Программа Развитие мыслительных операций у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста на индивидуальных занятиях посредством комплекса компьютерных игр.
рабочая программа на тему

Волкова Татьяна Юрьевна

 

Данная программа направлена на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., её можно с успехом применять при обучении детей  проблемами интеллектуального развития, старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Специальный (коррекционный) детский дом №3 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Развитие мыслительных операций у детей

с ОВЗ старшего дошкольного возраста

на индивидуальных занятиях

посредством комплекса компьютерных игр.

                       Составила:  

                      Волкова Татьяна Юрьевна

учитель дефектолог

высшей квалификационной категории            

                                                    Омск 2012.

В последние годы в нашей стране особое внимание уделяется совершенствованию содержания и обучения детей с проблемами в  развитии в новых социально-экономических условиях.

В настоящее время наблюдается тенденция в развитии человеческого общества, которое переходит на качественно новый уровень развития - уровень информационного общества. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера уже как средства решения задач деятельности становится сейчас необходимым каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого заложить потенциал, обогащенного развития личности ребенка.

Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и на содержании коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями в  развитии. Это проявляется в стремлении педагогов к поиску и созданию новых вариативных программ в использовании  информационных технологий направленных на развитие возможностей проблемного ребенка.

Дети с нарушениями в развитии - это дети с особыми образовательными потребностями. Введение информационных технологий в области специального образования направленно на максимально возможное развитие ребенка, преодоление уже имеющихся и предупреждение новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе. Использование персонального компьютера, в  коррекционной работе с детьми в условиях детского дома в органичном сочетании с традиционными средствами воспитания позволяют повысить качество воспитания, будут способствовать развитию всех познавательных  процессов, в том числе и логических операций мышления.  

Мышление - психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с творческим преобразованием действительности. [16]  Мышление имеет целенаправленный характер. У нормально развивающихся детей мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, постановки вопроса. Средствами решения задачи выступают такие логические (мыслительные) операции как анализ, синтез,  классификация, сравнение, абстракция, обобщение.

Одна из важнейших линий умственного развития ребенка дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Так, развитие наглядно-действенной формы мышления создает основу для перехода к наглядно-образному мышлению, которое в свою очередь является необходимой ступенью в развитии логического (понятийного) мышления. Такие переходы характеризуют весь период дошкольного детства.                                                                                

Условия воспитания могут способствовать этому процессу, а могут тормозить его.

У детей с отклонениями в развитии мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Такие дети, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют, у них отсутствует этап осмысления, их действия не достаточно осознанны, опыт действия  не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщен и образы и представления формируются замедленно и фрагментарно.

       У детей с проблемами в  развитии отсутствует активный поиск решения задач, дети остаются равнодушными как к результату, так и к процессу решения задачи. Эти дети не умеют ориентироваться в пространстве, не используют прошлый опыт, не могут оценить свойства объекта и отношения между объектами, испытывают ряд трудностей моторного характера.

    Мы предположили, что использование комплекса компьютерных игр значительно ускорит темп развития и повысит качество формирования наглядно-действенного мышления у детей с особыми образовательными потребностями, что позволит создать базу для становления наглядно-образного мышления и элементов словесно-логического мышления. При этом следует отметить, что развитие мыслительных операций повлечет за собой интенсивное развитие познавательной активности (восприятия, памяти, произвольного внимания).

 На наш взгляд, настоящие традиционные, сложившиеся условия обучения не позволяют в достаточной мере решать задачи максимального развития  мыслительных операций у детей с особыми образовательными возможностями.

Прежде чем преступить к работе по освоению компьютерных технологий детьми мною была проведена работа по анализу литературных данных: [2,3,7,9,15] и сделан вывод: использование ребенком  компьютера в своей деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития.   Проявляются во всей  полноте , как  мышление,   так и восприятие, память, возникают и функционируют  на уровне прогноза   новые горизонты развития психических процессов и личности ребенка.. Горизонты развития не - только зона ближайшего развития [3], а своеобразный прогноз развития личности, данный в содержании познавательной мотивации. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает ему более высокий социальный статус. Отмечено, что в детских садах, где установлены компьютеры, у детей появляется новое направление общения - они активно обсуждают новые компьютерные игры, свои достижения и промахи в выполнении трудных заданий. Значительно обогащается словарь, дети легко овладевают новой терминологией. Это способствует развитию речи детей, повышает уровень произвольности и осознанности действий. У детей формируется адекватная самооценка.

