Конспект занятия "Сказка или простой способ решить любую проблему"
план-конспект урока (6 класс) по теме

Сказки всегда являлись инструментом обучения и целительства. В сказках в образной форме показывается, как человек может помочь себе преодолеть различные невзгоды и трудности.

Данное занятие предназначены для воспитанников 6 класса школы-интерната. оно включено в цикл занятий программы "Сказка в тренинге". В ходе занятия ребята овладеют  конкретными методы самопомощи.  Сказка поможет детям открыть свою душу окружающим, рассказать о своих трудностях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr._skazka_v_treninge.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка, или простой способ решить любую проблему

                                                                                 педагог-психолог МБС(К)ОУ      

                                                                                                     «школа-интернат №22, V вида,

                                                                                                      г. Кемерово»

                                                                                                      Усачева Г.В.

                                                                                                                           

   «Жили-были…». Каждый ребёнок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что-то новое и интересное. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым взрослым или к мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки.

   Использование сказок берёт начало ещё из глубины веков – той поры, когда существовало устное народное творчество. Сказки всегда являлись инструментом обучения и целительства, средством народной психотерапии задолго до того, как психотерапия получила официальный статус Люди разных возрастов любят сказки. Ведь в сказках в образной форме показывается, как человек может помочь себе преодолеть различные невзгоды и трудности, сделать свою жизнь полноценной, сохранив при этом индивидуальность.

    Сказки всегда были самым эффективным средством общения с детьми, т.к. это общение  на понятном языке детской фантазии и воображения. Сказки рождают у ребёнка ощущение, что его понимают, интересуются его проблемами и что взрослые «не стоят в стороне», а готовы оказать посильную помощь. Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. С помощью сказочного путешествия они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами, неуверенностью в себе, застенчивостью, плаксивостью, агрессивностью и другими проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребёнка надежду, что чрезвычайно важно. На примере сказочных героев у человека происходит осмысление собственной жизни, сказка воздействует на сознание и подсознание, может помочь человеку определить верный путь решения своих проблем, а спроецировав поступок героя  сказки на современную жизнь, человек изменяет своё поведение, своё мышление и может встать на путь личностного развития, излечению невротических расстройств и соматических заболеваний.

  Сказка обучает методам самопомощи, помогает духовному росту человека, способствует раскрытию личностного потенциала и самореализации, расширению взаимодействия с окружающим миром, позволяет задумываться о будущем, понять ценность своего окружения и важность взаимоотношений с ним, налаживания отношений с другими и закрепление нового конструктивного стиля общения, основанного на взаимном принятии и сотрудничестве.

   Для психолога занятия по сказкотерапии выступают незаменимым средством глубокого познания особенностей внутреннего (психического, душевного) мира обучающихся, а значит, помогают лучшему взаимопониманию между психологом и детьми и более успешному психолого-педагогическому воздействию на них. Реакция ребёнка на сказки может оказаться для него единственным способом, которым он «откроет» свою душу окружающим, расскажет о своих трудностях.

    Трудности общения школьников со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной задержки их личностного развития, неуверенности в себе, напряжённости и тревоги, апатии и одиночества, агрессивности, комплекса неполноценности и даже фрустрации препятствуют полноценному функционированию личности. Эти и другие негативные психические состояния не только резко затрудняют ученье, омрачают жизнь, но и чреваты психическими расстройствами, неврозами и другими психопатиями.

    Техника использования сказок является важнейшей формой психологической поддержки детей. Ведь здесь создаётся возможность человеку общаться с другим человеком в непринуждённой обстановке, испытывать переживания, полностью открываться другим и чувствовать их искреннее расположение к себе, учиться самому принимать людей такими, какие они есть. На занятиях с детьми и подростками приобретается опытное, эмоционально пережитое знание о родственности других людей, об их человеческой сущности, доброте, отзывчивости – словом те знания, тот опыт, которое прочно запечатлеваются в душе, смягчается резкость, крепнет чувство собственного достоинства, помогает активизировать внутреннюю работу над собой.

