Общая характеристика учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка на тему

Иванов Василий Геннадьевич

Методы работы с неуспевающими учениками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОБУЧАЕМОСТЬ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ25.98 КБ

Предварительный просмотр:


ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

Общая характеристика учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

По теме:

«Работа с неуспевающими школьниками»

Исполнитель:

Иванов Василий Геннадьевич

Москва 2018 год

ПЛАН:

Введение

1. Обучаемость и ее компоненты

2. Типы неуспевающих учеников

3. Методы работы с неуспевающими учениками

Заключение

Список литературы

Предупреждение и преодоление неуспеваемости принадлежит к вечным проблемам школьной жизни. Школа до сих пор пользуется весьма скудным и далеко не совершенным набором средств помощи отстающим и слабоуспевающим ученикам. Если отвлечься от робких попыток вести дифференцированные занятия на уроке, весь перечень средств педаго-гической помощи и профилактики можно свести к двум группам: организации во внеурочное время дополнительных занятий, повторяющих традиционные методы обучения на уроке, и оказание мер давления — вызов родителей в школу, оставление на второй год. Все эти средства не только малоэффективны, но нередко бывают и просто вредны. Одни дети быстро адаптируются к карательным мерам и утрачивают позицию школьника, другие — теряют веру в себя, свои силы и способности, третьи становятся агрессивными и плохо управляемыми.

В работе рассмотрены следующие вопросы:

- что такое обучаемость и каковые ее компоненты?

- какие типы неуспевающих учеников существуют?

- какие существуют методы работы с неуспевающими учениками?

1. ОБУЧАЕМОСТЬ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ

В основу психологической характеристики неуспевающих учеников Н.А.Менчинской и ее сотрудниками было положено понятие обучаемости, т.е. восприимчивости к усвоению знаний и способов учебной деятельности1. Выделяют обитую и специальную обучаемость. Первая проявляется при обучении всем учебным предметам, вторая обнаруживается лишь при изучении какого-то одного.

В основе обучаемости лежат, во-первых, качества мыслительных процессов.

1. Развитость продуктивного мышления. Оно состоит из двух компонентов: практического и словесно-логического мышления. С возрастом темп развития практического мышления должен замедляться, а словесно-логического — ускоряться. Иначе обучаемость снижается (как известно, существуют методики на выявление типа мышления, так что этот показатель всегда можно проверить).

2. Умение устанавливать связи между конкретными и абстрактными компонентами мыслительной деятельности, т.е. между житейскими и научными понятиями, формами мышления.

3. Гибкость мышления. Она характеризуется тремя показателями:

а) подход к задаче как к проблеме, целесообразное варьирование способами действий;

б) легкость перестройки знаний или навыков и их систем в соответствии с измененными условиями;

в) способность к переключению или легкость перехода от одного способа к другому.

Кроме того, обучаемость зависит от развитости самоконтроля, темпа усвоения, отношения к учению, предмету, учителю, развития сенсорно-перцептивных процессов, индивидуальных особенностей личности.

З.И.Калмыкова выделила ряд признаков, по которым можно судить о степени обучаемости2.

а) обобщенность мыслительной деятельности;

б) самостоятельность;

в) гибкость мыслительной деятельности;

г) осознанность мыслительной деятельности;

д) общий тонус мыслительной деятельности;

е) специфика запоминания. Показателями же обучаемости являются:

• темп продвижения в освоении знаний и формировании умений;

• легкость этого усвоения;

• гибкость в переключении на новые способы и приемы работы;

• прочность сохранения освоенного материала.

2. ТИПЫ НЕУСПЕВАЮЩИХ УЧЕНИКОВ

Выделяют различные типы неуспевающих учеников.