Значению использования компьютера в деятельности детей дошкольного возраста посвящены исследования зарубежных специалистов.

Для планомерного и последовательного овладения    компьютерными информационными технологиями (КИТ) мною была разработана « Программа развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии на индивидуальных занятиях посредством комплекса развивающих и обучающих компьютерных игр».

Основной целью данной программы является максимально доступное развитие мыслительных операций у детей с интеллектуальными нарушениями  старшего дошкольного возраста посредством использования компьютерных игр.

Основные задачи программы:

-Разработать ряд диагностических мероприятий по оценке уровня развития мыслительных операций у детей.

-Качественно и на доступном для ребенка уровне развить все компоненты мыслительной деятельности (сравнение, классификацию, обобщение, а также восприятие и память).

-Научить детей компьютерной грамотности и выработать навык работы с « мышью» и клавиатурой.

-Научить детей оценивать результат собственной деятельности формировать навыки самоконтроля.

-Научить ребенка осваивать модели коммуникации с вымышленными героями компьютерных программ, как основные для развития межличностных коммуникаций.

-Воспитывать самоуважение, уверенность в себе.

       Освоение материалов  программы с учетом образовательных потребностей  детей с интеллектуальными нарушениями старшего дошкольного возраста рассчитано на два года обучения.

         2008-2009 уч. г. был первым годом освоения программы. Он являлся пропедевтическим и включал в себя диагностику исходного уровня сформированности мыслительных процессов у детей и стандартную плановую работу учителя-дефектолога, но с внесением определенных корректив для дальнейшего успешного обучения детей овладению  компьютером. На этом этапе велась целенаправленная работа по развитию сенсорного восприятия, как основы для развития у детей поисковых способов ориентировки: методов проб и примеривания, а также освоение  детьми систем сенсорных эталонов. Для осуществления занятий  по сенсорному воспитанию, которые направлены  на развитие зрительного восприятия и внимания, формирование целостного образа предметов, была составлена подборка  дидактических игр. Она включала в себя игры  аналогичные тем, которые будут предложены детям для работы на компьютере на 2 году  освоения программы. Подборка игр содержит:

1.Игры на развитие знаний об основных цветах и умений их сличать: «Найди пару», «Подбери такой же цветок», «Посади бабочку на свой цветок», «Собери цветы в вазу» и т.д.

2.Игры на развитие умений различать и соотносить предметы по величине: «Расставь игрушки по величине», «Поставь матрешек», «Найди домик для матрешки», «Три медведя» и т.д.

3.Игры на умение воспринимать пространственные отношения:

«На какой полке зайка?», «Куда летит ракета?», «Поручения» и т.д.

4.Игры на формирование целостного образа предметов:

«Собери картинку», «Поставь заплатку», «Собери вазу» и т.д.

5. Игры на группировку предметов по заданному признаку (форма, цвет, величина): «Размести игрушки в свой домик», «Собери все предметы круглой формы».

В результате первого года обучения дети  научились:

-анализировать условия проблемно-практической задачи и находить способы ее практического решения;

-выделять основные цвета по образцу;

-выполнять группировку предметов по заданному признаку (форма, цвет, величина);

-складывать разрезные картинки из 2-3 частей;

-ориентироваться в пространстве, усвоив понятия: верх, низ, середина.

 2010-2011 уч. г. был вторым годом освоения программы, где дети непосредственно овладевали  навыками работы с персональным компьютером.