  Сказочные истории представляют детям россыпи возможных вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций. Они показывают детям, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать – и окончание обязательно будет счастливым.

  Сказки можно использовать в работе с детьми, имеющими разные невротические расстройства, а также в работе с жертвами эмоциональной и физической травматизации. Участникам предлагаются психологические игры и упражнения, которые подобраны по принципу совместимости со сказкотерапевтическими  занятиями и помогают представить проблему в символической форме, и тем самым, настраивают участников на сказку, помогают подчеркнуть и проработать значимую проблему.

   Занятия  предполагают различные технологии использования сказок: её анализ по вопросам, рассказывание, рисование наиболее запомнившегося сюжета или своей ассоциации к сказке, проигрывание всей сказки или её значимых ситуаций.

Знакомство со сказкой  «Птенец»

Задачи:

1.Установить контакт между участниками группы.

2.Создать мотивацию на работу в группе.

3.Помочь дать оценку своей роли в семье и жизни, осмыслить её и выйти на новый уровень взаимоотношений.

4.Способствовать раскрытию личностного потенциала и самореализации.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись со спокойной музыкой, листы бумаги, цветные карандаши, краски, пастель художественная, «волшебная палочка».

Ход занятия

  1. Вводная часть
  1. Приветствие

   Ведущий  тренинга приветствует всех участников  и представляется им. Если члены группы не знают друг друга, проводится процедура знакомства.

   Каждый член группы пишет свое имя на небольшом листе бумаги и прикрепляет его с помощью булавки на груди. Затем, встав в круг, участники тренинга по очереди произносят свои имена, сопровождая их характерным для себя жестом, определенным движением. Все остальные повторяют услышанное имя и жест каждого представившегося члена группы.

  1. Составление правил группы

   Под руководством ведущего члены группы знакомятся с правилами сказочной жизни, которые являются примерно такими же, как и правила любого психотерапевтического тренинга, а именно: конфиденциальность, доверие, Я-высказывания, возможность сказать «нет», активность и т.п.

  1. Разминка. Игра «Лишний стул»

    Цель игры – настройка группы на непринуждённое и откровенное общение, создание сказочной атмосферы.

   Группа сидит в круге. Ведущий встаёт, убирает стул, на котором сидел, и объясняет условия игры: меняются местами все, к кому относится высказанное предложение. Тот, кому не досталось места, становится водящим и получает возможность предложить группе следующее условие. Начать ведущий может с таких предложений, которые заведомо оставляют всех на своих местах, например:

- Сейчас поменяются местами те, кто всегда соблюдает правила.

- Сейчас поменяются  те, кто всегда слушается родителей…

Можно давать задания, совместимые с темой сказки или предлагаемого обсуждения, например:

- Поменяются местами те, кто верит, что чудеса встречаются не только в сказках.

(продолжительность игры 10 минут)

  1. Основная часть
  1. Игра «Растопи круг»

   Цель игры: стимулировать у участников группы готовность и способность с теплотой и искренностью относиться к людям, видеть их лучшие стороны.

   В этой игре все встают в круг и берутся за руки. Водящий входит в круг. Его задача – растопить круг своей теплотой. Круг выпустит только того, кто сумеет сказать добрые и красивые слова о ком-то, стоящем в круге, кто выразит ему свою теплоту, благодарность и восхищение – самые лучшие человеческие чувства.

   Инструкция для стоящих в круге: «Вы не имеете желания выпустить того, кто в круге, но если вы верите в искренность его тёплых чувств к вам и, на ваш взгляд, человек говорит от всей души – вы можете отпустить свои руки, обнять его и выпустить человека. Если вы будете выпускать его легко, будет неинтересно, он должен это заслужить. С другой стороны, дайте человеку шанс: если человек действует на пределе своих возможностей – оцените это и выпустите его. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий в круге будет не он, а кто захочет. Каждому водящему дается 2-3 минуты. Кто сделает шаг вперед и войдет в круг, чтобы испытать себя?»

