Нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе творческого труда
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Формирование у воспитанников доброжелательного  отношения к труду с учетом особенностей трудовой деятельности, в сравнении с игрой  и на основе возрастных возможностей ребенка...

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ ВО БС(К)ШИ  VII-VIII вида для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья

Сообщение на тему:

"НРАВСТВЕННО –ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА"

Подготовила                                                                                               воспитатель                                                                                                                Кравченко И. В.

Одной из главных задач воспитания является формирование у воспитанников  правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей  трудовой деятельности в сравнении с игрой, на основе возрастных возможностей ребенка. Формирование у детей чувства коллектива, необходимо осуществлять в раннем возрасте, когда перед детьми ставят определенные задачи в разных видах практической деятельности. Это явление является лишь элементами художественного труда и необходимым сплочением маленького коллектива.

При правильном руководстве процессом воспитания, у ребенка развиваются желания и умения трудиться, изменяется отношение к качеству работы, повышается степень самостоятельности, а также начинает складываться эмоционально – нравственные представления, которые являются основой зарождающегося чувства коллектива.

Трудовое воспитание неразрывно связано с общей гуманизацией воспитания – которая является одной из наиболее важных задач педагогической практики и науки, суть гуманизации – в признании ценности человека как личности,  в его праве на свободу, счастье. Развитие и проявление своих способностей. Система образования и воспитания основывается на основе гуманистических принципов:

- неповторимость личности, как субъекта воспитания;

- выстраивание отношений в системе образования на основе духовного и эмоционального единства детей и взрослых.

Эстетическое воспитание является одним из аспектов личности. Особое место в составе нравственно –эстетического воспитания, занимает развитие нравственных чувств, осознание красоты природы, окружающей действительности и отношение между людьми.

Эстетическое воспитание относится к системе дополнительного образования. Его деятельность направлена на воспитание гуманистических качеств личности учащихся, на основе народных педагогических традиций, культуры и национальных особенностей народа, почитание религиозных праздников.

Пример: успехи детей в изготовлении изделий народных промыслов рождают уверенность в своих силах. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

Изготовление кормушек – объединение и знакомство подростков, любящих птиц: помочь им освоить приемы наблюдения за птицами. Владеть необходимыми теоретическими знаниями, научить изготавливать кормушки, домики, искусственные гнезда.  

Цели и задачи применения элективных курсов(изготовление ложек), является формирование художественной культуры школьников, эстетического вкуса, умения видеть и ценить красоту окружающего мира, помощь в овладении образным языком декоративно – прикладного искусства, возможность проявить свои способности, определить собственные интересы, приобрести умение работать соответствующими инструментами.

Эстетическое воспитание неразрывно связано с другими сторонами целостного воспитательного процесса, в первую очередь с нравственным воспитанием, и как – бы пронизывает их, предопределяя их эффективность, за счет целенаправленности процесса формирования у школьников развитого эстетического сознания и вкуса, способности воспринимать прекрасное и гармонию в окружающем мире. Понимая гармонию как стремление к идеалу и красоте, воспитатель должен передать это детям. Эстетическое, нравственное совершенствование осуществляется средствами природы, искусства, труда и через общение.

Главная задача нравственно-эстетического воспитания – раскрытие и стимулирование их творческого потенциала, способствующего самоутверждению и  самореализации. Нравственно – эстетическое воспитание объединяет формирование у детей своего отношения к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно это дает основание говорить о формировании у ребенка, в процессе воспитания и обучения нравственно –эстетического отношения. В ходе формирования ребенок приобретает:

 - первоначальный эмоциональный опыт, помогающий ему ориентироваться в разнообразных художественных проявлениях(первые нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими людьми);

 - способность к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и искусстве, как способе отражения;

 - первоначальные морально-нравственные понятия, основу для последующего формирования ценностных ориентаций;

 - возможность применения полученных знаний, что проявляется в поступках, культуре поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Система дополнительного образования является мощным средством, способствующим нравственно-эстетическому развитию личности ребенка, необходимым условием для его реализации в культуре жизненного пространства, требует осмысления целей, путей, форм  и методов ее совершенствования и развития.

В. А. Сухомлинский писал: «Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и не может быть воспитание без труда и вне труда, потому что во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты воспитания учащихся в процессе преподавания математики

Статья содержит некоторые предложения из опыта моей работы учителем математики в сельской школе. Некоторые мои находки, позволяющие  привлечь учащихся к самому трудному для них предмету....

Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда

Выступление на РМО учителей технологии. Тема:"Воспитание учащихся на уроках обслуживающеготруда....

Эстетическое воспитание школьников в процессе творческого труда

      Как педагога, меня особенно интересует проблема художественно-эстетического воспитания учащихся. Оно направленно на развитие у детей способности чувствовать...

Эстетическое воспитание учащихся в процессе преподавания образовательной области "Технология"

В статье рассматриваются вопросы эстетического воспитания обучающихся на уроках технологии как важной составляющей личностной компетенции современного человека....

Из опыта работы «Трудовое воспитание учащихся в процессе преподавания математики через решение задач с региональным компонентом»

Из опыта работы "Трудовое воспитание учащихся в процессе преподавания математики через решение задач с региональным компонентом"...

Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда

Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда...

Статья "Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки"

Статья "Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности педагогической поддержки" Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности является осно...