На первом этапе детей знакомили с компьютером (его устройством, клавиатурой, манипулятором «мышью») и правилами работы на нем. Компьютер ребенку представлялся как средство игры, как новая сложная, интересная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он сможет решить самые разнообразные игровые задачи. На первых занятиях дети лишь наблюдали за работой педагога. Рассматривали и наблюдали действия персонажей на экране монитора. Первые занятия были направлены на формирование положительного эмоционального отклика, и желания самостоятельно попробовать поработать на компьютере. Далее знакомили детей с правилами управления компьютером. Представляли детям клавишу фиксации «Enter».Для объявления назначения этой клавиши использовали прием методиста из г. Сургута Ермоленко Г., которая предложила назвать эту клавишу «Пожалуйста» Что позволило таким простым приемом включить в компьютерную игру элементы нравственного воспитания. Затем знакомили детей с управлением компьютерными программами с помощью координатного манипулятора «мышь». Педагог показывал  правильное положение руки на манипуляторе, после чего предлагали детям осваивать работу «мышкой» используя прием « рука в руке» дальше дети работали самостоятельно под непосредственным руководством учителя.

На втором этапе проводилась работа по развитию сенсорного восприятия. Специально подобранные  компьютерные игры были направлены на развитие зрительного восприятия и внимания,  формирование целостного образа предметов. Детям предлагались развивающие игры серии «Малыш», которые были подобраны по принципу постепенного усложнения дидактической задачи. На этом этапе педагог устанавливал простые игры и учил детей выполнять игровую задачу. Внимание детей привлекалось к картинке, которая появлялась на экране монитора. Дети рассматривали ее, отвечали на вопросы учителя. Например: «Какие геометрические фигуры изображены на экране? Назовите, какого цвета треугольники? квадраты? Затем предлагали ребенку собрать квадрат, подобрав нужный по цвету треугольник. Педагог предъявляла образец выполнения задания с комментариями, а затем задачу выполнял ребенок. Особенно полезно в ходе работы побуждать ребенка к оречевлению своих действий, сначала отвечая на вопросы, а затем педагог просил рассказать о том, что делает ребенок.

Третий этап  направлен на формирование мышления у детей и включал в себя работу по развитию операций сравнения, обобщения, умения анализировать проблемно-практические задачи и находить пути их решения.  Здесь  на основе таких игр, как «Собери овощи», «Собери фрукты»  предлагали рассмотреть представленные предметы, назвать их, а затем обобщить по существенным признакам.

 Детям также  предлагались игры на решение проблемной ситуации, одна из таких игр «Достань банан». На экране монитора дети рассматривали картинку. Педагог, задавая вопросы, уточнял: «Кто это?», « Сколько их?», «Какие они по размеру?». Обращали внимание детей на то, как  выстроены обезьяны (внизу большая, на ней поменьше, на ней маленькая). Далее ставили перед детьми игровую задачу: «Нужно помочь обезьянам достать банан с пальмы. Для этого нужно выстроить обезьян так, чтобы  они выстроились в соответствии с размером». Затем  педагог  дробно давал образец выполнения задания, комментируя свои действия. После чего ребенку предлагали словесно определить последовательность выполнения упражнения, т.е. побуждали ребенка к рассуждению, а затем  уже перейти к решению поставленной задачи. В случае  возникновения  у детей затруднения,  учитель помогал ребенку, задавая вопросы, либо непосредственно оказывал помощь в управлении  компьютером для решения задания,  использовали прием моделирования заданной ситуации на наглядном материале.  А также предлагали ребенку  самому еще раз уточнить последовательность  выполнения данной задачи с помощью словесного описания.  

Четвертый этап направлен на формирование и расширение элементарных математических представлений у детей. На этом этапе предлагались игры, которые позволяют научить группировать предметы по количественному признаку. Ребенок знакомился с изображением на экране, пересчитывал группы предметов, помогая курсором «стрелочка», а в последствии только зрительно.  Здесь с целью развития умения согласованно  употреблять в речи числительные с существительными предлагали детям посчитать так: одна рыбка, две рыбки…пять рыбок. Затем педагог давал задание ребенку: «Найди столько же». Далее  уточняли вопросами, сколько предметов в правом квадрате, в левом, поскольку предметов в каждом квадрате, чем побуждали детей к сравнению групп предметов, используя в речи слова: поровну, одинаково.