В основе этого деления, кроме обучаемости, рассматриваются такие факторы, как отношение школьника к учению и сохранение им позиции школьника. В соответствии с этим различают три основные типа неуспевающих3:

I — низкая обучаемость, сочетающаяся с положительным отношением к школе и сохранением позиции школьника;

II — высокое качество мыслительной деятельности, сочетающееся с отрицательным отношением к школе при частичной или даже полной утрате позиции школьника;

III —низкая обучаемость, сочетающаяся с отрицательным отношением к школе и учению при частичной или полной утрате позиции школьника. Однако деления на три большие группы оказалось недостаточно, поэтому эти типы пришлось разделить на подтипы. В основу деления на подтипы положены два показателя:

• средства, при помощи которых школьники компенсируют неуспех в учении;

• наличие или отсутствие направленности на определенный вид деятельности в будущем.

В зависимости от этого среди I типа школьников различают 2 подтипа.

1. К I-му подтипу относятся учащиеся, стремящиеся компенсировать неуспех в учебной работе с помощью какой-либо практической деятельности. Занятие ею накладывает определенный отпечаток на характер их мышления. Общая для этой группы неразвитость абстрактного мышления сочетается со стремлением конкретизировать условия и способы решения задачи. Эта тенденция позволяет достичь некоторых успехов в учебе. Учебный материал такие дети усваивают с трудом, главным образом из-за неразвитости аналитического мышления. Анализ осуществляется «корот-кими звеньями» и вследствие этого направлен только на часть задачи.

Для учащихся этого подтипа характерно также наличие направлен-ности на определенный вид деятельности в будущем, более или менее ясное представление о желаемой профессии. Обычно эта направленность зависит от содержания практической деятельности, которой они компенсируют свои неудачи в учении. В связи с этим такие учащиеся дают себе объективную самооценку.

Таким образом, к этому подтипу относятся дети с низкой обучае-мостью в связи с неразвитостью мышления, которая может являться и следствием педагогической запущенности.

2. Для школьников данного подтипа характерно стремление избегать всяких трудностей в учебной работе. Пытаясь добиться успехов в учебе, они прибегают к списыванию, подсказкам и т.д. Эти дети относятся и ко всякой иной работе так же, как к учебной. У них весьма ограниченный запас представлений об окружающем мире. Они не пытаются вникнуть в смысл учебного задания. Как правило, они не думают о будущем.

Среди школьников II типа также можно выделить 2 подтипа.

К 1-му относятся учащиеся, которые свой неуспех в учении и неблагополучное положение в коллективе компенсируют внеклассной интеллектуальной деятельностью. Их мечты о будущем связаны именно с этими областями внеклассных увлечений. У таких ребят не сформированы широкие социальные мотивы учения, либо их не смогли понять и «разглядеть» учителя. Впоследствии из этих учеников могут получиться те, кто преподносит «сюрпризы» своим бывшим учителям, добившись выдающихся успехов в какой-то сфере.

2. Неуспех в учении у школьников этого подтипа приводит их к поискам связей с другими, чаще всего внешкольными сообществами. У этих детей наблюдаются нередко интересы и склонности, имеющие отрицательную социальную направленность. Такие школьники часто теряют позицию ученика. Они грубо нарушают дисциплину и имеют плохую репутацию у учителей. Свои высокие интеллектуальные способности они направляют на то, чтобы стать лидерами в различных группировках. Направленности на будущее у них часто нет.

Характеристику неуспевающих Ш типа нетрудно представить, суммируя особенности слабой обучаемости, свойственные первому типу, и черты антисоциальной направленности, проявляющиеся у школьников, отнесенных ко второму подтипу второго типа.

Диагностировать тип неуспеваемости можно с помощью несложных процедур. Прежде всего, необходимо выявить показатели обучаемости, предложенные З.И.Калмыковой4.

1. Обобщенность мыслительной деятельности — это умение обобщать материал, делать выводы, поэтому ученику можно предложить небольшой текст и попросить его сделать вывод или выделить главную мысль текста.

2. Самостоятельность мыслительной деятельности можно определить с помощью методики «Выявление степени внушаемости под влиянием инструкции».

