Добукварные занятия в коррекционной школе
статья по теме

Герберг Анна Николаевна

В статье раскрываются задачи и содержание деятельности учителя в добукварный период. Дается представление об основных направлениях работы по развитию интереса к учению, формированию слухового восприятия. Приводятся рекомендации по совершенствованию фонематического слуха. Обозначается последовательность работы по развитию зрительно-пространственного восприятия. Выстраивается порядок предъявления упражнений, направленных на координацию движений мелких мышц кисти рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobukvarnye_zanyatiya_v_korrekcionnoy_shkole.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Добукварные занятия в коррекционной школе

Герберг А.Н., учитель-дефектолог

ГБС(К)ОУ школы-интерната ст-цы Полтавской Краснодарского края

Обучению грамоте предшествует период добукварных занятий. Он продолжается от 1 до 2 месяцев. В это время педагог тщательно изучает каждого ребёнка: устанавливает степень его ориентации, уровень развития речи, состояние фонематического слуха, зрительных восприятий, моторики, объём владения школьными навыками (знание звуков и букв, техника чтения, умение записывать буквы, слоги, слова).  Совместно с логопедом учитель проверяет звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй речи учащихся. Все полученные данные заносятся в дневник наблюдений. Особо отмечаются недостатки психофизических функций, относительная сохранность некоторых из этих функций, возможности продвижения каждого ученика в обучении. Такая характеристика поможет учителю в дальнейшем целенаправленно вести занятия, правильно планировать их, учитывая как общие, так и  индивидуальные особенности детей.

Параллельно идёт подготовка учащихся к обучению грамоте.

В период добукварных занятий решаются следующие задачи:

  1. Развитие интереса детей к учению.
  2. Уточнение, расширение их представлений и речи.
  3. Исправление недостатков слухового восприятия, воспитание фонематического слуха, некоторых умений в области звукового анализа.

Основные направления в работе по пробуждению и развитию интереса к учению заключаются в создании таких условий, когда дети постоянно чувствуют необходимость во владении грамотой, когда им предлагают доступные задания, выполнение которых постепенно восстанавливает у ребёнка утраченную уверенность в своих способностях, возможностях, когда широко используются игровые приёмы. Программный материал добукварных занятий составлен таким образом, чтобы учащиеся, приобретая точные сведения о природе, жизни детей в школе, в семье, о труде взрослых, продвигались в речевом развитии.

В период добукварных занятий большое внимание уделяется развитию зрительного, слухового и речедвигательного анализа и синтеза.

Формирование слухового восприятия начинается с развития грубых дифференцировок, а именно умений различать неречевые звуки окружающего мира, сопоставлять звуки, воспроизводимые предметами со звуками речи, узнавать людей по тембру их голоса, определять направление звука.

Развитие фонематического восприятия начинается с исправления недостатков и совершенствования фонематического слуха.

Работа по совершенствованию фонематического слуха начинается с сопоставления слов, так называемых фонетических паронимов. Параллельно идёт работа, направленная на формирование простейших операций по звуковому анализу. Необходимо начинать с выделения слова, как наиболее конкретизированной единицы речи. Далее вводится термин «предложение». Составленное предложение делится на слова. После этих упражнений школьники вновь возвращаются к слову и учатся делить его на слоги.

Заключительной работой по анализу речи является выделение звука. Сначала первоклассники воспроизводят звук вслед за учителем. Затем дети учатся слышать эти звуки в словах и, наконец, выделять их.

Вся работа по анализу речи в добукварный период проводится преимущественно в виде игр. Также используются такие приёмы, как демонстрация предмета и его действия, отбивание такта рукой и т.д.

В период добукварных занятий логопед и учитель ведут совместную работу по уточнению движений артикуляционного аппарата в двух направлениях: закрепления правильной артикуляции и воспитании чёткости произнесения каждого звука.

Работа по развитию зрительно-пространственного восприятия  направлена на совершенствование у детей точности, объёма, зрительной памяти, формирование умения выделять части предмета, сравнивать два предмета, последовательно проводить взгляд при назывании предметов слева направо, располагать предметы в определённом направлении. Первоначально детей учат различать цвет, величину, форму предметов. Далее они дифференцируют предметы по всем этим признакам, знакомятся с цветными полосками, с геометрическими фигурами, учатся составлять из них различные предметы сначала сами, а потом по памяти, словесной конструкции, что способствует развитию точности зрительных ориентировок, увеличению объёма зрительной памяти, формированию предметно-пространственного воображения.

В период добукварных занятий ведётся работа по координации движений мелких мышц кисти рук. Упражнения для развития мелких мышц кисти рук проводятся на уроках ручного труда, рисования. Подобные занятия организуются и непосредственно на уроках русского языка. Упражнения выстраивают в таком порядке:

1. специальные упражнения для развития мелких мышц кисти рук (зарядка для пальцев).

2. обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур относительно крупных форм.

3. рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий.

4. рисование предметов, по форме напоминающих буквы.

5. письмо элементов букв.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие в коррекционной школе 1 класс "Дерево добра"

Занятие по нравственному воспитанию. Формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость....

Арттерапевтические занятия в коррекционной школе.Планирование по куклотерапии.

Арттерапия– это лечебная психотерапевтическая методика, которая используется в специальных коррекционных школах интернатах и считается педагогической инновационной технологией, способствующей ...

Логопедическое занятие в коррекционной школе VIII вида на тему : "Гласные и согласные звуки"

Дифференциация гласных и согласных звуков в процессе коррекции нарушений письменной речи важна для преодоления нарушений фонематического анализа и синтеза. Использование игровых приемов на занятии пре...

Логопедическое занятие в коррекционной школе VIII вида на тему : "Автоматизация звука С в словах"

Целью занятия является умение правильно произносить согласные звуки.  Задачи: закрепление умения правильно произносить звук С изолированно и в слогах, формирование умения произносить звук С в словах, ...

Рабочая программа логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида

Рабочие программы на каждый класс, тематическое планирование по четвертям....

"Забавы по Крылову", конспект внеклассного занятия в коррекционной школе 8 вида.

Занятие состоит из двух частей: теоретической ( задания по творчеству Крылова) и практической ( пластилиновое рисование)....

Внеклассное занятие в коррекционной школе КВН "Математика повсюду", проводимое в рамках недели математики

Занятие рассчитонно на 5-7 класс коррекционной школы, для детей с нарушениеем слуха и речи. Все вопросы сопровождаются картинками соответствующие ответам....