Предлагая детям такие игры как «Лягушки на болоте», «Охотник» упражняли детей в умении считать на слух и соотносить количество услышанных звуков с цифрами. Дети рассматривали картинку на мониторе, педагог сообщал игровую задачу, предлагал послушать, сколько лягушек издают звук, а затем найти соответствующую цифру. Сюжет данных программ подсказывает детям верно или не верно выполнено задание т.к. в них заложен прием поощрения и при правильном решении звучит веселая музыка. Ребенок сам оценивал правильность выполнения задачи, а в случае ошибки предлагали ребенку сделать еще попытку. Если ребенок не справлялся повторно, предлагали посчитать зрительно, соотнести количество персонажей с цифрой, а затем попытаться выполнить первоначально поставленную задачу.

       При изучении тем этого раздела дети учились решать арифметические задачи  на наглядном материале в пределах пяти. Детям предлагались варианты картин, на основе которых  они составляли условие задачи, задавали вопрос, а затем из предложенных вариантов выбирали нужный ответ.

Также осуществлялась работа по развитию речи детей: они описывали последовательность своих действий, составляли задачи, пересчитывали предметы - что, позволило расширить активный словарь детей, обозначающий качественные и количественные признаки предметов,  а также способствовало формированию грамматического строя речи.  

Пятый этап позволил обучить детей элементам грамоты. Здесь  знакомились с буквами, педагог давал понятие «звук» и «буква», объясняя  детям,  что главное отличие звука от буквы то, что звук мы слышим, а букву мы видим и читаем. На экране компьютера детям представляют букву, предлагали рассмотреть ее и обвести контур «стрелочкой» совместно с педагогом определяли на что похожа. На последующих занятиях детям предлагали найти знакомую букву среди других и закрасить ее «волшебной кисточкой». Затем детям предлагалось напечатать заданную букву, и если ребенок справлялся с этим заданием то, появлялась картинка, в названии которой есть эта буква. Далее детям предлагали назвать то, что нарисовано, и определить позицию заданного звука в слове. На развитие функции фонематического слуха детям предлагали послушать звук и найти его зрительный образ-букву. Затем дети учились читать слоги и одно-двухсложные слова.

Для проверки результатов освоения материалов программы использовались следующие диагностические методики:

1. «Диагностика уровня развития логических приемов мышления у дошкольников» М.В.Кралина.

2. «Изучение уровня овладения логическими операциями на конкретном материале Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

В результате обучения детей с проблемами в  развитии посредством развивающих компьютерных игр у детей наблюдали:

 -ускорение темпа развития планомерного и расчлененного восприятия, его интенсификацию; овладение обобщенными формами мышления, основными логическими операциями (анализом, синтезом, выделением существенных признаков и закономерностей), смысловым запоминанием.

- качественное изменение уровней развития логических операций (обобщение, классификация, сравнение);

А также наши дети научились:

 - элементарно пользоваться компьютером;

-овладели умением устанавливать положительный эмоциональный контакт с героями компьютерных программ;

-более четко выражать свои мысли, наблюдения, рассуждения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;

 -был сформирован начальный уровень оценочной деятельности.

У детей заметно улучшилось развитие ручной моторики и зрительно-двигательной координации, а также увеличилась работоспособность детей.  

Посредством использование компьютерных технологий  дети стали решать игровые обучающие дидактические задачи на компьютере.

      Работа детей на компьютере способствовала повышению интереса к занятиям, позитивно сказалась на мотивации обучения и его результативности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Комплексно-тематическое планирование по Образовательной Области "Художественное творчество. Рисование" для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематическое планирование по Образовательной Области "Художественное творчество.Рисование" для детей среднего и старшего дошкольного возраста. разработанное в соответствии с  ФГТ. План...

Рабочая программа для обучения детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушение зрения.

Программа направлена на работу с детьми с различными зрительными нарушениями....

Статья "Развитие познавательной деятельности детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста" 2013 г.

Давыдова Н.И. "Развитие познавательной деятельности детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста в группе «Любознайка» (из опыта работы)» // Статья в сборнике научно-методических м...

Презентация на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) посредством песочной терапии в процессе совместной и самостоятельной деятельности».

Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного во...

Особенности развития речевой коммуникации у детей с РАС старшего дошкольного возраста

С каждым годом во всем мире растет число детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Детский невролог Министерства здравоохранения Российской Федерации А. Петрухин назвал аутизм одной из самы...