Этические и деонтологические аспекты работы младших медицинских сестёр больницы.
методическая разработка (9 класс) по теме

Этические и деонтологические аспекты работы  младших медицинских сестёр больницы имеют огромное значение для успешной социализации выпускников коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eticheskie_i_deontologicheskie_aspekty_raboty.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этические и деонтологические аспекты работы

 младших медицинских сестёр больницы.

                 В понятие ДЕОНТОЛОГИИ входят принципы взаимоотношений между медицинским персоналом и больными, принципы поведения персонала, обеспечивающие максимальное повышение пользы лечения, исключение факторов, отрицательно влияющих на медицинскую деятельность.

                  Хорошо сказал поэт Расул Гамзатов:«ТЕПЛОМ  ДЕШЕВНЫМ  И  УМЕНЬЕМ  ЛЕЧИ БОЛЬНЫХ  СВОИХ  СЕСТРА». Больной, попав в стены больницы, чувствует себя чужим, одиноким, беспомощным. Стремясь освободиться от болезни, он ожидает душевной поддержки, заботы, и тут немалую роль играет умение медсестры внимательно выслушать больного, ободрить его, вселить надежду на выздоровление. В том, как медсестра подаёт стакан воды, как поправляет постель, может найти выражение весь мир чувств, связывающих её с больным. Большое значение имеет внешний вид медперсонала.

                   Форма обращения к больному – одно из важнейших требований  ДЕОНТОЛОГИИ. Недопустимо, когда медсестра говорит:«ЗАТЕМПЕРАТУРИЛ  ТОТ,  ЧТО  С ИНФАРКТОМ,  ПЛОХО  СПАЛ ТОТ,  ЧТО С АППЕНДИЦИТОМ», обращение к больному на «ТЫ».

                    Известный советский хирург Н.Н.Петров утверждал, что «МЕДИЦИНСКИХ  СЕСТЁР  НАДО ВЫБИРАТЬ  ИЗ  ЧИСЛА  ЖЕНЩИН, НОСЯЩИХ  В  СВОЕЙ  ДУШЕ  ОГОНЬ  БЕСКОРЫСТНОЙ ЛЮБВИ  К  СВОЕМУ  ДЕЛУ  И  К  ТЕМ  ЛЮДЯМ,  ДЛЯ  КОТОРЫХ  ОНО  ДЕЛАЕТСЯ.  НИ  В ОДНОЙ  ПРОФЕССИИ,  СУЩЕСТВУЮЩЕЙ  НА  ЗЕЛЕ,  НИ  ОЩУЩАЕТСЯ  ТАКОЙ  ОСТРОЙ НЕОБХОДИМОСТИ  В  ГАРМОНИЧНОМ СОЧЕТАНИИ  СЕРДЦА  И  РАЗУМА,  КАК  В  ТРУДЕ МЕДИЦИНСКОГО  РАБОТНИКА».

                    Да, профессия медика трудная и беспокойная. Она требует не только знаний, но и душевного призвания, горения, самоотдачи и ещё умения владеть собой. Медицинские сёстры должны всегда сохранять ровность тона, выдержку. Больного нужно ободрить, стараться создать у него хорошее настроение, но в то же время не допускать фамильярности, неуместных шуток.

                   Имеет большое значение ИНТОНАЦИЯ, МИМИКА,  ЖЕСТЫ. Больные очень восприимчивы к слову. Случайно брошенное, необдуманное слово больно ранит человека, у которого часто травмирована психика, а реакция на окружающую действительность неадекватна. Положительно влияют на больных ЛАСКОВЫЕ  СЛОВА. Они уменьшают страх перед болезненной манипуляцией, перевязкой и т.д. Строгий взгляд медсестры, её «каменное» лицо и шприц в руке несовместимы.

                   Иногда медицинский персонал в присутствии больных   начинают обсуждать возможный исход заболевания, результаты обследования, выдают на руки пациентам результаты анализов, свидетельствующие о наличии тяжёлых заболеваний. Забывая о психике больного, сетуют на то, что он обратился за помощью поздно, что болезнь запущена и вылечить его   трудно.

                    Грубым нарушением ДЕОНТОЛОГИИ  являются рассуждения медперсонала у постели умирающего больного, который находится без сознания, о вариантах течения и неблагоприятных исходах заболевания. Она говорит: «ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ  БОЛЕЗНЬ  ЧАСТО  ДАЁТ  ИНСУЛЬТЫ»

и не думает о том, что в палате лежат больные с таким же заболеванием,которые могут принять её высказывания на свой счёт.

                    Надо помнить, что больной верит в успех лечения, ему свойственна жажда жизни, для него бесценен каждый её день. «ДОЛГО ЛИ Я БУДУ ЖИТЬ?» - спросил умирающий онкологический больной младшую медсестру. «ВРАЧИ СКАЗАЛИ, ЧТО ПОСЛЕ УКОЛОВ, КОТОРЫЕ ОНИ НАЗНАЧИЛИ,У ВАС ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО», ответила она. Это пример правильного поведения.