3. Гибкость мышления: назвать ученику 3 предмета и попросить предложить как можно больше способов их применения. При этом обратить внимания не столько на количество предложений, сколько на их разнообразие, например, если при работе со словом «ведро» перечисляется все, что в него можно положить или налить, то показателем гибкости мышления это перечисление не является.

4. Осознанность и общий тонус мышления выявляется методом беседы. С учеником беседуют о достоинствах и недостатках его мышления (осознанность), о любви к умственному труду, о трудности/легкости выбираемых или предпочитаемых заданий, об удовлетворенности от их выполнения и т.д.

5. Специфика запоминания выявляется методом беседы и с помощью методики «Выявление смыслового и механического запоминания». В процессе беседы выясняется, как ученик запоминает материал, пользуется ли он какими-нибудь приемами запоминания и припоминания, как быстро запоминает, как долго помнит, от чего это зависит, и т.д. Для Выявления отношения к школе и мотивов учебной деятельности составляется анкета. В ней должны быть отражены отношение к школе, учению, отметкам, предметам, представлены разнообразные варианты ответов, должны чередоваться открытые и закрытые вопросы.

На основании анализа полученных материалов делается вывод о степени обучаемости школьника, его отношении к школе и типе неуспеваемости.

3. МЕТОДЫ РАБОТЫ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧЕНИКАМИ

С неуспевающими, принадлежащими к I типу, необходимо проводить работу, направленную на перестройку тех особенностей мыслительной деятельности, которые тормозят успешное обучение (неспособность к обобщению, недоразвитие словесно-логического мышления):

а) задачи и упражнения, требующие перехода мысли из отвлеченного плана в конкретный, и наоборот;

б) упражнения по развитию логической структуры доказательств, по выработке умозаключений;

в) упражнения, требующие сопоставительного анализа;

г) занятия более простыми видами деятельности с целью создания положительного отношения к учению, а затем вовлечения в активную мыслительную работу;

д) активизация помощи взрослого;

е) отводить легкие задания, которые заведомо могут быть решены самостоятельно (должны занимать определенное место);

ж) правильный выбор форм учебной работы с учетом

индивидуальных особенностей.

Методы работы с неуспевающими, принадлежащими ко II типу:

а) привитие интереса к учению;

б) установление правильных отношении между учащимися и педагогами;

в) создание благоприятного психологического климата в классе.

С неуспевающими, принадлежащими к III типу, — требуется работа одновременно во всех направлениях.

Кроме рассмотренных типов неуспеваемости, выделяют еще тех, у кого не сформированы приемы учебной деятельности, и тех, кто не умеет использовать свои индивидуально-психологические особенности. О тех, у кого не сформированы приемы учебной деятельности, говорят, что они не умеют учиться, т.е. у них не сформированы общеучебные умения, которые мы уже рассматривали. Они используют в своей учебной деятельности малоэффективное способы учебной работы, например:

• заучивание без предварительной логической обработки материала;

• выполнение задач и упражнений без изучения правила;

• неумение контролировать себя;

• усвоение внешней формы учебных приемов (например, анализ текста по абзацам, а не по смыслу);

• отсутствие устойчивых способов работы, преобладание метода проб и ошибок.

Причинами этого могут быть относительная легкость учебного труда в начальной школе, где срабатывают и малоэффективные способы, а потом они закрепляются, а также отсутствие контроля со стороны учителя за этой сферой.

Для того, чтобы устранить эти недостатки, необходимо провести предварительно диагностику того, в чем конкретно проявляются недостатки учебной деятельности, какие общеучебные умения не сформированы. Сделать это можно поэтапно:

а) наблюдать за учеником на уроках;

б) побеседовать с ним о том, как он выполняет задания;

в) найти недостатки, пробелы в общеучебных умениях и выработать стратегию по их устранению;

г) побеседовать с родителями, обучить их работе с ребенком.

Затем можно приступать к работе с ребенком. Здесь можно использовать следующие способы работы:

1) обучать рациональным приемам смысловой обработки материала вместо механического заучивания, при этом необходимо помнить, что работа эта длительная и постепенная;

2) просить учителя давать задания, требующие новых приемов;

3) дать план контроля и научить им пользоваться;

4) учить анализировать задание и определять способы его выполнения;

5) развивать мыслительные операции, давая задания на анализ, обобщение, классификацию.