  1. Знакомство со сказкой «Птенец»

   Большое белое  лежало на траве, а внутри у него билось маленькое сердце. Птенец, который должен был вот-вот появиться на свет, находился еще там, но уже испытывал непонятное беспокойство. Скорлупа, просторная прежде, вдруг стала тесной. Тёплый дом, который защищал от холода, ветра и дождя, охранял от косых взглядов и острых когтей, начал мешать. Птенец вдруг почувствовал, что не может расправить крылья и взлететь, не знает, что находится за тонкой и прочной стенкой, хотя звуки и голоса, доносившиеся оттуда, он слышал постоянно.

  - Я хочу увидеть, что там,- подумал птенец и тронул крылом скорлупу.

 Она осталась невредимой, но недовольно сказала:

  - Что ты делаешь, глупый птенчик? Зачем покидаешь родной дом, который вырастил и воспитал тебя? Окружающий мир суров, он не будет заботиться о тебе так, как забочусь я. Тебе самому придется искать себе пищу и кров. Хотя, если хочешь, можешь сломать меня. Не тебе ведь будет больно.

   Птенец растерялся: как же он раньше не подумал о скорлупе? Там, за стенкой, был неизвестный мир, который звал и манил. Неведомая сила влекла его туда, влекла так, что сидеть взаперти было уже невозможно. Но скорлупа… Она всегда охраняла его от опасностей и согревала.

  - Какой я неблагодарный, - подумал птенец, - как я мог решиться на такое?

   И он притих, а затем сказал:

  Попробую жить, как прежде. Ведь было же мне раньше хорошо, тепло и уютно. А неизвестный мир? Может быть, он действительно холодный и колючий?

   И птенчик остался в скорлупе.

   Но беспокойство почему-то не проходило, с каждым днём птенцу становилось всё труднее дышать. – Если я останусь здесь, то никогда не научусь летать,- вдруг громко сказал птенец и почувствовал силу в крыльях.

   Он посмотрел на скорлупу и добавил:

  - Прости, но моя жизнь не должна пройти здесь. Ты помогла мне вырасти, но сейчас я хочу увидеть новый мир, жить в нём  и, конечно, летать. А с трудностями, которые встретятся на моём пути, я справлюсь сам.

   Скорлупа молчала. Наконец она сказала:

  - Ты прав, мой птенец. Из-за большой любви к тебе я даже не заметила, как ты вырос и окреп.  Лети же, и пусть удача будет с тобой!

   Птенец расколол клювом скорлупу и вышел в незнакомый, удивительный, таинственный и такой желанный мир.

  1. Анализ сказки

   Психолог задаёт вопросы для обсуждения сказки.

   Желательно, чтобы каждый член группы мог высказать своё мнение, и все его мнения заинтересованно выслушивались и развивались.

  1. О чём эта сказка?
  2. Как вы думаете, в каких обстоятельствах может возникнуть подобная ситуация?
  3. Кто из героев вам наиболее близок? Почему?
  4. Знакома ли вам подобная ситуация и те чувства, которые испытывали герои?
  5. Есть ли смысл в том, что птенец разбил скорлупу и вышел в незнакомый мир?
  6. Что произошло, если бы птенец остался в скорлупе?
  7. Чему мы можем научиться у этой сказки?
  8. Нарисуйте самую яркую для вас картинку сказки.

Сказку можно использовать в качестве метафоры, а также провести её анализ, рассказывание, рисование проигрывание в ролях или с помощью кукол.

  1. Игра  «Ресурсное состояние»

   Цель игры – развитие способности восстанавливать свои силы и приводить себя в гармоничное состояние.

