики здоровья учащихся, данные о современном эталоне...
Педагогические технологии формирования здорового образа жизни у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках естествознания.
Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся является приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Важную роль в формиро...
Общая характеристика учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Методы работы с неуспевающими учениками...
Методическая разработка «Изучение литературных произведений детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) на занятиях в театральной студии»
Театрализованные приёмы работы с особыми детьми в дополнительном образовании....
«Пропаганда здорового образа жизни во внеклассной работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья»
Данная статья посвящена проблеме формирования у подростков с ОВЗ понимания важности здорового образа жизни, вопросам оптимизации их работы за компьютером с целью сбережения здоровья....
"Формирование ценностей здорового образа жизни как основы здоровьесбережения учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра...
«Характеристики мышления дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и высокой привычной двигательной активностью.»
Согласно концепции Л.С. Выгодского, в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит перестройка структуры сознания, и благодаря этому все другие психические процессы интелл...