Рабочая программа логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида
рабочая программа по теме

Токарева Наталья Владимировна

Рабочие программы на каждый класс, тематическое планирование по четвертям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr_2_kl_log.docx44.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный. 1 – 4 классы. под редакцией В. Воронковой 2009г.и  в соответствии с Положением о рабочей программе учителя МКС(К)ОУ VIII вида  школы – интерната №5 г. Аши.  Программа  рассмотрена на заседании педагогического совета (протокол №01 от 30.08.2013г).

Предмет: логопедические занятия.

Учитель – логопед: Токарева Н. В.

  1.  класс

Количество часов по программе:136ч

Количество часов в неделю по учебному плану:4ч
Количество часов за год:136ч

Диагностическое обследование: 16ч

Содержание программы.

Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

 Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка ( произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. 

У учащихся с системным недоразвитием речи при умственной отсталости мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического  анализа, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения, недостаток формирования связной речи ( в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Овладение письмом и чтением учащихся с системным недоразвитием речи характеризуется, прежде всего, значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этих навыков.

Для учащихся сложным является усвоение букв. Этот связано с особенностью их зрительного восприятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечеткостью акустических образов соответствующих звуков. Особенно затрудняет учащихся процесс слияния звуков в слоги. У них с трудом формируется обобщенное представление о слоге. У учащихся с системным недоразвитием речи взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает того высокого уровня, которое наблюдается у нормальных детей.

Если у учащегося нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ученик должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи.

Данная программа предназначена по коррекции чтения и письма по типу ретардации. Она рассчитана на детей, у которых наблюдается системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.

В связи с этим,  коррекция системного недоразвития речи является необходимой в структуре логопедической работы с данной категорией детей. Нарушение речи препятствуют полноценному общению с людьми, приводит к речевой неуверенности в себе.  Поэтому своевременное преодоление нарушений письменной речи – залог успешного обучения учащихся по всем учебным предметам.

Методологические и теоретические основы программы

 Как и любая программа, “Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов школы VIII вида” имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- гуманизма- вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

- системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода- опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально- дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

- системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Теоретические положения программы:

  • Принцип развития, предполагающий анализ процесса возникновения дефекта (по Л.С. Выготскому)
  • Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций.
  • Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности речевого дефекта.
  • Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).
  •  Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
  • Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональный – этап контроля).
  • Современные научные положения о тесной связи в развитии перцептивных и моторных функций (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец и др.); теория взаимодействия речевой и ручной моторики (М.М. Кольцова, Н.И. Кузьмина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.В. Фомина и др.).
  • Принцип дифференцированного подхода.
  •  Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
  • Кроме того, в коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и др.

Содержание программы

Цель программы- коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

 Основные задачи программы:

1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

 Организация работы по программе

 Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.

 Учитель-логопед комплектует подгруппы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности.  Основной формой являются подгрупповые занятия. На занятия с подгруппой обучающихся отводится, как правило 20 минут.

Количество часов указанных в программе примерное и может варироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

 Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение  тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Программа состоит из следующих разделов:

 -  коррекция звукопроизношения;

 - коррекция фонематических процессов;

 - коррекционная работа на лексическом уровне;

 - коррекционная работа на синтаксическом уровне;

 -  совершенствование связной речи.

Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптическое сходcтво.

Во 2 классе занятия проводятся 4 раза подгрупповые и индивидуально

2 класс

(4 часа в неделю)

УСТРАНЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

УСТРАНЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.

Обследование учащихся.

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

РАЗВИТИЕ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

РАЗБИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Органы речи. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.

Звуки и буквы А, О, У, Ы, И, Э. Выделение первого звука а слове. Выделение гласных звуков из слогов, слов, слоговый анализ и синтез слов,

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Особенности артикуляции согласных звуков. Выделение первого согласного звука из слова. Выделение последнего согласного звука. Определение места согласного звука в слове. Анализ и синтез слогов различной структуры, анализ и синтез слов различной

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ М-МЬ, Н-НЬ, Б-БЬ, П-ПЬ, В-ВЬ, Ф-ФЬ, Г-ГЬ, К-КЬ, Д-ДЬ, Т-ТЬ, 3-ЗЬ, С-СЬ, Х-ХЬ, Л-ЛЬ, Р-РЬ.

Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2-го ряда.

Буквы А - Я 0-Ё, У-Ю, Ы-И. Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

УЧАЩИХСЯ

2        класс.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать слова по слоговому   и   звуковому составу;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • различать твердые и мягкие согласные.

Тематическое планирование логопедических занятий 2 класс.

№ урока

Тема  урока

1 четверть.

Дата

план

факт

Коррекционные цели

1.

Обследование речи учащихся.

Выявить уровень речевого развития детей.

2.

Обследование речи учащихся.

3.,

Обследование речи учащихся.

4.

Обследование речи учащихся.

5.

Обследование речи учащихся.

6.

Обследование речи учащихся.

7.

Обследование речи учащихся.

8.

Обследование речи учащихся.

9.

Органы речи. Артикуляционные упржнения.

Развитие артикуляционной моторики, ручной, дыхания

10.

 Дыхательные упражнения.

11.

 Развитие мелкой моторики руки.

12.

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква А.

Звуковой анализ слова, выделение звука, соотнесение с буковй.

13.

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква У.

14.

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква О.

15.

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква ы.

16.

Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква И.

17.

Звукобуквенный анализ слов. .Звук и буква Я.

18.

Звукобуквенный анализ слов. .Звук и буква Ю.

19.

Звукобуквенный анализ слов. .Звук и буква Е.

20.

Звукобуквенный анализ слов. .Звук и буква Ё.

21.

Звукобуквенный анализ слов. Буквы Р – Л.

Дифференциация звуков по акустическим, букв по оптическим признакам

22.

Звукобуквенный анализ слов. Буквы М – Н.

23.

Звукобуквенный анализ слов. Буквы Б - П.

24.

Звукобуквенный анализ слов. Буквы Г – К.

25.

Звукобуквенный анализ слов. Буквы В - Ф.

26.

Звукобуквенный анализ слов. Буквы Д – Т.

27.

Звукобуквенный анализ слов. Буквы З – С.

28.

Звукобуквенный анализ слов. Буквы Ж – Ш.

29.

Слоговой анализ слов.

Развитие слогового анализа и синтеза слов

30.

Слоговой анализ двусложных слов.

31.

Слоговой анализ трёхсложных слов.

32.

Дифференциация одн -, двух -, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза слов.

33.

Удврение. Ударный слог.

Дифференциация гласных букв на письме.

34.

Дифференциация о – а в слогах, словах.

35.

Дифференциация о – а в предложениях и тексте.

36.

Дифференциация у – и в слогах, словах

,

2 четверть.

1.

Дифференциация у – и в предложениях и тексте.

Коррекция оптической дисграфии, развитие пространственной ориентации

Сравнение, сопоставление, выделение существенных признаков

2.

Дифференциация и – ш в слогах и словах..

3.

Дифференциация и – ш в предложениях  и тексте.

4.

Дифференциация б – д вслогах, словах.

5.

Дифференциация букв б – д в предложениях и тексте.

6.

Дифференциация п –т в слогах и словах.

7.

Дифференциация букв п – т в предложениях и тексте.

8.

Дифференциация л – м в слогах , словах.

9.

Дифференциация л – м в предложениях и тексте.

10.

Дифференциацияк – н в слогах, словах.

11.

Дифференциация к – н в предложениях и тексте.

12.

Дифференциация ш – щ в слогах, словах.

13.

Дифференциация ш – щ в предложениях и тексте.

14.

Дифференциация и – ц в слогах и словах.

15.

Дифференциация и – ц в предложениях и тексте.

16.

Дифференциация ц – щ в слогах, словах.

Развитие самоконтроля

17.

Дифференциация ц – щ в предложениях и тексте.

18.

Дифференциация з – е в слогах, словах.

19.

Дифференциация з – е в предложениях и тексте.

20.

Звуки гласные  и согласные.

Дифференциация гласных и согласных звуков

21.

Выделение первого звука в слове.

Слоговой анализ и синтез слов

22.

Выделение гласных звуков из слогов, слов.

23.

Слоговой анализ и синтез слов.

24.

Особенности артикуляции согласных звуков.

Развитие фонематического восприятия на основе упражнений в выделении звуков по интсрукции

25.

Выделение первого согласного звука из слова.

26.

Выделение последнего согласного звука в слове.

27.

Определение места согласного звука в слове.

28.

Анализ и синтез слов различной слоговой структуры.

3 четверть.

1.

Дифференциация гласных а,о,ы,у,э – я,ё,и,е,е.

Дифференциация гласных  на письме по твердости и мягкости.

2.

Дифференциация гласных а –я  в слогах, словах..

3.

Дифференциация  гласных а – я в предложениях и тексте.

4.

Дифференциация гласных у –ю в слогах, словах.

5.

Диффференциация гласных у – ю в предложениях, тексте.

6.

Дифференциация гласных о - ё в слогах, словах.

7.

Дифференциация гласных о – ё в предложениях, тексте.

8.

Дифференциация гласных ы – и в слогах, словах.

9.

Дифференциация гласных ы – и в предложениях, тексте.

10.

Дифференциация Д – Т.

11.

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака на конце слов.

Развитие внимания учащихся

12.

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака в середине слова.

13.

Дифференциация б –бь.

Развитие самоконтроля

14.

Дифференциация п –пь.

15.

Дифференциация б –бь, п – пь.

16.

Дифференциация в – вь.

17.

Дифференциация ф – фь.

Дифференциация твердых и мягких согласных в устной речи и на письме

18.

Дифференциация в – вь, ф – фь.

19.

Дифференциация г – гь.

20.

Дифференциация к –кь.

21.

Дифференциация х - хь.

22.

Дифференциация г –гь, к – кь, х - хь.

23.

Дифференциация д –дь.

24.

Дифференциация т- ть.

25.

Дифференциация д –дь, т – ть.

26.

Дифференциация з –зь.

27.

Дифференциация с –сь.

28.

Дифференциация з –зь, с - сь.

29.

Звук и буква Ш.

Развитие слухового контроля

30.

Звук и буква Ж.

31.

Дифференциация ш – ж в слогах, словах.

32.

Димфференциация звуков ш – ж в предложениях, тексте.

33.

Дифференциация о –у.

Развитие фонематических процессов на основе упражнений в дифференциации смешиваемых фонем

34.

Диффренциация ё – у.

35.

Дифференциация р – рь.

36.

Дифференциация л –ль.

37.

Дифференциация р – рь, л – ль слогах, словах.

38.

Дифференциация р – рь, л – ль в предложениях.

39.

Дифференциация р – рь, л – ль в тексте.

40.

Дифференциация с – ш в слогах, словах..

4 четверть.

1.

Дифференциация с- ш в предложениях, тексте.

Дифференциация звуков по акустико – артикуляционному сходству (сравнение, сопоствление).

2.

Дифференциация з – ж в слогах, словах.

3.

Дифференциация з –ж в предложениях, тексте.

4.

Дифференциация с – ц в слогах, словах.

5.

Дифференциация с – ц в предложениях,тексте.

6.

Дифференциация ч – щ в слогах, словах.

7.

Дифференциация ч – щ в предложениях, в тексте.

8.

Дифференциация ч – ть в слогах, словах.

9.

Дифференциация  ч – ть в предложениях, тексте.

10.

Дифференциация ч – ш в слогах, словах.

11.

Дифференциация ч – ш в предложениях, тексте.

12.

Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

13.

Перенос слов по слогам.