   Ведущий читает текст, предназначенный для активной визуализации: «Вспомните ту ситуацию своей жизни, когда вам было особенно хорошо и вы были уверенны в себе. Посмотрите на себя со стороны – где вы находитесь, как выглядите. Подойдите поближе, почувствуйте тепло этого образа, слейтесь с ним. Вы уверены в себе, вам хорошо. Побудьте в образе. Какие изменения вы чувствуете?

   А теперь выйдете из образа. Почувствуйте разницу. Снова войдите в образ. Вам нравится, вам хорошо. Всегда, когда вы захотите, вы можете войти в это ресурсное состояние.

   Выберите, в каком состоянии вам нравится больше. Останьтесь в нём  на несколько минут и возвращайтесь сюда».

  1. Завершение
  1. Игра для завершения «Аплодисменты по кругу»

    Ведущий говорит участникам: «Мы хорошо поработали, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат потихоньку, а затем становятся всё сильнее и сильнее».

   Он начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоём. Третий выбирает четвёртого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

  1. Прощание со сказкой

  Ведущий задаёт вопросы участникам тренинга:

- Что вам больше всего запомнилось?

- Было ли что-нибудь, что вас наиболее удивило?

  Далее   произносят  всей группой слова: «До свидания, сказка».

 

   

Знакомство со сказкой «Маленький Медвежонок»

Задачи:

1.Формировать способность к раскрытию личностного потенциала.

2.Развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми.

3.Развивать способность  трансформировать раздражение, агрессию апатию в готовность к общению и внимательность к окружающим.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись со спокойной музыкой, листы бумаги,  ручки, цветные карандаши, краски, пастель художественная, клубок ниток, «волшебная палочка».

Ход занятия

I.Вводная часть

1.1.Приветствие 

   Все участники тренинга встают в круг. Им дается задание поприветствовать друг друга: глазами, руками.

1.2.Разминка Игра ««Волшебная палочка»

   Цель игры – формирование участниками своих ожиданий, ценностей, мыслей, создание сказочного настроения.

    Игра проводится в зависимости от целей, которые стоят перед группой в данном случае. Тот, к кому попадает волшебная палочка, говорит, например, о своих желаниях применительно к сказкотерапевтическим занятиям. Для придания игре яркости рекомендуется изготовить красивую «волшебную палочку», которую участники передают тому, чьё мнение хотят услышать.

 Продолжительность игры 10 минут.

II.Основная часть

2.1.Игра «Игра «Полярности: конфликт «нападающего» и «защищающегося»

   Цель игры – лучше понять конфликтные стороны своей личности и получить опыт активного отстаивания своей точки зрения.

   Ведущий даёт группе следующую инструкцию: «Сядьте с партнёром друг против друга и решите, кто из вас будет «нападающим», а кто «защищающимся». После этого начните разговор. Пусть каждый стоит на своём и не сдаётся. Если вы «нападающий» - поучайте партнёра, как он должен себя вести, что ему надлежит сделать и т.п. Всячески тираньте его и критикуйте с позиций вашей безусловной правоты и явного превосходства. Если вы «защищающийся» - всё время ищите себе оправдание и хнычьте как можно жалобнее. Рассказывайте, как сильно вы хотите и стараетесь, чтобы всем было хорошо, и как всё время что-нибудь мешает. Продолжайте выполнять это задание 10 минут с тем. чтобы получить от своей позиции как можно более полное впечатление.

   Затем поменяйтесь ролями. Если вы были «защищающимся», возьмите на себя роль «нападающего». Постарайтесь в полной мере ощутить его власть и авторитет, а если вы теперь «защищающийся! – его хитрую пассивность. Через 5 минут закончите выполнять эту игру и присоединитесь к труппе. Обменяйтесь своими впечатлениями.  

