«Профессионально-этические аспекты работы учителя-логопеда»
статья

Людмила Александровна Фокина

Во многих странах мира существуют Этические кодексы психологов, регулирующих их профессиональную деятельность. В нашей стране также  пытались  сформулировать основные этические и профессиональные принципы оказания психологической помощи детям и взрослым (И.В.Дубровина, А.А.Руковишников, М.В.Соколова, А.К.Болотова, И.В.Макарова, В.В.Столин, Е.Ю.Алешина, В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова и др.). Так же как и психологи, в своей работе логопеды  сталкиваются с ситуациями, когда нужно принимать ответственные решения, от которых зависит физический и психологический комфорт человека, обратившегося за логопедической помощью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalno_eticheskie_aspekty.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования г. Певек»

 

 «Профессионально-этические аспекты работы учителя-логопеда

                                                                          Фокина Людмила Александровна

                                                                                                учитель-логопед. высшей категории

Г.Певек

2023г.

Во многих странах мира существуют Этические кодексы психологов, регулирующих их профессиональную деятельность. В нашей стране также  пытались  сформулировать основные этические и профессиональные принципы оказания психологической помощи детям и взрослым (И.В.Дубровина, А.А.Руковишников, М.В.Соколова, А.К.Болотова, И.В.Макарова, В.В.Столин, Е.Ю.Алешина, В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова и др.). Так же как и психологи, в своей работе логопеды сталкиваются с ситуациями, когда нужно принимать ответственные решения, от которых зависит физический и психологический комфорт человека, обратившегося за логопедической помощью. К таким ситуациям в процессе логопедической работы можно отнести:

  • сбор анамнестических данных;
  • ситуации судебно-медицинской экспертизы;
  • участие логопеда в заседании ВТЭК;
  • роль результатов логопедического обследования в принятии решения о выборе образовательного маршрута для ребенка;
  • уточнение данных о взаимоотношениях членов семьи с целью определения психологического климата семьи, в которой воспитывается ребенок;
  • изучение некоторых особенностей психического развития, включенных в схему логопедического обследования;
  • изучение детско-родительских отношений для определения рациональных форм взаимодействия и т.д.

 К сожалению,  до последнего времени нет   разработанного  свода правил и обязанностей, которые определяли бы степень  ответственности специалистов данного профиля при решении ряда профессиональных задач, не определены формы и содержание контроля в этой сфере деятельности. Присоединяясь к мнению А.К.Болотовой, И.В.Макаровой можно сказать, что обеспечить максимальную защиту прав личности клиентов и помочь специалистам при принятии сложных профессиональных решений сможет ряд этических и профессиональных принципов.

По аналогии с принципами, разработанными членами творческого коллектива под руководством И.В.Дубровиной, можно определить ряд  положений, на которые должен опираться и учитель-логопед.

1. Руководствоваться Законом РФ «Об образовании», законодательством РФ, международными и российскими актами об обеспечении защиты прав и развития детей, нормативными документами Министерства образования в РФ и региональных департаментов образования, инструктивно-методическими письмами об организации логопедической работы.

2. Рассматривать вопросы и принимать решения не выходя за границы своей профессиональной компетенции.  Ни в коем случае не  брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния науки и практики логопедии, а также находящихся в компетенции других специалистов.

3. Знать новейшие достижения логопедической науки в целом, применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, коррекционной, профилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

4. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.

5. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования, администрации в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, индивидуализированного подхода к ним. Оказывать необходимую и возможную помощь родителям или лицам их заменяющим в решении их проблем при выполнении домашних логопедических заданий и т.п. При обсуждении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «Не навреди!», т.е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, родителей, педагогов или третьих лиц.

6. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате логопедического обследования, консультативной или других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, психологического или социального воздействия и может нанести ущерб ребенку или его окружению.

7.  Информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы учебно-воспитательных учреждений о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдения п.6.

А.К.Болотова, И.В.Макарова выделяют ряд очень важных принципов, которые можно перенести и на логопедическую деятельность.