С теми, кто не умеет использовать свои индивидуально-типоло-гические особенности, необходимо проводить работу по объяснению этих особенностей, а также показывать, как их использовать в своей учебной работе. Также неуспевающим всех типов можно предлагать к каждой теме перечень знаний и умений, чтобы сами ученики отмечали, что они уже знают и умеют, а что — нет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы напомнить что, выполняя все упомянутые методы работы с неуспевающими, необходимо помнить о возрастных особенностях школьников. Успехи или неуспехи в учебной деятельности часто опосредованы возрастными особенностями, отношениями ребенка с одноклассниками, его положением в классе. Напомним ряд возрастных особенностей, которые могут влиять на успеваемость.

Младшие школьники:

1) готовность или неготовность ребенка к школе;

2) особенности внимания;

3) преобладание практического мышления;

4) наличие познавательных интересов (или их отсутствие);

5) мотивация достижения успеха;

6) ведущий вид деятельности — учеба или еще игра.

Подростки:

1) снижение интереса к учебе и преобладание общения со сверстни-ками как мотива посещения школы;

2) развитие мышления, прежде всего логического, абстрактного;

3) развитие (или отсутствие) общеучебных умений;

4) чувство взрослости;

5) развитие самосознания;

6) равнение на сверстника;

7) интерес к противоположному полу;

8) стремление занять свое место в группе, быть принятым и признан-ным;

9) половое созревание и, как следствие, повышенная эмоциональность, ранимость;

10) интерес к своей внешности;

11) эгоцентризм.

Старшеклассники:

1) направленность на будущую профессию, обучение в вузе;

2) мотивация самоутверждения, саморазвития;

3) отношение к учебе как средству достижения будущих целей;

4) философствование, когнитивная демонстративность;

5) поиск смысла жизни;

6) полоролевая идентификация;

7) становление образа «Я»;

8) самопознание;

9) максимализм, негативизм, релятивизм;

10) становление чувства индивидуальности;

11) самостоятельность;

12) усиление чувства взрослости;

13) развитие творческих способностей.

Все эти и многие другие возрастные особенности проявляются у большинства школьников, однако неуспевающие I типа часто отстают в развитии когнитивных особенностей, а неуспевающие II типа 2-го подтипа — в развитии личностных особенностей. А вот неуспевающие Ш типа отстают не только в учебе, но часто и в возрастном плане от своих сверстников. И если учителя не часто задумываются над этими вопросами, то школьный психолог, разъясняя учителям причины неуспеваемости того или иного ученика, должен одновременно вести работу по диагностике и коррекции развития ребёнка вообще, а не только в плане учебной деятельности, поскольку одно от другого неотделимо.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. М., 2009.
  2. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М., 2011.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2007.
  4. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 2010.
  5. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 2006.
  6. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 2009.
  7. Немов Р.С. Психология. В 2 т. М., 2009.
  8. Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. А.И.Красило, А.П.Новгородцева. М., 2005.

1 Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 2009. С.83.

2 Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981. С.110.

3 Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 2006. С.164.

4 Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 2010. С.145.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Усвоение терминологии при изучении характеристики звука учащимися с ограниченными возможностями здоровья

Число школьников с отклонениями в развитии постоянно растёт. Среди них большую часть составляют дети с недоразвитием фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия мож...

ПРОЕКТ СПЕЦИАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Концепция «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья» подготовлена Институтом коррекционной педагогики РАО как основа для соз...

Формирование общей культуры учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида.

Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....

Приказ об утверждении плана работы по организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательног

В соответствии  с приказами Министерства  образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта...

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общая характеристикадетей с ограниченными возможностями здоровья....

Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с НОДА, УО – легкой, ТНР – ФГОС с ОВЗ

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, УО – легкой, ТНР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом ра...

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную ...