Творческий труд. Дымковская сказка.
план-конспект по теме

 

ГК СОУ СКОШИ VIII вида г.Коврова

творческий труд 4 класс

 

Дымковская сказка.

 

Цели:

          обучающая:         обобщить знания детей о дымковской игрушке,

                                        донести до детей главные элементы росписи    

                                        глиняной   дымковской игрушки;

        

          развивающая:      развивать детскую фантазию, пробудить

                                        интерес к народной пластике, творчеству;

         

          воспитательная:  воспитание эстетического вкуса; приобщить  

                                        чувства и мысли детей к пониманию

                                        красоты, доброты народного искусства;

                                        воспитание трудолюбия, культуру труда.

 

Оборудование:              дымковские игрушки;

                                        кисточки, краски,   баночки с водой, тряпочки,      

                                        подставки для игрушек, заготовки игрушек.

 

Предварительная работа:     элементы росписи – рисунки детей;

                                                     роспись игрушки на плоскости;

                                                     лепка из глины.

 

Словарь:            ремесла

                            охра

                            сурик

 

 

Звучит русская народная музыка.

     Ребята, сегодня у нас заключительное занятие по дымковской игрушке.

 Cегодня на занятии у нас гости. Я пригласила их, чтоб вы познакомили их, с чудесами глиняной сказки.

     В нашей работе встретятся слова: ремесло, охра и сурик с их значением я вас познакомлю (дается объяснение слов).

 

Итак:

- Наше занятие так и будем называться: «Дымковская сказка».

- Чем же знаменито Дымково? 

 

                                        Чем знаменито Дымково?

                                         Игрушкою своей!

                                         В ней нету цвету дымного,

                                         Что серости сырей.

 

                                         В ней что-то есть от радуги,

                                         От капелек росы,

                                         В ней что-то есть от радости,

                                         Гремящей, как басы.

 

                                         В ней молодость-изюминка,

                                         В ней удаль и размах.

                                         Сияйте, охра с суриком

                                         По всей земле в домах.

 

- Дымково знаменито своей игрушкою.

 

     Наша цель – показать, как с помощью волшебной кисточки можно оживить глиняную фигурку; расписать ее красочными узорами, рассказать о секретах мастерства лепки, о ее истории и своими руками сотворить сказку.

 

Воспитатель:

 

Начнем с истории.

 

Юля:

 

Дымковскую игрушку знают все и взрослые и дети не только в нашей стране, но и далеко за ее приделами. Яркие, веселые, радостные дымковские фигурки вводят нас в мир сказки, красоты и добра.

 

 Воспитатель:

 

Почему она так называется?

 

Илья:

 

Дымковская игрушка называется так потому,  что родилась она в слободе Дымково, что находится недалеко от города Кирова. Разными ремеслами занимались здесь люди, но игрушечное дело привилось лучше всего.

 

 

Дима:

 

Существовал даже праздник в честь игрушки, и назывался онСвистунья. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, на которой проходило гулянье, где взрослые и дети свистели в глиняные свистульки на разные голоса, кидались расписными глиняными шариками.

А сами свистульки были в виде сказочных животных.

 

Воспитатель:

 

Давайте внимательно рассмотрим эту игрушку.  Какая она?

(дети  рассматривают, трогают игрушку и описывают ее)

 

- Игрушка очень красивая, выразительная, яркая, запоминающаяся, понятная, близкая, родная, русская, праздничная, сказочная, простая, настоящая.

 

 

Воспитатель:

 

Какие фигурки?

 

- Крепкие с широко расставленными ножками, с гордо поднятой головой.

 

 

Воспитатель:

 

Красивая нарядная барышня, кормилица в оборчатом переднике, олени с золотыми рогами, игривые лошадки, уточки, барашки.

 

 

Воспитатель:

 

Нравятся вам такие игрушки?

 

(Да.)

 

Какой общий цвет игрушки? (белый)

 

 

Воспитатель:

 

Какие основные цвета используют для создания праздничного настроения образа игрушки?

 

(все цвета радуги; 6 цветов)

 

    

Воспитатель:

 

Как они сочетаются?

 

(зеленый-желтый; красный синий-желтый;  красный красный-желтый, черный).

Больше всего желтого и красного.

 

Воспитатель:

 

Какие главные элементы узора украшают дымковскую игрушку?

 

(кружки, овалы, кольца, горошины, точки, полоски, волнистые линии).

 

Какие основные приемы работы кистью? Как работать кисточкой? (ответы детей)

 

Воспитатель:

 

Пока игрушка станет вот такой, много надо труда положить. Мы с вами знаем, что это очень сложно и нелегко. Ведь игрушка должна три раза родиться.

Итак, как же это происходит?

 

Катя:

 

Первый раз игрушка рождается, когда ее вылепят, она тогда вся коричневая, как шоколад, и очень ломкая.

 

Яна:

 

Чтобы игрушка окрепла, ее надо обжечь. От сильного жара игрушка раскаляется. Теперь она вся черная, но крепкая. Так игрушка рождается во второй раз; происходит испытание огнем.

 

Коля:

 

Потом игрушку белят, сушат и расписывают, так она рождается в третий раз.

 

Воспитатель:

 

Ребята, знаете, настоящие мастера говорят, что игрушка рождается, как человек.

Первый раз человек рождается совсем маленьким, слабым и глупым.

Второй раз он рождается, когда ученье кончит.

А третий раз – когда пройдет испытание в жизни. Только тогда он настоящим человеком станет, когда его жизнь будет приносить пользу.

 

Воспитатель:

 

Скажите, а вам хочется поучаствовать в рождении игрушки?

 

Воспитатель:

 

Давайте проведем физ.минутку, немножко отдохнем.

 

Проводит Юля:

 

                                             Из-за леса, из-за гор

                                             Едет дедушка Егор,                  

                                             Сам на лошадке,

                                             Жена на корове

                                             Дети на телятах

                                             Внуки на козлятах.

Воспитатель:

 

Я предлагаю вам взять в руки ваши волшебные кисточки и своими руками создать сказку. Посмотрите внимательно на свои фигурки, подумайте и превратите их в чудо, в сказочных героев.

 

Но мы должны вспомнить о техники безопасности при работе с красками.

О чем должны помнить?

- не брызгать красками на других;

- не брать краски в рот;

- пользоваться тряпочкой.

 

Итак, начинаем расписывать.

(дети расписывают свои фигурки, выбирают элементы узора).

 

 

Воспитатель:

 

Ребята, мастерицы не только создавали сказочные игрушки, а придумывали еще и загадки, прибаутки, считалки, небылицы, связанные с игрушками.

 

Давайте вспомним их:

 

Катя:

 

                                           Барашек-свисток

                                           Левый рог-завиток

                                           Правый рог-завиток

                                           На груди - цветок

 

Таня:

 

Утка - марфутка

Бережком идет,

Уточек - марфуточек

Купаться ведет

 

 

Яна:

Бока крутые

Рога золотые

Копыта с оборкой

На спине Егорка

 

 

Олег:

Индя – индя - индючок

Ты похож на сундучок

Сундучок не простой,

Красный, белый, золотой.

 

 

Юля:

Я барыня – красавица

Хочу всем нравиться

Расскажу вам небылицу:

По небу летала кошка,

речка к нам течет в окошко.

 

Алена:

                                          Конь бежит

Вся земля дрожит

Это чей такой конек?

Для какого молодца?

Это конь богатырь

Для Алеши – удальца. 

 

 

Коля:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок, Ты подай голосок,

Через лес за реку

Покричим:

Ку-ка-ре-ку

 

 

 

Дети заканчивают расписывать фигурки, раскладывают их на столе.

 

 

Воспитатель:

 

Трудно было расписывать игрушку?   (Да).

 

В чем трудность? Удалось справиться с этим?     (Не совсем).

 

Давайте выберем самую красивую игрушку.

 

 

Воспитатель:

 

Я думаю, ребята, что каждый из вас сегодня создавал свою сказку из глины и красок.

Я хочу, чтоб вы помнили это и старались делать только хорошее и доброе и тогда, наверное, сказка всегда будет с вами.

Спасибо вам за старание.

 

 

 

Какие основные приемы работы с кистью?

 

Всей поверхностью, кончиком кисти, ударом кончика (тычком), прикладыванием всей поверхности кисти.

Это «азбука» дымковской росписи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий труд "Плетение коврика"

Цель: развитие творческого воображения....

Творческий труд. Аппликация "Ваза с цветами".

Цель: развитие творческого воображения, коррекция мышления на основе упражнений в анализе-синтезе.Ход занятия. Ребята, сегодня на занятии мы будем создавать красивую картину .Она называется "Ваза с цв...

Эстетическое воспитание школьников в процессе творческого труда

      Как педагога, меня особенно интересует проблема художественно-эстетического воспитания учащихся. Оно направленно на развитие у детей способности чувствовать...

Самостоятельный поисковый и творческий труд учащихся при использовании метода проектов в процессе обучения иностранным языкам

Метод проектов широко используется в современной школе. Данная статья может оказать помощь учителям для использования проектной методики на уроках иностранных языков....

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы — творческий труд народов России"

Цель: Познакомить учащихся с традиционными народными промыслами.Задачи:- Создание представлений о характерных особенностях народных промыслов Дымково, Филимоново, Каргаполя.- Развитие восприятия, вооб...

Приобщение детей к творческому труду

Приобщение детей к творческому труду   Почему о труде говорят творческий?Потому что творчество это постоянное усовершенствование всего и в том числе себя. Именно в творчестве человек раскрыв...

Нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе творческого труда

Формирование у воспитанников доброжелательного  отношения к труду с учетом особенностей трудовой деятельности, в сравнении с игрой  и на основе возрастных возможностей ребенка......