   Сравните сыгранные роли с тем, как вы ведёте себя в обычной жизни. Обсудите, кто как себя чувствовал при выполнении данного упражнения. Возникло ли у вас чувство гнева или униженности, когда вы играли роль «защищающегося»? Было ли у вас ощущение вины или стремление покарать «защищающегося», когда вы выступали в роли «нападающего»? Анализ ваших впечатлений от выполнения этой игры может дать вам информацию об этих двух сторонах вашей личности».

 Продолжительность игры 25 минут.

2.2.Знакомство со сказкой «Маленький Медвежонок»

        Это  случилась в  одном  детском  саду,  в  который  ходили  разные   лесные зверушки.  Каждое  утро  лес  просыпался  от  тёплых  лучей  солнышка,  согревающих  землю,   а  песни  птиц  будили  лесных  зверушек,  и родители вели их в лесной садик.                                                                                                                                                 Недалеко  от  этого  детского  сада  жил  Медвежонок.  Никто  из  зверей  с  ним  не   дружил,  потому  что  он  со  всеми   дрался. «Все  хотят  меня  обидеть,  сделать  мне  плохо.  Мне  надо  защищаться,  потому  что  если    я  не  буду  драться,  другие  зверята  будут  меня  обижать»,-  так  думал  Медвежонок.          

         Ему  было  грустно  всегда  быть  одному,  и  вот  однажды  он  отправился   погулять.   Ходил  он,  ходил  и  пришел  к  детскому  садику,  где  играли  зверята.

    - Смотрите,  к  нам  идёт  Медвежонок.  Может,  он  будет  нашим  новым  другом, - сказала  Белочка.

      - Но  посмотрите,-  закричал  Зайчик,-  он  сжал  кулаки  и  собирается  с  нами  драться!

          Медвежонок   не  слышал  разговора   зверят  и,  всё  сильнее  сжимал  кулаки,  думал:  «Они  договариваются  о  том,  чтобы  начать  меня  обижать,  и  мне  придётся  защищаться».

        - Мы  хотим  с  ним  дружить,  а  он  с  нами  хочет  драться,-  закричали  зверята.        - Мы  будем   защищать  себя!

        И  они  побежали  к  Медвежонку.  Медвежонок,  увидев  подбегающих  зверят,  очень  испугался.  Он ещё сильнее сжал свои кулаки  и  приготовился  драться.

     - Эх  ты!  Мы  хотели  с  тобой  дружить,  а  ты  хочешь  с  нами  драться,-  сказали  зверята. -  Мы  думали,  ты  наш  новый  друг,  а  ты!.. - закричали  они.

      -  Мы  не  будем  с  тобой  дружить!

  И  они оставили  Медвежонка одного. Медвежонок  почувствовал,  что  ему  стало стыдно за то, что он хотел  драться с этими зверятами. Грусть  переполнила  сердце  Медвежонка  и  он  заплакал.  Ему  стало  очень  плохо от  того,   что  его  все  боялись  и  у  него  не  было  друзей.  «Что  же  мне  делать,  как  подружиться    со  зверушкам?»-  думал  Медвежонок.  И  вдруг  увидел,   что  кулаки  у  него  до  сих  пор  сжаты  и  на  них  капают  слёзы.

         «Я  понял,  мне  надо  разжать  кулаки,  ведь,  наверное,     из-за  них  зверята  подумали,  что  я  буду  с  ними  драться!» - решил  Медвежонок.

        На  следующий  день  Медвежонок  пришёл  к  зверятам  в  детский  садик  и  не  стал  сжимать  свои  кулаки.  Зверята   увидели,  что  он  не  хочет  драться,  и  решили  с  ним  дружить.  Медвежонок  и  зверята  стали  вместе  играть  в  разные  весёлые  игры,  петь  песни  и  танцевать.   Они  смеялись  и  рассказывали  друг  другу  интересные  истории.  А  Медвежонок,  играя  со  зверушками,  думал: «Я  больше  никогда  не  буду  без  причины  сжимать  свои  кулаки  и  драться,  потому  что  другие  зверята  и  не  думали  обижать  меня.  Как  хорошо,  что  я  разжал  свои  кулаки  и  понял,  что  плохо  быть  драчуном!».  И  от  этой  мысли  Медвежонок  почувствовал  себя  отлично.