А вот обратный пример: санитарка меняет постельное бельё, спрашивает у больной: «СКОЛЬКО  ВАМ  ЛЕТ?» - «80» - отвечает старушка, на что санитарка реагирует так: «А  ВЫ  ЕЩЁ  ЖАЛУЕТЕСЬ НА БОЛИ В  СЕРДЦЕ.  МОЯ  МАМА  БЫЛА БЫ  ТОЖЕ  В  ТАКОМ  ВОЗРАСТЕ  ,  КАК  ВЫ,  НО  ВОТ  УЖЕ   10 ЛЕТ  КАК  УМЕРЛА».

                    Или другой пример. В гинекологическое отделение  по поводу маточного кровотечения  поступила 40-летняя женщина. Обнаружена опухоль, проведено диагностическое выскабливание, соскоб направлен на гистологическое  исследование. Через несколько дней больная спрашивает медсестру о результате исследования. Медсестра не задумываясь, отвечает:«ЕЩЁ  НЕ  ИЗВЕСТНО,  НО  МОЖЕТ  БЫТЬ   ВАС  ПРИДЁТСЯ  ПЕРЕВЕСТИ  В  ОНКОЛОГИЧЕСКОЕ  ОТДЕЛЕНИЕ». Можно  представить себе состояние больной после этих слов.  Бывают «ТРУДНЫЕ» больные, болезнь делает их психику болезненной, они могут быть капризны, несправедливы, не всегда замечают усилия медиков, направленных на их выздоровление. Винить таких больных  нельзя.  Им нужно уделить больше внимания, не сердиться, не отдаляться от них, а терпеливо изменять их болезненную   установку, т.е. психологическую.

                     Важная сторона деятельности медперсонала – взаимоотношения с родственниками больных, особенно тяжёлых. Они стремятся узнать диагноз, прогноз заболевания. В подобных случаях лучше предложить обратиться к заведующему отделением, лечащему или дежурному врачу. Ни в коем случае нельзя лишать родственников надежды на возможное улучшение здоровья их близких.

                     СОБЛЮДЕНИЕ  ЭТИКИ  ОБЩЕНИЯ обеспечивает слаженную работу коллектива, несоблюдение же служит источником конфликтных ситуаций. Врач и медсестра – основные участники лечебно – диагностического процесса. Санитарка – младшее звено. От их совместных знаний и умений, добросовестного исполнения профессионального долга зависят состояние больного, процесс его выздоровления, возвращения в привычную социальную среду. Медперсонал должен воспитать в себе доброту, внимательное отношение к людям, трудолюбие, терпимость, простоту скромность.

                     В подсистеме «СЕСТРА – САНИТАРКА» работа должна строиться на основе ЧУТКОСТИ,  ВЗАИМОУВАЖЕНИЯ, ПОДДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ДОСТОИНСТВА.

                     В обязанности санитарки входит содержание отделения в хорошем  санитарно-гигиеническом состоянии. Кроме того санитарки помогают сёстрам в уходе за больными. Взаимоотношения между врачами, медсёстрами, санитарками определяются чувством коллективизма при высокой личной ответственности , профессиональной дружбой, готовностью помочь друг-другу.

                     Медицинский труд в условиях научно-технической революции становится всё более коллективным. В ЕГО КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – В ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ БОЛЬНОГО ВКЛАДЫВАЮТ СВОЮ ДОЛЮ УЧАСТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВСЕХ ЗВЕНЬЕВ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА.

                       СУБОРДИНАЦИЯ в медицинском учреждении – не формальное должностное соподчинение, основанное на чисто дисциплинарных требованиях, служебной взаимозависимости, а взаимоотношения, строящиеся между старшими и младшими на принципах взаимоуважения, тактичности и чувстве товарищеской взаимопомощи. Соблюдение этих норм дисциплинирует персонал, повышает качество труда, обеспечивает успех в обслуживании больного, поддерживает авторитет каждого   медработника.

                        ТАКИМ  ОБРАЗОМ, соблюдение медицинскими работниками всех категорий этических норм обеспечивает высокое качество медицинского обслуживания, формирует здоровый нравственный климат в  коллективе, помогает совершенствовать профессиональное мастерство и утверждает авторитет каждого работника, как в коллективе, так и среди больных.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы специальной медицинской группы

Данный материал раскрывает организацию работы со специальной медицинской группой, а конкретнее работу с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и что для этого необх...

"Некоторые аспекты дезадаптации младших школьников"

В пуюликации освещены такие вопросы как : что такое дезадаптация, её причины и методы коррекции. Статья будет интересна и полезна учителям начальных классов....

Методическая работа: «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»

Природа хореографического коллектива создаёт реальные предпосылки развития различных качеств детей, как художественно-эстетических, так и нравственных. Однако, гармоничное развитие ребёнка возможно ли...

Программа профессиональной подготовки «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»...

Методический материал (экзаменационные билеты) для контроля знаний обучающихся по предмету "Младшая медицинская сестра по уходу за больными" в 11 классе

Методический материал (экзаменационные билеты) для  контроля знаний обучающихся по предмету "Младшая медицинская сестра по уходу за больными"  в 11 классе...

Подвиг фронтовых медицинских сестёр

Проектная работа студентки 3 курса  ГБПОУ ДЗМ "МК № 5" Ткачёвой Анастасии  в рамках плановых мероприятий  к 75 летию Победы выполненная на холсте акрилом....

«Профессионально-этические аспекты работы учителя-логопеда»

Во многих странах мира существуют Этические кодексы психологов, регулирующих их профессиональную деятельность. В нашей стране также  пытались  сформулировать основные этические и профессиона...