Развитие слухового восприятия, зрительной памяти при дифференциации групп звуков

14.

Звук и буква Й. Слова с буквой Й.

15.

Дифференциация и –Й в слогах, словах.

16.

Дифференциация и – й в предложениях, тексте.

17.

Дифференциация ль – й в словах.

18.

Дифференциация ль – й в предложениях, тексте.

19.

Составление предложение о школе.

Развитие диалогической речи, связных высказываний

20.

Составление ответов на вопросы.

21.

Знакомство с диалогической речью.

22.

Тренировочные упражнения в диалоге.

23.

Восстановление деформированного текста (последовательность событий).

24.

Составление предложений по вопросам.

25.

Обследование речи.

Отслеживание динамики речевого развития детей.

26.

Обследование речи.

27.

Обследование речи

28.

Обследование речи

29.

Обследование речи

30.

Обследование речи.

31.

Обследование речи

32.

Обследование речи

Контролирующие материалы.

Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся1 – 4классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида. Белгород 2007г.

Методическое обеспечение Специальная и методическая литература.

  1. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. - М.: Просвещение, 2004. - 68с.
  2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М.: Владос, 2002. - 154с.
  3. Волкова JI.C., Шаховская С.Н. Логопедия. - М.: Просвещение, 1998. - 68с.
  4. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение,1988. - 124с.
  5. Воронкова В.В., Перова М.Н. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. - М.: Владос, 2001.
  6. Выготский JI.C. Вопросы детской (возрастной) психологии. - М.: Просвещение, 1984. - т.4-318с.
  7. Ефименкова J1.H. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. -М.: Просвещение, 1992. -76с.
  8. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. - Ярославль: Академия развития, 2006.
  9. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - М.: Просвещение, 1997.
  10. Краткий дефектологический словарь. - М.: Просвещение, 1964.
  11. Кобзарева Л.К., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. - Воронеж: Творческий центр «Учитель»,

12.Лалаева Р.И., Венедиктова JI.B. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004,- 32с.

  1. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968.
  2. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии,- М.: Гном, 2007.
  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997.
  4. Фотекова Т. А. Текстовая методика диагностики младших школьников. - М.: АРКТИ, 2005,- 12с.
  5. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. - М.: АРКТИ, 2005,- 99с.
  6. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознания и коррекции отклонений речевого развития у детей. - М.: ИКП РАО, 1999.
  7. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. - М.: Просвещение, 1997.

19.Балабанова        В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы.- Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002,- 7с.

Литература для детей

  1. Барто А.Л. Стихи. - М.: Просвещение, 1998.
  2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1977.
  3. Ванюхина Г.П. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. Екатеринбург, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Биология 6 класс. Коррекционная школа 8 вида.

Первый опыт создания рабочей программы по биологии. Каждый год она обновляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса. Добавляютя  или меняются коррекционные упражнения, дидактическ...

Логопедическое занятие в коррекционной школе VIII вида на тему : "Гласные и согласные звуки"

Дифференциация гласных и согласных звуков в процессе коррекции нарушений письменной речи важна для преодоления нарушений фонематического анализа и синтеза. Использование игровых приемов на занятии пре...

Логопедическое занятие в коррекционной школе VIII вида на тему : "Автоматизация звука С в словах"

Целью занятия является умение правильно произносить согласные звуки.  Задачи: закрепление умения правильно произносить звук С изолированно и в слогах, формирование умения произносить звук С в словах, ...

ктп логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида 2 класс

Календарно -тематическое планирование логопедических занятий для 2 класса составлено на основе пособия Л.Е. Шевченко Планирование работы учителя - логопеда в коррекционной школе 8 вида...

ктп логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида 5 класс

календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 5 классе коррекционной школы 8 вида...

Рабочая программа логопедических занятий 1-9 СКК VIII вида

Данная рабочая программа по логопедии разработана для учащихся специальных (коррекционных) классов 8 вида....