2.3.Анализ сказки по вопросам       

   1. Почему  Медвежонок  думал,  что  все    его  хотят  обидеть?  Так  ли  это  было на  самом  деле?

   2.  Почему  дети  в  детском  саду  сказали  Медвежонку,  что  они  не  будут  с ним дружить?

   3.  Из-за  чего  они  так  думали?

   4. Что  помогло  Медвежонку  подружиться  со  зверятами?  

   5.Что  бы  ты  ещё  посоветовал  сам?

   6. Есть ли среди ваших знакомых кто-нибудь, похожий на Медвежонка?

   7 Постановка спектакля по сказке:

   - распределение ролей и определение правил (выбираются актёры на роли Медвежонка и зверят – актёры на роли со словами; распределяются роли: родителей зверушек, солнышка, птиц, леса, травы, цветов, бабочек – роли без слов;

  - постановка спектакля по сказке;

  - обсуждение спектакля (каждый участник может высказать своё мнение о том,  что считает основной темой данной постановки;

  - анализ спектакля по вопросам:

  1. Понравилось ли вам играть свою роль?
  2. Были ли какие-нибудь сложности в игре? В чём они выражались?
  3.  Чувствовали ли вы поддержку группы?
  4. Было ли между вами взаимопонимание?
  5. Что нового вы узнали о себе, играя эту роль?

2.4.Игра «Клубочек»

 После обсуждения спектакля психолог даёт группе клубок ниток, и участники, сидя в кругу, передают его друг другу со словами: … (имя участника), спасибо, что ты есть.

   Каждый оставляет у себя часть клубка, который разматывается по мере движения от участника к участнику.

   Получившийся узор трактуется как путь, который прошли вместе с героем сказки все участники группы, и связи, которые возникли за это время.

III.Завершение

3.1.Игра для завершения «Спасибо за приятное состояние»

   Ведущий говорит участникам: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет выразить нам дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берёт за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает её и говорит:  «Спасибо за приятное занятие!» - таким образом, группа в центре круга постепенно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук».

3.2.Прощание со сказкой

  Ведущий задаёт вопросы участникам занятия:

- Что вам больше всего запомнилось?

- Какие качества и способности вы в себе открыли?

Далее взмах «волшебной палочкой» и произнесённые всей группой слова: «До свидания, сказка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс Самый простой способ решения непростых неравенств

 Цели:   1.Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.   2.Развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений....

50 простых способов помощи планете

50 простых способов помочь планетеСоветы о том, как просто и легко помочь окружающей среде.Просто попробуйтеПомощь окружающей среде или "зеленая" жизнь совершенно не обязательно должна быть связана с ...

Статья "Простые способы запоминания иностранных слов"

В данной статье вы найдете простые рекомендации ,следуя которым вы сможете обогатить свой словарный запас при изучении иностранного языка....

Изготовление колодки шерхебеля ( рубанка ) - простой способ.

Обычно  колодку изготавливают из цельной заготовки твёрдой  древесины  берёзы, дуба, бука и т.п. на станках, однако, колодку можно изготовить  вручную без особых потерь в...

Простые способы лишний раз показать детям, что вы их любите

Последнее время нам так нехватает времени просто посидеть, поговорить. и между нами образуется пропасть. мы удивляемся почему?Предлагаем вашему внимани простые способы лишний раз показать детям, что в...

Конспект занятия "Простой способ решения непростых неравенств "

Метод интервалов - наиболее удобный и универсальный способ решения любых неравенств. Он позволяет решать более сложные неравенства, у которых левая часть - многочлен любой степени, представляемый в ви...

«АППЛИКАТУРА, КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ»

В данной работе освещаются способы работы над аппликатурой на примере некоторых этюдов для начинающих пианистов....