1. Уважение фундаментальных прав и достоинства личности. Специалист должен уважать право каждого на частную жизнь, конфиденциальность, самоопределение и автономию, заботиться о решении тех ситуаций, в которых юридические, профессиональные или иные обязательства входят в противоречие с осуществлением этих прав. Признавая существование культурных, индивидуальных и ролевых различий, таких как возраст, пол, расовая, этническая и национальная принадлежность, религиозные убеждения, сексуальная ориентация, социально-экономический статус и т.п., логопед должен уметь контролировать влияние предубеждений, основанных на этих факторах, на свою профессиональную деятельность.

2. Честность. В своей профессиональной деятельности логопед должен быть честным перед самим собой и теми людьми, с которыми он вступает в профессиональные взаимоотношения. Сообщая информацию о своей квалификации, услугах, оплате, он не имеет права делать заявления или утверждения, которые являются ложными, обманчивыми и вводят клиентов в заблуждения. Логопед должен стремиться к осознанию собственной системы ценностей, интересов и потребностей, а также ограничений, связанных с особенностями личности или профессиональной подготовки, которые могут существенно повлиять на результаты его практики. Логопед обязан разъяснять всем заинтересованным лицам, входящим в сферу его профессиональных взаимодействий, свои функции, профессиональную специализацию и направленность своей деятельности, а также возможности, обязанности и меру ответственности за последствия и результаты логопедического воздействия.

 3. Ответственность. Поддерживая высокие профессиональные стандарты, разъясняя свою профессиональную роль и обязательства, логопед несет ответственность за свое поведение. В том случае если этого требуют интересы клиентов, логопед обязан проконсультироваться с более опытными коллегами или другими специалистами, обратившись за помощью в соответствующие учреждения и институты.

Также к этим принципам можно отнести принципы компетентности и беспристрастности, строгий контроль к доступу результатов логопедического обследования, принцип психопрофилактического изложения результатов диагностики.

Особое внимание  следует проявлять при подборе материалов для организации процедуры логопедического обследования. Как отмечают В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова обследование речевого развития относится к сфере педагогической диагностики, а, соответственно, нет жестких требований  к стандартизации проведения  данной процедуры.  Но следует учитывать   обязательные условия эффективной организации процедуры логопедического обследования:

-подбор речевого материала в соответствии с возрастом;

-учет уровня речевого и психического развития;

-опора на социокультурный опыт человека;

-для детей дошкольного и школьного возрастов - учет программных требований, т.к. появляется все больше вариативных, экспериментальных программ, которые могут несколько отличаться друг от друга в плане последовательности изучения отдельных тем, оперирования определенными понятиями и т.п.

Если логопед в процессе исследования ребенка опирается на дополнительные методы психологической диагностики, то ему  также следует учитывать требования, предъявляемые к специалистам, не имеющим базового психологического образования:

  • четкое осознание цели диагностики;
  • соответствие подобранных методик  цели;
  • методика должна быть хорошо теоретически и психометрически обоснована;
  • четко обозначенные количественные и качественные критерии интерпретации данных;
  • однозначно структурированная процедура диагностики;
  • пользователь, получивший доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя ответственность по соблюдению всех профессиональных и этических норм.

Соблюдение профессионально-этических принципов и требований позволит обеспечить психологическую безопасность и комфорт людей, обратившихся за логопедической помощью.

Список литературы:

1. А.К.Болотова, И.В.Макарова Прикладная психология. М.,2001.

2. Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозова Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.,1999.

3. В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями. СПб.,2005.

4. А.А.Руковишников , М.В.Соколова Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартизированные требования к психологическим тестам. Ярославль.,1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Родительское собрание в ДОУ с участием учителя-логопеда. «Специфика работы учителя-логопеда»

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку  встречи-знакомства с родителями на первом родительском собрании в группе комбинированной направленности для детей с нарушения...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР

Вариант  2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную  программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. В...

Основные аспекты использования в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов результатов психолого-педагогической диагностики будущих первоклассников

      «Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Действительно, образовательные стандарты постоянн...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...

Актуальные аспекты деятельности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации СИПР

Альтернативная коммуникация— это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная....