Усвоение терминологии при изучении характеристики звука учащимися с ограниченными возможностями здоровья
материал по теме

 

Число школьников с отклонениями в развитии постоянно растёт. Среди них большую часть составляют дети с недоразвитием фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия может привести к недостаточной ориентировке в звуковой действительности, к нарушениям произносительной стороны речи, а также и письма. Чем раньше начать формирование фонематического восприятия у детей, привлечь к анализу слов, тем легче и быстрее они овладеют письменной и устной речью. Однако, без специального коррекционного воздействия ребёнок не научится различать фонемы на слух, анализировать звуковой состав слов, а это в свою очередь может привести к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. 

В настоящей публикации представлен дидактический материал, способствующий усвоению терминологии при изучении характеристики звука детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Усвоение терминологии при изучении характеристики звука учащимися с ограниченными возможностями здоровья  

Первоклассники с трудом запоминают терминологию при изучении звуков (звонкие, глухие, твердые, мягкие), так как эти слова не несут никакой смысловой нагрузки вследствие того, что у них недоразвит фонематический слух.

Дидактический материал при изучении звонких и глухих согласных

В работе с визуалами главная опора делается на зрительно-образную память

«Портреты звуков»

       Глухой  согласный                                 Звонкий согласный

«Звучащие» и «незвучащие» коробочки используются в работе с детьми-кинестетами. На коробках буквы, соответствующие звонким или глухим согласным звукам.

Работа с раздаточным дидактическим материалом («портрет звука»)

  1. Определить наличие звука в слове (поднять соответствующий знак)

ВЕДРО, ТУЧА, ДАЮ, ПОДУШКА, СТУК, ТУМАН, УДАРИЛ, ТРУБА.

           - произносимые слова отметить «портретом звука».

ДОМ, ДЫМ, ТОМ, ДОЧЬ, ТАМ, ДАМ, ТОК.

           - по визуальной подсказке вспомнить слова.

           - придумать слово со звуком Т или Д в начале слова (визуальная подсказка – портрет звука, кинетическая – коробочки).

          - определить место звука в слове

          - распределить картинки в два столбика (столбики отметить «  портретами звуков»).

           - картинки записать одной буквой, под каждой буквой нарисовать «портрет звука».

Используя эти упражнения, можно работать над дифференциацией всех пар согласных звуков.

  1. Изобразить   звонкость   и   глухость   согласного   звука «символом» («символ» нарисовать под буквой).

Правильность ответа проверяем кинетическим способом (ухо, горло).

Использование дидактического материала при изучении парных и непарных согласных звуков

Используется схематический рисунок согласного звука. Парные звуки изображаются двумя человечками, которые держатся за руки (опора на эмоции). Парные согласные изображены улыбающимися, так как радуются, что у них есть пара и им весело. А непарные имеют грустное выражение лица, им скучно без пары.

СИМВОЛЫ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

                                  

Упражнения с данным материалом

  1. Фонетический разбор слова «Зима»

Букв             Звуков

       

  1. Парные и непарные согласные

Задание: заполнить клетки

                 

  1. Задание: назвать, что означает каждый из этих символов (правильность ответа проверяется записью, которая закрыта)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование и здоровье учащихся с ограниченными возможностями здоровья. (Из опыта работы учителя-логопеда)

Статья посвящена актуальной проблеме содействия сохранению и укреплению здоровья учащихся с ОВЗ. Автор приводит характеристику возрастной динамики здоровья учащихся,  данные о современном эталоне...

Педагогические технологии формирования здорового образа жизни у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках естествознания.

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления  здоровья учащихся является  приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Важную роль в формиро...

«Пропаганда здорового образа жизни во внеклассной работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья»

Данная статья посвящена проблеме формирования у подростков с ОВЗ понимания важности здорового образа жизни,  вопросам оптимизации их работы за компьютером с целью сбережения здоровья....

«Характеристики мышления дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и высокой привычной двигательной активностью.»

Согласно концепции Л.С. Выгодского, в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит перестройка структуры сознания, и благодаря этому все другие психические процессы интелл...